Конспект урока по математике на тему "Деление на двузначные числа" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводится в 4 классе про программе "Школа России". На уроке дети учатся подбирать пробное число при делении многозначного числа на двузначное.Вначале урока проводится математическая разминка, в ходе которой дети решают задачи на движении и на развитие внимания. в ходе урока дети должны понять , что пробная цифра с первого раза может не подойти.
Иконка файла материала УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ.docx
Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему «Деление на двузначное число»   письменному   приёму   деления Педагог Бачина Наталья Николаевна Тип урока: открытие нового знания  Характеристика   темы  –   урок   11   в   теме   «Умножение   и   деление   на многозначные числа». Цель для учителя: научить приёму письменного деления многозначных чисел на двузначные. Цель   для   обучающихся:   научиться   многозначного числа на двузначное. Задачи для учителя: ­ научить подбирать пробную цифру при делении на двузначные числа; ­ совершенствовать у учащихся  навыки решения геометрических задач,  задач на движение и сложных задач Задачи для обучающихся:  ­   совершенствовать   вычислительные   навыки,   умение   решать   уравнения   и задачи. Методы обучения (с указанием автора классификации): ­ объяснительно – наглядный; ­ частично ­ поисковый; ­ словесные – беседа; ­ наглядные – самостоятельное наблюдение учащихся; ­   практические   –   самостоятельная     работа,   упражнения   по   выполнению приёмов деления  (по классификации Л.Я. Лернера и М. Н. Скаткина). Оборудование и технические средства обучения:  ­ проектор; ­ интерактивная доска; ­ презентация к уроку. Рабочие материалы для обучающихся: ­ учебник «Математика. 4 класс» М.И. Моро;  ­ «Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс, 2 часть», С. И. Волкова; ­ тетрадь для работ по математике; ­ линейка; ­ простой карандаш. Планируемый результат:  учащиеся научатся  ­ выполнять деление многозначного числа на двузначное;  закрепят навыки ­ решения геометрических задач; ­ решения уравнений; 1­ чтения равенств, использования математической терминологии; ­ моделировать с помощью таблиц  и решать задачи изученных видов; ­ работы в парах; ­ выполнять задания творческого и поискового характера. Критерии оценки результата урока: ­ взаимооценка учащихся; ­ критерии оценки при проверке самостоятельной работы  «5» – выполнил всё задание правильно;  «4» ­ выполнил всё задание с 1­2 ошибками;  «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;  «2» – почти ничего не смог выполнить правильно; Ход урока Этап урока (время) 1.  Орг. момент  (1­ 2 мин.) Деятельность учителя Проверить   готовность   учащихся   к уроку. ­   Добрый   день!   Подготовьтесь   к началу урока, тихо сядьте. 2. Актуализац ия знаний  (10 мин.) Устный счёт.   (Тексты   задач Решите   задачи. показаны   на   интерактивной   доске, тексты читают ученики по очереди). 1.  Мальчик   пробежал   100   м   со скоростью 4 м/с. Сколько времени он затратил? 2. Сокол пролетел 78 м со скоростью 26 м/с. За какое время он пролетел это расстояние?   Моторная   лодка   шла   3   ч   со 3. скоростью 12 км/ч. Какое расстояние она преодолела?  4.  Поезд   за 1/3 ч проходит 18 км. Сколько поезд преодолевает за час? километров     2 Деятельность Формируемые учащихся   Прибирают на столе, ровно стоят у парты Садятся. Решают устно.   