Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
6 кл
03.03.2017
Конспект урока по математике
для 6 класса на тему:
«Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел».
Урок обобщающий урок с элементами игра, познавательными историческими фактами отрицательных чисел , именами великих ученых связаны с их открытием отрицательных чисел, с домашним заданием, с дидактическим готовым материалом к уроку.Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
6 кл.doc
Конспект урока по математике
для 6 класса на тему:
«Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел».
Тип урока: обобщающий урок – игра.
Цели урока:
Образовательная цель:
закрепить изученные понятия, научить применять и пользоваться полученными знаниями;
продолжить формирование навыков работы с целыми числами;
познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории математики, привить интерес к науке.
Воспитательная цель:
воспитание нравственных качеств личности, таких как ответственность, аккуратность,
дисциплинированность;
воспитание культуры общения.
Развивающая цель:
развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать
изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а также наблюдательности,
активности, самостоятельности.
Требования к ЗУНам учащихся:
Учащиеся должны знать:
правило сложения отрицательных чисел;
правила сложения и вычитания чисел с разными знаками;
имена великих ученыхматематиков, сделавших вклад в развитие теории чисел.
Учащиеся должны уметь:
применять правила при выполнении упражнений.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, плакатмозаика, рабочие листы, карточки с
заданиями, тесты, листы с домашним заданием.
Организационный период:
подготовка выступлений троих учащихся (правила в стихах );
оформление презентации.
План урока:
1. Организационный момент, постановка цели 2 мин.
2. Историческая справка – 5 мин
3. Разминка – «Вспомни правила», дидакт. игра «Реши и прочти» – 8 мин.
4. Собери мозаику – 5 мин.
5. Физминутка. 1 мин.
6. Дидактическая игра «Поле чудес» 10 мин.
7. Тест – 10 мин.
8. Постановка домашнего задания 1 мин.
9. Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка цели.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность помещения к уроку.
Ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение темы «Сложение и вычитание положительных и
отрицательных чисел». Урок сегодня немного не обычный – в виде игры, но это не значит, что нужно
расслабиться и ничего не делать. У каждого есть шанс заработать две хорошие оценки. А для этого вы должны быть активны и внимательны. Перед каждым на парте лежит чистый лист – черновик и рабочий лист с
таблицами к заданиям. По ходу урока вы должны будете их заполнить.
Вы знаете как выглядят отрицательные числа, где они расположены на координатной прямой. А знаете ли
Вы когда и где они появились, имена каких великих ученых связаны с их открытием, кому обязаны
отрицательные числа своим существованием? Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться. А также
закрепить знания по данной теме. Но для этого вам нужно будет применить все свои знания по выше названной
теме.
2. Историческая справка.
Выступление учащегося.
3. Разминка – «Вспомни правила», дидактическая игра «Реши и прочти» (устно).
Ребята, давайте вспомним правила, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.
А сделаем мы это необычно в стихах:
1ый ученик:
Числа отрицательные, новые для нас,
Лишь совсем недавно изучил наш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки –
Учат – учат правила дети все уроки.
2ой ученик:
Если уж захочется вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак «минус» взять да приписать.
3ий ученик:
Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.
Больший модуль быстро очень выбираем.
Из него мы меньший вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
Вы какой поставите? – мы хотим спросить
Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
Хорошо. Правила вы знаете, а умеете ли вы их применять? Сейчас мы это узнаем. Необходимо по
порядку выполнить 11 заданий, вписать ответы в таблицу на рабочем листе и упорядочить полученные числа по
возрастанию.
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Найти сумму 8 и 5
Найти сумму 12 и 5
Найти сумму 100 и 100
Найти модуль 38
Найти модуль суммы 10 и 5
Найти разность 13 и 7
Найти разность 40 и 90
Найти разность 400 и 50
Найти сумму 25 и 34
Найти разность 120 и 20
Найти сумму 56 и 110
У
Г
П
А
Т
А
М
Б
А
Р
Х
Итак, называем свои ответы по цепочке, начиная с первой парты первого ряда.
(Учащиеся решают примеры устно и одновременно записывают ответы в таблицу на рабочем листе.)
Г
П
А
Т
У
А
М
Б
А
Р
Х
Ответы:
У
3
Г
7
П
0
А
38
Т
5
А
20
М
50
Б
450
А
59
Р
100
Х
54 Прошу одного ученика упорядочить числа по возрастанию
(Учащиеся упорядочивают числа по возрастанию.)
Ответ:
Б
450
А
20
А
59
Р
100
Х
54
М
50
Г
7
У
3
П
0
Т
5
А
38
Итак, загадано слово – БРАХМАГУПТА. Вы конечно же узнали имя индийского математика
Брахмагупты, который жил в VII в. и один из первых стал использовать положительные и отрицательные числа.
Положительные числа этот математик представлял как «имущество», а отрицательные числа – как «долги».
Вот правила сложения и вычитания, изложенные индийским математиком Брахмагуптой:
Современная запись
Правила Брахмагупты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
a + b = c
( a) + ( b) = c
a + ( b) = a – b
a + ( a) = 0
0 + ( a) = a
0 + a = a
0 – ( a) = a
0 – a = a
Сумма двух имуществ есть имущество.
