Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Оценка 5

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
18.11.2018
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект по творчеству Валентины Александровны Осеевой поможет в работе в любом классе так как прежде чем провести итоговый урок , дети готовятся к нему очень ответственно они читают произведения В.А. Осеево" т.к. "Две матери", "Синие Листья", "Сыновья"и.т.д. по прочитанным произведениям ведут "Читательский дневник" где записывают важное о прочитанном. Урок при подносит хороший пример отношений близких людей.
Волшебный мир слов и поступковпо произведениям Осеевой.docx
Тема: «Волшебная сила слов и поступков» Классный час  Цель: развивать нравственные качества личности учащихся через работу над  рассказами В. Осеевой. Задачи: Образовательные: * Формирование умения учащихся анализировать художественное  произведение на доступном уровне, прогнозировать события. * Совершенствование навыков правильного и осознанного чтения. * Совершенствование умения оценивать поступки других людей с позиции  морали, умения рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций. * Закрепление знаний учащихся по теме: «Творчество В. Осеевой». *Ознакомление учащихся с пословицами. Воспитательные: *Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения  и вежливости во взаимоотношениях. Оборудование: *мультимедиа проектор *выставка книг *презентация, интерактивная доска * карандаши цветные *белые листочки, зеленые * лист ватмана на котором нарисовано  дерево без листьев. Ход мероприятия. Организационный момент. Под звуки музыки В. Шаинского «Улыбка» дети рассаживаются по местам. ­ Дети, вам знакома эта песня? (ответы детей) ­Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь это такое простое и доброе дело. ­ Поднимите, руку, кто из вас сегодня, уже сделал хоть какое­ нибудь доброе дело? (ответы детей). И я тоже сделала – я пожелала всем здоровья и улыбнулась. В жизни по­разному можно жить –  Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать –  И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать, И подарить его людям. (С. Островой) ­ Сегодня мы поговорим о добре и зле, о вежливости, о нас с вами. И попробуем из грустной картины создать добрый радостный мотив. ­ А  проведём его с замечательным автором детских коротких рассказов  Валентины Александровы Осеевой и  посадим чудо ­ дерево, узнаем в чём  заключается волшебная сила слов и поступков. Ребята, что для вас зло? (ответы детей: обида, война, грубость…) ­ Что для вас добро? (ответы детей: солнце, мама, весна, каникулы…) ­ Кто такой добрый человек? (ответы) Дети: ­ Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту  прийти на помощь добрым словом или делом.  Дети: ­ Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и  взрослыми. Читая  произведения В. Осеевой  вы, вели дневники, они сегодня вам должны  быть помощниками верными друзьями.  Читая  рассказы,  вы выписывали   умные мысли, наиболее важные мысли. Вспомним биографию писательницы. Ученик 1: Мы   нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет  назад. Так же, как и мы, она училась,  только в гимназии. В.А.Осеева  мечтала  стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей. Ученик 2:.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала нам  о том, «что такое хорошо и что такое плохо».   Ученик 3. Родилась 28 апреля 1902 года.  Первый рассказ «Гришка». Первая книга «Рыжий кот».  Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.   Мы прочитали много рассказов В.Осеевой. Как вы думаете,  почему Валентина Александровна Осеева писала такие  короткие рассказы.  Оказывается, она оставила все детям письмо. Письмо ­ обращение В. А. Осеевой к  читателям, послушайте, я его прочитаю:   «Дорогие ребята!  Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.  Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.  Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих  поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в  жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы,  чтобы вам легче было научиться читать и думать» Сядьте, пожалуйста, по группам. Карточка заготовка.    сказал сердито буркнул сжал кулаки засопел от обиды крикнул стукнул кулаком по скамейке вдруг замолчал подошёл боком, потянул за рукав, глядя  в глаза, тихим голосом сказал заглянул в глаза и прошептал,  расцеловал в обе щёки сидел притихший, положил руку на  плечо и тихо попросил    Прочитайте   слова. Подумайте, из какого произведения эти слова? Как звали этого героя? Обсуждение работы в группе. ­ Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое.    ­ Что заставило героя так измениться?  ­ Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика? ­ Как волшебное слово меняет героев? ­ Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного  героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к  ним.) ­ Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника? Задание второй группы.   Работа с пословицами «Соберите пословицу»   Варианты пословиц в конвертах на листочках. ­ Какая из пословиц   выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой  «Волшебное слово»? Вариант 1 Где труд, там и радость. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Добрый человек добру и учит. Нет друга лучше, что родная матушка. Вариант 2 Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Друзья познаются в беде. Добрый человек добру и учит. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Вариант 3 Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней. Добрый человек добру и учит. Старый друг лучше новых двух. Вывод: В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску). ­ Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы) ­А что такое пословица? (ответы) Пословица ­ это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского  приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум  народа» В. И. Даль дал следующее определение пословицы: «Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и   пущенное   в   оборот,   под   чеканом   народности.   Пословица—   обиняк,   с приложением   к   делу,   понятый   и   принятый   всеми.   Но   «Одна   речь   не пословица»: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения, и из приложения, толкования, поучения» Игра  «Вежливо – невежливо» (если вежливыми  были действия, то поднимаете – зелёный шар, если  невежливыми – красный).  Поздороваться при встрече….  Толкнуть, не извиниться…..  Помочь подняться, поднять упавшую вещь….  Не вставать, обращаясь к учителю…..  Не уступить место  пожилому человеку…..  Поздороваться, когда входите в класс…..  Бегать  по коридору на перемене и громко кричать…..  