Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)
Оценка 5

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
27.07.2018
Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)
Базовый учебник - Мерзляк А.Г. "Математика: 5 класс". Конспект на тему "Комбинаторные задачи" 5 класс. Цель урока: сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов. Планируемые результаты: обучающиеся научатся решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов.Работу выполнила студента 4 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Конспект урока по математике №2.docx
Министерство образования и науки РФ Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования  «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Кафедра математических  и естественнонаучны дисциплин Вагина Вероника Витальевна СФ/О ПДВ­1­2014 НБ Конспект урока по математике ТЕМА Комбинаторные задачи Работу проверил: доцент, кандидат педагогических наук Шестакова Л.Г. Соликамск 2017 Класс 5а                                                       Номер урока: 89 Дата проведения урока: 01.02.2018 г. Тема урока: «Комбинаторные задачи» Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока:  предметные:   сформировать   первоначальные   навыки   решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов;  личностные:   формировать   интерес   к   изучению   темы   и   желание применить приобретенные знания и умения;  метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни. Задачи урока:  поставить цель и задачи урока, замотивировать обучающихся;  актуализировать знания;  изучить новый материал;  закрепить изученный материал;  повторить материал из прошлых тем;  подвести итоги урока;  разобрать домашнее задание. Планируемые   результаты:  обучающиеся   научатся   решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов. Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Основные   понятия:  комбинация,   комбинаторные   задачи,   дерево возможных вариантов. Оборудование и дидактические материалы: учебник. Организационная структура урока 1. Организационный этап. Присутствие обучающихся.  1 мин Готовность к уроку. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной  2 мин деятельности обучающихся. 3. Актуализация знаний. 4. Изучение нового материала.  5. Первичное закрепление нового материала.  6. Повторение.  7. Итоги урока. 8. Информация о домашнем задании 3 мин 10 мин 15 мин 6 мин 2 мин 1 мин Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Организационный этап. Присутствие обучающихся. Готовность к уроку Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Приветствуют..  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.  Запишите   в   тетрадях   число,   классная   работа   и   тему нашего урока «Комбинаторные задачи». Как Вы думаете, что такое комбинаторные задачи? Хорошо,   сегодня   мы   как   раз   что   это   такое   и   как   их решать. 3.  Актуализация знаний Давайте попробуем решить устно задачу: «№1.   Одним   слоем   бумаги   оклеили   куб,   длина   ребра которого равна 3 дм. Сколько квадратных дециметров бумаги потребовалось на оклеивание куба?» [2, c. 163] Молодцы Записывают   в   тетрадях число, классная работа и тему урока. Обучающиеся высказывают свои предположения. Ученики рассуждают,  что необходимо   найти   площадь поверхности   куба,   т.е.  S  = 2*(3*3)+2*(3*3)+2*(3*3)=54 дм2. 4. Изучение нового материала На доске вы видите задачу: «Пример 1. Одноклассницы Оля, Валя и Катя дежурят по школе. Сколькими способами классный руководитель может расставить   девочек   по   одной   на   каждом   из   трех   этажей школы?» [2, c. 160] Как Вы считаете, как можно решить эту задачу? Я Вам предлагаю для решения нарисовать такую таблицу: Способ 2 Способ 1 Этажи 1­й этаж 2­й этаж 3­й этаж Итак, предположим, что Олю (О) назначили дежурить на первом этаже. Тогда на втором этаже может дежурить Валя (В) или Катя (К), а на третьем – Катя или Валя. Все рассуждения записываем в таблицу Ученики читают задачу Ученики   предлагают варианты решения. Ученики чертят таблицу в тетради. Вместе   заполняют таблицу. с   учителем Способ 1 Этажи 1­й этаж 2­й этаж 3­й этаж Заполнив   таблицу,   мы   видим,   что   у   нас   получилось   2 Способ 2 О В К О К В способа (варианта, комбинации) распределения дежурства. Но можно ли как­то по­другому еще расставить девочек? Конечно   можно.   Продолжите   свою   таблицу   вправо. Теперь пусть дежурной н первом этаже будет Валя. Тогда на втором этаже может дежурить Оля или Катя, а на третьем – соответственно Катя или Оля. Итак, получаем еще да способа распределения дежурства. Способ 3 Этажи 1­й этаж 2­й этаж 3­й этаж Теперь   я   попрошу   одного   ученика   выйти   к   доске   и написать, как еще можно распределить девочек на дежурство. Способ 4 В О К В К О Должны получиться еще два способа. Способ 5 Этажи 1­й этаж 2­й этаж 3­й этаж Спасибо,   присаживайся.   