Конспект урока по обществознанию 8 класс "Рынок. Цена. Конкуренция"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл
29.01.2017
Урок разработан на основании учебника по обществознанию 8 класса Кравченко. Тема урока :" Рынок. Цена. Конкуренция." Урок предполагает работу с новыми терминами, графиками, кластерами. В ходе беседы приводятся примеры из жизни. Например, акции супермаркетов. На кого и на что они рассчитаны, какие основные цели преследуют.
открытый урок по общ-нию.docx
КОНСПЕКТ УРОКА
Класс: 8
Учитель: Савина Светлана Владимировна
Тема: «Рынок, цена, конкуренция»
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Добиться осознанного усвоения учащимися изучаемой темы
и понимания ее социальной значимости.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое спрос и что такое величина спроса, в чем заключается главное различие этих
понятий?
Спрос – желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное
денежной возможностью.
Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какоето количество
товаров и услуг по данной цене в данный период времени.
2. Объясните содержание и действие закона спроса.
Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше
товаров, чем по высокой.
3. Что такое предложение и величина предложения?
Предложение – желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.
Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся
продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.
4. Какая зависимость существует между спросом и предложением?
Когда спрос растет, то растет и предложение, но – когда растет предложение, не
обязательно вырастает спрос.
5. Какие экономические ситуации возможны на рынке? Объясните эти ситуации с точки
зрения взаимодействия спроса и предложения.
На рынке возможны: дефицит, избыток товаров и услуг, равновесие.
6. Что такое равновесная цена и благодаря чему она образуется?
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате
конкуренции.
7. Что такое маркетинг и каково его предназначение?
Маркетинг изучает объем спроса и предложений , насыщенность рынка той или иной
продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары.
3.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя к изучению нового материала:
Значение знания предлагаемой к изучению темы для адаптации молодых людей в
современном мире.
План изучения нового материала.
1. Обмен, рынок, цена
2. Условия, необходимые для существования рынка
3. Типы, признаки рынка, разновидности рынков
4. Что такое конкуренция и для чего она необходима. Олигополия и монополия. 1. Обмен, рынок, цена
Беседа:
Рынок – это одно из важнейших достижений цивилизации. Он складывался в результате
длительного процесса. Рынок как объективное экономическое явление, как продукт
исторического развития общества, возник в процессе обмена продуктами труда людей на
взаимовыгодных началах.
Ученики делают записывают в тетрадях определения экономических понятий по ходу
урока:
Беседа:
Что такое рынок?
Определенное место, где продают и покупают.
(На самом деле это лишь одна, и далеко не самая главная, сторона этого понятия).
В некоторых случаях покупатель и продавец общаются только по телефону,
компьютерной связи или почте, телеграфу.
• Рынок средств производства
• Рынок инвестиций (долгосрочное вложение капитала в какиелибо предприятия)
• Рынок иностранных валют
• Рынок ценных бумаг
• Рынок научнотехнических разработок и инноваций
• Рынок информации
• Рынок труда
Адам Смит (17231790 гг.), шотландский экономист и философ, основатель классической
школы политической экономии разработал теорию рационального хозяйствования,
построенную на основании рационального производства и хозяйствования вообще и,
прежде всего в вопросах спроса и предложения на товары и услуги.
На рынке средств производства энергоресурсов должно производиться столько ресурсов,
сколько их купят для производства конечного продукта (товара). Если их берется меньше,
то будет дефицит и производитель недополучит прибыль в связи с недостаточным
количеством требуемых покупателям товаров, а если больше то он понесет лишние
затраты.
«На финансовом рынке затраты капитала несутся оптимальные, то есть на получение
товара, а затем прибыли берется столько средств, сколько их достаточно для
производства требуемых покупателями товаров и факторов производства».
едставленное здесь в разных видах равновесие на каждый вид продукции может быть
вполне перенесено на все товары, ведь все рынки связаны друг с другом.
Кроме того, думая о максимальной прибыли, товаропроизводитель всё делает для того,
чтобы иметь наименьшие издержки (но так думает каждый из них). Следовательно, хотим
того или же нет, но мы вынуждены говорить о всеобщем равновесии товаров на рынке при
кажущемся хаосе.
