Конспект урока по обществознанию "Экономика семьи"
Оценка 4.6

Конспект урока по обществознанию "Экономика семьи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
7 кл
04.03.2018
Конспект урока по обществознанию "Экономика семьи"
Данный план- конспект разработан к учебнику "Обществознание. 7 класс" Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016. Занятие знакомит учащихся с основами семейного бюджета, правилами его формирования и способами сокращения расходов семьи. урок проходит в форме деловой игры, что способствует качественному усвоению полученного материала.
Конспект занятия по обществознанию экономика семьи.doc

Урок обществознания по теме "Экономика семьи". 7-й класс

 Учебник: Обществознание 7 класс Автор:  Л.Н. Боголюбов

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли бюджета в жизни семьи, познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, фиксированные и переменные доходы,

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о бюджете, видах и фазах его формирования.

 

  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли. Продолжить гармоничное физическое развитие учащихся, закрепить навыки правильной осанки.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи, экономической культуре. Продолжить воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
  • Предметные – осознание учащимися роли бюджета в жизни семьи и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “бюджет”; различать виды бюджета; фазы его формирования.
  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения и основ здорового образа жизни.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, маркеры, рабочие листы

 

Ход урока:

На столах лежат рабочие листы, и пакеты с заготовками.

 

Элемент урока

Содержание

Время

Реализация целей по здоровьесбережению

Организационный момент

(слайд 1) «Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит совместная работа. Если вы готовы работать со мной откройте свои ладони мне на встречу. Я готова работать с вами..»

А для плодотворной работы необходимо настроить свой организм. Я предлагаю сделать упражнение, которое поможет нам в этом. Упражнение называется «Поза дерева». Сядьте за парту, ноги вместе, стопы прижмите к полу, руки опустите, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднимите вверх, ладонями друг к другу. Потянитесь всем телом.  Представьте себя деревом. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15 – 20 сек. 

Мы с вами будем работать в группах, поэтому по ходу нашего занятия можете обращаться к памятке по работе в группах. Она у вас на столе.

4 мин

Психофизическая разминка позволила установить положительный эмоциональный фон и развить чувство уверенности.

 

Актуализация темы.

(Слайд 2)В начале занятия я прошу вас посмотреть фрагмент известного фильма. (отрывок из сериала «Сваты»6 сезон, 7 серия)

Скажите, вам знакома такая ситуация?

Почему она произошла?

(не смогли правильно распланировать свои расходы и доходы)Вы уже догадались о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Ответы учащихся

 Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Немало семей за несколько дней до зарплаты обнаруживает, что в доме вдруг закончились деньги, за исключением разве что мелочи на проезд. Бюджет — основа семейной экономики.

 Развития семейной экономики напрямую зависит от правильно запланированного бюджета.

Тема нашего урока «Экономика семьи».

3-4 мин

 

Формулирование темы, целей и задач

Сегодня на занятии мы должны с вами познакомиться с видами и правилами формирования семейного бюджета. Типами доходов и расходов.  Для дальнейшей работы я предлагаю вам взять свои рабочие листы, подписать их и записать тему урока: «Экономика семьи» (слайд 3 )

1 мин

 

Изучение новой темы

1.А с чем у вас ассоциируется слово бюджет? Ответы учащихся

Слово это заимствовано из Англии, где в старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным норманнским словом "Budget" (т. е. кожаный мешок).

2.У вас на столах лежат конверты под №,1 выберите из предложенных вариантов понятия, которые у вас ассоциируются со словом бюджет и прикрепите эти понятия на доску.

Молодцы! Давайте с вами дадим определение понятия бюджет. (Слайд 4)На слайде и у вас в рабочих листах оно есть, но пропущены несколько слов, попробуйте вставить недостающие слова, предложенные ниже. Проверьте. (Слайд 5)Если вы не допустили не одной ошибки, прикрепите себе монетку.

3.Ребята, как вы считаете, правильно составленный бюджет важен для семьи? Ответы учащихся

4.Я хочу рассказать вам одну историю. В одном большом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса.(слайд 6) В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. Который стоит 10 000руб. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. Я вам предлагаю помочь девочке Вере в осуществлении ее мечты. (слайд 7)

5.Покупка велосипеда станет финансовой целью семьи девочки (в рабочих листах у вас есть определение, обратите на него внимание). Она является первой фазой составления бюджета. Как вы думаете, что еще необходимо сделать семье Веры, чтобы купить велосипед. Ответы учащихся

6.Правильно, оценить свои доходы. У вас на столах лежат конверты под №2, откройте их, и выберите из предложенных вариантов доходы семьи девочки. Прикрепите их на ватмане.

