Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Оценка 4.9

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
МХК
11 кл
04.03.2018
Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Цель урока "Зарождение классической музыкальной школы в России" - рассмотреть процесс зарождения классической музыкальной школы в России; дать характеристику творчества М.И.Глинки. Тип урока - урок исследование. В ходе урока обучающиеся анализируют музыкальные фрагменты из опер М.И.Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", романса "Я помню чудное мгновение".Урок "Зарождение музыкальной классической школы в России" по учебнику "Мировая художественная культура" . Емохонова Л.Г.
Урок 3. Конспект. Зарождение классической музыкальной школы в России.docx
Зарождение классической музыкальной школы в России. Конспект. Цель урока:    рассмотреть процесс зарождения классической музыкальной школы в России;  дать характеристику творчеству М.И.Глинки. Тип урока: урок­исследование 1. Оргмомент. Приветствие. Актуализация знаний. Дайте характеристику основам формирования неоклассики в изобразительном искусстве. Какие ключевые идеи легли в основу «строгой» неоклассической школы во Франции? Докажите,   что   произведение   Ж.   К.   Давида   «Клятва   Горациев»   написано   в   строгом 2. 1. 2. 3. соответствии с канонами неоклассики. 4. Назовите отличия картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» от канонов неоклассики. Изучение нового материала. 3. Слайд 1. Тема урока.  Слайд 2. рассмотреть процесс зарождения классической музыкальной школы в России;  дать характеристику творчеству М.И.Глинки. Слайд 3. План: 1. 2. Общая характеристика национальной музыкальной школы России XIX в. Творчество М.И.Глинки. 2.1. Новаторство композитора. 2.2. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). 2.3. Опера «Руслан и Людмила» 2.4.  Романсы. Значение творчества М.И.Глинки. 3. Слайд 4. Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно­вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот   процесс   решающее   влияние   оказали,   с   одной   стороны,   западноевропейская   культура,   а   с другой ­ русский фольклор. Слайд   5.   Русские   композиторы   начали   выезжать   за   границу.   Там   они   общались   с   видными мастерами музыкального искусства, а главное ­ получали европейское музыкальное образование. Россия   вызвала   в   Европе   ответный   интерес,   и   на   протяжении   столетия   немало   выдающихся музыкантов   гастролировали   в   Москве   и   Петербурге.   Приобщение   к   европейской   культуре   не только   повысило   интеллектуальный   и   профессиональный   уровень   русских   композиторов   и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя.  Слайд 6. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859 г.). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты по определённому тематическому плану, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и т. д. В стране была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории. МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Зарождение классической музыкальной школы в России. Слайд 7. 2.Творчество М.И.Глинки. 2.1.Новаторство композитора.    Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны.  Слайд 8. М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве:  был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и контрапункта)  творчество композитора Глинки содержит достаточно яркие образцы такого народная музыкальная драма "Жизнь за царя", эпическая опера "Руслан и плана:  Людмила"  увертюры и антракты к его обеим операм  выраженной песни. пример русского симфонического стиля - "Камаринская", "Князь Холмский", романсы - высокохудожественные образцы лирически и драматически Слайд 9. 2.2.Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Ярче всего композиторское мастерство Глинки проявилось в операх "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила". «Иван Сусанин» - это народная музыкальная драма. В ней переплетается несколько жанров: это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические события 1612 года) сочетание черт эпической оперы, лирико-психологической и народной музыкальной драмы.   Слайд 10. Осмысление опыта современной истории ярко преломилось в важнейшей теме творчества Глинки ­ теме жертвенного подвига во имя Святой Руси, царя, веры, семьи. В опере композитора, «Иван   Сусанин»,   эта   героическая   тема   персонифицируется   в   конкретно­историческом   образе крестьянина Сусанина. Новизна этого сочинения было оценена самыми передовыми умами того времени. Жуковский написал: Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка. Веселися, Русь! Наш Глинка – Уж не глинка, а фарфор. Слайд 11. «Иван Сусанин» ­  первая русская опера без разговорного диалога, на смену которому пришел распевный речитатив. Отдельные арии, ансамбли, хоры в «Жизни за царя» следуют друг за другом  сплошным потоком, без пауз. Вся музыкальная ткань пронизана симфоническим развитием. От первого мужского хора «Родина моя» к последнему «Славься» развертывается единый процесс, напоминающий крестьянскую   протяжную песню: из начального интонационного зерна рождаются все новые и новые мелодические продолжения (муз. фрагмент). Слайд 12. В   партии главного героя, Ивана Сусанина, главным интонационным источником его музыкальной   речи   является  мелос   молитв.  