Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
3 кл
02.08.2019
• Тип урока: урок усвоения новых знаний
• Раздел II. Числа от 1 до 1000. Первый урок раздела.
• Этапы урока: орг.момент, постановка целей, постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности, актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление, рефлексия, итог урока, домашнее задание.
• Структура данного урока соответствует данному типу
Содержание урока:
• Содержание материала соответствует программе и задачам урока
• В результате работы дети научаться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами
• С обозначением чисел 50, 100, 500 в римской нумерации дети работали впервые, знания правил написания римских чисел, а также записи и вычислительные навыки чисел от 1 до 10 закреплялись на уроке.
• Материал урока способствовал формированию универсальных учебных действий
конспект.doc
М А Т Е М А Т И К А
Тема: Запись чисел римскими цифрами
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели:
Познакомить детей с новыми римскими цифрами.
Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами.
Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научаться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами
Личностные результаты:
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, какой
поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
Отбирать необходимые для решения учебной задачи
нужна для решения учебной задачи в один шаг.
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
таблица, схема, иллюстрация и др.).
определять причины явлений, событий.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
источники информации среди
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
приводя аргументы.
точку зрения.
решении проблемы (задачи).
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Основные понятия: римские цифры, многозначные числа.
таблица с римскими цифрами
Ресурсы:
Счетные палочки
Буклеты
Таблица мнемонического правила для запоминания буквенных обозначений римских цифр в
порядке убывания
Формы организации обучения: фронтальная, парная, индивидуальная Х О Д У Р О К А:
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся им и друг
другу. А теперь проверьте свои рабочие места и садимся.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотрите на доску:
5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.
– Что написано на доске? (числа)
Чем отличается число от цифры?( система знаков («буквы») для записи чисел («слов») (числовые знаки).
– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)
Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)
– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)
Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи
в задачах и т.д.)
Кто уже догадался, какая тема нашего урока и готов сформулировать её?
РИМСКИЕ ЦИФРЫ
Какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку математики?
( Вспомним правила записи римских цифр
научимся читать и записывать новые римские цифры
выполнять с ними арифметические действия)
Вы умеете записывать и читать римские числа?
Прочитайте число:
MDCCLVI( 1756)
Почему не получается?
Значит, мы не всё знаем про римские цифры?
Для чего нужно изучать нумерацию римскую? 3. Актуализация знаний.
Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)
Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 от 0 до 9)
А Римской? ( НЕ ЗНАЮТ) ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Давайте вспомним и объясним, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по
порядку ФРОНТАЛЬНО, ПО ОДНОМУ У ДОСКИ( ПО 5 ЧИСЕЛ С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПО ХОДУ
ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)
I II III IV V VI VII VIII IX X
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20?( ТРИ) какие? I V X
– Запомните особенность римской записи:
1.
Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз
. меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней,
стоящая слева – отнимается.
Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,
а знак IV – 5 – 1, то есть 4.
Нет цифры, обозначающей ноль
1.
Первичное усвоение новых знаний.
А какие ёщё существуют римские цифры, кто из вас знает?
(Если знают – молодцы, вместе составляем табличку, если нет я им предлагаю в готовом виде)
1 5 10 50 100 500 1000
I V X L C
D M
Для запоминания римских цифр специально придуманы две фразы, в которых первые буквы – это римские
цифры расположенные в порядке убывания.
Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх
Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно.
ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛА:
21= 20+1 = XXI
68 = 60 +8 = LXVIII 79 = 70 +9 = LXXIX
614 = 600+10+4 = DCXIV
5.Первичная проверка понимания
Запишите в римской системе нумерации
числа
Число
0
35
8
9
52
60
Римское обозначение
отсутствует
XXXV
VIII
IX
LII
LX
2250=2000+200+50=MMCCL
300
600
CCC
DC
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Число
542
444
3649
Римское обозначение
DXLII
DCXLIV
MMMDCXLIX V.Физ.минутка
Прежде давайте немного отдохнём.
Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (7)
Сколько видим помидоров, столько сделаем наклонов. (4)
Сколько яблочек у нас, столько потянитесь раз. (5)
Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (9)
А сейчас мы можем прочитать число, которое записано на доске?
MDCCLVI = 175
6. Первичное закрепление
РАБОТА В ПАРАХ:
Следующее задание в конверте. Если вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждёт во второй
половине урока.
