Педагогические задачи: учить решать задачи на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разности этих чисел в прямой форме; закреплять навыки счета в пределах 10.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка), решать простые задачи, задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на...», читать информацию, записанную в таблицу, заполнять таблицу, решать арифметические ребусы и числовые головоломки; узнают и называют плоские геометрические фигуры: треугольник, круг; определяют длину данного отрезка.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; соотносят воспроизводимый на слух текст и показываемые учителем движения со своими движениями; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; отличают верно выполненное задание от неверного при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебнике.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, игровые ситуации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, обдумывая, обмениваясь мнениями и конструктивно координируя свои действия.
Личностные: могут объяснить, для чего нужно изучать математику, где пригодятся эти знания; испытывают желание оказания помощи в обучении товарищам, персонажам учебника.
Оборудование: сигнальные карточки, круги, вырезанные из разноцветной бумаги, счетные палочки.
Т е м а : ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА
Педагогические задачи: учить решать задачи на нахождение большего
числа по известному меньшему числу и разности этих чисел в прямой форме;
закреплять навыки счета в пределах 10.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют использовать знание таблицы сложения однозначных
чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка),
решать простые задачи, задачи, при решении которых используются понятия
«увеличить на...», читать информацию, записанную в таблицу, заполнять таблицу,
решать арифметические ребусы и числовые головоломки; узнают и называют
плоские геометрические фигуры: треугольник, круг; определяют длину данного
отрезка.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя; соотносят воспроизводимый на слух текст и показываемые
учителем движения со своими движениями; высказывают свое предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; отличают верно
выполненное задание от неверного при сопоставлении с образцом учителя или
показом в учебнике.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания – находят ответы
на вопросы, используя учебник, иллюстрации, игровые ситуации, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
доносят свою позицию до всех участников
образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушают и
понимают речь других (одноклассников, учителя); решают совместно с соседом
по парте поставленную задачу, обдумывая, обмениваясь мнениями и
конструктивно координируя свои действия.
Личностные: могут объяснить, для чего нужно изучать математику, где
пригодятся эти знания; испытывают желание оказания помощи в обучении
товарищам, персонажам учебника.О б о р у д о в а н и е : сигнальные карточки, круги, вырезанные из разноцветной
бумаги, счетные палочки.
Х о д у р о к а
I. Г и м н а с т и к а д л я г л а з «Буратино».
– Закройте глаза и представьте кончик своего носа. А теперь представьте, что
ваш нос начинает расти, и с закрытыми глазами следите за его кончиком.
(Учитель медленно считает от 1 до 8.) Затем, не открывая глаз, проследите за
уменьшением носа. (Учитель медленно считает от 1 до 8.) (Повторить
несколько раз.)
II. Актуализация знаний.
1. М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я * (см. Примечание).
Учитель по своему усмотрению предлагает прописать цифру (0–10),
предварительно вспомнив её поэлементное написание.
2 . А р и ф м е т и ч е с к и й д и к т а н т .
– Сегодня будем решать задачи на увеличение числа. Что важно сделать,
чтобы решить задачу? (Записать условие и вопрос.) Повторим числа от 1 до 10.
– Запишите числа в порядке возрастания; запишите число, которое стоит
между… (пять чисел); запишите соседей числа… (пять чисел); увеличьте
число… на 3 единицы, уменьшите число… на 5 единиц.
3. Р е ш е н и е р и ф м о в а н н о й з а д а ч и .
– Внимательно послушайте текст задачи.
У большого крокодила,
Что по имени Гаврила,
Была в Африке квартира
Под камнями реки Нила.
Жил он в ней с родной мамашей
И сестренкою Наташей,
И еще четыре брата –
Очень шустрые ребята.
Задались они вопросом:
А на сколько все же больше
Живет братьевкрокодилов,
Чем других жильцов в квартире
Под камнями в реке Ниле?
– Заполните схему и запишите решение задачи.Р е ш е н и е .
5 – 2 = 3 (к.)
III. «Открытие» нового знания.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
– Если бы у вас была такая схема…
Учитель демонстрирует схему задачи на доске.
