Данный урок составлен к учебнику "Обществознание. 8 класс" Кравченко. Урок знакомит учащихся с понятием семьи, ее видами, функциями которые выполняет семья. Для работы на уроке разработан рабочий лист для учащихся, а для проверки полученных знаний тестовый опрос, который поможет учителю выявить степень усвоения учебного материала по теме.
урок по обществознанию семья 8 класс.doc
Тема: Семья
Учебник: Обществознание 8 класс Автор: А.И. Кравченко
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли семьи в жизни человека, ее
функций, познакомить с различными классификациями видов семей.
Задачи:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о семье, видах и
функциях данного социального института..
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и
слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в
коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к институту
семьи и брака, к позиции другого человека, культуре речи,
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные – осознание учащимися роли семьи в жизни человека; научить
учащихся формулировать определение понятия “семья”; различать виды семей; ее
функции.
Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного
общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, маркеры, рабочие листы
Ход занятия
1. Оргмомент
Сегодняшний наш урок я бы хотела начать словами знаменитого французского писателя
Анатоля Франса, который однажды заметил: «Учиться можно только весело... Чтобы
переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».(слайд1) Давайте сегодня на
уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем
получать знания с большим желанием. А для плодотворной работы необходимо настроить свой
организм. Я предлагаю сделать упражнение, которое поможет нам в этом. Упражнение называется
«Поза дерева». Сядьте за парту, ноги вместе, стопы прижмите к полу, руки опустите, спина прямая.
Сделайте спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднимите вверх, ладонями друг к другу.
Потянитесь всем телом. Представьте себя деревом. Организм, как дерево, наливается силой,
бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15 – 20 сек. (слайд2)
Для того чтобы определить сколько знаний вы поглотили у вас на столах лежат листы
контроля с тестовыми заданиями (прил.2), которые вы можете выполнять по ходу нашего
занятия. А за устные ответы вы внизу ставите себе по 1 баллу, а в конце занятия мы
посчитаем, сколько, кто набрал баллов.
2. Объяснение нового материала. Ребята, я предлагаю вам посмотреть несколько изображений, а затем ответить на вопрос
кто на них изображен. Ответы учащихся. (слайд 3)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Ответы учащихся (слайд4)
А как вы понимаете слово семья? Ответы учащихся
Давайте вместе с вами попробуем составить определение семьи, для этого обратите
внимание на свои рабочие листы (прил.1), там указаны некоторые слова, и словосочетания
которые вам помогут. Ответы учащихся
Допишите недостающие слова, сверяясь со слайдом (слайд 5)
Ребята, как вы считаете, семья важна для человека? Ответы учащихся
Да, ребята. Семья, как мы видим, – один из фундаментальных институтов общества,
придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем
поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и
стабильной ячейкой общества. На протяжении всей жизни человек входит в состав
множества самых разных групп (группу сверстников, школьный класс, трудовую бригаду,
клуб по интересам, спортивную команду), но лишь семья остается той группой, которую он
никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития
человеческой личности.
А для чего нужна человеку семья? Ответы учащихся
Правильно. Семья выполняет определенные функции, которые облегчают жизнь человеку.
Для того, чтобы выяснить какие же функции выполняет семья, я предлагаю прослушать
несколько отрывков из произведений. ( слайд 6)
1. Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
ее
Чтоб обрадовать отца. («Сказка о цар Салт не, о сыне ег славном и могучем богатыр
князе Гвид не Салт новиче и о прекрасной царевне Л беди» А.С. Пушкин
Какую функцию иллюстрирует данный отрывок.
ое
ое
ее
ае
ае
ее
)
2. «она и посуду чистила, и лестницу мыла, и полы натирала в комнатах капризной мачехи
и её избалованных дочек.» ( «Золушка» Шарль Перро)
3. «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое
поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился
я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.» («Капитанская
дочка» А.С. Пушкин)
Давайте впишем эти функции в ваши рабочие листы.
Для того чтобы вы отдохнули, я предлагаю провести веселую физминутку. (слайд 7).
