Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"
Оценка 4.8

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
8 кл
15.06.2019
Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"
Данный урок проводился в 8 классах при изучении темы "Глобальные проблемы современности". На уроке была использована групповая форма организации обучения. Во время урока применялись сингапурские приемы обучения: Джот Тотс, Tic-Tac-Toe, Финк-Райт-Раунд-Робин, Таймд пэа шэа, Континиус Раунд Тэйбл, Тэйк оф-тач даун. В течении всего урока происходила активизация познавательного интереса; совершенствование навыков самостоятельной деятельности; развитие навыков общения (выстраивание диалога, умение слышать собеседника).
разработка_Поздеева Г.Ф._Набережные Челны.doc
Тема: «Глобальные проблемы современного общества» Поздеева Гузель Фоатовна Учитель истории и обществознания                                                           МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»   анализ,   отбор   информации, ­   максимально   актуализировать   знания   учащихся   по   глобальным   проблемам; Цель урока: объяснить учащимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения глобальных проблем.  Задачи урока:     современности на основе изученного ранее материала в других учебных курсах;  ­   акцентировать   внимание   учащихся   на   важности     решения   глобальных   проблем   всем; человеческим сообществом в силу их планетарного характера; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении глобальных проблем современности; ­   развитие   умений   и   навыков   поиска,   систематизации   и   комплексного   анализа обществоведческой информации; ­ развитие умений  группой и дискуссионной работы.  Планируемые результаты:  ­   личностные:   овладение   навыками   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог, дискуссия);   умение   выполнять   познавательные   и   практические   задания   на   определение сущностных   характеристик   изучаемого   объекта,   формулирование   собственной   точки зрения.  ­ метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение   вести   самостоятельный   поиск,   умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами. ­  предметные:   знание     понятий   по   теме,   понимание     важности   решения   глобальных проблем.  Универсальные учебные действия:  ­ личностные: осознать необходимость решения глобальных проблем. ­ регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.  ­ познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и  явления, выявлять причины и следствия простых явлений.  ­ коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Оборудование урока:  компьютеры; мультимедийный проектор; экран. Тип урока: изучение нового материала, расширение знаний. Методы   урока:   работа   в   группах,   урок   с   использование   мыслительных   приемов   и обучающей структуры «сингапурского» обучения. На данном уроке были мною применены следующие приемы: Джот   Тотс, КОНТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ­ТАЧ ДАУН Основные понятия:  биосфера,   ноосфера,   глобальные   проблемы,   озоновые   дыры,   парниковый   эффект, опустынивание,   кислотные   дожди,   оружие   массового   поражения,   терроризм,  концепция устойчивого развития, глобальный прогноз. ХОД  УРОКА 1.Организационный момент. Дети сидят в группе по 4 человека. Приветствие. 2.Проверка домашнего задания.   ФИНК­РАЙТ­РАУНД­РОБИН,  Tic­Tac­Toe,  Таймд   пэа   шэа, На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой « Общественное развитие». Сейчас   вы   проверите   свои   знания   по   прошлой   теме.   Так   что   же   вы   знаете   по   теме «общественное развитие». Для этого мы используем структуру Джот Тотс.                               Структура  Джот Тотс 3 мин. Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.  Задание:   Запишите   на   каждом   листочке   ответ   на   вопрос   одним   словом.   Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола.   У   вас   должно   получиться   16   ответов.   Время   на   выполнение   максимально   ­   3 минуты. Если будете готовы, сообщите мне об этом.  ­ Время закончилось.  Сигнал тишины.   Участник  под номером 3 , стол номер 3   эволюция,   прогресс,   регресс,   реформа, зачитайте свои ответы: (примерно)   индустриальное   общество, Революция,   проблемы, постиндустриальное   общество, модернизация, инновация, критерии, многовариантность, деградация, глобализация, XXI век.   традиционное   общество, ­   Есть   дополнения   у   кого­нибудь?   