Зарплата папы: 25 000 рублей.

Зарплата мамы: 20 000 рублей.

Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

 Посчитайте, сколько денег зарабатывает семья в месяц.

Запишите на ватмане.

Итого: 57 000рублей.

Скажите, пожалуйста эта сумма будет постоянной в течении года? Почему?

Ответы учащихся

7.Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке). (слайд 8)

Заполните в своих рабочих листах схему.

Исходя из доходов семьи, они могут позволить купить дочке велосипед?

Ответы учащихся

Но что еще мы не учли?

Ответы учащихся

8.Правильно ежемесячные расходы. Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг. (слайд 9)

У вас в конвертах остались расходы. Прикрепите их на ватман.

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 10 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Поход в зоопарк всей семьей – 4 000 рублей

Покупка зимней обуви брату - 4000

Прочие расходы – 3 000 рублей

Посчитайте расходы.

Итого: 61 000 рублей

 Скажите, а все ли расходы необходимы? От чего мы можем отказаться?

Расходы бывают двух видов:

Обязательные (питание. одежда, лекаства) и произвольные

Заполните схемы в ваших рабочих листах. (слайд 10)

9.Вы уже засиделись для плодотворной работы нужно немного отдохнуть и размяться. Физминутка. (2 мин). (слайд 11 )

Теперь с новыми силами продолжаем работу.

А теперь может семья купить велосипед? Нет.

10.Посмотрите, у нас расходы превысили наши доходы. Кто знает, как эта ситуация называется в экономике? Дефицит бюджета или отрицательное сальдо. Са́льдо (итал. saldo — расчёт, остаток) — разность между поступлениями и расходами за определённый промежуток времени. (слайд 12) У вас в рабочих листах есть схемы, на первой поставьте правильный знак неравенства и  подпишите эту схему. А если мы с вами представим, что у нас доходы превысили расходы? Это называется профицит бюджета. (слайд 13) На второй схеме поставьте правильный знак неравенства (положительное сальдо). (слайд 14) Самым благоприятным считается если наши доходы равны нашим расходам эта ситуация называется сбалансированным бюджетом. Подпишите последнюю схему.

Какой бюджет встречается чаще всего?

К сожалению, дефицит бюджета встречается чаще.

Еще Александр Сергеевич Пушкин писал в Евгении Онегине (слайд 15)

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец

11.Скажите, как при наличии дефицита мы можем накопить деньги на велосипед? (Экономить, т.е. сократить расходы)

Ответы учащихся

На каких статьях расходов можно сэкономить?

Ответы учащихся

Я вам предлагаю попробовать сэкономить на транспорте. Для этого решите задачу:

Аня купила месячный проездной на автобус. За месяц она сделала 40 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если

проездной билет стоит 760 рублей, а разовая поездка 28 рублей? (360 рублей). Если посчитали правильно, приклейте монетку.

Где еще может семья Веры взять деньги на велосипед? Взять кредит в банке, занять у знакомых, найти дополнительный источник дохода. (слайд 16)

Запишите в рабочих листах, способы устранения дефицита.

 25-26минут

Сохранение положительного эмоционального настроя     

на уроке.

Метод активации мышечного тонуса и моторно-координационных возможностей учащихся позволил разгрузить позвоночник и ряд групп мышц.

Физминутка позволила активизировать внимание учащихся.

Закрепление нового материала

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое экономика семьи, для чего она нужна. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест по сегодняшней теме.

Поменяйтесь своими работами и проверьте. (слайд 17)

Если вы сделали все правильно, прикрепите себе 2 монетки, 1 ошибка – 1 монетка.

 

5-6 минуты

 

Домашнее задание, подведение итогов урока

Давайте подсчитаем ваши монетки, если вы получили 5 монет, поставьте себе 5, если 4 поставьте себе 4.

