Конспект урока по обществознанию на тему «Место и роль СМИ в современном обществе»
Оценка 4.9

Конспект урока по обществознанию на тему «Место и роль СМИ в современном обществе»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
обществознание
9 кл—11 кл
16.01.2017
Конспект урока по обществознанию на тему  «Место и роль СМИ в современном обществе»
Конспект урока по обществознанию на тему «Место и роль СМИ в современном обществе» разработан в рамках внедрения системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС. В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть. А также освещены наиболее интересующие вопросы, такие как: 1. Что такое СМИ, функции СМИ и каково его место в информационном обществе? 2. Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе. 3. Интернет как средства массовой информации. 4. Роль СМИ. «Четвертая власть». Материал разработан к учебнику- Кравченко. Обществознание, 11 класс. М.; Просвещение, 2009.
конспект.doc

Урок обществознания (базовый уровень).  11 класс.   

Учитель: Кобзева А. В.

Тема:   «Место и роль СМИ в современном обществе»                                               

Цели и задачи:

- Способствовать формированию представления о функциях и роли СМИ в жизни общества, в становлении российской демократии;

- Создать условия для определения задачи журналистских расследований, роли пропаганды в избирательных технологиях.

 

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.

Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

 

Метапредметные результаты: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижений.

 

Оборудование:

 

Учебник. Кравченко. Обществознание, 11 класс. М.; Просвещение, 2009.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. М.; Просвещение. 2008.

Раздаточный материал.

Рабочие листы для учащихся

Мультимедийная презентация.

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Форма урока:  урок исследование.

 

 План изучения нового материала

1. Что такое СМИ, функции СМИ и каково его место в информационном обществе?

2. Телевидение - главное средство массовой информации  в современном обществе.

3. Интернет как средства массовой информации.

4.  Роль СМИ. «Четвертая власть».                                                                        

                                              

 

 

                                                   « Средства массовой информации не менее опасны, 

                                                чем средства массового уничтожения »                         

                                                                                    Капица Петр Леонидович

 

 

I. Мотивация

1. Введение в метапредмет:

В современном мире, каждый день  на нас обрушивается огромный поток информации, как разобраться в этом? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья.

 

Вопросы:

1.     Что происходит сегодня в стране и в мире?

2.     Как к этому относиться? Как мы должны поступать?

3.     Что правильно, а что нет?

4.     Что благотворно, а что вредно? И откуда мы с вами черпаем эти знания и узнаем о тех или иных событиях? (ответы учеников)

 

 

2.  Введение в тему урока:

Некоторые исследователи считают, что решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существование в нем различных точек зрения.

ВЫВОД -таким образом, возникают противоречия. Какие?

 

А теперь, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока

 «Место и роль средств массовой информации (СМИ) в современном обществе».

Вопрос: так ли велика роль СМИ в современном обществе? На этот сложный вопрос мы попробуем найти ответ.

 

 Какие вопросы на ваш взгляд должны быть освещены на уроке?

 

1. Что такое СМИ, функции СМИ и каково его место в информационном обществе?

2. Телевидение - главное средство массовой информации  в современном обществе.

3. Интернет - как средства массовой информации.

4.  Роль СМИ. «Четвертая власть».

 

II. Изучение нового материала

 

Современное общество.  Давайте вспомним, к  какому типу оно относиться?

 

- Дайте определение информационному обществу.

 

-  Назовите  особенности информационного общества.

 

Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения  массовой информации. Мы живем в постоянно  меняющемся мире, в эпоху перемен. И быть в курсе всех событий, особенно политических,  нам помогают СМИ.

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, - важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.                                                                  

 

1.     - Что  же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

 

Чтобы предоставить аргументы, отвечая  на этот вопрос необходимо проанализировать ряд источников ( раздаточный материал из источников)

Задание:

Найдите определение: средства массовой информации

( После работы  с документом, один ученик зачитывает определение, и учитель дает краткое пояснение)

 

В определении СМИ ключевым словом является информация.

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим  в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

 

В узком смысле информация - совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных вопросах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации.  (Краткий политический словарь. – М., 1989)

 

 

Еще в XVIII в. французский просветитель Ш.Л. Монтескье предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С переходом от постиндустриального общества к информационному, появилась версия, о том, что СМИ  является четвертой ветвью  власти.