Теперь мы можем продолжить нашу работу.
Когда вы просматривали изображения в начале урока, наверное, заметили, что все они
отличались друг от друга и количеством детей и количеством родителей, значит, мы
можем сделать вывод, о том, что существуют еще и разные виды семей. В старших классах вы более подробно познакомитесь с типами семей, а сегодня на уроке мы познакомимся с
некоторыми из них.
Давайте представим современную семью, из кого она состоит? Ответы учащихся
Это нуклеарная семья (ядро) – семья состоящая из родителей и детей (слайд8)
А если к ним переехали бабушки и дедушки мы можем назвать ее нуклеарной? Ответы
учащихся
Нет, не можем. Количество членов семьи увеличилось, она расширилась за счет дедушек и
бабушек. Такая семья называется расширенной или многопоколенной. (слайд9) По какому
признаку мы поделили эти семьи? Ответы учащихся Заполним схему в рабочих листах.
Но это не единственный способ классификации семей. Существуют и другие. По
распределению функций. Скажите, как распределяются обязанности в ваши семьях между
родителями? Ответы учащихся
В современном мире мы привыкли, что чаще всего мужчина и женщина поровну
распределяют свои обязанности, они являются партнерами, поэтому такая семья
называется партнерской (слайд10)
Те семьи, где идет четкое распределение мужских и женских обязанностей и во главе стоит
мужчина называются патриархальные. (слайд11)
Заполним схему в рабочих листах.
Я вам даю 2 минутки, для того чтобы просмотреть свои тесты, а затем мы их проверим.
Если у вас 78 правильных ответов – 10 баллов
56 – 8 баллов
43 – 6 баллов
Мы с вами понимаем, что семья важнейший институт в жизни каждого человека, она играет
огромную роль в его судьбе. Если учитывать, что человек сам по себе существо
социальное, нетрудно догадаться, что именно семья, как самая маленькая ячейка общества,
и является основой дальнейших взаимоотношений с целой системой.
Впрочем, роль семьи в социализации, которая, как известно, является процессом длинною в
жизнь, трудно переоценить. Именно семья – это наше первое общество. В ней мы проводим
первые годы, во время которых закладываются жизненные ценности и приоритеты, а также
формируются нормы социального поведения. От того, какие взаимоотношения сложились у
нас в семье, зачастую зависят наши дальнейшие требования от мира и будущего. Однако
сейчас мы все чаще говорим о кризисе института семьи и брака. Согласно данным ЗАГСа
станицы за 2016 год было заключено браков и разводов. Это только официальные
данные, не стоит забывать о том, что в современном мире все популярнее становится
гражданский брак, все старше возраст вступающих в брак. Давайте попробуем
разобраться, в чем причина такого отношения к семье и браку.
Я вам даю 34 минуты на размышление, а затем представитель от группы предложит свое
видение данной проблемы. Вы можете вставать с места и подходить ближе. (или дать
готовый текст, дети выбирают ответы из текста.)
Ответы учащихся
А теперь я предлагаю отложить ваши ручки и листы и немного помечтать.
Вы, наверное, уже задумывались о своей будущей семье, какой она будет дружной,
крепкой. Сейчас я предлагаю вам составить макет идеальной семьи. Как вы думаете, в виде
чего мы будем изображать семью? Ответы учащихся
Вы знаете, что с 2008 года у нас в стране появился новый праздник, который мы отмечаем
8 июля. Покровителями этого праздника являются святые Петр и Февронья Муромские,
которые олицетворяют собой идеал супружеской жизни. (слайд12) А символом этого праздника стала ромашка, простой, нежный полевой цветок. И мы сегодня изобразим нашу
семью в виде ромашки. У вас на столах лежат конверты, в которых заготовлены качества,
которыми должна обладать идеальная семья. Вы должны будете выбрать одно и
прикрепить к нашей ромашке, но при этом вам нужно будет объяснить, почему именно это
качество должно быть у идеальной семьи. Вы можете воспользоваться готовыми
заготовками, а можете предложить, чтото свое. Для этого у вас есть чистый лепесток. Для
того, чтобы вам было понятно я начну первая. «На мой взгляд, счастливая семья – это…»
Я выбираю любовь, потому что настоящая семья должна создаваться только по любви.
