Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
23.03.2019
Урок представлен в форме сказки. Здесь полностью повторяется материал "Действия с дробями": равенство,сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел,также сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, умножение и деление дробей,сравнение дробей. Конспект составлен таким образом,чтобы дети не устали и при этом им было интересно.
действия с дробями.docx
Тема урока: Обзорный урок « Действие с
дробями».
Цель:
Задачи:
а) образовательные: обеспечить осознанное усвоение учащимися
правило сложения и вычитания дробей; активизация мыслительной
деятельности учащихся путем привлечения каждого из них в
процесс; закрепление знаний по теме « Действие с дробями»;
б) воспитательные: выработать навыки и умения работы с дробями
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении
проблем, воспитывать ответственность и аккуратность;
в) развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать
коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы
решения задач в зависимости от конкретных условий.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, лист самоконтроля.
Ход урока.
I) Оргмомент.
Здравствуйте. Давайте, посмотрим, друг на друга, улыбнемся и
будем дарить только хорошее настроение. Готовы работать.
II) Логический переход.
А.И. Маркушевич о математике говорил так « Эта наука, как
многолетний дуб, раскинула такие могучие ветви, что ни один
1 математик, даже «самый маститый», уже не в силах изучить всю
математику в целом, а избирает лишь какую–нибудь её ветвь».
Как, повашему, о чем мы сегодня будем говорить? Давайте для
этого отгадаем кроссворд.
1
2
3
4
5
1) Отрезок соединяющий центр с точкой окружности? (Радиус)
2) Ее заменяют делением? (Черта)
3) Часть целого? (Доля)
4) Знак неравенства. (Больше)
5) Он не является натуральным числом. (Нуль)
По центру у нас высветится ключевое слово. Какое? ( дроби).
Правильно, говорить будем о дробях. А знаете ли вы, что означает
в переводе с греческого « математика» знание, наука. Именно
поэтому, если человек был сведущ в математике, то это означало
высшую степень учености. Хочется, чтобы и вы сегодня показали,
насколько вы мудры и умны.
Девиз нашего урока: « Чем больше я знаю, тем больше я
умею!».
III) Разминка.
Сегодня у нас необычный урок. Отправимся с вами на один остров,
где у великого падишаха засиделись в гостях целая семья: бабушка
Обыкновенная Дробь, сестры двойняшки Основное Свойство
Дроби и Сокращение Дроби, дяди и тетя Правильные и
2 Неправильные Дроби, Смешанное Число, их дети Сложение,
Вычитание, Умножение и Деление дробей. Мы должны сегодня им
помочь вернутся домой. Падишаху они настолько понравились, что
он решил их оставить жить у себя. И поставил одно условие, если
хотите, вернутся домой, то ктото должен решить его задания.
Как, повашему, мы сможем им помочь?
Давайте, начнем.
Для начала вспомним, из чего состоит дробь? ( запись состоящая из
числителя и знаменателя).
На что указывает знаменатель? ( на сколько равных частей
разделили)
На что указывает числитель? ( сколько частей взято).
Каким действием можно заменить дробную черту? ( делением).
Молодцы! Вы ответили верно. Первым освободим мы бабушку.
У нас было д/з. Какое?
Правильно, Дина рассказывает о возникновении обыкновенных
дробей.
IV) Историческая справка.
( Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при
измерении величин, да и в других похожих случаях люди были
вынуждены ввести дроби.
Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих,
для этого числа2/3 у них был специальный значок. Между прочим,
то была единственная дробь в обиходе египтян, у которой в
числителе стояла не 1, все остальные дроби непременно имели в
числителе 1:1/2, 1/3, ит.д. если египтянину нужно было
3 использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы
основных дробей.
В древнем Вавилоне предпочитали постоянный знаменатель, равный
60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем равным
числу12. Наши обыкновенные дроби широко использовались
древними греками и индийцами. В мусульманских странах дроби
стали известны благодаря Мухаммеду Хорезмскому. В западную
Европу их привез итальянский купец и ученый Леонардо
Фибоначчи.)
Насколько была она убедительна, отпустит падишах нашу
Бабушку?
Не хватило, задает вам ребята он еще и задачки.
V) Решение задач.
Торт разрезан на 8 кусков. Таня съела 2 из них. Какую часть торта
съела Таня?(
2
8 )
В вазе лежат 15 фруктов, из них4 апельсина и 7 яблок. Какую часть
составляют яблоки от всех фруктов?
