Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)
Оценка 5

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
16.02.2018
Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)
Конспект урока дает представление о всей структуре урока по данной теме, что позволяет выстроить целую концепцию в данной тематике. Ученики усваивают основной понятийный аппарат, что в дальнейшем данные знания помогут им при сдаче ГИА и в жизни при возникших вопросах.10 класс обществознание. "Роль государства в экономике"
Роль государства.doc
Конспект урока обществознания. Курс: 10 класс          Прохоровой И.А. Тема урока: «Роль государства в экономике» Программное   содержание:  Общественные   блага.   Внешние   эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Налоги. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции. Тип урока: комбинированный. Цель урока: Дать представление о взаимодействии государства и экономики.  Задачи: 1)  Сформировать представление основных понятий 2) Дать представление об основных функциях государства в рыночной  экономике. 3) Показать роль госбюджета и налогов в осуществление экономических  задач государства. 4) Усовершенствовать умения анализировать, сравнивать и обобщать  полученную информацию и применять ее, в конечном итоге, на  практике. Основные понятия: Госбюджет, налоги, налогообложение, дефицит  бюджета, профицит бюджета, государственный долг, акциз, пошлина. План изучения нового материала: 1) Основные экономические функции  государства в современном обществе. 2) Способы воздействия государства на экономику. 3) Налогообложение. 4) Госбюджет.      5) Государственный налог. Домашнее задание: & 14 – 15,  ответы на вопросы. Подготовка к  самостоятельной работе. Ход урока: Деятельность  учителя Деятельность учащихся 1 I Организационный момент        Приветствие учащихся     Отметка присутствующих в классе     Проверка готовности к уроку II Проверка домашнего задания Фронтальный опрос: 1) Стоит ли учиться предпринимательству? 2) Какой бизнес можно организовать в учебном  заведении? 3) Почему рыночную экономику называют «миром  компромиссов»?    2    Дежурный называет  отсутствующих Отвечают на вопросы:  1) Конечно необходимо.  Так как эти знания  можно будет в  дальнейшем применить в  обыденной жизни.  Например, при ведении  собственного домашнего  хозяйства: правильное  распределение своих  доходов: оплата  коммунальных услуг,  покупка продуктов  питания первой  необходимости, покупка  промышленных товаров  (одежда, обувь,  хозяйственные товары и  т.д.). Если не знать азы  предпринимательства, то можно и не прожить на  месячную зарплату.  2) Продажа  хлебобулочных изделий;  продажа канцтоваров по  доступным ценам и т.д. 3) Рыночную экономику  называют «миром  компромиссов», потому  что производитель сам  определяет какой ему  продукт производить и по  какой цене. Для  покупателя есть выбор  огромный при покупке того или иного товара, в  зависимости от качества. Работа с тетрадями. Работа с тетрадями Работа с тетрадями III Изучение нового материала. 1) Государство в рыночной экономике выполняет  многообразные функции, важнейшие из которых: ­ создание правовой основы для принятия решений  участниками экономической деятельности; ­ защита конкуренции; ­ стабилизация экономики (борьба с кризисами,  инфляцией и т.д.) ­ социально­ориентированное распределение ресурсов  – производство товаров и услуг, которыми невыгодно  заниматься частному сектору; ­ обеспечение социальной защиты и социальных  гарантий. Масштабы государственного регулирования экономики и его возможности точнее характеризуют размеры  национального продукта, которым распоряжается  правительство. С помощью налогов оно собирает в  бюджет около 40% всего общественного продукта (в  среднем по странам с развитой рыночной экономикой)  и использует его для выполнения своих функций. 2) Кроме налогообложения, государство пользуется  следующими экономическими регуляторами:  государственные закупки товаров и услуг; дотации  и субсидии; социальные трансфертные платежи;  общая масса денег; предельные уровни цен  (максимальные и минимальные); таможенные  пошлины и другие экономические механизмы.  Наряду с экономическими рычагами – косвенным  регулированием рынка – государство осуществляет и  прямое вмешательство в экономику через законы,  президентские указы, постановления правительства и  другие подзаконные, нормативные акты, государственные программы, расширение государственной собственности,  управление государственными предприятиями и  государственным имуществом. Современная экономическая наука считает, что и  государство, и рынок – несовершенные экономические  институты, самодовлеющее действие которых приводит к отрицательным результатом. Учитывая это  обстоятельство, рекомендуется: 1) применять в  экономике силу государства в точно определенных  3 ситуациях (например, когда не работает рынок); 2)  использовать для регулирования рынка методы и  механизмы преимущественно косвенного воздействия,  т.