Конспект урока по математике на тему «Понятие положительной десятичной дроби» (6 класс, математика)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация
Иконка файла материала Булгакова карта урока.doc

Учитель: Булгакова Елена Евгеньевна

Урок  математики в 6 классе по теме «Понятие положительной десятичной дроби»

Цель урока: Формирование понятия положительной десятичной дроби, навыков читать и записывать десятичные дроби.

Задачи:

1.     Овладение навыками читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную и наоборот.

2.     Создать условия для формирования УУД:

·       Познавательных УУД:  правильно читать и записывать десятичные дроби; формировать навыки представления обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной дроби в виде обыкновенной; применение  полученных знаний.

·       Коммуникативных УУД: умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

·       Регулятивных  УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

·       Личностных  УУД: формирование учебной  мотивации,  необходимость приобретения новых знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология построения урока: проблемный метод, работа в группах

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа, работа в группах, работа с учебником.

Организация деятельности учащихся на уроке:

*    самостоятельно выходят на проблему и решают её;

*    самостоятельно определяют тему, цели урока;

*    выводят правило;

*    работают с текстом учебника -таблица;

*    отвечают на вопросы;

*    решают самостоятельно задачи;

*    оценивают себя и друг друга;

*    работа у доски в группах;

*    рефлектируют.

Методы обучения: словесный, наглядно - иллюстративный, практический, кластер, эстафета.

Ресурсы:  мультимедийный проектор, презентация, физкультминутка https://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd.

Учебно-методическое обеспечение: учебник  «Математика. 6 класс» автор С.М. Никольский.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя , цель этапа

Деятельность ученика

1. Орг. момент. 1 мин

 

Здравствуйте, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым приемом записи дробей.  А для этого нам нужно подготовиться. Как вы думаете, что нам нужно для успешной работы? Желаю вам удачи. Будьте внимательны.

 

Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания. Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке

 

Включение детей в деятельность.

Приветствуют учителя, высказываются.

2. Актуализация знаний. 7 мин.

Для начала повторим разряды. Решим задачу.

Задача 1. Дано число 2532843.

В каких разрядах записана цифра 2; 3; 4; 5; 8?

2: разряд тысяч, разряд миллионов

3: разряд единиц, разряд десятков тысяч

4: разряд десятков

5: разряд сотен тысяч

8: разряд сотен

Задача 2.  Дано число 719524.

Какая цифра записана в разряде:

а) тысяч;             9    г) единиц;4

б) десятков;               2     д) десятков тысяч;1

в) сотен тысяч;      7  е) сотен?5

Перейдем к дробям. Что такое дробь?

Дробь - число, состоящее из одной или нескольких частей (долей) единицы.

 

Задача 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 4.

Верно, знаменатели у нас десятка, сотня и тысяча и все они делятся нацело на десять.  Но запись данных дробей достаточно громоздкая.

Как записать дробные числа по-другому? Какие у вас есть варианты?

Итак, у нас возникло затруднение. Ребята поднимите руки, кто хоть раз видел записи вида: 3,5 и 1,56.

Ребята, а где Вы встречали данные записи?- Данные записи обозначают дроби. Существует особый вид дробей, как вы думаете, как этот вид дробей называется, если знаменатель делится на десять? Название данных дробей зашифровано ребусом.

Верно, десятичные дроби. Давайте вместе сформулируем тему и цель урока. Сегодня мы начинаем изучение очень важной, интересной и новой для нас темы. А что бы вы хотели узнать интересного и нового о десятичных дробях?

 Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока «Понятие положительной десятичной дроби».

 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Актуализируются знаний, необходимых для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

 

Отвечают на вопросы.

Ребята отгадывают ребус.

Учащиеся формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Записывают тему урока.

 

3. Изучение нового материала. 12мин.

Выглядят они так: 5,6 ; 3,17 ; 0,17 и т.д. По способу записи дроби делятся на два формата: обыкновенные и десятичные.

На самом деле это особая запись обыкновенных дробей, у которых знаменатель равен 10, 100,1000,10000 и т.д.

Такие дроби договорились записывать без знаменателя. То есть:

Как записывается десятичная дробь? Как вы думаете?

Попробуйте сформулировать правило записи.

Сначала пишем целую часть, а потом ставим запятую и записываем числитель дробной части. Поясним на примерах.

Задача 5.