Таким   образом,   получилось   6 Способ 6 К В О К О В способом распределения дежурства. Запишите ответ. Только   что  мы  с  Вами решили комбинаторную   задачу. Откройте   учебник   на   стр.   160   и   прочитайте,   какие   задачи называют комбинаторными. Верно, комбинаторные задачи – это задачи, для решения которых   требуется   рассмотреть   все   возможные   варианты (случаи, комбинации).  При   решении   таких   задач   очень   важно   перебрать   все случаи.   Поэтому,   для   удобства,   нашу   задачу   можно   было представить в виде схемы: Ученики   отвечают,   что можно.   Ученики продолжают таблицу и заполняют ее дальше также с учителем. Один   ученик   выходит   к доске   и   заполняет   таблицу. Если   это   необходимо,   то учитель  помогает найти 5 и 6 способ распределения. Записывают ответ. Один ученик читает в слух. Эта схема позволяет записать 6 комбинаций: ОВК, ОКВ, ВОК, ВКО, КВО, КОВ. Такая схема напоминает перевернутое дерево, поэтому её называют деревом возможных вариантов. 5. Первичное закрепление нового материала. Ученики   в   тетрадях решают   упражнения.   Один обучающийся  у  доски.  Учитель помогает   рассуждать   и записывать решение. Решаем № 645, 647, 649, 650 «№   645.  Запишите   все   двузначные   числа,   в   записи которых   используются   только   цифры   1,   2   и   3   (цифры могут повторятся)» [2, с. 163] Решение:  1) начнем с 1: 11, 12, 13. 2) далее 2: 22, 21, 23. 3) и последнее: 33, 31, 32 Ответ: 11, 12, 13, 21, 22, 23, 31, 32, 33 «№ 647.  У ослика Иа­Иа есть три надувных шарика: красный, зеленый и желтый. Он хочет подарить о одному шарику   своим  друзьям:  Винни­Пуху,  Пятачку  и  Кролику. Сколько у ослика Иа­Иа есть вариантов сделать подарки своим друзьям?» [2, с. 163] Решение: 1) способ: составить дерево возможных вариантов: 2) способ: составить таблицу Друзья Способ Способ Способ 3 З К Ж Ответ: 6 вариантов (способов) Винни Пятачок Кролик 1 К З Ж 2 К Ж З Способ 4 З Ж К Способ 5 Ж З К Способ 6 Ж К З «№ 649. В футбольном турнире участвуют команды 5 «А»   класса,   5   «Б»   класса   и   5   «В»   класса.   Сколько существует   способов   распределения   первого   и   второго мест среди этих команд? Решение какой задачи из номеров 645­648 аналогично решению этой задачи?» [2, с. 163] Решение: 1)   способ:   составить   дерево   возможных   вариантов (аналогичное дереву из задачи №647). 2) способ: составить таблицу. Класс Способ Способ Способ Способ Способ Способ 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 1 1 2 — 2 1 — 2 3 2 1 — 4 2 — 1 5 — 1 2 6 — 2 1 3) решение задачи № 647 аналогично решению этой задачи. Ответ: 6 вариантов (способов), задача № 647. «№ 650.  Запишите все трехзначные числа, для записи которых используются только цифры: 1) 3, 4 и 6; 2) 4, 7 и 0. (Цифры не могут повторятся)». [2, с. 164] Решение: 1) 346, 364, 436, 463, 634, 643. 2) 470, 407, 740, 704. Ответ: ­//­//­ ! Обратить внимание, что нет такого трехзначного числа, как 047 или 074. Это двузначные числа. Для повторения прошлого материала решаем № 669 (1,2) «№ 669. Решите уравнение: 6. Повторение. 1) 1376 : (34 – x) = 86; 2) 9680 : (x + 219) = 16». [2, с. 168] Решение: 1)  1376  : (34 –  x) = 86 (Делимое  : делитель  = частное. Чтобы   найти   делитель,   нужно   делимое   разделить   на частное). 34 – х = 1376:86 34   –   х   =   16   (Уменьшаемое   –   вычитаемое   =   разность. Чтобы   найти   вычитаемое,   нужно   из   уменьшаемого вычесть разность) х = 34 – 16 Ученики   в решают   упражнения. обучающихся у доски.   тетрадях   Двое х = 18 Ответ: 18. 2)  9680 : (x  + 219) = 16 (Делимое : делитель = частное. Чтобы   найти   делитель,   нужно   делимое   разделить   на частное). x  +  219 = 9680 : 16 x   +   219 = 605 (Слагаемое + слагаемое = сумма. Чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое) х = 605 – 219 х = 386 Ответ: 386. Давайте   подытожим   наш   урок.   Какие   задачи   называют комбинаторными? 7. Итоги урока. Как   называют   схему,   с   помощью   которой   удобно   и наглядно решать комбинаторные задачи? Ученики   ищут   ответы   на вопросы в учебнике на стр. 160 – 162.   учеников прочитывает   или   своими словами отвечает на вопрос.   Один   из 8. Информация о домашнем задании Открываем   дневники   и   записываем   домашнее   задание. Вам   нужно   прочитать   параграф   24   и   выучить   два определения, еще раз найти ответы на вопросы 1 и 2 на стр. 163. Решить упражнения № 646, 648, 668 Дети открывают дневники, записывают домашнее задание, в   учебнике   смотрят   заданные упражнения  и  задают  вопросы по домашнему заданию. Литература: 1. Мерзляк   А.Г.   Математика:   5   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 2­е изд., перераб. – М.: Вентана­Граф, 2017. – 304 с. 2. Буцко Е.В. Математика: 5 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. – М.: Вентана­Граф, 2016. – 288 с.

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)

Конспект урока по математике на тему "Комбинаторные задачи" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2018