Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Звуки [м], [м’] и букву М.
Оценка 5

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Звуки [м], [м’] и букву М.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
10.01.2017
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Звуки [м], [м’] и букву М.
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе " Начальная школа 21 века".Он разработан в соответствии с требованиями ФГОСов. Урок предусматривает развитие у учащихся различных УУД на каждом этапе урока, посвящён выделению нового звука и знакомство с новой буквой. На уроке использовались различные формы работ.
Конспект урока в 1 Б Буква М .docx

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звуки [м], [м’] и букву М.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звуков[м], [м’] и буквы Мм.

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование представления  о звуках  [м]. [м’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;

- формирование представлений о графическом образе буквы  М м;

- формирование умения плавного осознанного чтения слов и предложений с новой буквой.

Воспитательные:

- создавать условия для  положительного отношения к процессу чтения;

-  воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.

Развивающие:

-  содействовать развитию фонематического слуха, умения анализировать звучащую речь;

 - развитие коммуникативной культуры речи;

- развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, любознательность, навыки чтения,

- развивать мелкую моторику,

- расширять кругозор;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

 - интерес к учебному материалу,

-уважение к  мнению другого человека,

-мотивировать совершенствованию личностных качеств.

 

Регулятивные УУД:

 

-принимать учебную задачу,

-программировать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности,

- умение работать с учебником;

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

 

Познавательные УУД:

 

- понимать значение речи в жизни каждого человека и общества;

-учиться строить высказывания в устной форме.

 

Коммуникативные УУД:

 

-принимать участие в работе, выражая свои мысли достаточно полно и точно.

 

Предметные УУД:

 

- использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [м], [м'] с помощью фишек зеленого и синего цвета; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; читать слова по слогам и орфоэпически.

 

Оборудование и материалы: учебник «Букварь» Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой, рабочая  тетрадь  «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецовой, презентация, карточки для составления звуковой схемы слов, сигнальные карточки.

 

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная,  парная, групповая.

 

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Начинаем урок обучения грамоте. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Какие универсальные учебные действия, мы их называем помощниками,  помогают  в этом? (Постановка цели, анализ, классификация, доказательство, составление алгоритма, составление схемы).

- Какие цели вы перед собой поставите? (Быть на уроке внимательным, не отвлекаться; без ошибок составлять схемы слов, правильно произносить звуки; правильно писать печатные буквы; правильно читать; стараться правильно отвечать на вопросы учителя, а если ошибся, не расстраиваться).

- Посмотрите фрагмент любимого мультфильма. В нём есть очень важное слово и есть ошибка. Важное слово вы назовёте сразу, а ошибку в конце урока.

- Итак, Миша не просто учит Машу и общается с ней он … (Дружит с Машей)

- Верно. Маша и Миша -… (Друзья).

- Мы сегодня на уроке поговорим о дружбе и друзьях.

- У кого из вас в классе есть друзья? А кто такой «друг»?

- Как вы думаете, дружно работать труднее или легче? (Конечно легче). А нам предстоит непростая работа на уроке. Будем работать дружно.

-Посмотрите ещё один фрагмент любимого вами мультфильма. Какое задание выполняла Маша? (Она повторяла буквы).

- Давайте тоже повторим изученные буквы. (а я о ё у ю ы и э е). Чем они похожи? (Они обозначают гласные звуки).

- Что вам известно о гласных звуках? (Они произносятся протяжно, с голосом, не встречают во рту преграду).                                                          

- Какое задание можно с ними выполнить? (Классифицировать).

- На какие группы разобьём? По какому признаку? (В одну группу буквы, перед которыми согласные произносятся мягко, а в другую буквы, перед которыми согласные произносятся твёрдо).

 

-А во второй группе? Почему? (Буква ы, она не бывает заглавной, так как с неё не начинается ни одно слово).

- Какое ещё задание можно выполнить? (Составить слова: ау, уа, иа, её, Ия, я).

- Слов, которые состоят только из гласных звуков очень мало.

- Посмотрите  на ленту букв. Что вы можете сказать?  (Все буквы, обозначающие гласные звуки  мы изучили, будем изучать буквы, обозначающие согласные звуки).

- Как произносятся согласные звуки? (Коротко, встречают во рту преграду).

- Как зовут главных героев мультфильма, фрагменты из которого мы сегодня смотрели. Назовите, выделяя первый звук? (Маша и Миша).

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Знакомство с буквой М).

-Какая цель? (Познакомиться с новой буквой и узнать, какие звуки она обозначает).

- Какие задачи предстоит решить? (1. Научиться слышать новый звук или новые звуки в словах. Дать звукам характеристику. 2. Узнать и запомнить, какой буквой на письме они обозначаются. 3. Тренироваться читать  слова с изученной буквой).

-Приступим к решению задач.

- Откройте букварь.

- Кто здесь изображён? (Дети).

- Этих детей зовут так же, как героев мультфильма. Как же их зовут? (Маша и Миша).

- Маша и Миша – друзья, но сейчас они поссорились, такое между друзьями случается. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Давайте им поможем разобраться, кто прав и почему? Кто может помочь сразу? А кто не уверен? Почему? Какого знания не хватает? (Мы ещё не изучали букву эм).

-Выделите  1-й звук в слове «Маша». Какой это звук? Докажите.

