Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
МХК
11 кл
04.03.2018
Цель урока "Зарождение классической музыкальной школы в России" - рассмотреть процесс зарождения классической музыкальной школы в России; дать характеристику творчества М.И.Глинки. Тип урока - урок исследование. В ходе урока обучающиеся анализируют музыкальные фрагменты из опер М.И.Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", романса "Я помню чудное мгновение".Урок "Зарождение музыкальной классической школы в России" по учебнику "Мировая художественная культура" . Емохонова Л.Г.
Урок 3. Конспект. Зарождение классической музыкальной школы в России.docx
Зарождение классической музыкальной школы в
России.
Конспект.
Цель урока:
рассмотреть процесс зарождения классической музыкальной школы в России;
дать характеристику творчеству М.И.Глинки.
Тип урока: урокисследование
1.
Оргмомент. Приветствие.
Актуализация знаний.
Дайте характеристику основам формирования неоклассики в изобразительном искусстве.
Какие ключевые идеи легли в основу «строгой» неоклассической школы во Франции?
Докажите, что произведение Ж. К. Давида «Клятва Горациев» написано в строгом
2.
1.
2.
3.
соответствии с канонами неоклассики.
4.
Назовите отличия картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» от канонов неоклассики.
Изучение нового материала.
3.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. рассмотреть процесс зарождения классической музыкальной школы в России;
дать характеристику творчеству М.И.Глинки.
Слайд 3. План:
1.
2.
Общая характеристика национальной музыкальной школы России XIX в.
Творчество М.И.Глинки.
2.1. Новаторство композитора.
2.2. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
2.3. Опера «Руслан и Людмила»
2.4. Романсы.
Значение творчества М.И.Глинки.
3.
Слайд 4. Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В
предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка;
традиции же оперной, камерновокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На
этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с
другой русский фольклор.
Слайд 5. Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными
мастерами музыкального искусства, а главное получали европейское музыкальное образование.
Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся
музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не
только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и
исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих
себя.
Слайд 6. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано,
прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859 г.). Его деятельность носила
просветительский характер. Устраивались регулярные концерты по определённому тематическому
плану, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и т. д. В стране была создана
система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.)
открылись консерватории.
МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Зарождение классической музыкальной школы в
России.
Слайд 7. 2.Творчество М.И.Глинки. 2.1.Новаторство композитора.
Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на
всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны.
Слайд 8. М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве:
был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским
народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и
контрапункта)
творчество композитора Глинки содержит достаточно яркие образцы такого
народная музыкальная драма "Жизнь за царя", эпическая опера "Руслан и
плана:
Людмила"
увертюры и антракты к его обеим операм
выраженной песни.
пример русского симфонического стиля - "Камаринская", "Князь Холмский",
романсы - высокохудожественные образцы лирически и драматически
Слайд 9. 2.2.Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
Ярче всего композиторское мастерство Глинки проявилось в операх "Иван
Сусанин" ("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила".
«Иван Сусанин» - это народная музыкальная драма. В ней переплетается
несколько жанров:
это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические
события 1612 года)
сочетание черт эпической оперы, лирико-психологической и народной
музыкальной драмы.
Слайд 10. Осмысление опыта современной истории ярко преломилось в важнейшей теме творчества
Глинки теме жертвенного подвига во имя Святой Руси, царя, веры, семьи. В опере композитора,
«Иван Сусанин», эта героическая тема персонифицируется в конкретноисторическом образе
крестьянина Сусанина. Новизна этого сочинения было оценена самыми передовыми умами того
времени. Жуковский написал:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, а фарфор.
Слайд 11. «Иван Сусанин» первая русская опера без разговорного диалога, на смену которому
пришел распевный речитатив. Отдельные арии, ансамбли, хоры в «Жизни за царя» следуют друг за
другом сплошным потоком, без пауз. Вся музыкальная ткань пронизана симфоническим развитием.
От первого мужского хора «Родина моя» к последнему «Славься» развертывается единый процесс,
напоминающий крестьянскую протяжную песню: из начального интонационного зерна рождаются
все новые и новые мелодические продолжения (муз. фрагмент).
Слайд 12. В партии главного героя, Ивана Сусанина, главным интонационным источником его
музыкальной речи является мелос молитв. Он претворен во всем разнообразии возможных
настроений – сурового смирения, скорби, горячей мольбы, надежды. В самом ярком, совершенном
своем проявлении молитвенный мелос в партии Сусанина выступает в арии «Чуют правду», с ее
длительным вариантным развертыванием (муз. фрагмент).
