Цель урока: способствовать
формированию умения образовывать, сравнивать доли, обозначать их дробями, находить
заданную долю числа, решать практические задачи на нахождение нескольких долей
числа, способствовать созданию условий для усвоения алгоритма нахождения нескольких
долей целого, целого; развивать вычислительные навыки, речь, наблюдательность,
внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать
уверенность в собственных силах, содействовать
в воспитании положительных взаимоотношений с одноклассниками.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Оборудование: бутылка с «морской почтой», проектор, ПК, презентация Microsoft Power Point, таблица с алфавитом, цветные карандаши, шкатулка со значками с изображениями флага.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- расширять и углублять знания математических понятий, об окружающем мире;
- проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности;
- оценивать учебную деятельность, понимать оценку учителя.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: работать в группе, допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы, вести диалог.
Познавательные: устанавливать математические отношения между объектами; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы
Предметные: научатся применять понятие «доли» в устных ответах, обозначать её на письме с помощью обыкновенной дроби, находить заданную долю числа, сравнивать доли целого, решать практические задачи на определение доли числа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительная часть.
1. Сообщение темы урока (слайд 1).
- Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
На доску скорее ты посмотри…
- (Клик 1) У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по Морю Долей. Как вы думаете, что это за Море такое? С чем будем соприкасаться, над чем работать, путешествуя по его просторам? (Клик 2) Тема нашего урока «Нахождение нескольких долей целого».
2. Устный счёт (слайд 2).
- В путешествие мы отправимся на красивом комфортабельном корабле. Но прежде, чем поднять якорь и отдать швартовы, узнаем название нашего корабля. Для этого решите числовые выражения и по полученному порядковому номеру и алфавиту определите букву, а затем сложите слово.
По мере вычислений появляються буквы.
П О Б Е Д А
2*10 40- 21 18:9 210:30 105 - 100 91:91
- (Звук моря и чаек.) Отдать концы! Поднять якорь! Полный вперёд!
III. Основная часть урока.
1. Определение долей целого. Их обозначение дробями (слайд 3).
- Наш кораблю легко бежит по волнам. Над головой кружат чайки. Ветер раздувает паруса. Но для удачного путешествия по Морю Долей необходимо владеть некоторыми знаниями о них.
- Рассмотрите рисунок (клики 1). Как разделена фигура? Какие доли закрашены зелёным? Как обозначить эти доли с помощью дроби? Сколько долей составляют коричневые части? Запишем соответствующую дробь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Далее аналогично: (клики 2, 3, 4) дети называют отмеченные доли целого, обозначают их дробями в тетради и по цепочке у доски).
2. Работа в парах с отрезком (слайд 4).
- (Клик 1.) А какие корабельные термины вы услышали сегодня в начале путешествия? А что такое «отдать швартовы» или «концы»? Когда судно подходит к причалу, его необходимо как-то закрепить. Канат, которым привязывается морское судно называется швартовым. А причаливание к пирсу моряки называют швартовкой. При швартовке швартовый канат закрепляется вокруг кнехта. Выражение «отдать швартовы» обозначает, что швартовый канат снимается с кнехта. Естественно, чтобы удержать тяжелое судно, канат должен быть очень прочный. Аналогичные швартовому буксирный и якорный канаты. Это самые мощные канаты на корабле.
- Знание единиц длины и умение работать с линейкой не менее важно на корабле. (Клик 2.) И вот новое задание команде «Победы». Будем работать в парах.
Задание. Начертите отрезок длиной 12 см. С помощью цветных карандашей укажите на нём две шестых его доли. Вычислите длину этих долей, записав пример.
- А теперь посмотрим все вместе, верно ли выполнено вами задание.
(Клик 3). На слайде чертёж. Дети объясняют ход выполнения задания. Затем обмениваются тетрадями, проверяют правильность выполнения задания.
3. Физкультминутка (слайд 5).
- Команда! Пора отдохнуть! На зарядку становись!
Стало палубу качать! В море бурном, море синем
Ногу к палубе прижать! Быстро плавают дельфины.
Крепче ногу прижимаем, Не пугает их
волна
А другую расслабляем. Рядом
плещется она.
Упражнение выполняется поочередно Проплывает мимо кит
для каждой ноги. Обратить внимание И дельфинам говорит:
на напряженные и расслабленные «Вы дельфины не шумите,
мышцы ног. Рыбку
быструю ловите:
Снова руки на колени, Раз, два,
три, четыре, пять –
А теперь немного лени… Нужно рыбкам
уплывать.»
Напряженье улетело, Рыбки
плавали, плескались
И расслаблено все тело… В прохладной
морской воде.
Наши мышцы не устали То
погружаются, то сплывают,
И еще послушней стали. То зароются
в песке.
Дышится легко, ровно, глубоко…
4. Сравнение долей целого. Самостоятельная работа (слайд 6) .
- (Клик 1). Что вы видите? Это морской гребешок. Знаете ли вы что-нибудь об этом морском моллюске? У нас в море живет только один вид гребешков, подвид средиземноморского - черноморский гребешок. Это вымирающий моллюск Черного моря. Все реже на пляже можно встретить эти красивые ракушки, похожие на веер - белые, желтые, серые, розовые, оранжевые и даже ярко-красные! Живые моллюски практически не попадаются. А ведь еще недавно морские гребешки массово ловили и ели как мидий и устриц. Мясо у них очень вкусное. Но теперь этот вид занесен в "Красную книгу" и вылов его запрещен. Будет очень жаль, если они вообще исчезнут, ведь морской гребешок удивительное создание. Во-первых, это единственный двустворчатый моллюск, который освоил быстрое перемещение. А еще у гребешка сотня глаз! Но при этом совершенно слепы. Глаза расположены вдоль края мантии и умеют улавливать только свет и тень. Но гребешку этого достаточно, чтобы заметить опасность и успеть от нее ускакать. На месте удаленного глаза у гребешков появляется новый. А передвигаются они весьма резво: при опасности моллюск с силой захлопывает створки своей раковины, и струя воды переносит его на несколько метров. А еще интересно, что иногда внутри этих моллюсков можно найти жемчужину.