задачи 100 : 4 = 25(с) 78 : 26 = 3(с) 12 • 3 = 36 (км) 18 • 3 = 54(км) 5 – 3 =  2 (ч)  –  по УУД   к Умение подготовить рабочее место работе, настроиться на работу. Моделировать зависимости между величинами   в текстовых задачах   решать их. Выполнять задания творческого   и поискового характера, применять знания   способы действий   в изменённых и иВелосипедист   ехал   3   часа   по 5. просёлочной дороге со скоростью 7 км/ч, затем по шоссе со скоростью 10 км/ч.   На   весь   путь   он   затратил   5 часов. Какое расстояние он проехал?        3 ч    7 км/ч       ? ч   10 км/ч                        5 ч        ? км 6. Откройте учебник на с. 61 найдите № 235. ­ Рассмотрите таблицу. Скорость  Время движения 4 ч 3 ч а км/ч b км/ч Пешеход Велосипе дист   ­   Объясните, выражения а•4, b•3, b•3 ­ а•4,  (b•3) : (а•4)  ?   что   обозначают 7.  Длина   прямоугольника   равна   20 см, что в 2 раза больше его ширины. Вычисли   периметр   и   площадь прямоугольника. 8. Рассмотрите фигуры. 3 условиях. шоссе. 7 • 3 = 21(км) – по просёлочной дороге. 10 • 2 = 20(км) – по шоссе. 21 + 20 = 41(км) – проехал. Находят.   что Рассматривают таблицу, объясняют, обозначают выражения: а•4   –   расстояние пройденное пешеходом; b•3   –   расстояние, которое   преодолел велосипедист; b•3   ­   а•4   –   на сколько   больше   км преодолел велосипедист (b•3)   :   (а•4)   –   во сколько раз больше км преодолел велосипедист. Вычисляют ширину, периметр     и площадь прямоугольника. 20   :   2   =   10   (см)   – ширина. (20   +   10)   •   2  =   60 (см) – периметр 20 • 10 = 200 (см2) – площадь Рассматривают фигуры.­ Какие получились треугольники? ­ Как вы определили? ­   Какую   часть   квадрата   составляет треугольник? ­Что   можете   сказать   о   площадях квадрата и треугольников? ­ Из каких фигур состоит ёлочка? ­   Какую   часть   квадрата   составляет маленький треугольник? 3. Самоопредел ение к деятельности (2 мин)     число, ­   Сравните   площади   квадрата   и ёлочки. ­ Пользуясь алгоритмом деления на двузначное   проверьте правильность решения примера (Запись демонстрируется на экране) 6284  27 81      380 218 216     24 ­ Какую ошибку допустили? ­    Округлите число 27. ­   Сколько   десятков   возьмём   в частном? ­     Если   60   :   20,   то   получится   3. 4 Прямоугольные. Квадрат   разделили пополам,   имеются прямые углы. 1/2 ­ Они одинаковые. ­   Из   маленьких треугольников, которые   равны   ¼ квадрата,   большого треугольника, который составляет ½   квадрата   и   из маленького квадрата. ­   Площадь   ёлочки больше. Проверяют. ­   При   подборе пробной   цифры     в частном: цифра 3 не подходит,   так   как произведение получилось   больше делимого. 30 6 Осуществлят ь   пошаговый контроль правильности выполнения деления многозначног о   числа   на двузначное. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия   по устранению выявленныхПочему же цифра не подходит? Бывают такие случаи деления, когда пробная цифра частного не подходит и её нужно изменять. ­Сформулируйте задачи урока 4. Работа   по теме урока (10 мин) Работа по учебнику Прочитайте новый материал на с. 61 ­ Как выполнено деление? ­ Почему цифра 7 не подошла? Первичное закрепление Найдите  № 232 Выполните деление с объяснением 216 : 36        296 : 37       329 : 47        184 : 23 910 : 26        168 : 28      174 : 29        162 : 27 5. Физкульт минутка  (1­2 мин) 6.     Закрепление Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 1. Работа по учебнику № 233 с. 61 5 недочетов, проявлять заинтересова нность в расширении знаний способов действий и     Продолжать учиться   выполнять деление многозначного числа на двузначное Читают.     ученик Один (ученики по   очереди   выходят   к доске и   решают по одному   примеру) выполняет на доске с подробными рассуждениями, остальные записывают решение   тетрадях.   