Конспект урока по математике в 3 б классе УМК «Школа России»
Тема: «Случаи деления, когда делитель больше делимого».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: - познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя);
- закрепить приёмы внетабличного умножения и деления, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты:
• Личностные:
- воспитывать интерес к математике;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении тетради;
- воспитать желание преодолевать трудности.
• Предметные:
- учащиеся научатся выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя;
- решать задачи на деление с остатком; работать в парах, группах;
- выполнять задачи творческого и поискового характера.
Оборудование: учебник математики, наглядности, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие. Сегодняшний урок не станет исключением. Мы постараемся расширить свои математические знания. И урок наш пройдёт под девизом:
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Р. Декарт
II. Минутка чистописания
- Сели ровно, открыли тетради, записываем число
И начнём урок с минутки чистописания:
8 8…..
23 23….
После того, как пропишут, спросить:
- Ребята, скажите, чем отличается первый ряд от второго?
( 1-вый ряд – однозначные числа, 2-ой ряд – двузначные;
1-вый ряд – чётные, кот. можно разделить пополам и
2 –ой – нечётные числа.)
III. Актуализация опорных знаний
Повторение
- Прописали? Хорошо.
- Посчитаем устно: Саша и Артём Иващенко работают по карточке у доски, а для остальных «Блицтурнир»
А) Первый велосипедист проехал 9 км, второй – 15 км. На сколько км больше проехал второй, чем первый?
Б) На полке 20 книг со сказками и 10 книг со стихами. Во сколько раз больше книг со сказками, чем со стихами?
В) В книге 32 страницы. Таня прочитала 8 страниц. На сколько больше страниц ей осталось прочитать, чем она прочитала?
Г) В классе 16 девочек и 8 мальчиков. Во сколько раз мальчиков меньше, чем девочек?
Карточка 1:
36+24 : 6· 2 =…
80 – 32 : 4 =…
Карточка 2:
64 : 8 · 11=…
36 : 6 + 4 · 6 =…
- Молодцы! Теперь посмотрим, справились ребята с заданием у доски. Комментируйте ход решения вычислений (как вы решили примеры), а вы проверяете ( учитель обращается к учащимся).
- Справились, молодцы! (Учитель поощряет)
IV. Постановка учебной задачи
- А теперь внимание на доску. Здесь даны выражения на деление с остатком. Давайте вспомним, как мы выполняем деление с остатком, у каждого на парте есть памятки, пользуемся ими.
( НАГЛЯДНОСТЬ НА ДОСКЕ )
- Решите выражения:
43 : 6 =…(ост….) 24 : 5 = …(ост. )
73 : 8 =…(ост. ) 8 : 9 =…
- Решили? А теперь проверим.
( Называю ученика, он говорит ответ, который получился и остаток.)
- А какой пример вызвал у вас затруднение? Почему?
( Последний, т.к. в этом примере делимое меньше делителя.)
- Сформулируйте тему нашего урока. Чему же мы должны сегодня научится?
(Тема урока записана на доске: Случаи деления, когда делитель больше делимого. )
ФИЗМИНУТКА
V. Решение учебной задачи
1. Практическая работа. Работа в парах
- Сейчас попробуйте в парах из 2 палочек (карандаши, ручки) построить треугольник.
- Сколько треугольников у вас получилось? (Ни одного.)
- Почему? ( У треугольника 3 стороны, а палочек только 2.)
- Как записать эти действия с помощью числовых выражений? 2 : 3 = 0 (ост. 2)
- Возьмите 3 палочки и постройте квадрат. Сколько квадратов у вас получилось? (Ни одного.)
- Почему?( У квадрата 4 стороны, а палочек только 3.)
- Какое выражение можно составить? 3 : 4 = 0(ост.3)
- Посмотрите внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя?
( В частном получится ноль, а остаток будет равен делимому.) – вывешивается наглядность. Запомните это!
VI. Закрепление изученного материала:
Решение задачи № 2
-Как найти количество?
1)10:3=3(ост.1 ) - на 10 рублей
2)5:3=1 (ост. 2) -на 5 рублей
3)1:3=0 (ост. 3)
Ответ: ни одной ручки не купишь на 1 рубль
- Решаем выражения.
5 : 7 = … (ост. ) 3 : 1 =… (ост. )
9 : 12 = … (ост. ) 6 : 8=… (ост. )
Решение задачи:
- Теперь давайте решим задачу №4.
Артём, читай условие задачи.
- Какие слова выберем для краткой записи? (Привезли…, Израсходовали…., Осталось…)
- Составим краткую запись.
( Запись делает учитель вместе с учениками)
- Что означает число 36? ( Количество привезённых досок.)
- Что означает число 27? (Количество оставшихся досок.)
- Сколько досок израсходовали?(Неизвестно.)
- Прочитайте вопрос. Что необходимо узнать?
Привезли – 36 д.
Израсходовали - ? во ? раз б., на ? досок м.
Осталось – 27 д.
- Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать?
- Чем отличаются эти вопросы?
- Чем будут отличатся решения?
(действием.)
- Как узнать, во сколько раз больше?
( Большее число разделим на меньшее.)
- Как узнать, на сколько раз меньше?
(Из большего числа вычесть меньшее.)
2 ученика идут к доске решать по 1 действию
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, давайте подведем итоги.
Закончите предложения: (даны на обратной стороне доски)
Если делимое меньше делителя, то в … получится ноль, а … будет равен ….
( В частном получится ноль, а остаток будет равен делимому.)
- Какое важное “открытие” вы сегодня сделали для себя?
-Как вы думаете, мы с вами достигли цель, которую ставили в начале урока?
- Были ли трудности?
- Справились вы с ними?
-Кто хорошо понял тему?
-Кому нужна помощь?
Домашнее задание:
- Записываем домашнее задание: стр. 31, №5 (2) , №8, ребусы по желанию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.