Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».
Оценка 4.6

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК
10 кл
05.03.2018
Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».
Урок разработан в рамках курса «Мировая художественная культура» по мифологии Древнего Египта на основе учебника Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» для 10 класса и дополнительной литературы. Учебник Даниловой Г.И. написан в соответствии с образовательными стандартами по мировой художественной культуре для базового уровня.
Конспект урока по МХК в 10 классе.docx
Конспект урока по МХК в 10 классе на тему: «Мифология Древнего Египта». Цели урока:   Обучающая: познакомить учащихся с мифологией Древнего Египта; определить роль мифа в художественной культуре египтян.   Развивающая:   продолжить   формирование   навыков   логического мышления и аргументированного суждения.  Воспитывающая: использовать воспитательные возможности темы для развития интереса к мировой художественной культуре. Тип урока: комбинированный урок (урок изучения нового материала). Оборудование:  Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2007. – 333 с. Список использованной литературы: 1) Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – М.:  Дрофа, 2007. – 333 с. 2) Матье,   М.   Э.   Древнеегипетские   мифы.   /   М.   Э.   Матье.   ­     Москва­ Ленинград, 1956. – 172 с. 3) Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. / И. В. Рак. – СПб., 2001. – 224 с. 4) Мифы   древнего   мира   (Мифы,   легенды,   сказания)   /   Сост.   Н.   Г. Фефелова. – СПб.: «Светлячок», 2001. – 560 с. План урока: I. Организационный момент (2 мин.). II. Психологическая подготовка к восприятию нового материала(5 мин.). III. Изучение нового материала (30 мин.). IV. Подведение итогов урока (6 мин.). V. Домашнее задание (2 мин.). I. Организационный   момент  (приветствие,   проверка   присутствия Ход урока учащихся на занятии). II. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Вступительное   слово   учителя:   сегодня   мы   свами   поговорим   о мифологии, или точнее о мифах, Древнего Египта. В переводе с греческого слово   «миф»  означает   «предание»,   «сказание».  Сказания   о   древних   богах, героях, духах и фантастических существах отражают представления древних о   мире,   природе   и   человеческом   бытии.   В   мифах   заключена   история человечества более чем за четыре тысячи лет – это огромный пласт культуры, без знания которого не возможно в полной мере постичь многие произведения искусства. Давайте   отправимся   на   три­пять   тысячелетий   в   глубину   прошлого   и вступим в края, испокон веков согреваемые жаркими солнечными лучами. Это места, где волна была великим даром, а солнце походило на могучего бога – мы с вами  в великом государстве Египет. III. Изучение нового материала. Древние египтяне издавна задумывались над вопросами: Откуда на земле появились люди и животные, деревья и кустарники, травы и злаки? Как стало светить солнце, рассеивающее мрак, прогоняющее ночные страхи? Кто зажег в небе   звезды   и   поместил   месяц,   чтобы   он   ночью   заменял   солнце?   Как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти? Вопрос   к   классу:   Как   вы   думаете,   где   они   находили   ответы   на   эти волнующие их вопросы? (в мифах) Мифы     играли   в   жизни   египтян   очень   важную   роль.   Они   были   тесно связаны с религиозными представлениями, в них верили и считали, что от мифологических   персонажей   –   богов   –   зависит   судьба   человека.   Богам поклонялись,   рассказы   о   них   сопровождались   исполнением   обрядов.   Так, обряд поклонения богине Тефнут воплощался в виде целого «театрального» представления – мистерии. Вопрос: Откуда люди узнали о существовании мифов у древних египтян, то есть где они были запечатлены? (ответы учащихся). Мифологические   представления   египтян   запечатлены   в   разнообразных религиозных   текстах:   это   гимны   и   молитвы   богам,   записи   погребальных обрядов   на   стенах   гробниц.   Наиболее   значительные   из   них   –   «Тексты пирамид» ­ древнейшие тексты заупокойных ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий древнего царства (3­е тыс. до н. э.). Известны также «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21­18 вв. до н. э.), «Книга мертвых», ­ составлявшаяся начиная с периода Нового царства (16­11 вв. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Египетская   мифология   начала   формироваться   в   6­4­м   тыс.   до   н.   э., задолго   до   возникновения   классового   общества.   В   каждой   области   (номе) складывается свой пантеон богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д.. В   отличие   от   греческой,   особой   популярности   она   не   приобрела   и сделалась достоянием лишь узкого круга специалистов­востоковедов. Вопрос: Почему так произошло?  По  многим причинам. Но главных можно выделить две: ­ во­первых, когда к началу нашей эры египетская культура пришла уже в совершенный   упадок   и   традиции   ее   стали   забываться,   их   не   наследовал никакой другой народ, как наследовал эллинскую культуру Рим. К IV веку нашей эры никто уже не умел ни говорить, ни читать по­египетски, ­ и все последующие   14   веков   египетская   литература   была   для   европейцев недоступна. Мифов страны Нила просто не знали.  ­   во­вторых,   когда   же   в   1822   году   гениальный   французский   филолог Франсуа   Шампольон   (1790­1832)   разгадал   тайну   египетских   иероглифов   и ученые   смогли   прочитать   древние   письмена,   оказалось,   что   египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов, и европейцу не под силу даже мало­мальски в ней разобраться самостоятельно: на две­три строки переведенного текста для рядового читателя надо писать страниц пять примечаний и комментариев – иначе он не поймет ничего. Сами   по   себе   сюжеты   египетских   мифов   острыми   событиями   не насыщены. Их главное содержание составляют не события, а философский подтекст, который за этими событиями кроется. Мифы, как стихотворения, символически,   в   иносказательной   художественной   форме   передают представления египтян о законах природы, о красоте, о смысле жизни, о том, каким должен быть, по их понятиям, справедливый государственный уклад.  