Проблемный Вопрос: Согласитесь ли вы с этой точкой зрения?

А что бы привести  доводы и факты «за» и/или «против» мы поработаем в группах и ответим на вопросы, которые мы обозначили в начале урока.

 

1 Группа. Телевидение - главное средство массовой информации  в современном обществе.

Телевидение превращает политику в яркое шоу, заставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного им кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера в телефильме. Теледебаты политиков стали решающим событием в выборном процессе, именно от их исхода все чаще зависит победа или поражение той или иной партии или кандидата.

      Первым «телевизионным президентом» США в 1960 г. стал Джон Кеннеди, выигравший теледебаты у Ричарда Никсона, и с тех пор роль телевидения на выборах только возросла.

      Одновременно с этим неуклонно снижается активность избирателей на выборах: граждане все больше относятся к политике как к шоу, не видя за ним серьезного содержания и интересуясь только красочным процессом борьбы за власть. Результат — разработка и реализация властью общественно значимых решений — интересует гораздо меньшее число граждан до тех пор, пока эти решения не коснутся судьбы каждого из них. Политики ведут себя соответственно, все больше подлаживаясь под специфические требования «удачного имиджа» (образа) и «телевизионной картинки» и все меньше думая о коренных интересах страны и граждан, о серьезных вопросах их жизни, о нашем общем будущем.

Пример из истории: Во время вооруженной борьбы за власть в Москве в 1993 г. сторонники Верховного Совета первым де¬лом отправились штурмовать телецентр «Останкино», так как были убеждены: стоит им взять под контроль телевидение, и их политическая победа обеспечена. В 1970—1980-х гг. в СССР было принято любыми способами «глушить» передачи западных радиостанций, проповедовавших чуждые советскому человеку нормы и ценности. Но, например, в Восточной Германии (ГДР), союзнице СССР, это было технически невозможно: зона радио и телевещания Западной Германии охватывала всю территорию ГДР. Поэтому в 1989 г., когда были открыты границы на Запад, за короткое время туда перебрались сотни тысяч восточных немцев. Их сознание было полностью захвачено и колонизировано западным образом жизни, каким он преподносился с телеэкранов. «Потребительский рай», созданный на Западе, образ счастливого мира, где полки магазинов ломятся от разнообразных товаров, разложил изнутри социалистическое общество, испытывавшее жестокий дефицит качественных товаров широкого потребления. Именно западное телевидение и радио стали теми «ловцами душ», которые подготовили быстрый крах социалистических государств в Восточной Европе.  

    Став главным средством массовой информации, телевидение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Телевидение производит смыслы, образы, оно создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь. Таким образом, телевидение стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .
Под редакцией Л. В. Полякова

Вопросы:

  1. Почему огромная роль в СМИ отводится ТВ?
  2. Как телевидение влияет на политическую активность граждан?
  3.  Какие проблемы возникают  в мире  в связи с расширением аудитории СМИ? 

 

2 Группа. Место СМИ в Информационном обществе.

 

           В информационном обществе доминирует не тот, кто владеет крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Благодаря научно-технической революции знание, в том числе научное, становится основой власти в информационную эпоху, подчиняя себе и силу, и богатство. Меняется и сам облик власти — отказываясь от прямого и грубого господства, она принимает более мягкие формы влияния и доминирования.

 В информационном обществе индустриальные государства начинают проигрывать глобальную конкуренцию тем, кто раньше вступил в новую фазу общественного развития.

      Одна из главных причин краха СССР — его неспособность перешагнуть барьер между индустриальной и информационной эпохами, адаптироваться к новым вызовам и возможностям, задаваемым научно-технической революцией.

      Догматизированное, «командное» мышление советского правящего класса, непонимание им растущей роли знания и новых способов его распространения предопределили историческое поражение советской экономики и советского общества. Сумев в 30—50-х гг. XX в. осуществить ускоренную индустриализацию, советская элита пропустила качественный скачок, начавшийся в общественном развитии Запада в 1960—1970-х гг., когда на первый план вышло быстрое развитие информационных технологий. СССР создал материальную базу индустриального общества в виде крупной машинной промышленности и даже отдельных элементов постиндустриальной инфраструктуры (огромный научный потенциал, собственную электронную и компьютерную промышленность, советский средний класс — многочисленную инженерно-техническую интеллигенцию). Но СССР был и остался очень «простым» обществом, он не смог выйти на новый уровень общественной сложности, не решился так изменить свою общественную организацию, чтобы превратить знание в главную материальную силу экономики и социума. Эту задачу приходится решать уже новой России, возникшей в результате распада СССР.   

