Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель урока для детей: изучить звуки [м], [м’] и букву М.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звуков[м], [м’] и буквы Мм.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование представления о звуках [м]. [м’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
- формирование представлений о графическом образе буквы М м;
- формирование умения плавного осознанного чтения слов и предложений с новой буквой.
Воспитательные:
- создавать условия для положительного отношения к процессу чтения;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.
Развивающие:
- содействовать развитию фонематического слуха, умения анализировать звучащую речь;
- развитие коммуникативной культуры речи;
- развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, любознательность, навыки чтения,
- развивать мелкую моторику,
- расширять кругозор;
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- интерес к учебному материалу,
-уважение к мнению другого человека,
-мотивировать совершенствованию личностных качеств.
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу,
-программировать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности,
- умение работать с учебником;
-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- понимать значение речи в жизни каждого человека и общества;
-учиться строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
-принимать участие в работе, выражая свои мысли достаточно полно и точно.
Предметные УУД:
- использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [м], [м'] с помощью фишек зеленого и синего цвета; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; читать слова по слогам и орфоэпически.
Оборудование и материалы: учебник «Букварь» Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецовой, презентация, карточки для составления звуковой схемы слов, сигнальные карточки.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- Начинаем урок обучения грамоте. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Какие универсальные учебные действия, мы их называем помощниками, помогают в этом? (Постановка цели, анализ, классификация, доказательство, составление алгоритма, составление схемы).
- Какие цели вы перед собой поставите? (Быть на уроке внимательным, не отвлекаться; без ошибок составлять схемы слов, правильно произносить звуки; правильно писать печатные буквы; правильно читать; стараться правильно отвечать на вопросы учителя, а если ошибся, не расстраиваться).
- Посмотрите фрагмент любимого мультфильма. В нём есть очень важное слово и есть ошибка. Важное слово вы назовёте сразу, а ошибку в конце урока.
- Итак, Миша не просто учит Машу и общается с ней он … (Дружит с Машей)
- Верно. Маша и Миша -… (Друзья).
- Мы сегодня на уроке поговорим о дружбе и друзьях.
- У кого из вас в классе есть друзья? А кто такой «друг»?
- Как вы думаете, дружно работать труднее или легче? (Конечно легче). А нам предстоит непростая работа на уроке. Будем работать дружно.
-Посмотрите ещё один фрагмент любимого вами мультфильма. Какое задание выполняла Маша? (Она повторяла буквы).
- Давайте тоже повторим изученные буквы. (а я о ё у ю ы и э е). Чем они похожи? (Они обозначают гласные звуки).
- Что вам известно о гласных звуках? (Они произносятся протяжно, с голосом, не встречают во рту преграду).
- Какое задание можно с ними выполнить? (Классифицировать).
- На какие группы разобьём? По какому признаку? (В одну группу буквы, перед которыми согласные произносятся мягко, а в другую буквы, перед которыми согласные произносятся твёрдо).
-А во второй группе? Почему? (Буква ы, она не бывает заглавной, так как с неё не начинается ни одно слово).
- Какое ещё задание можно выполнить? (Составить слова: ау, уа, иа, её, Ия, я).
- Слов, которые состоят только из гласных звуков очень мало.
- Посмотрите на ленту букв. Что вы можете сказать? (Все буквы, обозначающие гласные звуки мы изучили, будем изучать буквы, обозначающие согласные звуки).
- Как произносятся согласные звуки? (Коротко, встречают во рту преграду).
- Как зовут главных героев мультфильма, фрагменты из которого мы сегодня смотрели. Назовите, выделяя первый звук? (Маша и Миша).
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Знакомство с буквой М).
-Какая цель? (Познакомиться с новой буквой и узнать, какие звуки она обозначает).
- Какие задачи предстоит решить? (1. Научиться слышать новый звук или новые звуки в словах. Дать звукам характеристику. 2. Узнать и запомнить, какой буквой на письме они обозначаются. 3. Тренироваться читать слова с изученной буквой).
-Приступим к решению задач.
- Откройте букварь.
- Кто здесь изображён? (Дети).
- Этих детей зовут так же, как героев мультфильма. Как же их зовут? (Маша и Миша).
- Маша и Миша – друзья, но сейчас они поссорились, такое между друзьями случается. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Давайте им поможем разобраться, кто прав и почему? Кто может помочь сразу? А кто не уверен? Почему? Какого знания не хватает? (Мы ещё не изучали букву эм).
-Выделите 1-й звук в слове «Маша». Какой это звук? Докажите.
-Каким цветом обозначим? Завершите самостоятельно схему слова «Маша».
-Выделите 1-й звук в слове «Миша». Какой это звук? Докажите.
-Каким цветом обозначим? Завершите самостоятельно схему слова «Миша».
-А теперь я попрошу выйти к доске детей, в чьих именах есть звуки [м] и [м’]. (Маша, Матвей, Марина, Дима, Серафим, Магомед).