Учащиеся   дают оценку работы ученика у доски. Физорг проводит физкультминутку. класса в       Формирование установки   на здоровый образ жизни. Умение выполнять физические упражнения. Составлять план   решенияизученного материала (10 мин) ­ Прочитайте задачу. « В хозяйстве заготовили для коров 17066   ц   сена   из   расчёта   23   ц   на корову и 10176 ц сена для телят, по 12   ц   на   каждого   телёнка.   Сколько всего коров и телят в хозяйстве?» ­   Как   будем   составлять   краткую запись? ­ Что обозначает число 17066? ­ Что обозначает число 10176? Что обозначают числа 23 и 12? (Один   ученик   записывает   краткую запись   на   доске,   остальные   в тетради) Расход сена на 1 Количес тво животны Общий расход сена животн ое 23 ц 12 ц Коровы Телята  х ? ж.           ?ж ? ж. 17066 ц 10176 ц  ­Что надо узнать в задаче? ­ Запишите решение задачи, работая в парах.   Проверьте   решение   задачи ­ (решение   показать   на   экране интерактивной доски). 1) 17066 : 23 = 742 (к.) – в хозяйстве. 2) 10176 : 12 = 848 (т.) – в хозяйстве. 3)742   +   848   =   1590   (ж.)   –   в хозяйстве. Ответ: всего 1590 коров и телят. ­ Найдите № 236 на  с. 61.  ­ Решите уравнения самостоятельно по вариантам.  1 вариант ­  1 столбик, 2 вариант ­  2 столбик (по одному ученику решают на обратной стороне доски).  После   выполнения   работы 6 7. Повторение изученного (7 мин) Читают. В таблице.  ­ Общую массу сена для коров. ­ Общую массу сена для телят. ­   Расход   сена   на одно животное. текстовых задач и решать их арифметическ им способом. Умение в работать паре, находить совместное решение, анализировать выполненное решение.   ­   Количество   телят и коров. Задачу   решают   в парах. Проверяют решение задачи,   исправляют ошибки, если есть. Находят. Ученики самостоятельно решают уравнения:  1 вариант  540: х = 380: 19 х• 6 = 18000+24 Умение самостоятель но     находить неизвестные компоненты умножения   и деления.осуществляется взаимопроверка (меняются тетрадями и ставят друг другу  простым  карандашом  оценку, согласно критериев оценки) 2 вариант 3480 – х = 2190: 3 Х+ 2010 = 3001• 4 Умение работать   в паре и   оценивать работу товарища. Умение анализировать свою деятельность, делать выводы. 8. Рефлексия (1 мин) ­   Какой   алгоритм   вы   учились использовать сегодня на уроке? ­   Какие   числа   можно   делить, пользуясь алгоритмом? 9. Подведение итогов урока? (1 мин) 10. Домашнее задание (1 мин) ­   Что   надо   помнить   при   подборе пробной цифры в частом? ­ Какое задание было интересным? ­   Какие   открытия   вы   сделали     на уроке? С. 61 № 234, № 237   Посмотрите на задания в учебнике:  №   234   «   с   15   одинаковых   теплиц собрали   в   прошлом   году   450   т огурцов.   Сколько   тонн   огурцов собрали с тех же теплиц в этом году, если   урожай   с   каждой   теплицы повысился на 5 ц? № 237  500 – 180 : ( 90 : 45) + 30 ( 90 + 510 : 30) • (80 : 4 • 5 ) 100000 – 284  •235 9999 + 406 • 207  Всё ли вам понятно?  Запишите задание в дневник. Придумайте   примеры   наделение 7 Алгоритм деления.     Можно делить многозначные числа на двузначные. Пробная цифра может не подойти с первого раза. (Перечисляют интересные задания). Пробная   цифра   не всегда   подходит   с первого   раза   при делении многозначного числа   двузначное. на Смотрят задания. Формировать умение оценивать свои   учебные действия. Записывают дневник.   вмногозначного  числа  на двузначное, в   которых   пробная   цифра   не подходит   с   первого   раза,   запишите их  в тетрадь и решите.       8