Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
18.11.2018
Конспект по творчеству Валентины Александровны Осеевой поможет в работе в любом классе так как прежде чем провести итоговый урок , дети готовятся к нему очень ответственно они читают произведения В.А. Осеево" т.к. "Две матери", "Синие Листья", "Сыновья"и.т.д. по прочитанным произведениям ведут "Читательский дневник" где записывают важное о прочитанном. Урок при подносит хороший пример отношений близких людей.
Волшебный мир слов и поступковпо произведениям Осеевой.docx
Тема: «Волшебная сила слов и поступков»
Классный час
Цель: развивать нравственные качества личности учащихся через работу над
рассказами В. Осеевой.
Задачи:
Образовательные:
* Формирование умения учащихся анализировать художественное
произведение на доступном уровне, прогнозировать события.
* Совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.
* Совершенствование умения оценивать поступки других людей с позиции
морали, умения рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций.
* Закрепление знаний учащихся по теме: «Творчество В. Осеевой».
*Ознакомление учащихся с пословицами.
Воспитательные:
*Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения
и вежливости во взаимоотношениях.
Оборудование:
*мультимедиа проектор
*выставка книг
*презентация, интерактивная доска
* карандаши цветные
*белые листочки, зеленые
* лист ватмана на котором нарисовано дерево без листьев. Ход мероприятия.
Организационный момент.
Под звуки музыки В. Шаинского «Улыбка» дети рассаживаются по местам.
Дети, вам знакома эта песня? (ответы детей)
Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь это такое простое и доброе дело.
Поднимите, руку, кто из вас сегодня, уже сделал хоть какое
нибудь доброе дело? (ответы детей). И я тоже сделала – я пожелала всем
здоровья и улыбнулась.
В жизни поразному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.
(С. Островой)
Сегодня мы поговорим о добре и зле, о вежливости, о нас с вами. И
попробуем из грустной картины создать добрый радостный мотив. А
проведём его с замечательным автором детских коротких рассказов
Валентины Александровы Осеевой и посадим чудо дерево, узнаем в чём
заключается волшебная сила слов и поступков.
Ребята, что для вас зло? (ответы детей: обида, война, грубость…)
Что для вас добро? (ответы детей: солнце, мама, весна, каникулы…)
Кто такой добрый человек? (ответы)
Дети: Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту
прийти на помощь добрым словом или делом.
Дети: Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и
взрослыми. Читая произведения В. Осеевой вы, вели дневники, они сегодня вам должны
быть помощниками верными друзьями. Читая рассказы, вы выписывали
умные мысли, наиболее важные мысли.
Вспомним биографию писательницы.
Ученик 1:
Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет
назад. Так же, как и мы, она училась, только в гимназии. В.А.Осеева мечтала
стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.
Ученик 2:.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала
для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала
нам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Ученик 3. Родилась 28 апреля 1902 года.
Первый рассказ «Гришка». Первая книга «Рыжий кот».
Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.
Мы прочитали много рассказов В.Осеевой.
Как вы думаете, почему Валентина Александровна Осеева писала такие
короткие рассказы. Оказывается, она оставила все детям письмо.
Письмо обращение В. А. Осеевой к читателям, послушайте, я его прочитаю:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих
поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в
жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы,
чтобы вам легче было научиться читать и думать» Сядьте, пожалуйста, по группам.
Карточка заготовка.
сказал
сердито буркнул
сжал кулаки
засопел от обиды
крикнул
стукнул кулаком по скамейке
вдруг замолчал
подошёл боком, потянул за рукав, глядя
в глаза, тихим голосом сказал
заглянул в глаза и прошептал,
расцеловал в обе щёки
сидел притихший, положил руку на
плечо и тихо попросил
Прочитайте слова. Подумайте, из какого произведения эти слова?
Как звали этого героя?
Обсуждение работы в группе.
Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое.
Что заставило героя так измениться?
Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?
Как волшебное слово меняет героев?
Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного
героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к
ним.)
Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?
Задание второй группы.
Работа с пословицами «Соберите пословицу»
Варианты пословиц в конвертах на листочках.
Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой
«Волшебное слово»?
Вариант 1
Где труд, там и радость.
Крепкую дружбу и водой не разольешь. Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, что родная матушка.
Вариант 2
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Друзья познаются в беде.
Добрый человек добру и учит.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вариант 3
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Добрый человек добру и учит.
Старый друг лучше новых двух.
Вывод: В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно»
(пословица вывешивается на доску).
Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
А что такое пословица? (ответы)
Пословица это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что
записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение,
поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского
приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум
народа»
В. И. Даль дал следующее определение пословицы:
«Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком
и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица— обиняк, с
приложением к делу, понятый и принятый всеми. Но «Одна речь не
пословица»: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из
обиняка, картины, общего суждения, и из приложения, толкования, поучения»
Игра «Вежливо – невежливо»
(если вежливыми были действия, то поднимаете – зелёный шар, если
невежливыми – красный).
Поздороваться при встрече….
Толкнуть, не извиниться…..
Помочь подняться, поднять упавшую вещь….
Не вставать, обращаясь к учителю…..
Не уступить место пожилому человеку…..
Поздороваться, когда входите в класс….. Бегать по коридору на перемене и громко кричать…..
Не обижай и не унижай своего товарища…..
