Педагогические задачи: проверить знания о признаках предметов с целью прогнозирования индивидуального образовательного маршрута; проанализировать умения объединять предметы в группы по характерному признаку; продолжить формирование умения выделять часть из множества предметов по характерному признаку; создать условия для развития умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; ввести задания с жизненно-практическим содержанием (реализация задачной технологии).
Урок составлен в соответствии с федеральным государственном образовательном стандартом начального общего образования.
Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов.
Даны цели урока, предметные и метапредметные результаты,приведены различные формы организации деятельности обучающихся на уроке.
Т е м а : ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : проверить знания о признаках предметов с
целью прогнозирования индивидуального образовательного маршрута;
проанализировать умения объединять предметы в группы по характерному
признаку; продолжить формирование умения выделять часть из множества
предметов по характерному признаку; создать условия для развития умений
самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, ясно, точно
и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; ввести задания с
жизненнопрактическим содержанием (реализация задачной технологии).
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: определение понятий: «признак предмета», «сравнение
предметов» и условия их применения в практической деятельности; умеют:
самостоятельно выполнять проверочные задания и упражнения с использованием
понятия «сравнение предметов»; объединять предметы в группы по размеру,
форме, цвету; выделять свойство предметов (размер, форму, цвет) и предметы из
группы по заданному свойству, часть из множества предметов, разбивать
предметы на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами;
сравнивать, классифицировать геометрические фигуры, предметы и находить их
общие признаки (цвет, форма, размер; материал, назначение, запах, общее
название, вкус); выражать в речи признаки сходства и различия предметов,
приводить примеры и доказательства; формулировать общее название
изображенным на рисунках предметам, объединенным лексической темой
(например: цветы, игрушки, насекомые, рыбы, ягоды, деревья, фрукты, овощи,
птицы), называть их число.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществляют контроль и оценку правильности своих
действий, поиск путей преодоления ошибок; сравнивают свое решение учебной
задачи с образцом и выставляют соответственно «+» или «–» (самоконтроль).
Познавательные:
целенаправленно используют различные источники
информации (энциклопедии, словари, Интернетресурсы и другие базы данных);
проводят анализ текста, описание иллюстраций с целью выделения признаков
предметов; умеют высказывать суждения с использованием математических
терминов и понятий, выделять слова (словосочетания), помогающие понять ихсмысл; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения (или в
парах) решения учебной проблемы; объясняют изученные положения на
самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Коммуникативные: умеют работать в группах, парах, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения, слушать других, извлекать учебную информацию
на основе сопоставительного анализа ответов одноклассников, а также с
помощью вопросов, задаваемых партнерам с целью получения необходимых для
решения познавательной задачи сведений.
Личностные УУД:
стремятся самостоятельно осваивать основы
математических знаний; имеют целевую установку на отработку математических
навыков;
самодисциплинированность,
самоконтроль.
проявляют самоорганизованность,
О б о р у д о в а н и е : счетный и демонстрационный геометрический материал.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
1.
П р о в е р к а г о т о в н о с т и к у р о к у , настроения учащихся
«индикатором настроения».
– Поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению.
(Показывают кружок одного из цветов: желтый, оранжевый, красный,
зеленый, голубой, фиолетовый.)
2. П о в т о р е н и е п р а в и л р а б о т ы с учебными принадлежностями.
– Что должно находиться на парте у каждого ученика?
1) В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три какихто уголка,
А работы – на века.
2) Почему изпод точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
3) Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет: «Грамматика!»,
А в клетку тетрадка ворчит: «Математика!».
На чем примирились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остается загадкой.4) Буквы напечатанные – очень аккуратные.
Буквы для письма я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
– Ах, батюшки! – сказала ручка. –
Что значит эта закорючка?
– Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву «А»!
5) Я – линейка. Прямота – главная моя черта.
Я – малюткакарандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал, то с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет – и растёт, ну а я – наоборот!
– Все ли учебные принадлежности есть у вас на парте?
II. Актуализация опорных знаний.
Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Уборка».
– По каким признакам можно различить предметы? Что еще можно сделать с
предметами, зная их признаки?
На столе учителя стоит посуда: кофеварка серая металлическая, кувшин
зеленый фарфоровый, тарелка зеленая фарфоровая, фужер красный
стеклянный, кастрюля серая металлическая, стакан зеленый стеклянный,
ложка серая металлическая, миска красная фарфоровая, чашка зеленая
фарфоровая, чайник красный металлический.
– Петя и Катя делают уборку. Эти предметы им надо разложить по полочкам.
Назовите их одним словом. (Посуда.)
– Назовите каждый предмет в ряду. Сосчитайте.
– На каком месте стоит…? Что стоит после…? Что стоит перед…? Что стоит
между…?
– На какие группы можно разбить предметы? (1я группа – посуда, из
которой едят; 2я – посуда, в которой готовят еду; 3я группа – посуда, в
которой хранят еду.) Вы разбили посуду на группы по назначению. Перечислите
посуду, входящую в каждую группу. Распределите посуду на группы по
материалу; по цвету. (Поочередно раскладывают посуду по группам.)
– По каким признакам распределили предметы? По каким еще признакам
можно разбить предметы?– Сегодня повторим все признаки предметов и покажем, как научились
находить предметы по признакам. Володя просит вас помочь ему выполнить
задания по учебнику.
III. «Открытие» нового знания.
1 . Р а б о т а п о у ч е б н и к у : з а д а н и я 1–3 на с. 13.
– Работая в паре, назовите, по каким признакам можно разделить предметы на
группы? Что войдет в первую группу, что во вторую, в третью?..
Четверо учеников называют каждую фигуру в задании 2. Фигуры можно
спрятать в конверты. Затем показывают фигуру и объясняют, почему так
называется фигура в их конверте. Остальные выкладывают ряд фигур в
задании 3 по вариантам и проговаривают, какую фигуру выложили за
предыдущей.
Мы дружно трудились, немножко устали:
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведем
И глубоко всей грудью вздохнем.
Мы левую ногу поднимем вперед
И дальше пойдем в поход.
2. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т (в тетради для самостоятельных
работ).
– В верхней строке закрасьте красным цветом столько фигур, сколько их
выставлено на доске.
– На второй строке справа от квадрата нарисуйте желтый круг, слева –
зеленый. Нарисуйте рядом с фигурой на третьей строке фигуру такой же формы
и размера, но другого цвета. На четвертой строке нарисуйте фигуру такого же
цвета и размера, но другой формы. На пятой строке нарисуйте фигуру такого же
цвета и формы, но меньшего размера. Последняя строка: нарисуйте круг,
квадрат, треугольник так, чтобы треугольник был между кругом и квадратом.Мы писали, мы писали, а теперь все дружно встали.
Ножками потопали… Ручками похлопали…
Затем пальчики сожмем, сядем и писать начнем.
3. Р а б о т а в т е т р а д и : задания 1, 2 на с. 8.
– Представьте, что вы художники. Продолжите рисунок в задании 1. Знаете
ли вы, что повторяющийся рисунок называется орнаментом? Раскрасьте
орнамент в задании 2.
Задание можно выполнять по рядам: 1й р я д – первая строка, 2й р я д –
вторая строка, 3й р я д – третья строка.
– Вам известно, что орнамент может быть растительным, животным,
абстрактным?
– По какому признаку можно разделить предметы?
Те, кто быстрее всех справится с работой, выполняют задание 3
Проверка осуществляется путем
(заполнить свободные клетки).
комментирования.
IV. Итог урока.
– Какие признаки предметов мы повторили на уроке? Что можно делать, зная
признаки предметов?