Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
русская литература
3 кл
06.04.2018
Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
На уроке происходит усвоение нового материала. Учитель создаёт условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствует формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействует воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личностиdoc
Л.Н.Толстой Лев и собачка 3 класс.doc
Калашникова Любовь Петровна,   учитель начальных классов, МБОУ СОШ №153, город Новосибирск У р о к   л и т е р а т у р н о г о   ч т е н и я   в   3 к л а с с е  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать  формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих  навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к  окружающим людям), нравственному становлению личности  П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные:  научатся выражать личное  отношение к прослушанному  (прочитанному),  аргументировать свою позицию с  привлечением текста  произведения; понимать, позицию какого героя произведения  поддерживает автор,  подтверждать словами  из текста О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :   портрет   Л.   Н.   Толстого,   подборка   книг   Л.   Н.   Толстого,   детские   рисунки   по   произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного  литературного произведения, выявляют особенности их поведения в  зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её,  сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои  учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при  оценке поступков литературных героев и своего собственного  поведения Личностные:  пользуются формами  самооценивания и  взаимооценивания на уроке О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя I. Организация начала урока – Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть.  Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца  благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)  – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать,  Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Показывают готовность  к уроку. Приветствуют  учителя Формируемые способы  деятельности Владеют  навыками  психологичес кой громко и чётко отвечать на вопросы. Психологически настраивает учащихся класса на урок II. Проверка  домашнего  задания Вот новый день и новый час,  Урок литературного чтения  новый.  Но старый друг у нас в гостях –  Мудрейший человек и мастер слова.  – О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе.  Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза ­ зеркало души. Какие  они? (добрые, внимательные, мудрые) ­ Как он относится к людям?  Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны".  Прочитайте его про себя. ­ Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может  сопереживать, радоваться, грустить, печалиться) ­ Ребята,  с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?  ­ А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем,   проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные  ответы. На работу вам даётся 4 минуты. ­ Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным  ответом. «Акула», «Прыжок» Выполняют тестовые  задания Самопроверка III.  Постановка  учебной  задачи /  Разминка ­ Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и  поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно  хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.  ­ А сейчас прочитайте стихотворение про себя  Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Читают стихотворение подготовки к  уроку,  организации  рабочего  места,  вежливого  общения Владеют  логическими  действиями. Анализируют  содержание   рассказов.  Осуществляю т  самопроверку . Владеют  логическими  действиями. Прогнозирую т содержание  рассказа по  за­головку и Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед неё, бедной, Нет уже дорог. – Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение?  (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.) – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.  Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до  озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь  о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком?  Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого  приручили.         Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с  центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества  защиты животных».  ­ Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он  собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы  детей) ­ Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва?  Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с  короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела  достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. ­  Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него  необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и  домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке  они доживают до 50 лет. –  ­ Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой  собачке.) – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?  – Что означает слово «быль»? иллюстрация м. Владеют  навыками  работы со  справочной  литературой.  Формулируют ответы на  поставленные  учителем  вопросы.  Принимают и  сохраняют  цели и задачи  учебной  деятельности Читают стихотворение  про себя  Чтение стихотворения  хором Беседа   Прослушивание  Читают название. Рассуждают о  содержании  произведения.  – Это быль – то, что   Высказывают III. Изучение  нового мате­ риала. 1.  Первичное  восприятие  текста.   2. Словарная  работа – Посмотрите,  могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту  и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над  этим произведением. было; рассказ о  действительном  происшествии. – Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в  далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту  историю писателю рассказал кто­нибудь из моряков, кто бывал в  Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней  равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».  – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ? – Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение  этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он  называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или  нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?  – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?  – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были.   – Где происходит действие?  – Было ли вам кого­нибудь жалко?  Ф и з к у л ь т м и н у т к а Внимательно слушают. Делятся своими  впечатлениями. Определяют совместно  с учителем толкование  слов. – О любви и  привязанности животных  друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце. Выполняют  свое мнение. Принимают  и сохраняют  цели и задачи  учебной  деятельности. Владеют  навыками  работы со  справочной  литературой. Используют  простые  речевые  средства для  передачи  своего  мнения.  Полно и  точно  выражают  свои мысли. Все ребята дружно встали         (Выпрямиться) И на месте зашагали.                 (Ходьба на месте.) На носочках потянулись,          (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись.       (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели       (Присесть.)              И тихонько разом сели              (Выпрямиться и сесть.) ­ В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность  собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. ­ Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?  Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.  ­ Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх  собачки?     – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки,  встала на задние лапки)  – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его  удивило? Найдите и прочитайте это место.      – Ему стало её жалко, она ему понравилась. ­ Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы  состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на  размышление. Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)  IV.  