Конспект урока по литературному чтению "С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»"(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 48. С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза» Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе. Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» (из цикла «Времена года».
Иконка файла материала литература.docx
Урок 48. С.А. Есенин. «Поет зима ­ аукает...», «Береза» Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать  формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе. Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» (из цикла «Времена года». Ход урока I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева. III. Постановка цели урока ­ Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта. (Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.) В этом имени ­ слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, Что­то есть в нем От русских песен ­ Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь ­ рассвет. Что­то есть в нем И от весенней Грусти, юности И чистоты... ­ Услышали ли вы эту фамилию? Только скажут ­«Сергей Есенин», всей России  встают черты... *' '■v    (H. Браун) ­ Какой   прием   использовал   Николай   Браун   в   своем   стихотворении? (Звукопись.) ­ Сегодня мы будем читать произведения замечательного  русского поэта Сергея Есенина. IV. Изучение нового материала 1.Рассказ учителя. Сергей  Есенин  родился  и  вырос  в селе  Константиново  под  Рязанью, на берегу   Оки.   Закончил   4   класса   в   сельском   училище,  затем   церковно­ учительскую   школу.   Он   очень   любил   природу   и   воспевал   ее   в   своих стихотворениях.2.Первичное   чтение   учителем   стихотворения   «Поет   зима   ­ аукает...» ­ Понравилось ли вам стихотворение? ­ Какие   картины   вы   увидели?  (Лес,   а   над   лесом   плывут   облака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.) ­ Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете? ­ Какие   образные   средства   использовал   поэт?  (Олицетворение   и метафору, придуманное слово ­ стозвон: звон 100 сосен.) ­ Прочитайте   следующие   три   строчки.   А   какой   главный   прием   для создания картины здесь использован?  (Олицетворение и тоже есть метафора ­ седые, с тоской глубокою.) ­ Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение. ­ Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая? Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы ­ написать о  метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без  воробышков.мы не поймем, насколько холодно.) 3.Выразительное повторное чтение детьми. ­ Прочитайте   это   стихотворение   так, отношение к картинам зимы.   чтобы   передать   свое V.Физкультминутка VI. Работа над стихотворением «Береза» 1.Первичное чтение. ­ Прочитайте   стихотворение   «Береза»   тихо,   «жужжащим» чтением. 2.Беседа после чтения. ­ Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем их употребляет  поэт?  (Три строки из второго четверостишия, две последние строки из третьего, последняя строка четвертого. Для создания образа.) ­ Есть   ли   здесь   другие   выразительные   средства   языка   ­   сравнения   или олицетворения?  (Сонная   тишина,   лениво   обходя,   обсыпает   ­ олицетворения.) ­ Какие слова показались вам непонятными? ­ Почему   поэт   сказал   «принакрылась»?  (Имеется   в   виду   не  закрылась совсем, только чуть­ чуть.) 3.Работа по вопросам учебника на с. 197. (Дети читают вслух по одному вопросу и отвечают на него). 4.Выразительное чтение стихотворения. ­ Прочитайте   это   стихотворение   так   красиво,   чтобы   все   уви дели нарядную, тихую сияющую березу. VII. Закрепление нового материала ­ Сегодня вы научились замечать метафоры в стихотворениях.­ Посмотрите   на   картину   Игоря   Эммануиловича   Грабаря  «Февральская лазурь».   Вспоминая   о   времени   написания  картины,   художник   писал: «Когда я взглянул на верхушку  березы снизу, с поверхности снега, я обомлел   от   открывшегося   передо   мной   зрелища   фантастической красоты:  какие­то   перезвоны   и   перекликания   всех   цветов   радуги, объединенных голубой эмалью неба». ­ Что значит лазурь? (Это цвет: светло­синий.) ­ Что   напоминает   вам   узор   веток,   сплетение   белого   на   синем  фоне? (Кружево.) ­ Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину:   «Настали   чудесные   солнечные  февральские   дни.   В   природе творилось   нечто   необычное.  Казалось,   что   она   праздновала   какой­то небывалый   праздник   лазоревого   неба,   жемчужных   берез,   коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». ­ Какие   образные   выражения   запомнили?   Как   называется этот прием? (Метафора). VIII. Итог урока : ­ Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакомились? ­ Какие стихотворения прочитали? ­ Знаете   ли   вы,   что   стихотворение   «Береза»   ­   это   первое  опубликованное стихотворение С. Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту было тогда 19 лет. ­ Что такое метафора? Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение «Береза».