  В информационном обществе, как и в индустриальном, есть свои предприниматели, военные, чиновники, чернорабочие. Но не они образуют социальную ткань этого общества, не они в нем доминируют. Социальная основа информационного общества — это широкий слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении и доставке информации. А важным требованием к государству становится следующее: обеспечить наилучшие условия для широкой циркуляции общественно полезной информации, создать сложную и всеобъемлющую информационную инфраструктуру, без которой больше немыслимы ни быстрое развитие экономики, ни полноценное функционирование человеческого общества.   (  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .
Под редакцией Л. В. Полякова)

«Политическая пропаганда»

Вопросы:

Что такое политическая пропаганда? Каково политическое влияние СМИ на общество? Можно ли представить демократическое  общество без СМИ?

 

3 Группа. ИНТЕРНЕТ

 В последние годы альтернативой телевидению по популярности, распространению и глубине воздействия на людей постепенно становится глобальная сеть Интернет.

      В западных странах постоянное подключение к Интернету имеют от 40 до 80% населения, в наиболее быстро развивающихся странах (Китай, Индия, Бразилия, Россия) — от 5 до 25%.

      Уровень проникновения Интернета постоянно растет и сдерживается только дефицитом технологической инфраструктуры и отчасти низкой платежеспособностью населения развивающихся стран. Впрочем, оба этих препятствия достаточно быстро и безболезненно преодолеваются. В целом ряде стран действуют государственные программы «интернетизации», предполагающие создание разветвленной инфраструктуры доступа в Интернет, прежде всего для образовательных учреждений. В нашей стране такая программа называется «Электронная Россия».
   В Сети распространены виртуальные деньги, действуют виртуальные церкви, совершаются виртуальные преступления. Даже такие консервативные учреждения, как правительства и банки, начинают перебираться в Интернет. В большинстве развитых стран уже действуют те или иные элементы «электронного правительства» — власти, которая оказывает услуги гражданам через Интернет. Благодаря этому можно «в онлайне» получить права на вождение автомобилем, визу в загранпаспорт, сдать экзамен.
      Секрет популярности Интернета — в его соответствии самому духу информационного общества. Этот дух состоит в максимально широком «горизонтальном», многостороннем общении и обмене информацией. Ведь по-настоящему новой интеллектуальной продукции, открытий, нового знания сегодня, как и во все предыдущие эпохи, производится не так уж много. Зато сейчас неизмеримо больше масштаб трансляции знаний, охват ими людей. Именно тотальное тиражирование и всеобщее распространение интеллектуальной продукции отличает информационное общество от его предшественников, где информация была предметом редкого и элитарного потребления.

      За словом «информация» сегодня по большей части скрывается не новое знание, а его передача, коммуникация. В Интернете практически не создается нового знания, зато имеющееся знание активно тиражируется, распространяется и обменивается.

      Информационное общество — это общество мгновенных и всеохватывающих коммуникаций, общество всеобщей связи (лат. communis, собственно, и означает «связь»). Интернет и представляет собой весьма удобное и комфортное средство связи. Наиболее успешен, востребован, информирован в современном обществе не тот, кто больше знает, а тот, кто больше общается, участвует в большем количестве коммуникаций.
(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .
Под редакцией Л. В. Полякова)

Вопросы. Насколько сильна власть СМИ? Какую роль в обществе играют  СМИ? Можно ли сделать СМИ независимыми?

 

4 Группа. Роль СМИ. «Четвертая власть»

Основным инструментом воздействия на общество являются средства массовой информации. Демократическая теория отводит СМИ чрезвычайно важное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной, законода­тельной и судебной). СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан».