-Назовите свои имена. Какой из изучаемых звуков в них содержится и в какой части имени? Больше всех сегодня повезло Магомеду, Почему?
-У Димы сегодня День рождения, мы его поздравляем. Он повзрослел на целый год. Давайте назовём его так, чтобы в его имени звучал не твёрдый звук [м], а мягкий [м’]. (Дмитрий).
-Пора дать характеристику звукам [м] и [м’]. (Звуки [м] и [м’] – согласные и звонкие).
-Какую задачу решили? (Первую. Научились слышать звуки [м] и [м’].
-Приступаем к решению второй задачи. Напомните её. (Узнать и запомнить, какой буквой обозначаются новые звуки).
-Кто знает какой буквой обозначается звук [м], а звук [м’]? Проверим. Магомед, сколько букв в твоём имени на тетради? Одна из них обозначает … (Звук [м]). А вторая …(Звук [м’]).
-Посмотрите первый кадр любимого мультфильма, на котором написано название. Какие звуки обозначены буквой эм?
-Оденем звуковичка. (Буква эм обозначает на письме согласные звонкие звуки твёрдый [м] и мягкий [м’]).
-Вот теперь, я думаю, любой из вас сможет разрешить спор детей Маши и Миши. Кто же из них прав?
-Каким действием не овладел Миша? (Он не научился различать понятия «звуки» и «буквы».)
-Миша признал свою ошибку и помирился с Машей.
-Буква эм очень любит друзей и друзья могут её изобразить. (Два ученика, взявшись за руки изображают букву эм).
«Взявшись за руки вы встали и на эм похожи стали».
«Вот качели – буква эм, здесь качаться можно всем».
-Потренируемся в написании букв эм. Какие буквы будете писать на уроке обучения грамоте? (Заглавную и строчную печатные буквы эм).
-Какую задачу выполнили? (Вторую).
Физминутка
-Напомните третью задачу. Выполним разные задания. Будем тренироваться в чтении слов с буквой эм.
-У буквы эм много друзей.
«Буква эм гулять пошла
И друзей своих взяла.
Прибежал румяный А,
почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал малышка Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал сластёна Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал весёлый Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал проказник Е, почитали дети – ме.»
-Прочитайте слоги ещё раз. (Читают читающие дети).
ма – мо – мя – мы – ми – му – мё – мю – мэ – ме
-Какое задание можно выполнить со слогами? (Классифицировать).
- По какому признаку и на какие группы? (В одну группу те, в которых согласный [м] произносится твёрдо, а в другую те, в которых согласный [м’] произносится мягко).
-Прочитайте слоги по группам. (Читают не читающие дети).
-Следующее задание. Я оставлю на доске из 10 букв, обозначающих гласные звуки, только половину – 5 букв и добавлю букву эм. Составьте слова, буквы могут повторяться, буква эм должна быть обязательно.
(а я у и м: яма, мама, ум, мяу, имя, му).
-Вот сколько интересных слов. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? (Яма)
- Назовите слова, в которых один гласный звук. (Ум, му)
-Назовите слова, в которых есть мягкий согласный [м’]. (Имя, мяу)
-Следующее задание по букварю. Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)
-Кто автор? (В. Орлов.)
-Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.
О-би-дел – обидел.
У-да-рил – ударил.
Дру-жи-ли – дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
-Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.
-Почему последние строки вызвали у вас улыбку? (Мальчики не помнят, из-за чего они поссорились).
-Чему учит это стихотворение? (Из-за пустяков не надо сориться, а лучше вообще не ссориться, а договариваться).
-А мы продолжаем работу по букварю.
-Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)
-Какие предметы можно объединить в группу и как эту группу назвать? (Брюки, рубашка, платье - одежда).
-Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
-Работаем в парах. Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики). Пара, которая готова, дружно, взявшись за руки, поднимает их.
-Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).
-Следующее задание по букварю. Прочитайте начала предложений и закончите их.
-Прочитайте слова на доске. Чем они похожи? (Мама, Маша, Миша, магазин, молоко, масло, мука, малина). Попробуйте составить про маму и её детей небольшой рассказ. Как озаглавить? (Мамины помощники).
-Мы сегодня много говорили о друзьях. А сейчас заговорили о маме. Почему? (Мама - самый верный друг).
-Рефлексия.
-Подведём итог урока.
-Чему вы учились на уроке? Что вы узнали про букву эм?
-Какие действия-помощники вам помогали на уроке?
-Экспресс-диагностика.
-Перед вами слова-картинки. Поставьте «галочку» только рядом с тем словом, в котором звук [м’] произносится мягко.
мороженое мяч метро муравей медаль мост мышка малина |
месяц семь гном дом ромашка лимон самолёт камень |
-Проверьте свою работу по эталону (на доске).
-Кто заметил ошибку во фрагменте мультфильма? Если ошибку не заметили, смотрим повторно. (Маша читала [м и ш а] Миша, а надо [м’и ш а ].
-Каким действие не овладела Маша? (Она не знает, что согласные перед буквой «и» читаются мягко).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.