Ответы учащихся. Учащиеся собирают ромашку
Хорошая у нас получилась семья? А много ли таких семей вы встречали?
Мы должны понимать, что ничего идеального нет. И у каждой семьи есть свои проблемы и
сложности, а для того чтобы их было, как можно меньше необходимо уметь слушать,
слышать и прощать тех, кого вы любите.
В конце нашего урока я хотела бы подарить вам по чистой ромашке, на которой вы
напишите, чего не хватает вашей семье, для того чтобы она стала самой счастливой. А для
того, чтобы выяснить чего же не хватает, придите сегодня домой, обнимите своих
родителей, скажите, как сильно вы их любите и вместе решите, что вам нужно сделать, для
этого. А во время споров и недоразумений посмотрите на свою ромашку, вспомните наше
занятие и подумайте о том, что все проблемы маленькие и ничтожные и только семья
является самым значимым и главным в жизни каждого человека.
А сейчас я предлагаю вам подсчитать свои баллы, полученные на нашем занятии.
1822 балла – «5»
1417 баллов« 4»
10 – 13 баллов – «3» (слайд13)
Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций и необходимой
информации, которая поможет вам в будущем.
На уроке я узнал чтото новое – поднимите правую руку
На уроке я попробовал сделать то, что мне пригодится в жизни – поднимите левую руку
То, что я узнал сегодня – буду применять и дальше – похлопайте в ладоши (слайд 114)
Тема: ________________________________ Семья – это основанная ___ ____________ ___ _______________
_________________ малая группа, ____________ _____________
_______________ общностью быта, ____________ помощью, __________ __
________________ ответственностью.
Функции семьи
Виды семей
1. По родственной структуре
А.__________________
Б.__________________
2. По характеру распределения домашних обязанностей
А._________________
Б._________________
Составляющие идеальной семьи:
любовь;
взаимопонимание;
поддержка;
лень;
доверие;
уважение;
эгоизм;
трудолюбие;
взаимовыручка;
доброта;
умение прощать;
преданность. Лист оценивания
1.В семье И. все семейные роли распределяются между мужем и женой фактически
поровну. Это пример семьи
А. партнерской
Б. патриархальной
В. Многодетной
Г. Нуклеарной
2. основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью,
называется
А. кланом
Б. классом
В. Родом
Г. Семьей
3. Найдите в приведенном ниже списке виды семей, укажите номера, под которыми
они указаны
А. патриархальная
Б. многодетная
В. Репродуктивная
Г. Воспитательная4. в приведенном ниже списке указаны черты сходства и черты
отличия семьи и молодежной тусовки. Выберите и укажите в первую колонку номера
черт сходства, а во вторую колонку – черт отличия:
1. наличие системы неформальных ролей и статусов
2. совместное ведение хозяйства
3. совместное проведение досуга
4. общность быта
Черты сходства
Черты отличия
5. как называется мальчик, проживающий в семье
А. сын
Б. дочь
В. Теща
Г. Дядя
6. Установите соответствие между функциями семьи и примерами, описывающими эти
функции
А. репродуктивная 1. отец учит сына забивать гвоздь
Б. воспитательная 2. Таня помогает маме убирать в доме
В. хозяйственная 3. молодой супруг забирает жену с сыном из роддома
Ответ: _____________________________________
7. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Функции семьи Репродуктивная …………..
хозяйственная
8. Ниже приведен ряд понятий. Все они за исключением одного, относятся к видам семей.
Найдите и выделите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
1. патриархальная, 2. нуклеарная, 3. экономическая, 4. расширенная, 5. партнерская
Работа на уроке:
Конспект урока по обществознанию "Семья"
Конспект урока по обществознанию "Семья"
Конспект урока по обществознанию "Семья"
Конспект урока по обществознанию "Семья"
Конспект урока по обществознанию "Семья"
Конспект урока по обществознанию "Семья"
Конспект урока по обществознанию "Семья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.