Я надеюсь, что вы не только знаете правила вежливого человека, но и будите
на практике их выполнять.
Стихотворение читает 1 ученик:
Добрым быть совсемсовсем непросто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
На дворе, зима. А рассказ, о котором мы будем говорить, называется
«Синие листья»
Беседа по вопросам
Бывают ли в природе синие листья?
Кто, главные герои? (Лена, Катя)
Что происходит между детьми?
Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?
Почему Катя так себя ведет? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как
вы думаете, возьмет она карандаш?
Каковы главные слова всего произведения?
(Надо так давать, чтобы можно было взять)
Вывод: Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы
за них не пришлось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.
На столе у вас лежат листочки и цветные карандаши. Сейчас
подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш?
Раскрасьте листик дерево:
синим, если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам
зеленым, если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам
красным, если не знаете, как поступить. Не знаю
Размещаем свои листики на дереве.
Давайте вспомним героев другого рассказа. Сейчас будем работать парами.
Нужно сложить разрезную картинку определить к какому рассказу она
подходит.
Этот рассказ называется: «Сыновья» Краткое содержание прочитанного:
Три женщины, которые вели разговор о своих сыновьях, и каждая хотела
подчеркнуть достоинство своего сына. Только одна молчала потому что,
считала: что ничего в нем особенного нет.
Слова старичка, который сказал: – Я вижу только одного сына.
Почему, он так сказал? (ответы детей)
Рассказ «Печенье»
Давайте вспомним, как заканчивается рассказ? (Ребята съели все печенья)
Какими были Вова и Миша? (жадными)
Какие советы вы бы дали ребятам?
В этом нам поможет игра.
Игра
Как вы думаете, что там?
Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне
нужно научиться..? (взять из ларца записку):
помогать там, где нужна моя помощь;
понимать другого;
заботиться о близких;
выручать друзей в беде;
не сориться;
улыбаться тем, с кем общаешься;
сочувствовать.
Итак, правила вежливости.
«Ларец добродетелей.»
Будь внимательным к людям.
Не будь грубым.
Не причиняй другому неприятностей, обид.
Помогай тому, кому трудно.
Будь трудолюбивым и отзывчивым.
Уважай старших, помогай малышам.
Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.
Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми.
Ведь как гласит пословица:
«Не одежда красит человека, а его добрые дела».
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Когдато давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. Старый индеец рассказал своему внуку:
Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух
волков. Один волк представляет зло зависть, ревность, эгоизм,
амбиции,
ложь.
Другой волк представляет добро мир, любовь, надежду, любезность,
истину, доброту, верность.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы поняли эту причту?
Какой поступок легче совершить? (ответ детей)
Почему?
Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.
А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно.
В произведении В.А. Осеевой опять есть такой момент, когда мы можем
пройти мимо, не замечая, что кто то, нуждается в нашей помощи это конечно
рассказ «Просто старушка». Чему удивилась девочка? (Потому что, мальчик
пришел на помощь совсем посторонней бабушке.)
Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить для себя самые
главные слова.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у когото беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
И если когдато комуто
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарит
нас природа, это дружба»
Ларошфуко Франсуа Де. Что такое Дружба?
Ребенок: Дружба – это преданность,
Ребенок: душевная привязанность,
Ребенок: сочувствие и переживание,
Ребенок: помогать и поддерживать друг друга в трудную минуту.
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над
ними должен, я уверена, каждый.
Стихи о дружбе читают дети
1. Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает.
Это слово, Значит, что оно?
2. Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.
3. Если друг твой что – то к сожаленью,
4.
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
5. Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не придаст.
В рассказе, где мальчик делиться своим обедом, не спрашивая не каких
объяснений.
Как называется этот рассказ? («Три товарища», герои Витя, Коля,
Миша, Володя)
Что можно сказать о Володе. (ответы детей)
Вывод: Так поступает настоящий друг.
Попробуем вспомнить пословицы о дружбе.
Я начну, а вы продолжайте:
1. Все за одного, а один за..( всех ).
2. Семеро одного…(не ждут).
3. Один в поле…(не воин).
4. Старый друг лучше..( новых двух ) 5. Нет друга – ищи, а нашел –…( береги).
6. Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей).
7. Друг познается …(в беде).
8. Без беды друга …(не узнаешь).
Хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.
Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.
Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.
Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,
ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная
музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все добро и
хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас
появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете,
как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему
лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе согревшее душу
настроение.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой,
уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут попрежнему с
вами.
А, напоследок, я хотела бы вам, дать напутствие.
Стань добрым волшебником!
Нука, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!!!
Рефлексия
И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать зло. Для этого
каждый из вас нарисует на зеленом листике улыбку или напишет одно доброе
слово. Прикрепите листочек на дерево, а я добавлю на картину яркое
ласковое солнце. У нас с вами получилось действительно «Чудо дерево» Я надеюсь, что урок посвященный произведениям В. Осеевой не прошел
сегодня зря.
Чему учат рассказы В.А. Осеевой.
Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со
своими.
В дальнейшем вы будете настоящими друзьями, и поступки наши будут
добрыми. (Дети встают, берутся за руки и припевая песню двигаются из
стороны в сторону образуя круг)
Звучит песня «У друзей нет выходных…»
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Конспект урока по Литературному чтению В.А. Осеевой к любому УМК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.