Слайд 13. Опера завершается величественным эпилогом с хором «Славься». Именно к нему
устремлены все линии драматургического и музыкального развития. Александр Серов писал об
этом хоре как об одном из высших бессмертных созданий Глинки и одном из полнейших выражений
МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Зарождение классической музыкальной школы в
России.
русской народности в музыке: «В этом очень простом сочетании звуков вся Москва, вся Русь
времен Минина и Пожарского!».
Таким образом, линия образного развития в «Жизни за царя» идет от настроений скорбного
величия к народному ликованию (муз. фрагмент).
Слайд 14. Опера «Руслан и Людмила».
Премьера оперы состоялась ровно через 6 лет после постановки первой оперы Глинки «Жизнь за
царя» (27 ноября). После народноисторической трагедии композитор обратился к сказке,
поэтично пересказанной в юношеской поэме А.С. Пушкина (1820).
Слайд 15. Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу,
«преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.
Не меняя канвы пушкинского текста, композитор внес в него некоторые изменения:
у Пушкина временами проявляется легкая юношеская ирония по отношению к своим героям, у
Глинки этого нет. Наделив положительных героев глубокими характерами, он придал им большую
этическую значимость.
Обращение к Пушкину еще сильнее подчеркнуло светлое, гармоничное начало, присущее
творчеству Глинки. Его «Руслан» – едва ли не самое «мажорное» произведение во всей оперной
классике, посвященное идее торжества любви, победы богатырской силы над темными силами зла
(муз.фрагмент).
Слайд 16. Романсы. Камерновокальная музыка – излюбленная сфера в творчестве Глинки, к
которой он обращался на протяжении всей своей жизни1. Она включает более 70 песен и романсов
(в том числе цикл «Прощание с Петербургом» на слова Н.В. Кукольника). В основном это
лирические сочинения, не утратившие связи со сложившимися традициями.
На стиль романсов Глинки повлияли:
русский бытовой романс, городская песня;
мелодика русской народной песни;
итальянский стиль bel canto. Глинка был в Италии в18301833 годы, и мог «на месте»
ознакомиться с итальянской музыкой. Он был лично знаком с Беллини и Доницетти, часто посещал
театр, после чего на память играл запомнившиеся мелодии. К «итальянским» романсам Глинки
относятся «Победитель» и «Венецианская ночь», написанные в Милане.
Слайд 17. Расцвет камерновокальной музыки Глинки приходится на конец 30х – 40е годы,
которые можно назвать «пушкинской порой» в его творчестве. Глинка глубже и вернее других
современников Пушкина передал в своей музыке полноту и гармоничность жизнеощущения,
свойственные его поэзии.
Общепризнанным шедевром русской музыки стал романс «Я помню чудное мгновенье»,
посвященный Е.Е. Керн (1840). Все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении было
пережито и прочувствовано Глинкой6. Возможно, именно поэтому возникло здесь столь
гармоничное соединение непосредственности чувства и высочайшего мастерства.
Главные эмоциональносмысловые моменты сюжета (встреча, разлука, новая встреча) получили
отражение в сложной трехчастной форме, довольно редкой в вокальной музыке.
Слайд 18. Значение творчества М.И.Глинки. Благодаря творчеству Михаила Ивановича Глинки
русская музыкальная школа достигла признания в Европе. Последующие поколения композиторов,
да и просто любителей музыки, всегда высоко ценили вклад мастера в культуру России.
Как и поэзия Пушкина, музыка Глинки – явление глубоко национальное. Оно питалось истоками
русского народного творчества, усваивало традиции древнерусской хоровой культуры, новаторски
претворяло важнейшие достижения национальной композиторской школы предшествующего
периода. Стремление к национальной характерности стало важным связующим звеном между
искусством Глинки и эстетикой музыкального романтизма.
МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Зарождение классической музыкальной школы в
России.
Выросшее на русской почве, искусство Глинки – явление не только национальное. Композитор был
необыкновенно чутким к фольклору разных народов.
Слайд 19. Домашнее задание: § 20. Подготовить минипроекты
1.Ф.Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь»
2. Р.Вагнер. Опера «Тангейзер
3. Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония»
4. И.Брамс. «Венгерский танец №1»
http://fb.ru/article/160591/biografiya-i-tvorchestvo-glinki-kratko-proizvedeniya-glinki
http://www.dereksiz.org/muzika-rossii-xix-veka.html
http://musike.ru/rml/glinka/susanin
МХК. 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1.
Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Конспект урока по МХК на тему "Зарождение классической музыкальной школы в России" (11 класс, МХК)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.