Конспект урока.
Цель урока: дать характеристику искусства классицизма
Задачи:
· определить особенности «большого королевского стиля» Людовика XIV, классицизма в изобразительном искусстве Франции на примере творчества Никола Пуссена
· анализировать иллюстративный и литературный материал, определять особенности воплощения литературных образов античности в изобразительном искусстве Франции XVII в.
· принимать участие в дискуссии, формулировать и высказывать свою т.зр.
План урока:
1. Общая характеристика искусства классицизма.
2. Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».
3. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Цели и задачи урока.
Слайд 3. План урока:
1. Общая характеристика искусства классицизма.
2. Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».
3. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.
Слайд 4. 1. Общая характеристика искусства классицизма.
Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков. В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца. В качестве такого примера послужила культура античного мира. Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.
Классицизм, как стиль, пришёл на смену пышному и помпезному стилю рококо в интерьере и экстерьере. Европейское общество к концу XVII века прониклось идеями просвещения, что нашло своё отображение в культуре искусстве. Внимание архитекторов, скульпторов привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры, в частности древнегреческой. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Новый стиль — классицизм — унаследовал, возродил и трансформировал идеи античности, а также развил архитектурный стиль эпохи Возрождения.
Слайд 6. В своём развитии классицизм прошёл 3 этапа:
1. Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х);
2. Строгий классицизм (1780-е – 1790-е);
3. Поздний классицизм, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).
Слайд 7-8. Внешние признаки классицистической архитектуры ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.
· Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
· Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
· Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
· Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
· Крыша: сложной, замысловатой формы.
· Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
· Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
· Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
· Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
· Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.
Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.
· Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
· Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
· Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
· Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
· Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.
Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.
Слайд 12. 2. Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».
Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.
Классицизм – полная противоположность барокко с его вычурностью и декоративными излишествами.
Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.
Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции).
Слайд 13. Идея создания дворцового ансамбля Версаля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.
Слайд 14. Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.
Слайд 15. В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.
Слайд 16. Комментарии к схеме комплекса Версаля.
Слайд 17. Просмотр слайд-фильма.
Слайд 18. Задание: проанализировать материал учебника стр. 90-95 1 абз, заполнить таблицу «Воплощение образа «короля-солнце» в дворцово-парковом комплексе Версаля».
Вопросы характеристики |
Особенности |
Особенности планировки дворцового комплекса |
|
«Садовый быт классицизма» |
|
Отражение образа «короля – солнце» в версальском комплексе |
Слайд 19. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.
В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины.
Слайд 20 – 23. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами».
Слайд 24- 26.Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.).
Слайд 27. Однако создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен. Восемнадцати лет Пуссен отправился искать счастья в Париж, благодаря покровительству одного из художников, он был приближен ко двору.
В 20-е—30-е годы Пуссен создает много полотен. Сюжеты для них он черпает из античной мифологии, библии, из произведений поэтов Возрождения. Они служат художнику поводом для выражения высоких идей гуманизма. Пуссен стремится показать в своих картинах значительность человека, мужественного и прекрасного, величие его благородных и героических поступков.
Слайд 28. Наиболее значительным произведением Пуссена, таким, как «Ринальдо и Армида» (1625—1627), «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия» (1625—1627), «Снятие с креста» (ок. 1630 г.), «Царство Флоры» (ок. 1628 г.), «Вакханалия» (1636), «Аркадские пастухи»* (1638) и др., присущи черты, характерные для всего направления классицизма.
https://www.miroworld.ru/versalskij-dvorets-arhitekturnaya-gordost-frantsii/
http://posmotrim.by/article/arhitektura-versalya.html
http://architecture-blog.ru/category/architektura-klassicizma3.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.