Спасибо   за   работу,   ребята.   Сейчас   вы поработаете с вашими словами. Для этого мы используем структуру  «Тик­тэк­тоу». Tic­Tac­Toe 3 минуты. Обучающая структура  «Тик­тэк­тоу» – «крестики­нолики». Задание: Теперь, участник команды № 1, выберите 9 листочков из 16 и разложите в формате 3×3. Каждый участник команды составляет 3 предложения, используя любые три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Время на выполнение 3 минуты.  ­   Время   закончилось.   Сигнал   тишины. Учитель   поднимает   2   или   3   учеников   из разных команд. Спасибо командам за работу.  3. Изучение новой темы. Теперь, ребята, мы с вами переходим к новой нашей теме. Но саму тему вы определите сами. Посмотрите на  экран.  Вы видите высказывание  Ж.Б.Ламарка.  Подумайте, какую проблему вы увидели в этом высказывании. ФИНК­РАЙТ­РАУНД­РОБИН Подумайте (1 мин.)­ запишите ­ обсудите в группе.  К какому мнению вы пришли? Предполагаемые ответы учащихся: Глобальные проблемы ­ на  экране. Спасибо.   Действительно,   автор   высказывания   указывает   на   глобальные   проблемы человечества. Так что же такое глобальные проблемы? И когда они возникли? Обучающая структура ФИНК­РАЙТ­РАУНД­РОБИН Подумайте (1 минуту)­ запишите ­ обсудите в группе.  К какому мнению вы пришли? Предполагаемые ответы учащихся:  Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в., угрожающие существованию мировой цивилизации. ­ Спасибо. Ответили верно.  Учитель:    В   современных   условиях   обострились   факторы   риска,   которые   глобально влияют   на   развитие   мировой   цивилизации.   Этим   объясняется   актуальность   темы сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ.  Глобальные проблемы – это последствия, а что стало причиной этих последствий, этих проблем. Давайте порассуждаем. Таймд пэа шэа.  Возьмите ваши ручки и напишите в тетради причины глобальных проблем. На это вам даю 1 минуту.   О   готовности   сообщаем.   Потом   партнеры   по   плечу   обсуждают   свои   ответы   в течении 30 сек.каждый.  ­ Теперь попрошу  зачитать  свои ответы  участника  № 2 группы  № 4. Есть   Экономические Социальные Политические Духовные дополнения? Спасибо. Учитель:  В   современной   науке   нет   устойчивого   перечня   и   единой   классификации глобальных проблем. Давайте определим, какие проблемы можно охарактеризовать как “глобальные’? По каким разновидностям можно их сгруппировать?  У вас на столе лежат два листочка. На одном из них проблемы под цифрами, на другом листочке   таблица   разновидности   глобальных   проблем.   Вам   необходимо   сгруппировать глобальные проблемы по разновидностям. Для этого вы выписывает номер вашей проблемы в соответствующую колонку.  Используется   обучающая   структура  КОНТИНИУС   РАУНД   ТЭЙБЛ.  (обучающая структура, в которой организовывается обсуждение  какого­либо  вопроса в команде по очереди более одного круга). На это задание Вам 5 минут. После выполнения сообщите мне об этом.  Приложение 1. Итак,  ребята, время вышло. Сигнал тишины. Отвечает команда № 3. Участник команды номер 4.  Предполагаемая таблица (ответы): Классификация глобальных проблем Экологически е 1“Озоновая дыра”.  6Истребление лесов.  11“Парниковы й”   эффект (глобальное потепление).  16Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод   мирового океана, продуктов природы. 21Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясени я, наводнения, засухи.  23Освоение 4Проблема   войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов глобальные, опасность ядерной войны.  9Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба   за   сферы влияния   (США– Европа–Россия– Азиатско– Тихоокеанский регион).  14Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).  19Терроризм 5Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных   и нравственных ценностей.  10Уход   людей от реальности в мир   иллюзий (наркомания).  15Рост агрессии, нервно­ психических заболеваний  из­ за   массовой компьютеризац ии.  20Проблема ответственност и   ученых   за последствия своих открытий.  3Демографичес кая проблема.  8Проблема охраны здоровья   (рак, спид, атипичная пневмония...).  13Проблема уровня образования   (1 миллиард неграмотных).  18Этнические, конфессиональн ые конфликты.          2Продовольствен ная проблема.  7Полюса развития: “С­Ю”. 12Проблема пределов экономического роста.  17Истощение ресурсов. 22Экономически й глобализм.            в и космоса мирового океана.              Какой вывод вы можете сделать, проведя эту классификацию? Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены   и   взаимосвязаны   друг   с   другом,   что   уместнее   говорить   о   комплексе глобальных проблем (международный, внутриполитическ ий, уголовный).  СПАСИБО ЗА РАБОТУ. Продолжаем наше занятие.  Так что же ждет будущее человечества, если не решать эти проблемы.                            Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества. Учитель: Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных   проблем.   Глобальные   прогнозы   разрабатываются   в   трех   основных направлениях (на экране):  1.пессимистический   прогноз,   предсказывающий   в   недалеком   будущем   глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий сокращении населения и производства( английский ученый Томас Мальтус) 2. оптимистический прогноз, считающий, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле   станут   жизненной   необходимостью   и   реальностью,   а   значит,   откроется   путь   к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный  и научно­ технический прогресс человечества     ( немецкий ученый Фриц Бааде). 3. нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут   ли  глобальные   тенденции  к  ужасным  катастрофам   или   будут  предотвращены удивительными   достижениями   человеческой   приспособляемости   (американский   ученый Пол Кеннеди).  ТЭЙК   ОФ­ТАЧ   ДАУН   «встать­сесть»  информации о классе) Задание учащимся: Подумайте и выберите вариант прогноза, с которым вы согласитесь. Сначала встанут те, кто выбрал пессимистический вариант. Потом поднимутся те. Кто выбрал оптимистический вариант, ну а затем встанут те ученики, КОТОРЫЕ ВЫБРАЛИ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ. 2 минуты. Учащиеся   подводятся   к   выводу:   Существует   множество   вариантов   будущего   развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив . (обучающая   структура   для   получения Вывод:  Глобальные   проблемы   –   это   вызов   человеческому   разуму.   Уйти   от   них невозможно.   Их   можно   только   преодолеть.   Преодолеть   усилиями   каждого   человека   и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели ­ сохранения возможности жить на Земле. Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.  ­ На следующем занятии мы продолжим нашу тему и попробуем сообща найти пути решения этих проблем. Для этого я попрошу Вас поискать в интернете дополнительный материалы по отдельным глобальным проблемам.  Рефлексия. Учитель:  ­   Ребята,   на   мой   взгляд,   наше   занятие   прошло   замечательно.   Мы   провели плодотворную и успешную работу. А как вы думаете? Довольны ли вы? Если среди Вас есть ученики, которые полностью удовлетворены уроком, то покажите знак « Во!» двумя руками, если не очень, то одной рукой, а если совсем не понравилось, то не поднимаем руки. Дети высказывают свое мнение.  Спасибо, ребята.  Д/з   :   написать   эссе   по   высказыванию   «  Да,   можно,   пожалуй,   сказать,   что назначение   человека   как   бы   заключается   в   том,   чтобы   уничтожить   свой   род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».Ж.­Б. Ламарк Приложение1. Экологические Экономические Социальные   Политические   Духовные                     1.“Озоновая дыра”.  6. Истребление лесов.  11. “Парниковый” эффект (глобальное потепление).  2. Продовольственная проблема.  7. Полюса развития: “С­Ю”.  12. Проблема пределов экономического роста.  17. Истощение ресурсов. 16. Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы. 21. Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.  23. Освоение космоса и мирового океана. 22. Экономический глобализм.  18. Этнические, конфессиональные конфликты.  4. Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в  глобальные, опасность ядерной войны.  9. Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа– Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).  14. Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).  3. Демографическая проблема.  8. Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...). 13. Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).  19. Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). 5. Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.  10. Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).  15. Рост агрессии, нервно­психических заболеваний из­за массовой компьютеризации.  20. Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"

Конспект урока по обществознанию " Глобальные проблемы современного общества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2019