Можно выделить наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта – это мифы о сотворении мира (космогонические мифы), мифы заупокойного культа и земледельческие мифы. Космогонические мифы.  Египетские   мифы   о   начале   мира   не   представляют   собой   единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по­разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве   космогонических   сюжетов,   объясняющих   сотворение   мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось,   что   боги   сотворили   мир   для   людей.   В   основном   египтяне ограничивались   убеждением,   что   человек   обязан   своим   существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения. Следует разграничить две, различные по своим представлениям группы мифов.   В   одну   из   этих   групп   входят   сказания,   согласно   которым создательницей   солнца   и   всего   мира   является   богиня­мать,   рождающая солнечного младенца без участия мужского начала, во второй группе мифов творцом   богов   является   бог­отец,   рождающий   первую   божественную   пару также самостоятельно, без помощи начала женского. Мифы заупокойного культа. Большую   роль   в   египетской   мифологии   играли   представления   о загробной   жизни   как   непосредственном   продолжении   земной,   но   только   в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать   трупы),   обеспечение   жилища   для   него   (гробницы),   пищи (приносимые   живыми   заупокойные   дары   и   жертвы).   Сущность   человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, души, имени, тени. В   «Книге   мертвых»     подробно   описывается   загробное   странствие   и загробный   суд.   Попав   в   чертог   Осириса   –   царя   загробного   мира,   душа умершего должна оправдаться перед ним, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь.  Глава 125 «Книги мертвых» целиком посвящена избавлению грешников от их грехов. Египтяне переписывали ее на папирус и клали в гроб между ногами   мумии.   В   ней   зал   суда   называется   Залом   Двух   Истин.   Осирис восседает на своем алтаре. Посередине стоят весы, опору которых украшает голова Маат (Истины), а иногда голова Анубиса или Тота. Весы охраняет чудовище.   Анубис   вводит   покойного,   облаченного   в   льняное   одеяние.   Он приветствует   судью   и   всех   богов,   а   затем   произносит   длинную оправдательную речь, состоящую из одних отрицаний:  Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту <…> Я не убивал.  Я не приказывал убивать и т. п. Теперь   оставалось   сделать   вывод.   На   одну   чашу   весов   клали   сердце покойного, на другую ставили статуэтку Маат. Против опасности, что сердце заговорит и опровергнет слова хозяина, существовало заклинание, записанное в 30­й главе «Книги мертвых»:  «О сердце мое, сердце моей матери, сердце моей плоти! Не вставай против меня в качестве свидетеля, не перечь мне перед судьями, не клади свой вес против меня перед владыкой весов. Ты – мой Ка, который во мне, ты Хнум, дающий целостность моим членам. Не допусти, чтобы имя мое плохо пахло… Не лги против меня перед богом!»   В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса. Земледельческие мифы. Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса   связан   с   распространением   земледелия   в   Египте.   Он   бог производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Так,   сев   считался   похоронами   зерна   ­   Осириса,   появление   всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как   умерщвление   бога.   Эти   функции   Осириса   отразились   в   чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение.  Задание: Доклад обучающегося о мифе жизни Осириса.  (Примерный ответ:     Осириса,   счастливо   царствовавшего   в   Египте,   коварно   убил   его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом,   на   суде   богов   он   с   помощью   Исиды   добивается   признания   себя единственным   правомочным   наследником   Осириса.   Победив   Сета,   Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле   переходит   к   Гору.   В   другом   варианте   мифа   воскрешение   Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида,   оплакивающая   Осириса,   после   «ночи   слез»   наполняет   реку   своими слезами). Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его   изображение   покрывалось   зелеными   всходами,   что   символизировало возрождение   бога.   На   рисунках   нередко   встречается   мумия   Осириса   с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную   жертву   богине   урожая   Рененутет   и   статуям   умерших фараонов после окончания полевых работ. IV. Подведение итогов урока. Мы   можем   с   уверенностью   сказать,   что   в   египетских   мифах   нашли отражение   особенности   мировосприятия   жителей   долины   Нила,   их представления   о   происхождении   мира   и   его   устроении.   Мифологические представления нашли свое отражение и в обыденном укладе жизни египтян, и в культуре в целом. Монументальный,   статичный   миф   Древнего   Египта   зовет   человека слиться   с   природой,   принять   раз   и   навсегда   заведенный   мудрый   порядок, подчиниться   этому   порядку   и   не   пытаться   что­то   изменить,   ибо   всякое изменение будет только к худшему.  V. Домашнее задание.  Повторить   записи   в   тетради   и   подготовить   рассказ   одного понравившегося   древнеегипетского   мифа   или   найти   иллюстрации   к мифическим сюжетам.

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».

Конспект урока по МХК в 10 классе на тему «Мифология Древнего Египта».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018