- Но нам повезло, мы проплываем в тех координатах, где гребешкам ничто не угрожает. И внутри каждой можно найти жемчужину. Если мы сравним дроби, то сможем связать целое жемчужное ожерелье (клик 2).
- (Клик 3). Но для начала посмотрите на число. Как его называют? Это дробь. Что обозначают цифры в её записи? Как называют число, которое обозначает на сколько долей поделили фигуру, предмет? Это знаменатель. Как называют число, которое показывает, сколько долей взяли? Это числитель.
- (Клик 4). Что ж, нырнём за жемчужинками, самостоятельно сравним дроби, а затем посмотрим, кто больше их насобирал.
Дети самостоятельно сравнивают, затем (клики 5 - 10) по цепочке дают пояснения. По окончании проверки подсчитывают количество правильных ответов – собранных жемчужин.
- Поднимите руку, кто собрал 6 жемчужин? 5 – 4 жемчужины? 3 – 1 жемчужину? Кто не нашёл ни одной?
5. Нахождение долей целого (слайды 7,8).
- (Слайд 7, клик 1). Внимание! Что это? (Один из учеников подаёт бутылку с «морской почтой»). Да это же «морская почта!» А вы знаете, что это такое? Прочитаем послание! Ого! Так оно же от пиратов! (Клик 2).
Внимание! SOS! Помогите нам всем!
Мы в Море Долей заблудились совсем!
Что же нам делать?
Куда же нам плыть?
С долями от целого
Как же нам быть?
О, путешественник,
Ты нам помоги,
Примеры ты эти скорей разбери!
- Уж очень пираты просят о помощи. Бросим им спасательный круг: разберёмся с долями, исправим допущенные ошибки (слайд 8). Напомните ещё раз: как вычислить доли от целого числа?
Две девятых долей от 81 = 29 Три десятых долей от 100 = 40
Пять седьмых долей от 77 = 35 Четыре пятых долей от 75 = 61
В тетрадях и на доске по цепочке выполняется запись: 2 от 81= 18 3 от 100 = 30
9 10
5 от 77= 35 4 от 75 = 60
7 5
6. Зарядка для глаз (слайд 9).
- А над нами ясное небо. Полюбуемся парящими над нами белыми чайками.
7. Решение задачи (слайды 10, 11,12).
(Слайд 10.) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
- А ну-ка, посмотрите в иллюминаторы. На горизонте показался остров. Там живут туземцы. Слышали ли вы про Робинзона Крузо? Именно на этом острове он когда-то и жил. Он давно уже вернулся на Родину. А на острове осталось лишь дикое племя туземцев.
- (Слайд 11 клик 1.) Смотри, на этом острове нет календаря,
Ребятня и взрослые пропадают зря.
Сидят они под пальмою,
Не знают, как им быть,
Задача не решается -
Голодными им быть…
- (Клик 2.) Спасём добрых дикарей от голода, поможем решить задачу. А в награду за спасение они покажут, где Робинзон Крузо оставил сундук с сокровищами.
(Слайд 12 клик 1.) Задача. Туземцы собрали 6 корзин бананов по 24 кг в каждой. Три четвёртых долей всех собранных бананов они уже съели. Сколько килограммов бананов осталось?
- Прочитайте задачу. О чём в ней говорится? Что обозначает число 6? По сколько килограммов бананов было в каждой корзине? Что делали туземцы с бананами? Сколько килограммов бананов съели туземцы? Что обозначает «три четвёртых долей»? Какой главный вопрос задачи? (Клик 2.) Что нужно сделать, чтобы на него ответить? (Клик 3.) Можем ли мы сразу одним действием решить задачу? Почему? Как узнать, сколько килограммов бананов насобирали туземцы? (Клик 4.) Как узнать, какое количество бананов туземцы съели? (Клик 5.) Сколько же действий нам понадобится выполнить, чтобы ответить на главный вопрос задачи? Какие главные слова мы укажем в записи краткого условия?
На доске и в тетрадях запись:
Было – 6 к. по 24 кг
Съели - 3
4
Осталось - ?
1) 24 х 6 = 144 (кг) – было;
2) 124:4 = 31 (кг) – съели;
3) 144-31 = 113 (кг)
Ответ: 113 кг бананов осталось у туземцев.
- Спасибо. Дикое племя может быть спокойно, фрукты им хватит не только на обед, но ещё и останется на ужин.
IV. Итог урока. Рефлексия (слайды 13, 14).
- Молодцы! Вы одержали настоящую победу над долями. Теперь вы можете самостоятельно путешествовать Морем Долей, вас будут сопровождать удача и ласковый штиль. (Слайд 13). А вот и подарок от туземцев. Это настоящий победный флаг! Каждый из вас сейчас получит значок с таким флажком в подарок.
- Наш урок – путешествие подошёл к концу. Подведём итог нашей работы. (Слайд 14).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.