Продолжение  работы над  темой. Анализ  произведения Работа в парах (составить  диалог героев) физкультминутку Выполняют задания,  отвечают на вопросы. – Подошел к ней,  понюхал, посмотрел с  любопытством, тронул ее  лапой… – Умный взгляд собачки  был как просьба не есть  ее. Собачка очень добрая,  игривая и ласковая, стала  приветливо махать  хвостиком. Выполняют  физкультмин утку согласно инструкции  учителя Осуществляю т логические  действия.  Адекватно  воспринимаю т  информацию. Используют  простые  речевые  средства для  передачи  своего  мнения.  Составляют  диалог  животных при первой  встречи Работа с  иллюстративн ым  материалом – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в  одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а  иногда играл с ней.) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?     – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать  собачку  Как выглядят животные?     – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А  собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто  обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит. ­ А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?     – Дружба животных. Нам вместе очень весело.  Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам,  бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он  бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и  затих.) – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в  тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) –  Почему он убил другую собачку?  (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)  ­ Отчего лев умер?     – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.  Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?     – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. – Она понравилась льву.   Лев относился к ней  ласково, подружился с  ней, полюбил ее. – Может положиться на  него, доверяет ему, он не  обидит ее, не предаст. – В дружбу. – Собачка заболела  и умерла. – Лев перестал есть, а всё  нюхал, лизал собачку и  трогал её лапой. – Места себе не находил.  Возможно, он понял, что  не может больше  оставаться в клетке, он пытается  вырваться на свободу, но  не может этого сделать. Высказывают свое  мнение.  Работа в  группах 1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу. а) “Лев и собачка друзья лучших лет, Лев и собачка прекрасный дуэт. Дружат они без ссор и без драк, Любит лев собачку так” б) Лев и собачка хорошие друзья, Им расстаться никак, никак нельзя. А через год собачка умерла, Зачем и почему? Лев спрашивал себя. И от тоски он погубил себя. 2, 5 группа портрет героя – льва 3, 6 группа портрет героя – собачки – Какой конец в этой истории? (Печальный.) – Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…  – Кого вам сейчас жалко? Почему? – Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу  жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?  Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,   чувствуют происходящее, переживают, могут быть   внимательными   и   заботливыми   друг   к   другу.   Очень   часто   они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас. ­ Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для  домашней работы? Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40 V. Домашнее  задание Отвечают на вопрос. Полно и  точно  выражают  свои мысли Внимательно слушают,  задают уточняющие  вопросы Осуществляю т поиск  средств  достижения  цели VI. Итог  урока. Рефлексия  ­– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? ­ У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в  ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился  больше. ­ Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?  Какова была цель писателя?  (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали  им...) Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается  писатель? (К нашим чувствам.) ­ Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и  грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и  ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем,  празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они  дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и  справедливости.  Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?  Закончите фразы. Сегодня на уроке:  •  Я узнал…  •  Я научился… •  Мне понравилось…    •  Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо  работали. Я горжусь вами!  Делают выводы и  обобщения. Формулируют ответы на  вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности Владеют  навыками  самоанализа ТЕСТ       уч ­ ся 3 класса __________________________________ Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению,  соответствует правильному ответу.  (Акула) 1. Как мальчики оказались в открытом море? А. Они упали в воду с корабля. Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду  для купания.  2. Когда отца охватил страх за жизнь сына? А.  Когда один из мальчиков стал тонуть. Б. Когда все заметили акулу и стали кричать  мальчикам.  3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков? А. Он бросился к лодке и поплыл к ним. Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и  выстрелил.  (Прыжок)      4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?    А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.    Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.      5. Как отреагировал капитан на поступок сына?          А. Он был безразличен.            Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»      6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?          А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.          Б. Он заплакал. ТЕСТ       уч ­ ся 3 класса __________________________________ Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению,  соответствует правильному ответу.  (Акула) 1. Как мальчики оказались в открытом море? А. Они упали в воду с корабля. Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду  для купания.  2. Когда отца охватил страх за жизнь сына? А.  Когда один из мальчиков стал тонуть. Б. Когда все заметили акулу и стали кричать  мальчикам.  3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков? А. Он бросился к лодке и поплыл к ним. Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и  выстрелил.  (Прыжок)      4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?    А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.    Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.      5. Как отреагировал капитан на поступок сына?          А. Он был безразличен.            Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»      6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?          А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту. Б. Он заплакал. ТЕСТ уч ­ ся 3 класса  __________________________________ Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.  1. Как мальчики оказались в открытом море? А. Они упали в воду с корабля. Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.  2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Акула) А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!» Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.  3. Когда отца охватил страх? А.  Когда один из мальчиков стал тонуть. Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.  4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего? А. Его сковал страх за детей, за сына. Б. Ему было все равно, что происходило в море.  5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков? А. Он бросился к лодке и поплыл к ним. Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.  6.  Почему мальчик залез на мачту корабля?  А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег. Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту. (Прыжок) 7. Когда мальчик опомнился?     А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.     Б.  Когда открыл глаза. 8. Как отреагировал капитан на поступок сына?     А. Он был безразличен.     Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!» 9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика? А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.     Б. Он заплакал.

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока по литературному чтению в 3классе Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Конспект урока  по литературному  чтению в 3классе  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018