Урок обществознания (базовый уровень). 11 класс.
Учитель: Кобзева А. В.
Тема: «Место и роль СМИ в современном обществе»
Цели и задачи:
- Способствовать формированию представления о функциях и роли СМИ в жизни общества, в становлении российской демократии;
- Создать условия для определения задачи журналистских расследований, роли пропаганды в избирательных технологиях.
В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.
Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижений.
Оборудование:
Учебник. Кравченко. Обществознание, 11 класс. М.; Просвещение, 2009.
Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. М.; Просвещение. 2008.
Раздаточный материал.
Рабочие листы для учащихся
Мультимедийная презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок исследование.
План изучения нового материала
1. Что такое СМИ, функции СМИ и каково его место в информационном обществе?
2. Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.
3. Интернет как средства массовой информации.
4. Роль СМИ. «Четвертая власть».
« Средства массовой информации не менее опасны,
чем средства массового уничтожения »
Капица Петр Леонидович
I. Мотивация
1. Введение в метапредмет:
В современном мире, каждый день на нас обрушивается огромный поток информации, как разобраться в этом? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья.
Вопросы:
1. Что происходит сегодня в стране и в мире?
2. Как к этому относиться? Как мы должны поступать?
3. Что правильно, а что нет?
4. Что благотворно, а что вредно? И откуда мы с вами черпаем эти знания и узнаем о тех или иных событиях? (ответы учеников)
2. Введение в тему урока:
Некоторые исследователи считают, что решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существование в нем различных точек зрения.
ВЫВОД -таким образом, возникают противоречия. Какие?
А теперь, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока
«Место и роль средств массовой информации (СМИ) в современном обществе».
Вопрос: так ли велика роль СМИ в современном обществе? На этот сложный вопрос мы попробуем найти ответ.
Какие вопросы на ваш взгляд должны быть освещены на уроке?
1. Что такое СМИ, функции СМИ и каково его место в информационном обществе?
2. Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.
3. Интернет - как средства массовой информации.
4. Роль СМИ. «Четвертая власть».
II. Изучение нового материала
Современное общество. Давайте вспомним, к какому типу оно относиться?
- Дайте определение информационному обществу.
- Назовите особенности информационного общества.
Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения массовой информации. Мы живем в постоянно меняющемся мире, в эпоху перемен. И быть в курсе всех событий, особенно политических, нам помогают СМИ.
Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, - важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.
1. - Что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)
Чтобы предоставить аргументы, отвечая на этот вопрос необходимо проанализировать ряд источников ( раздаточный материал из источников)
Задание:
Найдите определение: средства массовой информации
( После работы с документом, один ученик зачитывает определение, и учитель дает краткое пояснение)
В определении СМИ ключевым словом является информация.
Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.
В узком смысле информация - совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных вопросах жизни общества.
В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)
Еще в XVIII в. французский просветитель Ш.Л. Монтескье предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С переходом от постиндустриального общества к информационному, появилась версия, о том, что СМИ является четвертой ветвью власти.
Проблемный Вопрос: Согласитесь ли вы с этой точкой зрения?
А что бы привести доводы и факты «за» и/или «против» мы поработаем в группах и ответим на вопросы, которые мы обозначили в начале урока.
1 Группа. Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.
Телевидение превращает политику в яркое шоу, заставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного им кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера в телефильме. Теледебаты политиков стали решающим событием в выборном процессе, именно от их исхода все чаще зависит победа или поражение той или иной партии или кандидата.
Первым «телевизионным президентом» США в 1960 г. стал Джон Кеннеди, выигравший теледебаты у Ричарда Никсона, и с тех пор роль телевидения на выборах только возросла.
Одновременно с этим неуклонно снижается активность избирателей на выборах: граждане все больше относятся к политике как к шоу, не видя за ним серьезного содержания и интересуясь только красочным процессом борьбы за власть. Результат — разработка и реализация властью общественно значимых решений — интересует гораздо меньшее число граждан до тех пор, пока эти решения не коснутся судьбы каждого из них. Политики ведут себя соответственно, все больше подлаживаясь под специфические требования «удачного имиджа» (образа) и «телевизионной картинки» и все меньше думая о коренных интересах страны и граждан, о серьезных вопросах их жизни, о нашем общем будущем.