Не обижай и не  унижай своего товарища….. Я надеюсь, что вы не только знаете правила вежливого человека, но и будите  на практике их выполнять. Стихотворение читает 1 ученик: Добрым быть совсем­совсем непросто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета. На дворе,   зима. А рассказ,  о котором  мы будем говорить, называется  «Синие листья» Беседа по вопросам ­  Бывают ли в природе синие листья? ­  Кто,  главные герои? (Лена, Катя)     ­ Что происходит между детьми?   ­ Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?    Почему Катя так себя ведет? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как  вы думаете, возьмет она карандаш? Каковы главные слова всего произведения?   (Надо так давать, чтобы можно было взять) Вывод: Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.  На столе у вас лежат листочки и цветные карандаши. Сейчас  подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш?  Раскрасьте листик дерево:  ­ синим, если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам ­ зеленым, если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам  ­ красным, если не знаете, как поступить. Не знаю  Размещаем свои листики на дереве. Давайте вспомним героев другого рассказа. Сейчас будем работать парами.  Нужно сложить разрезную картинку определить к какому рассказу она  подходит. Этот рассказ называется:  «Сыновья» Краткое содержание прочитанного: Три женщины, которые вели разговор о своих сыновьях, и каждая хотела  подчеркнуть достоинство своего сына. Только одна молчала потому что,  считала: ­  что ничего в нем особенного нет. Слова старичка, который сказал: – Я вижу только одного сына. Почему, он так сказал? (ответы детей) Рассказ  «Печенье» Давайте вспомним, как заканчивается   рассказ?  (Ребята съели все печенья) Какими были Вова и Миша? (жадными) ­Какие советы вы бы дали ребятам?  В этом нам поможет  игра.   Игра  Как вы думаете, что там? Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться..? (взять из ларца записку):  помогать там, где нужна моя помощь;  понимать другого;  заботиться о близких;  выручать друзей в беде;  не сориться;  улыбаться тем, с кем общаешься;  сочувствовать. Итак, правила вежливости.  «Ларец ­ добродетелей.» Будь внимательным к людям. Не будь грубым. Не причиняй другому  неприятностей, обид. Помогай тому, кому трудно. Будь трудолюбивым и отзывчивым. Уважай старших, помогай малышам. Не оскорбляй людей ни словом, ни делом. Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Когда­то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. Старый индеец рассказал своему внуку: ­ Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло ­ зависть, ревность, эгоизм,  амбиции, ложь. Другой волк представляет добро ­ мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность. Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: ­ А какой волк в конце побеждает? Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил. ­ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. ­ Как вы поняли эту причту? ­  Какой  поступок легче совершить? (ответ детей) ­ Почему? Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой. ­ А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно.  В произведении В.А. Осеевой опять есть такой момент, когда мы можем  пройти мимо, не замечая, что кто то, нуждается в нашей помощи это конечно  рассказ «Просто старушка». Чему удивилась девочка? (Потому что, мальчик  пришел на помощь совсем посторонней бабушке.) ­ Послушайте  стихотворение  и постарайтесь запомнить для себя самые  главные слова. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого­то беда. Рвануться на выручку нужно, В любую минуту всегда. И если когда­то кому­то Поможет твоя доброта, Улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу! «Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарит  нас природа, ­ это дружба» Ларошфуко  Франсуа Де. Что такое Дружба? Ребенок: Дружба – это преданность, Ребенок:  душевная привязанность, Ребенок: сочувствие и переживание, Ребенок: помогать и поддерживать друг друга в трудную минуту. Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над  ними должен, я уверена, каждый. Стихи о дружбе читают дети 1. Что такое дружба,  каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а все  же,  что обозначает. Это слово, Значит, что оно? 2. Дружба – если друг твой болен И не может в школу приходить,­ Навещай его по доброй воле, Школьные уроки приноси. 3. Если друг твой что – то к сожаленью, 4. Плохо сделал или не сказал, Надо честно, прямо без сомненья Правду высказать ему в глаза.  Может быть, понять он все не сможет, Может быть, обидится он вдруг, Все равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. 5. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не придаст. В рассказе, где мальчик делиться своим обедом, не спрашивая не каких  объяснений.  Как называется этот рассказ? («Три товарища», герои Витя, Коля,  Миша, Володя) Что можно сказать о Володе.  (ответы детей)                Вывод: Так поступает настоящий друг. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе.  Я начну, а вы продолжайте: 1.  Все за одного, а один за..( всех ). 2.  Семеро одного…(не ждут). 3.  Один в поле…(не воин). 4.  Старый друг лучше..( новых двух ) 5.  Нет друга – ищи, а нашел –…( береги). 6.  Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей). 7.  Друг познается …(в беде). 8.  Без беды друга …(не узнаешь).  Хотелось  бы провести тренинг для поднятия настроения. Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете,  как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему  лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе  согревшее душу настроение. Откройте глаза. Посмотрите вокруг.  Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по­прежнему с вами. А, напоследок, я хотела бы  вам, дать напутствие. Стань добрым волшебником! Ну­ка, попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Принять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, честное слово!!! Рефлексия  И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать зло. Для этого  каждый из вас нарисует на зеленом листике улыбку или напишет одно доброе  слово. Прикрепите листочек на дерево, а я добавлю на картину яркое  ласковое солнце. У нас с вами получилось действительно «Чудо ­ дерево» Я надеюсь, что урок посвященный произведениям В. Осеевой   не прошел  сегодня зря. Чему учат рассказы В.А. Осеевой.  ­Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со  своими. ­ В дальнейшем вы будете настоящими друзьями,  и поступки наши  будут  добрыми. (Дети встают, берутся за руки и припевая песню двигаются из  стороны в сторону образуя круг) Звучит песня «У друзей нет выходных…»

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК

Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018