Пусть нам дана обыкновенная дробь 57/10. В знаменателе стоит 10. Считаем количество нулей в знаменателе. У нас один ноль. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части один знак (цифру) и ставим запятую.

В полученной десятичной дроби цифра 5 — целая часть, цифра 7 (стоящая справа от запятой) — дробная часть.

Мы с вами не просто так повторили разряды.  А зачем, как вы думаете?

Напомним, что в десятичной системе счисления значение каждой цифры зависит от разряда (позиции), в котором она записана. При этом единицы соседних разрядов отличаются в 10 раз.

Первый разряд после запятой называют разрядом десятых. Например, 5,7 состоит из 5 целых и 7 десятых – читают «пять целых семь десятых». Второй разряд после запятой называют разрядом сотых. А третий разряд после запятой как называют?

Чтобы лучше понять правила чтения и записи десятичных дробей, рассмотрим таблицу на странице 143. Из рассмотренных примеров сделаем вывод, получим правило.

Составим алгоритм.

Работа по составлению алгоритма:

1.Уравняем количество цифр в числителе и нулей в знаменателе, приписав перед числителем нули.

      2. Записываем целую часть и ставим запятую.

      3. После запятой записываем получившийся числитель

Применим алгоритм.

Задача 6.

Пусть нам дана обыкновенная дробь 57/100. Снова считаем количество нулей в знаменателе. Теперь их два.

Отсчитываем справа налево два знака (цифры) в числителе и ставим запятую. Так как перед цифрой 5 знаков нет, то перед запятой добавляем ноль.

Запомните!

Если количество нулей превышает количество знаков (цифр) в числителе, то на недостающие места ставим нули.

Пример записи десятичной дроби.

Задача 7.

Пусть нам дана дробь 39/10 000. Запишем её в виде десятичной дроби. В знаменателе 4 нуля. Отсчитываем справа налево 4 знака (цифры).

Но у нас в числителе всего два знака (цифры). Поэтому на двух недостающих местах мы пишем два нуля.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.

Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения.

Учащиеся составляют алгоритм перевода обыкновенных дробей в десятичные. Записывают задачи.

В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

 

4. Физкультминутка. 1 мин.

 

https://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd

Цель: снять напряжение.

Снимают напряжение упражнениями.

5.  Первичное закрепление. 9 мин.

Задача 8. Работа у доски.

Прочитайте десятичные дроби.

1,2

2,12

3,101

0,5

Задача 9. Представьте в виде десятичной дроби

Задача 10. Представьте в виде обыкновенной дроби или смешанного числа

1,2

2,12

3,101

0,5

830,0012

0,0015

Задача 11. Алгоритм решения проговаривает каждый. Жюри следит, чтобы не было ошибок.

Организация работы учащихся.

 Выявление затруднений и их решение. Организация дисциплинированности. Поздравление победителей эстафеты.

В процессе первичного закрепления примеры решаются с  комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

6. Подведение итогов урока (рефлексия). 7 мин.

*    Какую задачу ставили?

*    • Удалось решить поставленную задачу?

*    • Каким способом?

*    • Какие получили результаты?

*    • Что нужно сделать ещё?

*    • Где можно применить новые знания?

*    Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?

*    Как называют число, записанное перед запятой?

*    Как называют число, записанное после запятой?

*    Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?

*    Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

С помощью метода - Кластер.

Как вы думаете что мы можем делать с десятичными дробями? Какие действия выполнять? Составим схему. Чему мы должны научиться. Что мы уже умеем? Чем займемся завтра?

Организация работы учащихся.

 Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Отвечают на вопросы, делают выводы. Создают кластер у доски.

7. Информация о домашнем задании. 1 мин.

 

 Выучить алгоритм. Прочитать параграф 4.1. стр.142.

Задача 12. Задание на карточке.

Объяснение домашнего задания.

Учащиеся записывают домашнее задание .

 

Используемые источники:

http://pedsovet.su/metodika/6072_urok_systematizacii_znaniy_fgos

http://www.myshared.ru/slide/354272/

https://infourok.ru/urok_matematiki_v_5_klasse_po_teme_desyatichnaya_zapis_drobnyh_chisel.-339202.htm

http://ppt4web.ru/matematika/desjatichnaja-zapis-drobnykh-chisel2.html

https://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd

Карточки с домашним заданием.


Скачано с www.znanio.ru