е. экономические. В идеале государство должно сосредотачиваться на  формировании такой рыночной среды, в которой  экономические субъекты, преследуя свои локальные  интересы, в процессе деятельности одновременно  получали бы общественно полезные результаты.  3) Без налогов государство существовать не может. Это  понятно. Налогообложение – это один из самых  эффективных инструментов воздействия государства на  экономическую ситуацию в стране. Налогообложение – это определенный  законодательством страны механизм изъятия части  доходов юридических лиц (фирм) и физических лиц  (граждан) в пользу государства для оплаты расходов  феодальных и местных органов власти. Налоги ­ это обязательные платежи, взимаемые  государством с физических и юридических лиц в  государственные и местные бюджеты. Механизм налогообложения достаточно сложен.  Существуют прямые и косвенные налоги. Прямой налог – это сбор в пользу государства,  взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной  организации в зависимости от размеров их доходов или  стоимости имущества.  Вопрос: Какой пример вы можете привести прямого  налога? Косвенный налог – это сбор в пользу государства,  взимаемый с граждан или хозяйственных организаций  только при осуществлении ими определенных действий,  например, при покупке некоторых видов товаров.  Косвенными налогами являются акцизы на некоторые  товары (например, табачные, винно­водочные изделия). Акциз­ это налог, взимаемый с покупателя при  приобретении некоторых видов товаров устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Современные налоговые механизмы весьма разнообразны. У нас в России используется порядка 40 различных  налогов. Существуют еще так называемые целевые налоги 4 Работа с тетрадями Работа с тетрадями. Работа с тетрадями Отвечают на вопрос:  подоходный налог на  физических лиц (13%) и  налог на прибыль с  юридических лиц. Работа с тетрадями Работа с тетрадями (например, дорожный налог). К таким налогам относится  и пошлина. Государство собирает массу пошлин (за  оформление многочисленных документов: о браке,  разводе, на наследство и т.д.)  Пошлина ­  это плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им  определенного вида услуг.  4) Государственный бюджет, пожалуй, самый  эффективный способ влияния государства на экономику  страны. Государственный бюджет – это сводный план сбора  доходов и использования полученных средств на  покрытие расходов федеральных или местных органов  государственной власти. Госбюджет утверждается Госдумой и Федеральным  собранием. Правительство готовит бюджет, отстаивает  его в Думе и после утверждения отвечает за исполнение  бюджета.  Если ожидаемые доходы соответствуют (равняются)  ожидаемым расходам, то такой бюджет называется  сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то такой бюджет  называется профицитным. Профицит бюджета – финансовая ситуация,  возникающая тогда, когда доходы превышают расходы.  И, наоборот, если расходы превышают доходы, то такой  бюджет называют бюджетом с дефицитом. Дефицит бюджета – финансовая ситуация, при  которой государство намечает осуществить расходы на  большую сумму, чем может реально получить доходов за  счет всех видов налогов и платежей.  5) государственным долгом. Государственный долг – это сумма ссуд, взятых  государством и еще не возвращенных кредиторам. Государственный долг может быть внутренним и  внешним. Внутренний – перед собственным налогом.  Внешний – иностранным государствам. Исторический и  экономический опыт показывает, что долг – это, в общем, нормальное экономическое явление (состояние).Внешний  долг современной Росси порядком составляет  приблизительно около 150 млрд долларов. Государство может решать долговую проблему: 1)  сокращение бюджетных расходов; 2) изыскание  Государственный бюджет с дефицитом является  5 Работа с тетрадями Работа с тетрадями Работа с тетрадями Работа с тетрадями Работа с тетрадями Работа с тетрадями Отвечают на вопросы  пользуясь записями в  тетради. источников дополнительных доходов; 3) эмиссией  необеспеченных денег для финансирования  государственных расходов; 4) одалживание денег у  граждан, банков, хозяйственных организаций, других  государств и иностранных финансовых организаций.     IV Подведение итогов. Вопросы на освоения нового материала: 1) Каковы основные экономические функции  государства? 2) К какому виду экономических функций государства  относится организация денежного обращения? 3) Какими экономическими инструментами государство  воздействует на экономику? 4) Перечислите основные виды налогообложения и  охарактеризуйте их . 5) Какие государственные органы подготавливают,  принимают, утверждают и исполняют госбюджет? 6) Что такое государственный налог и какими  способами, методами государство может решать  долговую проблему?           V Домашнее задание. & 14 – 15,  ответы на вопросы. Подготовка к  самостоятельной работе. Записывают домашнее  задание.         6 7

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)

Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018