Педагогические задачи: создать условия для развития умений сравнивать числа при помощи числового отрезка, усвоения состава числа 5; способствовать развитию мотивов учения, памяти, мышления, воображения, речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания, приемы сложения и вычитания; умеют: сравнивать, складывать и вычитать числа с помощью числового отрезка.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Личностные УУД: стремятся установить и понять границы собственного знания и «незнания», понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
Т е м а : ЧИСЛА ОТ 1 ДО 5
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : создать условия для развития умений
сравнивать числа при помощи числового отрезка, усвоения состава числа 5;
способствовать развитию мотивов учения, памяти, мышления, воображения,
речи.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают:
взаимосвязь между компонентами сложения и
вычитания, приемы сложения и вычитания; умеют: сравнивать, складывать и
вычитать числа с помощью числового отрезка.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке,
совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от
уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
доносят свою позицию до всех участников
образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); умеют вступать в
коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Личностные УУД: стремятся установить и понять границы собственного
знания и «незнания», понимают ценность труда и упорства как естественного
условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни;
ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
I . У п р а ж н е н и я на развитие мелкой моторики.
Х о д у р о к а
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели…
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать.
Показать ладони рук.
Сжатьразжать ладони рук.
Постучать кончиками пальцев
по твердой поверхности стола,
вращать кистями рук влевовправо.
Сжать пальцы рук в кулак.
Отогнуть большой палец.Этот пальчик прыг в кровать. Отогнуть указательный палец.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
А другой давненько спит… Отогнуть мизинец.
Отогнуть средний палец.
Отогнуть безымянный палец.
Кто у нас еще шумит? (Шепотом.)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите. (Погромче.)
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет. (Громко.)
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
(Поднять руки с раскрытыми ладонями.)
Просыпайся, детвора!
В школу пальчикам пора.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Р а б о т а в т е т р а д и : з а д а н и е 1 на с. 31.
– Разбудили пальчики, теперь и потренировать их надо. Прочитайте запись,
продолжите ряд.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, учитель обводит самые
удачные цифры у каждого ученика.
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а .
– Посмотрите, кто пришел к нам в гости. (Учитель показывает циркуль.) Вы
знаете этот предмет?
– Циркуль говорит, что может помочь нам сравнивать числа с помощью
числового отрезка. Только сначала надо помочь ему построить числовой
отрезок.
Он даже сочинил стихи:
Вышел Циркуль погулять,
Просит нас шаги считать:
Шаг шагнул я – и запел,
Шаг – немножко посидел,
Шаг – немножко удивился,
Шаг – с точилкой побранился.
И еще один шажок…
Ох, устал я, мой дружок!
Помогите сосчитать,
Сколько смог я прошагать.– Давайте посчитаем вместе с Циркулем его шаги. Сколько шагов прошагал
Циркуль?
В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 на с. 64 (учебник).
Задание вынести на доску:
– Циркуль просит вас ответить на вопросы. (Учитель закрывает любое
число на числовом отрезке и предлагает назвать все числа меньше этого
числа и больше этого числа.)
– Где стоят числа, которые меньше спрятавшегося числа?
– Где стоят числа, которые больше спрятавшегося числа?
– Где стоят большие числа? Меньшие числа?
– Молодцы, ответили на все вопросы Циркуля. Он с вами прощается, а нам
пора дальше. Сегодня повторим все изученные числа, будем их сравнивать,
составлять числовые выражения.
III. Повторение и закрепление изученного.
1. И г р а «Пять имен».
Трое играющих (представители трех команд) встают в конце проходов
между рядами. По сигналу они должны пройти вперед пять шагов (по
очереди) и на каждый шаг без запинки произнести какоенибудь имя.
Побеждает тот, кто сумеет назвать больше имен, не повторяясь.
Команды хлопают на каждое повторение.
– Сколько мальчиков в первом ряду? Сколько девочек в первом ряду? Кого
больше?
Аналогичные вопросы задаются по второму и третьему ряду.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у : з а д а н и я 2–7 на с. 64–65.
– Сравните числа (задание 2).
Учащиеся ставят знаки сравнения, по числовому отрезку показывают, на
сколько одно число больше или меньше другого. Работают по одному ученику
от каждого ряда у доски.
– Покажите расстояние между числами.
Ученик устанавливает палец одной руки на одном числе, а палец другой
руки – на другом числе.
– Как от числа 1 попасть к числу 3? (Сделать два шага вправо.)– На сколько 3 больше одного? (На два.)
– На сколько 2 меньше 3? (На два.)
– Как от трех попасть к одному? (Шагнуть два шага влево.)
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Узнать
расстояние между числами на числовом отрезке.)
– Запишите неравенства в тетрадь.
– Составьте равенства, которые могут записать ребята к своим рисункам
(задание 3). Запишите эти равенства в тетради. (Проверка осуществляется
путем устного прочитывания равенств.)
ХОМЯЧОК
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
(Выпрямиться, поднять руки вверх),
Щечки моет, шейку трет.
Сымитировать мытье щечек, шеи.
Подметает хомка хатку
(Сымитировать подметание)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять
(Ходьба на месте).
– Выполним задание 4 устно по цепочке.
– Прочитайте числа в столбце таблицы. (1, 2, 3, 4.)
– Над всеми этими числами стоит стрелка. В какую сторону она направлена?
(Вправо.) Какое число стоит над стрелкой? (1.)
– Что хотят, чтобы мы сделали? (Прибавили ко всем числам 1.)
– Что значит прибавить один? (Назвать следующее число.)
– Назовите выражение и результат действия.
В случае неправильного ответа ученики хлопают в ладоши.
Задание 5 выполняется самостоятельно,
по вариантам,
с
взаимопроверкой.
З а д а н и е 6 можно вынести на доску. Выполняется устно по цепочке.
Учащиеся читают выражения, вставляют недостающие числа.Задание 7 выполняется в паре.
– Устройте соревнование с товарищем по парте – кто из вас быстрее найдет
последнее число. Проверяем последнее число.
3. Самостоятельная р а б о т а в т е т р а д и : з а д а н и е 5 на с. 31.
– Запишите верные неравенства и прочитайте их.
IV. Итог урока.
– Чему вы научились на уроке? Какое задание вызвало затруднение? Что
выполнили легко?