Для того чтобы в вашей семье не было дефицита бюджета я хочу угостить вас золотыми монетами. (слайд 18)

 Но каким бы не был ваш бюджет, во все времена непреложной ценностью остается семья. И все сокровища мира не стоят нежной улыбки ребенка и поцелуя мамы. Ведь семья – это самое святое, что есть у человека в жизни. Ради семьи мы готовы на любые подвиги и именно в семье находим радость, спокойствие и гармонию, именно семья дает нам силы жить и творить, радоваться каждому проявлению жизни. Дружная семья плечом к плечу противостоит любым невзгодам и всегда выходит победителем.

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.

2-3 мин.

 

Рефлексия

Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций и необходимой информации, которая поможет вам в будущем.

·      На уроке я узнал что-то новое – поднимите правую руку

·      На уроке я попробовал сделать то, что мне пригодится в жизни – поднимите левую руку

·      То, что я узнал сегодня – буду применять и дальше – похлопайте в ладоши (слайд 19)

1 мин.

Психодинамическая разминка позволила закончить урок на благоприятной эмоциональной ноте.

 

Используемая литература:

1. А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. – М.: «Русское слово», 2009

2. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. – СПб.: «Азбука», 2014

3. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой – М.: «Просвещение», 2010

4. Экономический словарь терминов http://www.economicportal.ru/terms.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист к уроку

 

 

ФИО учащегося:  _______________________________________

 

Тема урока:______________________________________

Цель урока: познакомиться с видами и правилами формирования семейного бюджета. Типами доходов и расходов. 

 

Бюджет – ___________   план, суммирующий _____________   и   ____________  за определенный период времени.

а) правовой

б) финансовый

в) расходы

г) доходы

д) общение

 

Финансовая цель – запланированная крупная покупка, которую вы собираетесь сделать в будущем.

Доходы – любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т. д.

 

Доходы

        

 

                                     --------------------------           -------------------------------

                            (установленные, не зависящие                (увеличиваются или уменьшаются в

                             от качества труда выплаты)                   зависимости от изменения количества

                                                                                                  и качества труда членов семьи)

Расходы – сумма, израсходованная для оплаты товаров и услуг.

 

Расходы

                                                   

            

                                     -------------------------------      ---------------------------------

                                   

               _________________________________________

              _______________________________________________

               ______________________________________________

 

Способы достижения  финансовой цели:                             Решение задачи:

1.__________________________________________ 

2.__________________________________________

3.__________________________________________               Ответ:

4.__________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1.Бюджет – это…

а) учебный план;

б) финансовый план;

в) соотношение спроса и предложения.

2.Сумма, израсходованная для оплаты товаров и услуг

 а) доход;

 б) расход;

 в) бюджет.

3. Финансовой целью будет являться

а) получение пятерки по математике;

б) приобретение опыта управления автомобилем;

в) покупка нового телефона.

4. Что не входит в доходы семейного бюджета

а) Заработная плата;

б) Стипендия;

в) покупка продуктов.

5. Закончите высказывание. Экономическая ситуация когда доходы превышают расходы – это:

а) дефицит;

б) баланс;

в) профицит

6. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

                                                              Виды бюджета

 


                             

 

                         Дефицит                      …………..          профицит

 

 

7.Ниже приведен ряд понятий. Все они за исключением одного, относятся к расходным статьям семейного бюджета. Найдите и выделите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

1. транспорт,  2. пенсия, 3.погашение кредита, 4. сбережения, 5. коммунальные платежи

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок обществознания по теме "Экономика семьи"

Урок обществознания по теме "Экономика семьи"

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит совместная работа

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит совместная работа

Проверьте. (Слайд 5)Если вы не допустили не одной ошибки, прикрепите себе монетку

Проверьте. (Слайд 5)Если вы не допустили не одной ошибки, прикрепите себе монетку

Ответы учащихся 8.Правильно ежемесячные расходы

Ответы учащихся 8.Правильно ежемесячные расходы

Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец,

Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец,

Домашнее задание, подведение итогов урока

Домашнее задание, подведение итогов урока

Экономический словарь терминов http://www

Экономический словарь терминов http://www

Рабочий лист к уроку ФИО учащегося : _______________________________________

Рабочий лист к уроку ФИО учащегося : _______________________________________

Способы достижения финансовой цели:

Способы достижения финансовой цели:

Тест 1.Бюджет – это… а) учебный план; б) финансовый план; в) соотношение спроса и предложения

Тест 1.Бюджет – это… а) учебный план; б) финансовый план; в) соотношение спроса и предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018