Он   претворен   во   всем   разнообразии   возможных настроений – сурового смирения, скорби, горячей мольбы, надежды. В самом ярком, совершенном своем проявлении молитвенный мелос в партии Сусанина выступает в арии «Чуют правду», с ее длительным вариантным развертыванием (муз. фрагмент). Слайд   13.   Опера   завершается   величественным   эпилогом   с   хором   «Славься».   Именно   к   нему устремлены все линии драматургического и музыкального развития. Александр Серов писал об этом хоре как об одном из высших бессмертных созданий Глинки и одном из полнейших выражений МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Зарождение классической музыкальной школы в России. русской народности в музыке: «В этом очень простом сочетании  звуков вся Москва, вся Русь времен Минина и Пожарского!».  Таким   образом,   линия   образного   развития   в   «Жизни   за   царя»   идет   от   настроений   скорбного величия к народному ликованию (муз. фрагмент). Слайд 14. Опера «Руслан и Людмила». Премьера оперы состоялась ровно через 6 лет после постановки первой оперы Глинки «Жизнь за царя»   (27   ноября).   После   народно­исторической   трагедии   композитор   обратился   к   сказке, поэтично пересказанной в юношеской поэме А.С. Пушкина (1820). Слайд 15. Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры. Не меняя канвы пушкинского текста, композитор внес в него некоторые изменения: у Пушкина временами проявляется легкая юношеская ирония по отношению к своим героям, у Глинки этого нет. Наделив положительных героев глубокими характерами, он придал им большую этическую значимость. Обращение   к   Пушкину   еще   сильнее   подчеркнуло   светлое,   гармоничное   начало,   присущее творчеству Глинки. Его «Руслан» – едва ли не самое «мажорное» произведение во всей оперной классике, посвященное идее торжества любви, победы богатырской силы над темными силами зла (муз.фрагмент). Слайд   16.   Романсы.  Камерно­вокальная   музыка   –   излюбленная   сфера   в   творчестве   Глинки,   к которой он обращался на протяжении всей своей жизни1. Она включает более 70 песен и романсов (в   том   числе   цикл   «Прощание   с   Петербургом»   на   слова   Н.В.   Кукольника).   В   основном   это лирические сочинения, не утратившие связи со сложившимися традициями. На стиль романсов Глинки повлияли:  русский бытовой романс, городская песня;   мелодика русской народной песни;  итальянский  стиль  bel  canto.   Глинка  был  в Италии в1830­1833 годы,  и мог «на  месте» ознакомиться с итальянской музыкой. Он был лично знаком с Беллини и Доницетти, часто посещал театр, после чего на память играл запомнившиеся мелодии. К «итальянским» романсам Глинки относятся «Победитель» и «Венецианская ночь», написанные в Милане. Слайд   17.  Расцвет   камерно­вокальной   музыки   Глинки   приходится   на   конец   30­х   –   40­е   годы, которые можно назвать «пушкинской порой» в его творчестве. Глинка глубже и вернее других современников   Пушкина   передал   в   своей   музыке   полноту   и   гармоничность   жизнеощущения, свойственные его поэзии. Общепризнанным   шедевром   русской   музыки   стал   романс  «Я   помню   чудное   мгновенье», посвященный Е.Е. Керн (1840). Все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении было пережито   и   прочувствовано   Глинкой6.   Возможно,   именно   поэтому   возникло   здесь   столь гармоничное соединение непосредственности чувства и высочайшего мастерства.  Главные   эмоционально­смысловые   моменты  сюжета   (встреча,   разлука,   новая   встреча)   получили отражение в сложной трехчастной форме, довольно редкой в вокальной музыке. Слайд 18. Значение творчества М.И.Глинки.   Благодаря творчеству Михаила Ивановича Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе. Последующие поколения композиторов, да и просто любителей музыки, всегда высоко ценили вклад мастера в культуру России. Как и поэзия Пушкина, музыка Глинки – явление глубоко национальное. Оно питалось истоками русского народного творчества, усваивало традиции древнерусской хоровой культуры, новаторски претворяло   важнейшие   достижения   национальной   композиторской   школы   предшествующего периода.   Стремление   к   национальной   характерности   стало   важным   связующим   звеном   между искусством Глинки и эстетикой музыкального романтизма. МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Зарождение классической музыкальной школы в России. Выросшее на русской почве, искусство Глинки – явление не только национальное. Композитор был необыкновенно чутким к фольклору разных народов.  Слайд 19. Домашнее задание: § 20.  Подготовить мини­проекты 1.Ф.Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь» 2. Р.Вагнер. Опера «Тангейзер 3. Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония» 4. И.Брамс. «Венгерский танец №1»  http://fb.ru/article/160591/biografiya-i-tvorchestvo-glinki-kratko-proizvedeniya-glinki http://www.dereksiz.org/muzika-rossii-xix-veka.html http://musike.ru/rml/glinka/susanin МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1.

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018