Сумма двух долгов есть долг.
Сумма имущества и долга равна их разности.
Сумма имущества и равного долга равна нулю.
Сумма нуля и долга есть долг.
Сумма нуля и имущества есть имущество.
Долг, вычитаемый из нуля, становится имуществом.
Имущество, вычитаемое из нуля, становится долгом.
Постарайтесь перевести правила Брахмагупты на современный язык.
(Примерный ответ учащихся:
1. Сумма двух положительных чисел – число положительное.
2. Сумма двух отрицательных чисел число отрицательное.
3. Сумма положительного и отрицательного числа равна их разности.
4. Сумма противоположных чисел равна нулю.
5. Сумма положительного числа и нуля есть само число.
6. Сумма отрицательного числа и нуля есть само число.
7. Если из нуля вычесть отрицательное число, то получится число положительное.
8. Если из нуля вычесть положительное число, то получится число отрицательное.)
4. Собери мозаику.
Ребята, я хотела показать вам красивую мозаику, но когда я шла к вам на урок нечаянно её рассыпала,
поэтому хочу попросить вас собрать мозаику заново. Но для этого вам нужно каждому выполнить задание,
которое написано на обратной стороне составной части мозаики, и приложить эту часть к нужной ячейке на
плакате: ответ на ячейке должен совпасть с ответом на задание.
(Учитель раздает ученикам части мозаики, на обратной стороне которых написаны задания)
(Учащиеся выполняют задания на черновиках, получают ответ и закрепляют свою часть мозаики на
плакате.)
Молодцы! Спасибо за помощь.
5. Физминутка.
6. Дидактическая игра «Поле чудес».
Следующая игра, в которую мы поиграем – это «Поле чудес». Для того, чтобы отгадать фразу, вы снова
должны вспомнить правила сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками и применив их решить
примеры.
(учитель раздает каждому ученику карточку с 6тью примерами. Всего вариантов карточек 5: примеры 1
6, 712, 1318, 1924, 2530.)
Решив примеры, напротив каждого ответа поставьте букву, ему соответствующую. Для этого
воспользуйтесь таблицей 3 на рабочем листе:
А
7,6
Б
9,3
Д
3,5
Е
6,1
Ж
9,2
И
5,4
К М О
8
2,9
8
П
5,2
Р
42
С
5,7
Т
0
У
8,3
Ь
5,3
Ч
9,6 (Учащиеся решают примеры на черновике, ответы записывают на карточки, напротив каждого ответа –
соответствующую букву.)
Что же получилось? (Учащиеся по порядку называют ответ и соответствующую букву.)
Получили: ПОДРУЖИСЬ С МАТЕМАТИКОЙ УДАЧИ ТЕБЕ! Ну что же, победа за вами!
2
3
6
7
9
1
21
27
П О Д Р У Ж И С Ь
Й
Т
5
24
А
8
26
И
4
23
Д
22
У
25
Ч
10
28
С
Е
11
29
М
Б
12
30
А
Е
13
Т
14
Е
15
М
7. Тест.
16
А
17
Т
18
И
19
К
20
О
А сейчас, ребята, вы еще раз покажете свои знания по теме и напишите небольшой тест. В тесте 5
заданий, для каждого задания предлагается 4 ответа, один из которых правильный. Вам необходимо отметить
этот правильный ответ в табличке внизу.
(Учитель раздает учащимся листы с тестами)
(Взаимопроверка)
(Учащиеся выполняют задания теста.)
8. Постановка домашнего задания.
9. Подведение итогов.
Рефлексия.
Продолжите фразу
Ваше домашнее задание будет необычным. Каждый из вас получит по карточке. Задача: решить примеры,
результаты упорядочить по убыванию и получить слово, которое будет являться ответом на поставленный
вопрос
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я почувствовал, что…
7. я приобрел…
8. я научился…
9. у меня получилось …
10. я смог…
11. я попробую…
12. меня удивило…
13. урок дал мне для жизни
Итак, сегодня на уроке мы завершили изучение темы «Сложение и вычитание положительных и
отрицательных чисел». Теперь вы немного узнали историю отрицательных чисел и смело можете переходить к
умножению и делению отрицательных чисел. Удачи вам! Фамилия, имя_______________________________класс___________
1) Реши и прочти.
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Найти сумму 8 и 5
Найти сумму 12 и 5
Найти сумму 100 и 100
Найти модуль 38
Найти модуль суммы 10 и 5
Найти разность 13 и 7
Найти разность 40 и 90
Найти разность 400 и 50
Найти сумму 25 и 34
Найти разность 120 и 20
Найти сумму 56 и 110
У
Г
П
А
Т
А
М
Б
А
Р
Х
У
Г
П
А
Т
А
М Б
А
Р
Х
Расположи полученные числа по возрастанию.
2) Поле чудес.