7
15
¿
)
У Маши было 5 монет по 5 рублей, 3 монеты по 4 рубля и 3 монеты
по 1 рублю. Какую часть от всех монет составляют 5 рублевые? (
5
11 )
Молодцы, задания выполнили верно, и падишах отпустил бабушку.
Теперь поможем сестрам – двойняшкам.
Сперва, мы должны сказать, как читается основное свойство дроби.
4 (Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на
одно и тоже отличное от нуля число, то получится дробь, равная
данной).
V) Логические задания.
1) Понятие дробь встречается только в математике или еще гдето?
( барабанная дробь, поражающая дробь, команда «дробь»
прекращение огня на флоте).
2) Задание такое: замените звездочку таким числом, чтобы
равенство было верным:
2
5= ¿
15 ,
¿
30 = 6
15 ,
2
7= ¿
¿
2
5 = 6
15 ,
12
30 =
6
15 ,
2
7= 8
28 )
(
Теперь идем спасать сокращение дроби. Кто помнит правило
сокращение дроби.
(Чтобы сократить дробь, ее числитель и знаменатель нужно
разделить на их общий делитель).
Необходимо сократить дроби и каждому правильному ответу найти
соответствующую букву, а потом собрать из букв слово.
1¿ 12
18= ¿
¿ , 2¿ 24
32= ¿
¿ 3)
8
10 =¿
¿ , 4)
10
30 = ¿
¿
6
10 =
5)
¿
¿ , 6)
16
28 =¿
¿ , 7)
12
27 =¿
¿
5 12
18 =2
3 , 2)
24
32 =3
4 , 3)
8
10 = 4
5 , 4)
10
30 =1
3 , 5)
6
10 =3
5 , 6)
( 1)
16
28 = 4
7 , 7)
12
27 = 4
9 )
2
3−о,
4
5−л,
3
4−е,
1
3−о,
3
5 −м,
4
7−д,
4
9−ц.
Что же получилось? Правильно. « Молодец».
Пока вы разгадывали слово, падишах ушел на обед. Давайте
посмотрим, какое у него меню на обед:
1)Принесли ему на обед ½ курицы и 1/3 рыбы, по его желанию. Что
он больше любит, рыбу или курицу? ( курицу). Почему?
( Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой
знаменатель меньше).
2)На десерт принесли ему мороженое и торт. Съел он 2/5
мороженого и 3/5 торта. Возникает вопрос, что больше? ( торт).
Почему?
( Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше, та у
которой числитель больше).
VII) Физ/минутка.
А теперь немножко отдохнем. Вспомним стихи про математику.
Математика важна,
Математика нужна,
Математиканаука,
Мыслить учит нас она.
Сколько нужно перебрать?
6 Где прибавить, что отнять?
Математика поможет
Разобраться и понять.
Числа, дроби и задачи…
Думы, мысли без конца.
Жизнь без математики
Была бы так скучна!
VIII) Решение заданий.
Пришло время помочь Правильной и Неправильной дроби и
Смешанному числу.
Давайте вспомним, какая дробь называется правильной? Дробь,
числитель которой меньше знаменателя называется правильной.
Какая дробь называется неправильной? Дробь, числитель которой
больше или равен знаменателю называется неправильной.
Что называется смешанным числом? – Число, состоящее из целой и
дробной части называется смешанным числом.
А теперь, посмотрим, какое задание вредный падишах вам
приготовил.
1)Перевести неправильную дробь в смешанное число:
64
7 =¿ ¿
¿ , 2)
37
13 =¿ ¿
¿ , 3)
18
5 =¿ ¿
¿
1)
7 64
7 =9 1
7 , 2)
37
13 =2 11
13 , 3)
18
5 =3 3
5 ).
(
2)перевести смешанное число в неправильную дробь:
1) 3 4
¿ , 3) 6 4
¿ , 2) 2 3
7= ¿
5= ¿
10 =
¿
¿ .
( 1) 3 4
10 ).
5= 19
5 , 2) 2 3
7= 17
7 , 3) 6 4
10= 64
Молодцы и с этим заданием успешно справились.
А теперь поиграем в «Хлопушки».