На практике же СМИ зачастую действуют прямо проти­воположным образом. В одних случаях это позволяет граж­данам узнать об истинной подоплеке действий власти, по­смотреть на ее теневую сторону. В других случаях вмеша­тельство СМИ мешает власти исполнять законно делегиро­ванные ей народом функции, заставляет ее принимать ре­шения, исходя из неверных, чаще всего краткосрочных приоритетов. В такой ситуации, вместо того чтобы инфор­мировать власти о реакции граждан на те или иные ее пла­ны и решения и тем самым гармонизировать отношения между властью и избирателями, СМИ многократно усили­вают противоречия между ними. Превращают малозначи­тельные инциденты в «скандалы века», а ошибки власти — в ее «преступления перед народом». Вместо того чтобы просвещать граждан, СМИ формируют у них искаженное, стереотипное представление о том, что происходит в стра­не и мире, искусственно раздувая одни события, темы, проблемы и «не замечая» других, быть может, гораздо бо­лее важных для страны и интересных для ее граждан.

Только то, о чем говорят СМИ, становится обществен­но признанным фактом, а то, о чем они умалчивают, как бы и «не происходит» вообще, во всяком случае, ничуть не влияет на политический процесс в стране.

Ярким примером такой манипулятивной полити­ческой роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сер­бов из мест их исторического обитания в Косово. Ни­чего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстре­мистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчле­нению Югославии и превращению ее части — края Косово — в фактический протекторат НАТО.

Вопросы:

1)      Почему СМИ называют «четвертой властью»?

2)      Каковы основные задачи СМИ?

 

Презентация работы групп и дополнительных сообщений и проектов

     

 

   Роль СМИ  проявляется, прежде всего, в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника и выпишите функции СМИ.

 

                                                 Функции СМИ:

Информационная

Политической социализации.

Критики и контроля.

Формирования общественного мнения.

Мобилизационная.

 

Вопросы к обучающимся:

1.     В чем состоит ответственность СМИ?

2.     Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, саморазвитие, самосовершенствование).         

 

Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?

(Работа с документом: Закон РФ  «О средствах массовой информации»)

 

Задание: Найдите определение: цензура.

  При сообщении о политическом событии:

         Радио позволяет узнать что случилось.

         Телевидение показывает как случилось.

         Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему это случилось

Слайд. Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение - «для всех», то газета (тем более журнал или книга) исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.

     Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

                

Подведение итогов урока.

СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

 

Рефлексия

1.Как я усвоил материал?

А) Получил прочные знания, усвоил весь материал

Б) Усвоил новый материал частично

В) Мало что понял, необходимо еще поработать

2. Как я работал?

А) Удовлетворен своей работой, с заданием справился сам

Б) Допустил при рассказе ошибки, на вопросы давал

нечеткие ответы

В) Не справился с частью заданий 

 

Домашнее задание  -  Вариативные формы контроля на выбор:

1.     Параграф 24, вопросы к нему.

     2. Подготовить развернутый план по теме:

       «Место и роль СМИ в современном обществе».

       «Роль СМИ в политике».

     3. Эссе на тему:

1.     Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен.

[19 век: Джефферсон, Томас, С. 6. Энциклопедия афоризмов, С. 4835]

2.     Журналистика - религия современных обществ, и это прогресс. Пастыри не обязаны верить, паства тоже.

[19 век: Франс, Анатоль, С. 4. Энциклопедия афоризмов, С. 5346]

3.     Чтобы влиться в толпу, вовсе не обязательно выходить на улицу - достаточно, сидя дома, развернуть газету или включить телевизор.

[20 век: Оден, Уистен Хью, С. 16. Энциклопедия афоризмов, С. 5581]

 


Урок обществознания (базовый уровень)

Урок обществознания (базовый уровень)

Введение в метапредмет : В современном мире, каждый день на нас обрушивается огромный поток информации, как разобраться в этом?

Введение в метапредмет : В современном мире, каждый день на нас обрушивается огромный поток информации, как разобраться в этом?

Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения массовой информации

Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения массовой информации

Телевидение превращает политику в яркое шоу, заставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного им кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера…

Телевидение превращает политику в яркое шоу, заставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного им кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера…

Но СССР был и остался очень «простым» обществом, он не смог выйти на новый уровень общественной сложности, не решился так изменить свою общественную организацию, чтобы…

Но СССР был и остался очень «простым» обществом, он не смог выйти на новый уровень общественной сложности, не решился так изменить свою общественную организацию, чтобы…

СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства

СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства

При сообщении о политическом событии: •

При сообщении о политическом событии: •

Оден, Уистен Хью, С. 16. Энциклопедия афоризмов,

Оден, Уистен Хью, С. 16. Энциклопедия афоризмов,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017