Пример из истории: Во время вооруженной борьбы за власть в Москве в 1993 г. сторонники Верховного Совета первым де¬лом отправились штурмовать телецентр «Останкино», так как были убеждены: стоит им взять под контроль телевидение, и их политическая победа обеспечена. В 1970—1980-х гг. в СССР было принято любыми способами «глушить» передачи западных радиостанций, проповедовавших чуждые советскому человеку нормы и ценности. Но, например, в Восточной Германии (ГДР), союзнице СССР, это было технически невозможно: зона радио и телевещания Западной Германии охватывала всю территорию ГДР. Поэтому в 1989 г., когда были открыты границы на Запад, за короткое время туда перебрались сотни тысяч восточных немцев. Их сознание было полностью захвачено и колонизировано западным образом жизни, каким он преподносился с телеэкранов. «Потребительский рай», созданный на Западе, образ счастливого мира, где полки магазинов ломятся от разнообразных товаров, разложил изнутри социалистическое общество, испытывавшее жестокий дефицит качественных товаров широкого потребления. Именно западное телевидение и радио стали теми «ловцами душ», которые подготовили быстрый крах социалистических государств в Восточной Европе.
Став главным средством массовой информации, телевидение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Телевидение производит смыслы, образы, оно создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь. Таким образом, телевидение стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .Под редакцией Л. В. Полякова
Вопросы:
2 Группа. Место СМИ в Информационном обществе.
В информационном обществе доминирует не тот, кто владеет крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Благодаря научно-технической революции знание, в том числе научное, становится основой власти в информационную эпоху, подчиняя себе и силу, и богатство. Меняется и сам облик власти — отказываясь от прямого и грубого господства, она принимает более мягкие формы влияния и доминирования. |
В информационном обществе индустриальные государства начинают проигрывать глобальную конкуренцию тем, кто раньше вступил в новую фазу общественного развития.
Одна из главных причин краха СССР — его неспособность перешагнуть барьер между индустриальной и информационной эпохами, адаптироваться к новым вызовам и возможностям, задаваемым научно-технической революцией. |
Догматизированное, «командное» мышление советского правящего класса, непонимание им растущей роли знания и новых способов его распространения предопределили историческое поражение советской экономики и советского общества. Сумев в 30—50-х гг. XX в. осуществить ускоренную индустриализацию, советская элита пропустила качественный скачок, начавшийся в общественном развитии Запада в 1960—1970-х гг., когда на первый план вышло быстрое развитие информационных технологий. СССР создал материальную базу индустриального общества в виде крупной машинной промышленности и даже отдельных элементов постиндустриальной инфраструктуры (огромный научный потенциал, собственную электронную и компьютерную промышленность, советский средний класс — многочисленную инженерно-техническую интеллигенцию). Но СССР был и остался очень «простым» обществом, он не смог выйти на новый уровень общественной сложности, не решился так изменить свою общественную организацию, чтобы превратить знание в главную материальную силу экономики и социума. Эту задачу приходится решать уже новой России, возникшей в результате распада СССР.
В информационном обществе,
как и в индустриальном, есть свои предприниматели, военные, чиновники,
чернорабочие. Но не они образуют социальную ткань этого общества, не они в нем
доминируют. Социальная основа информационного общества — это широкий
слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении и
доставке информации. А важным требованием к государству становится
следующее: обеспечить наилучшие условия для широкой циркуляции общественно
полезной информации, создать сложную и всеобъемлющую информационную
инфраструктуру, без которой больше немыслимы ни быстрое развитие экономики, ни
полноценное функционирование человеческого общества. ( ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .Под
редакцией Л. В. Полякова)
«Политическая пропаганда»
Вопросы:
Что такое политическая пропаганда? Каково политическое влияние СМИ на общество? Можно ли представить демократическое общество без СМИ?
3 Группа. ИНТЕРНЕТ
В последние годы альтернативой телевидению по популярности, распространению и глубине воздействия на людей постепенно становится глобальная сеть Интернет.
В западных странах постоянное подключение к Интернету имеют от 40 до 80% населения, в наиболее быстро развивающихся странах (Китай, Индия, Бразилия, Россия) — от 5 до 25%.
Уровень
проникновения Интернета постоянно растет и сдерживается только дефицитом
технологической инфраструктуры и отчасти низкой платежеспособностью населения
развивающихся стран. Впрочем, оба этих препятствия достаточно быстро и
безболезненно преодолеваются. В целом ряде стран действуют государственные
программы «интернетизации», предполагающие создание разветвленной
инфраструктуры доступа в Интернет, прежде всего для образовательных учреждений.
В нашей стране такая программа называется «Электронная Россия».
В Сети распространены виртуальные деньги, действуют виртуальные церкви,
совершаются виртуальные преступления. Даже такие консервативные учреждения, как
правительства и банки, начинают перебираться в Интернет. В большинстве развитых
стран уже действуют те или иные элементы «электронного правительства» —
власти, которая оказывает услуги гражданам через Интернет. Благодаря этому
можно «в онлайне» получить права на вождение автомобилем, визу в загранпаспорт,
сдать экзамен.
Секрет популярности Интернета — в его
соответствии самому духу информационного общества. Этот дух состоит в
максимально широком «горизонтальном», многостороннем общении и обмене информацией.