я читаю дроби, если вы услышите среди них неправильную дробь,
ваша задача хлопнуть в ладоши один раз. Понятно. Будьте
внимательны, от вас зависит вернуться домой наши друзья.
,73
70
56
1 . (
13
20 ,
65
66 ,
23
24 ,
73
70 ,
7
13 ,
,56
1
4
4 ,
. )
4
4
Ну что ж поздравляю вас, вы помогли. Наши друзья скоро будут
дома.
Осталось помочь самим маленьким: Сложению, Вычитанию.
Делению и Умножению дробей. Поможем!
Вот и последние задания прислал нам грозный падишах, надеясь,
что мы с ними не справимся.
Готовы.
1) Выполнить сложение:
8 2
3 + 4
5 = б)
а)
1
2 + 3
4+ 5
8 = в) 2 3
5 + 3 4
10 = г)
2
3 +❑
❑=1
2
3 + 4
5=22
15=1 7
15 , б)
( а)
в) 2 3
5 +3 4
10=5 10
10=6 , г)
1
2 + 3
4+ 5
8= 15
8 =1 7
8 ,
3 + 1
2
3=1 )
2)Выполнить вычитание:
8
21 −1
7 = в)
9
10 −3
4=¿ г) 4
−1
9 = д) 7
17
19 −12
19 = б)
а)
−5 3
7=¿
е) 3 1
2−1 5
12 =¿
17
19 −12
19= 5
19 , б)
( а)
8
21 −1
7= 5
7 , в)
9
10 −3
4= 3
20 , г) 4−1
9=3 8
9 ,
д) 7−5 3
7=1 4
7 , е) 3 1
2−1 5
12 =2 6
12 ).
3)выполнить умножение:
3
7
2=¿ , б) 5 × 6
×1
15 =¿ , в)
7
9
14=¿ , г) 5 1
× 3
4
×1 1
7=¿
А)
9 ( а)
3
7
×1
2= 3
14 , б) 5× 6
15=2 , в)
7
9
×3
14= 1
6 , г) 5 1
4
×1 1
7=6 )
4) Выполнить деление:
÷ 7
12=¿ , в) 3 1
2
÷15=¿ б)
А)
5
6
5
6
÷2 1
3 =¿
5
6
( а)
÷15= 1
18 , б)
5
6
÷ 7
12= 10
7 =1 3
7 , в) 3 1
2
÷2 1
3 =3
2=1 1
2 )
Ну как, задал вам падишах задачки. Было тяжело. Помогли мы
всем.
IX) Подведение итогов.
Давайте подведем итог урока, все сегодня поработали хорошо.
Подпишите лист самоконтроля и сдайте. Сейчас проверим, все ли
любят дроби и все ли, помог ли им.
X) Рефлексия.
Как мы сегодня поработали. Устали. Было интересно.
Домашнее задание.
Вам на дом повторить правила с дробями и отгадать тему
следующего урока решив правильно задания
16=¿ , б)
1
2
×3
5=¿ , в) 4 ×3
5=¿ , г) 4÷3
5=¿ , д)
А)
3
16 + 5
1 1
2− 2
3=¿ ,
10 2
7−1 3
5=¿ , ё)
4
5
÷1
5=¿ , ж)
3
32
÷1
4=¿ , з)
3
4
÷7=¿ , и)
е) 2
5
6
×8=¿ ,
к) 2 2
7 +1 3
5 , л) 4
−3
7 =¿ .
3
10 , о
5 , а
Н
о 2 2
35 , г 6 2
5 , н
6 , р4, и 2 31
5
8 , н 6 2
3
3
3
28 , м
2 , к 3 4
1
7 ,
24
35 .
Г
Используемая литература.
Е.А. Бунимович, Л.Б. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О.
Рослова, С.Б.Суворова. Математика. Арифметика.
Геометрия. 5 класс. М.: Просвещение, 2018;
Е.А Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С.Минаева Математика.
Арифметика. Геометрия. 5 класс. ТетрадьтренажерМ.:
Просвещение, 2019;
Е.А Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С.Минаева Математика.
Арифметика. Геометрия. 5 класс. Задачник. М.:
Просвещение, 2019;
Е.А Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С.Минаева Математика.
Арифметика. Геометрия. 5 класс. Тетрадь экзаменатор. М.:
Просвещение, 2019;
11 Интернетресурсы.
12
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Конспект урока по математике на тему " Действия с дробями" (5 класс,математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.