Вывод: в развитой рыночной экономике образуется большое разнообразие различных
рынков, которое можно классифицировать следующим образом:
по экономическому назначению (товаров и услуг, труда, валюты, фондовый рынок,
кредитный рынок, недвижимости);
с точки зрения существующего законодательства легальный (законный) и нелегальный
по пространственному признаку (местный, региональный, национальный, мировой)
по степени ограничения конкуренции (монополистический, свободной конкуренции)
по отраслям (автомобильный, продовольственный и т.д.) по характеру продаж (розничный и оптовый)
Итак, рыночная система – это постоянно развивающийся, саморегулирующийся механизм.
4. Что такое конкуренция и для чего она необходима. Олигополия и монополия
Комментарий учителя: Оптимальная модель рынка возможна при условии, когда на рынке
много продавцов и покупателей, им никто не мешает, и при этом продавцы свободно
конкурируют.
Продавцы, производители товаров понимают, что для получения высоких доходов
необходимо, чтобы их товары были конкурентоспособными.
Конкурентоспособность – это возможность товара или его производителей выиграть
соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счет более
полного удовлетворения потребителей.
Работа с кластером:
Производители торг потребители
РЫНОК
Конкуренция Олигополии Монополии
Дух соперничества – конкуренция – служит в рыночной экономике двигателем развития.
Конкуренция – это соперничество, соревнование между людьми, экономическими агентами
на рынке за предпочтение потребителей в целях получение наибольшей прибыли.
Наиболее частыми нарушителями свободной конкуренции выступает олигополия и
монополия.
Олигополия – это ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм
монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.
Олигополия характеризуется небольшим количеством продавцов, совершающих сделки с
большим количеством покупателей. В условиях олигополии новым фирмам трудно войти в
рынок.
Монополия рынок, на котором есть, как правило, только один продавец, называется При
такой ситуации на рынке предлагаемый товар не имеет заменителей и существуют
множественные барьеры входа на рынок.
Равновесная цена
цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают
купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые произв
одители желают предложить.
При равновесной цене:
цена, при которой спрос и предложение равны;
цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
На графике спроса и предложения равновесная цена определяется точкой пересечения кри
вых спроса и предложения.
Работа с графиком: А.Смит в 1749 г. выдвинул теорию «невидимой руки», которую можно пояснить кратко
так: свободное взаимодействие индивидуумов приводит не к хаосу, а к порядку: думая
каждый о себе и обеспечивая себе блага (прибыль) он невидимой рукой делает благо
другим (обществу)» .
Внесем некоторые пояснения к этой теории. Под благом для товаропроизводителя
подразумевается полученная прибыль в полном количестве от произведенного и
проданного товара в соответствии со спросом.
Возможность купить любой товар в соответствии со спросом (без дефицита).
2. В любом обществе количество энергоресурсов ограничено, поэтому экономия этих
ресурсов для удовлетворения потребностей людей это благо.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно теории А. Смита, под невидимой рукой
подразумевается конкуренция.
К сожалению, теорию «невидимой руки» А. Смита, общество того времени не поняло и не
приняло, и только спустя 125 лет эта теория стала известна, но уже с позиции шведского
ученого Леона Вальраса.
Вопросы для обсуждения:
Для чего нужна конкуренция? Что мы все выигрываем от конкуренции?
В результате коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу:
Конкуренция способствует:
повышению эффективности производства;
улучшению качества товаров;
увеличению разнообразия предлагаемых товаров и услуг;
снижению цен.
Функции цены:
Мотивация
Регулирование цен.
Разбор ситуаций на рынке.
4.Рефлексия.
Детям предлагается ответить на вопрос: какие знания, полученные на уроке мне
пригодятся в жизни?
5. Подведение итогов.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке, комментируя их.
6. Домашнее задание.
1. Параграф 12, термины.
2.Презентовать любой товар с помощью разработанной упаковки и рекламы.
Конспект урока по обществознанию 8 класс "Рынок. Цена. Конкуренция"
Конспект урока по обществознанию 8 класс "Рынок. Цена. Конкуренция"
Конспект урока по обществознанию 8 класс "Рынок. Цена. Конкуренция"
Конспект урока по обществознанию 8 класс "Рынок. Цена. Конкуренция"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.