– Какую задачу вы бы составили к этой схеме? Какие числа данные, какие
искомые в этой задаче? (Известно меньшее число и разница между меньшим и
большим числом. Неизвестно большее число.)
– Можете ли вы дать ответ на вопрос задачи? Может быть, учебник нам в
этом поможет? Откройте учебник.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у : з а д а н и я 1–3 на с. 48.
– Что изображено на рисунке Кати? (Треугольники и круги.) Сколько
треугольников нарисовала Катя? (4.) Выложите на парте столько же
треугольников. А кругов больше или меньше? (Больше.) На сколько? (На 2.)
Выложите и расскажите, как выкладывали? (Выложили сначала столько же
кругов, сколько треугольников, а потом добавили еще два.)
– В данном случае говорят, что кругов столько же и еще 2. Чтобы узнать,
сколько кругов нарисовано, достаточно к 4 прибавить 2. Что мы сделали?
(Добавили, прибавили 2.) Как это записать выражением? (4 + 2 = 6.) Что мы
получим в результате? (Число 6.)– Посмотрите на чертеж Пети (задание 2). Что можно сказать о длине первого
отрезка? (Состоит из 4 единичных отрезков.) Что можно сказать о длине
второго отрезка? (Длина отрезка состоит из 7 единичных отрезков.) Что это
значит? (4 + 3 = 7. Длина второго отрезка такая же, как длина первого и еще
3.)
– Прочитайте условие задачи (задание 3). Расскажите, что известно в задаче?
(У Пети 7 марок.) Что не известно? (Сколько марок у Кати?)
На доске появляется запись.
– Соотнесите числа с именами ребят. Составьте схему. Какие две величины
есть в задаче? (Катя и Петя.) Поставьте буквы. Количество марок у Кати и у
Пети обозначим отрезками. Сколько отрезков будет в задаче? (Два.) Отрезки
будут одинаковые по длине? (Нет.) Расскажите о них. (Катин отрезок длиннее
Петиного.) Количество чьих марок мы знаем? (Начертим отрезок.) Какое
число поставим над дугой? (Семь.) Что знаем об отрезке Кати? (Он больше.)
Начертите его. Известно, сколько марок у Кати? Какой знак поставите под
дугой? (Знак вопроса.) Какое число осталось? (На 3 больше.) Как его
обозначить? Сопоставьте свою схему со схемой в учебнике. Расскажите задачу
по схеме. Что значит на три больше? (У Кати марок столько же, сколько и у
Пети, да еще три.) Можете ли ответить на вопрос задачи? Каким действием?
(Составим выражение: 7 + 3 = 10.) Объясните запись. Что обозначает число
10? Можете ли записать ответ?
Решение и ответ записывают в тетрадь.
ЗАМОК
На двери висит замок.
Кто открыть бы его смог?
Потянули.
Покрутили.
Выполнить быстрые ритмич
ные соединения пальцев рук
в «замок».
Повторить движения.
Сцепленные в «замок» руки по
тянуть в одну, потом в другую
сторону.
Выполнить движения кистямиПостучали
И – открыли!
рук со сцепленными пальцами
от себя – к себе.
Пальцы сцепить, основаниями
ладоней постучать друг о друга.
Пальцы расцепить, ладони
в стороны.
IV. Первичное закрепление.
Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а : з а д а н и я 4, 5 на с. 49.
Работа над задачей ведется по алгоритму:
а) составление схемы;
б) составление выражения;
в) нахождение значения выражения;
г) получение ответа.
– Решение и ответ задачи запишите в тетрадь.
– Придумайте задачи, в вопросе которых есть слова «на сколько больше…»,
«на сколько меньше…». Расскажите эту задачу соседу, а затем классу.
V. Самостоятельная работа (учебник, задания 6–8 на с. 49).
Выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой; заполняют
таблицу с проверкой при помощи сигнальных карточек; работают со
счетным материалом (палочки).
– Отсчитайте 8 палочек. Положите их на парте так, чтобы получился
прямоугольник. Расскажите, как вы это делали?
VI. Итог урока.
– Какую задачу решали на уроке? Мы увеличивали число, значит, находили
большее или меньшее число? Каким действием? Что значит на … больше? (Это
столько же, да еще … .)