Ведь по-настоящему новой интеллектуальной продукции, открытий, нового знания
сегодня, как и во все предыдущие эпохи, производится не так уж много. Зато
сейчас неизмеримо больше масштаб трансляции знаний, охват ими людей. Именно
тотальное тиражирование и всеобщее распространение интеллектуальной продукции
отличает информационное общество от его предшественников, где информация была
предметом редкого и элитарного потребления.
За словом «информация» сегодня по большей части скрывается не новое знание, а его передача, коммуникация. В Интернете практически не создается нового знания, зато имеющееся знание активно тиражируется, распространяется и обменивается. |
Информационное
общество — это общество мгновенных и всеохватывающих коммуникаций,
общество всеобщей связи (лат. communis, собственно, и означает «связь»).
Интернет и представляет собой весьма удобное и комфортное средство связи.
Наиболее успешен, востребован, информирован в современном обществе не тот, кто
больше знает, а тот, кто больше общается, участвует в большем количестве
коммуникаций.
(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .Под
редакцией Л. В. Полякова)
Вопросы. Насколько сильна власть СМИ? Какую роль в обществе играют СМИ? Можно ли сделать СМИ независимыми?
4 Группа. Роль СМИ. «Четвертая власть»
Основным инструментом воздействия на общество являются средства массовой информации. Демократическая теория отводит СМИ чрезвычайно важное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной, законодательной и судебной). СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан».
На практике же СМИ зачастую действуют прямо противоположным образом. В одних случаях это позволяет гражданам узнать об истинной подоплеке действий власти, посмотреть на ее теневую сторону. В других случаях вмешательство СМИ мешает власти исполнять законно делегированные ей народом функции, заставляет ее принимать решения, исходя из неверных, чаще всего краткосрочных приоритетов. В такой ситуации, вместо того чтобы информировать власти о реакции граждан на те или иные ее планы и решения и тем самым гармонизировать отношения между властью и избирателями, СМИ многократно усиливают противоречия между ними. Превращают малозначительные инциденты в «скандалы века», а ошибки власти — в ее «преступления перед народом». Вместо того чтобы просвещать граждан, СМИ формируют у них искаженное, стереотипное представление о том, что происходит в стране и мире, искусственно раздувая одни события, темы, проблемы и «не замечая» других, быть может, гораздо более важных для страны и интересных для ее граждан.
Только то, о чем говорят СМИ, становится общественно признанным фактом, а то, о чем они умалчивают, как бы и «не происходит» вообще, во всяком случае, ничуть не влияет на политический процесс в стране.
Ярким примером такой манипулятивной политической роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сербов из мест их исторического обитания в Косово. Ничего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстремистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчленению Югославии и превращению ее части — края Косово — в фактический протекторат НАТО.
Вопросы:
1) Почему СМИ называют «четвертой властью»?
2) Каковы основные задачи СМИ?
Презентация работы групп и дополнительных сообщений и проектов
Роль СМИ проявляется, прежде всего, в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника и выпишите функции СМИ.
Функции СМИ:
Информационная
Политической социализации.
Критики и контроля.
Формирования общественного мнения.
Мобилизационная.
Вопросы к обучающимся:
1. В чем состоит ответственность СМИ?
2. Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, саморазвитие, самосовершенствование).
Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?
(Работа с документом: Закон РФ «О средствах массовой информации»)
Задание: Найдите определение: цензура.
При сообщении о политическом событии:
• Радио позволяет узнать что случилось.
• Телевидение показывает как случилось.
• Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему это случилось
Слайд. Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение - «для всех», то газета (тем более журнал или книга) исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.
Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.
Подведение итогов урока.
СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
Рефлексия
1.Как я усвоил материал?
А) Получил прочные знания, усвоил весь материал
Б) Усвоил новый материал частично
В) Мало что понял, необходимо еще поработать
2. Как я работал?
А) Удовлетворен своей работой, с заданием справился сам
Б) Допустил при рассказе ошибки, на вопросы давал
нечеткие ответы
В) Не справился с частью заданий
Домашнее задание - Вариативные формы контроля на выбор:
1. Параграф 24, вопросы к нему.
2. Подготовить развернутый план по теме:
«Место и роль СМИ в современном обществе».
«Роль СМИ в политике».
3. Эссе на тему:
1. Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен.
[19 век: Джефферсон, Томас, С. 6. Энциклопедия афоризмов, С. 4835]
2. Журналистика - религия современных обществ, и это прогресс. Пастыри не обязаны верить, паства тоже.
[19 век: Франс, Анатоль, С. 4. Энциклопедия афоризмов, С. 5346]
3. Чтобы влиться в толпу, вовсе не обязательно выходить на улицу - достаточно, сидя дома, развернуть газету или включить телевизор.
[20 век: Оден, Уистен Хью, С. 16. Энциклопедия афоризмов, С. 5581]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.