Что вы там увидели? (карточку с римскими цифрами)
На ней необычное сообщение. Чтобы его понять, надо расшифровать.
Что это?
Как расшифровать?
Расскажите, как будете действовать.
(Запись, выполненная римскими числами. Дети устанавливают, что это может быть словесное послание.
Сначала они переводят числа из римской нумерации в арабскую, а затем цифры в буквы. В результате
получилась запись ЭКСКУРСИЯ)
XXXI, XII, XIX, XII, XXI, XVIII, XIX, X, XXXIII
31 12 19 12 21 18 19 10 33
Э К С К У Р С И Я
ИТОГ: Как записываются римские числа, какие правила есть? 1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр
А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских
чисел.
Чтобы не заблудиться, возьмём с собой карту.
Также возьмём буклеты и ручки, чтобы делать необходимые записи. Кому будет очень трудно записывать
римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете.
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
C
CC
CCC
CD
D
DC
DCC
DCCC
CM
X
XX
XXX
XL
L
LX
LXX
LXXX
XC
10
20
30
40
50
60
70
80
90
1
2
3
4
5
6
7
8
9
M
MM
MMM
1000
2000
3000
100
200
300
400
500
600
700
800
900
Слушайте внимательно!
Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)
Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.
Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна
Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора.
Колонна состоит из основания, столпа и статуи.
Чтобы узнать её размеры, решим задачу №1 в ваших буклетах.
Задача №1
Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.
Узнай высоту всей колонны.
(Дети записывают: 5+30+3=38 (м) Проверка –
Ответ: высота колонны 38 м.)
Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)
Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где
проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.
Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.
Прочитайте задачу №2.
Задача №2
Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?
(Дети записывают: 8072=8 (л.) Проверка –
Ответ: Колизей строили 8 лет.)
Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)
Это
самый
большой из древнеримских амфитеатров.
Читаем задание №3.
Задание №3
Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.
Соедини стрелочками эти числа с римскими: L LXXXV LIII
Запиши эти римские числа в порядке возрастания.
(Дети пишут: L, LIII, LXXXV) Проверка –
При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на
трибунах. У самой арены император и его семья. На верху – простые люди.
Задание №4
Места для простых людей были помечены цифрами от I до LXXVI.
Запишите римские числа арабскими.
(Дети пишут: от 1 до 76) Проверка
Идём дальше.
Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный римский Пантеон – храм всех
богов.
Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ.
Задача №5
В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не
сохранилось до наших дней?
Решение запиши римскими числами.
(Дети пишут: XIII=IX) Проверка –
Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан
Рима – фонтан Треви.
В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колесницеморской раковине, запряжённой парой
морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней.
Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз.
Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое
плечо, чтобы через какоето время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться
достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней.
На этом наша экскурсия подошла к концу. Возвращаемся в класс.
ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?
7. РЕФЛЕКСИЯ
Какие цели ставили в начале урока?
Вспомнить правила записи римских цифр,
Уметь читать, записывать,
Решать примеры, записанные римскими цифрами
(Рефлексия урока организуется посредством «Методики неоконченных предложений». Учащиеся
должны продолжить неоконченные предложения, используя таблички.)
– Наш урок подошёл к концу. Поделитесь впечатлениями.
•
•
•
•
«Мне больше всего удалось…»
«От этого урока я получил …»
«Я приобрела …»
«Я хочу сказать, что меня удивило …»
Оценка работы учащихся, выставление отметок.
И напоследок задание, которое поможет вам понять как важно много знать, и вчастности, римские цифры.
Догадливый хозяин В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению,
осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случая поживиться: имея в своем
распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже
согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на
стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)
– Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?
– Какой вывод можно сделать из представленного случая?
(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая
вам нравится или связана с вашей работой, учебой)
8.Итог урока:
Что вспоминали на уроке?
Обозначения каких чисел есть в римской нумерации? (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)
Какие есть правила написания римских чисел?
На следующем уроке мы познакомимся с календарём, будем учиться читать и записывать данные календаря
римскими цифрами.
9. Домашнее задание
С.24 №4,составить карточку по теме «Римские цифры» (на четверти альбомного листа). Правильное
решение с ответами записать на обороте.
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами" ( 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.