Конспект урока по МХК на тему "Искусство классицизма" ( 11 класс. МХК)
Оценка 4.6

Конспект урока по МХК на тему "Искусство классицизма" ( 11 класс. МХК)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК
11 кл
04.03.2018
Конспект урока по МХК на тему "Искусство классицизма" ( 11 класс. МХК)
Цель урока "искусство классицизма" - дать общую характеристику стиля в архитектуре и живописи. На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями "большого королевского стиля" на примере Версаля, с творчеством Никола Пуссена. Урок начинается со знакомства с историей возникновения стиля, его периодизацией, наиболее типичными внешними признаками классицизма в архитектуре.Урок "Искусство классицизма" по учебнику "Мировая художественная культура" по учебнику Емохоновой Л.Г.
Классицизм.docx

Конспект урока.

Цель урока: дать характеристику искусства классицизма

Задачи:

·         определить особенности «большого королевского стиля» Людовика XIV, классицизма в изобразительном искусстве Франции на примере творчества Никола Пуссена

·         анализировать иллюстративный и литературный материал, определять особенности воплощения литературных образов античности в изобразительном искусстве Франции XVII в.

·         принимать участие в дискуссии, формулировать и высказывать свою т.зр.

План урока:

1.       Общая характеристика искусства классицизма.

2.       Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».

3.       Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

 

Слайд 1. Тема урока.

 

Слайд 2. Цели и задачи урока.

 

Слайд 3. План урока:

1.       Общая характеристика искусства классицизма.

2.       Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».

3.       Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

 

Слайд 4.  1. Общая характеристика искусства классицизма.

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков. В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца. В качестве такого примера послужила культура античного мира. Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.

 

Слайд 5. История возникновения

Классицизм, как стиль, пришёл на смену пышному и помпезному стилю рококо в интерьере и экстерьере. Европейское общество к концу XVII века прониклось идеями просвещения, что нашло своё отображение в культуре искусстве. Внимание архитекторов, скульпторов привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры, в частности древнегреческой. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Новый стиль — классицизм — унаследовал, возродил и трансформировал идеи античности, а также развил архитектурный стиль эпохи Возрождения.

 

Слайд 6. В своём развитии классицизм прошёл 3 этапа:

1.       Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х);

2.       Строгий классицизм (1780-е – 1790-е);

3.       Поздний классицизм, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).

 

Слайд 7-8. Внешние признаки классицистической архитектуры ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

·         Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.

·         Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.

·         Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.

·         Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.

·         Крыша: сложной, замысловатой формы.

·         Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.

·         Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.

·         Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.

·         Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).

·         Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.

 

Слайд 9-10.   В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.

Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.

·         Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.

·         Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.

·         Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.

·         Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.

·         Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.

 

Слайд 11. Мебель

Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.

 

Слайд 12. 2. Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».

Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.

Классицизм – полная противоположность барокко с его вычурностью и декоративными излишествами.

Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.

Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции).

 

Слайд 13. Идея создания дворцового ансамбля Версаля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

 

Слайд 14. Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

 

Слайд 15. В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

 

Слайд 16. Комментарии к схеме комплекса Версаля.

 

Слайд 17. Просмотр слайд-фильма.

 

Слайд 18. Задание: проанализировать материал учебника стр. 90-95 1 абз, заполнить таблицу  «Воплощение образа «короля-солнце» в дворцово-парковом комплексе Версаля».

Вопросы  характеристики

Особенности

Особенности планировки дворцового комплекса

«Садовый быт классицизма»

Отражение образа «короля – солнце» в версальском комплексе

 

Слайд 19. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины.

 

Слайд 20 – 23. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами».

 

Слайд 24- 26.Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.).

 

Слайд 27. Однако создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен. Восемнадцати лет Пуссен отправился искать счастья в Париж, благодаря покровительству одного из художников, он был приближен ко двору.

   В 20-е—30-е годы Пуссен создает много полотен. Сюжеты для них он черпает из античной мифологии, библии, из произведений поэтов Возрождения. Они служат художнику поводом для выражения высоких идей гуманизма. Пуссен стремится показать в своих картинах значительность чело­века, мужественного и прекрасного, величие его благород­ных и героических поступков.

Слайд 28. Наиболее значительным произведением Пуссена, таким, как «Ринальдо и Армида» (1625—1627), «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия» (1625—1627), «Снятие с креста» (ок. 1630 г.), «Царство Флоры» (ок. 1628 г.), «Вакхана­лия» (1636), «Аркадские пастухи»* (1638) и др., присущи черты, характерные для всего направления классицизма.

 

 

https://www.miroworld.ru/versalskij-dvorets-arhitekturnaya-gordost-frantsii/

http://posmotrim.by/article/arhitektura-versalya.html

http://architecture-blog.ru/category/architektura-klassicizma3.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока. Цель урока: дать характеристику искусства классицизма

Конспект урока. Цель урока: дать характеристику искусства классицизма

Крыша: сложной, замысловатой формы

Крыша: сложной, замысловатой формы

Слайд 14. Изначально с 1623 года на месте

Слайд 14. Изначально с 1623 года на месте

Слайд 28. Наиболее значительным произведением

Слайд 28. Наиболее значительным произведением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018