А
76
Б
93
Д
35
Е
61
Ж
92
И
54
К М О
29
80
8
П
52
Р
42
С
57
Т
0
У
83
Ь
53
Ч
96
1
21
3
2
22
4
23
5
24
6
7
25
8
26
9
27
10
28
11
29
12
30
13
14
15
16
17
18
19
20
1. 34 + ( 18)
2.
– 32 + ( 48)
3. 43 + 78
4.
37 + ( 5)
48 + ( 35)
45 + ( 47)
5.
6.
10 + ( 44)
– 21 + 78
– 11 + 64
7.
8.
9.
10. 16 + ( 73) 18. 64 + 10
19. – 138 + 109
20. 3 + ( 11)
21. – 18 + 72
22. – 191 + 108
23. 71 + 36
24. – 185 + 109
25. – 145 + 49
26. 137 + 83
27. 371 + (371)
28. – 27 + ( 34)
29. 151 + ( 58)
30. 114 + (175
11. 4 + 12
12. 35 + ( 41)
13. 16 + ( 16)
14. – 96 + 35
15. 16 + ( 8)
16. – 49 + ( 27)
17. – 92 + 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Разрезаем плакат на прямоугольники, количество которых соответствует
количеству учеников в классе. На обратной стороне плаката (там где нет изображения
пишем задачи разного содержания, на доске вывешиваем ватман такого же размера как
плакат.
На нем
написаны
ответы.Дети решают задачи или примеры, а затем прикрепляют свои задачи к соответствующим ответам на доске, картинкой вверх. Если все задания решили
правильно, то и плакат примет исходное изображение.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Задание
Вычислить: 4 – (80)=
Решить уравнение: X + 0,4= – 2,3
Найти: 1000 – (917)=
Решить уравнение: 4,5+У=19
Вычислить: 80+84=
Найти корень уравнения 6 + x = 13,1
Число, противоположное 45
Вычислить: 1,6 + (4,7) =
Число, которое не является ни положительным, не отрицательным
Вычисли: 0,47+0,84
Ответ
76
2,7
1917
23,5
4
7,1
45
6,3
0
0,37 П
О
Д
Р
У
Ж
И
С
Ь
С
М
А
Т
Е
М
А
Т
И
К
О
Й
У
Д
А
Ч
И
Т
Е
Б
Е
52
80
35
42
83
92
54
57
53
57
8
76
0
61
8
76
0
54
29
8
54
83
35
76
96
54
0
61
93
61
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
34 + ( 18)
– 32 + ( 48)
43 + 78
37 + ( 5)
48 + ( 35)
45 + ( 47)
10 + ( 44)
– 21 + 78
– 11 + 64
16 + ( 73)
4 + 12
35 + ( 41)
16 + ( 16)
– 96 + 35
16 + ( 8)
– 49 + ( 27)
– 92 + 92
64 + 10
– 138 + 109
3 + ( 11)
– 18 + 72
– 191 + 108
71 + 36
– 185 + 109
– 145 + 49
137 + 83
371 + (371)
– 27 + ( 34)
151 + ( 58)
114 + (175)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задания: 5 вариантов.
Ответы:
30. 34 + ( 18)
31. – 32 + ( 48)
32.43 + 78
33. 37 + ( 5)
34. 48 + ( 35)
35. 45 + ( 47)
36. 10 + ( 44)
37. – 21 + 78
38. – 11 + 64
39. 16 + ( 73)
40. 4 + 12
41. 35 + ( 41)
42. 16 + ( 16)
43. – 96 + 35
44. 16 + ( 8)
45. – 49 + ( 27)
46. – 92 + 92
47. 64 + 10
48. – 138 + 109
49. 3 + ( 11) 50. – 18 + 72
51. – 191 + 108
52. 71 + 36
53. – 185 + 109
54. – 145 + 49
55. 137 + 83
56. 371 + (371)
57. – 27 + ( 34)
58. 151 + ( 58)
59. 114 + (175)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Домашнее задание.
«Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский
язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена...» Так была названа
громадная книга, написанная в 1709 г. одним из самых образованных людей России
XVIII в. Она содержала не только сведения из арифметики, но и основы знаний по
алгебре, геометрии, астрономии, метеорологии. Эту книгу можно назвать
энциклопедией математических знаний того времени. Автор этой книги родился в
1669 г., а умер в 1739 г. Кто был автором первого русского учебника арифметики?
1)Ломоносов;
2)Радищев;
3)Магницкий.
Вы узнаете его имя, если выполните следующее задание:
а) Решите приведённые ниже примеры;
б) Выберете максимальный и минимальный результаты;
в) От модуля минимального результата отнимите максимальный результат;
г) Возьмите только целую часть и отнимите от неё число 3 полученное число и
будет являться ответом.
а)0,47 0,75 ; 6 );
7
5
7
3
7
9
4
б)
+ (1
в) –0,360,83;
5
г)
9
д)5,2+ 4,7;
е) 0,55 + (0,84);
ж)
;3
2
;
5
2
7
5
6
2
9
9
11
2
3
7
и)
22
к) 2,56+( 3,13);
л)4+2
5
8
з)
;
.
;
Ответ: 3 (Магницкий)
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.