-Каким цветом обозначим? Завершите самостоятельно схему слова «Маша».

-Выделите  1-й звук в слове «Миша». Какой это звук? Докажите.

-Каким цветом обозначим? Завершите самостоятельно схему слова «Миша».

-А теперь я попрошу выйти к доске детей, в чьих именах есть звуки [м] и [м’]. (Маша, Матвей, Марина, Дима, Серафим, Магомед).

-Назовите свои имена. Какой из изучаемых звуков в них содержится и в какой части имени? Больше всех сегодня повезло Магомеду, Почему?

-У Димы сегодня День рождения, мы его поздравляем. Он повзрослел на целый год. Давайте назовём его так, чтобы в его имени звучал не твёрдый звук [м], а мягкий [м’]. (Дмитрий).

-Пора дать характеристику звукам [м] и [м’]. (Звуки [м] и [м’] – согласные и звонкие).

-Какую задачу решили? (Первую. Научились слышать звуки [м] и [м’].

-Приступаем к решению второй задачи. Напомните её. (Узнать и запомнить, какой буквой обозначаются новые звуки).

-Кто знает какой буквой обозначается звук [м], а звук [м’]? Проверим. Магомед, сколько букв в твоём имени на тетради? Одна из них обозначает … (Звук [м]). А вторая …(Звук [м’]).

-Посмотрите первый кадр любимого мультфильма, на котором написано название. Какие звуки обозначены буквой эм?

-Оденем звуковичка. (Буква эм обозначает на письме согласные звонкие звуки твёрдый [м] и мягкий [м’]).

-Вот теперь, я думаю, любой из вас сможет разрешить спор детей Маши и Миши. Кто же из них прав?

-Каким действием не овладел Миша? (Он не научился различать понятия «звуки» и «буквы».)

-Миша признал свою ошибку и помирился с Машей.

-Буква эм очень любит друзей и друзья могут её изобразить. (Два ученика, взявшись за руки изображают букву эм).

«Взявшись за руки вы встали и на эм похожи стали».

«Вот качели – буква эм, здесь качаться можно всем».

-Потренируемся в написании букв эм. Какие буквы будете писать на уроке обучения грамоте? (Заглавную и строчную печатные буквы эм).

-Какую задачу выполнили? (Вторую).

Физминутка

-Напомните третью задачу. Выполним разные задания. Будем тренироваться в чтении слов с буквой эм.

-У буквы эм много друзей.

«Буква эм гулять пошла

И друзей своих взяла.

Прибежал румяный  А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал малышка Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал сластёна Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал весёлый Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал проказник Е, почитали дети – ме.»

-Прочитайте слоги ещё раз. (Читают читающие дети).

ма – мо – мя – мы – ми – му – мё – мю – мэ – ме

-Какое задание можно выполнить со слогами? (Классифицировать).

- По какому признаку и на какие группы? (В одну группу те, в которых согласный [м] произносится твёрдо, а в другую те, в которых согласный [м’] произносится мягко).

-Прочитайте слоги по группам. (Читают не читающие дети).

-Следующее задание. Я оставлю на доске из 10 букв, обозначающих гласные звуки, только половину – 5 букв и добавлю букву эм. Составьте слова, буквы могут повторяться, буква эм должна быть обязательно.

(а  я  у  и  м: яма, мама, ум, мяу, имя, му).

-Вот сколько интересных слов. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? (Яма)

- Назовите слова, в которых один гласный звук. (Ум, му)

-Назовите слова, в которых есть мягкий согласный [м’]. (Имя, мяу)

-Следующее задание по букварю. Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

-Кто автор? (В. Орлов.)

-Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

             О-би-дел – обидел.

             У-да-рил – ударил.

             Дру-жи-ли – дружили.

             Не по-де-ли-ли – не поделили.

-Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.   

-Почему последние строки вызвали у вас улыбку? (Мальчики не помнят, из-за чего они поссорились).

-Чему учит это стихотворение? (Из-за пустяков не надо сориться, а лучше вообще не ссориться, а договариваться).

-А мы продолжаем работу по букварю.

-Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)

-Какие предметы можно объединить в группу и как эту группу назвать? (Брюки, рубашка, платье - одежда).

-Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

-Работаем в парах. Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики). Пара, которая готова, дружно, взявшись за руки, поднимает их.

-Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

-Следующее задание по букварю. Прочитайте начала предложений и закончите их.

-Прочитайте слова на доске. Чем они похожи? (Мама, Маша, Миша, магазин, молоко, масло, мука, малина). Попробуйте составить про маму и её детей небольшой рассказ.  Как озаглавить? (Мамины помощники).

-Мы сегодня много говорили о друзьях. А сейчас заговорили о маме. Почему? (Мама - самый верный друг).

 -Рефлексия.

-Подведём итог урока.

-Чему вы учились на уроке? Что вы узнали про букву эм?

-Какие действия-помощники вам помогали на уроке?

-Экспресс-диагностика.

-Перед вами слова-картинки. Поставьте «галочку» только рядом с тем словом, в котором звук  [м’] произносится мягко.

мороженое

мяч

метро

муравей

медаль

мост

мышка

малина

месяц

семь

гном

дом

ромашка

лимон

самолёт

камень

-Проверьте свою работу по эталону (на доске).

-Кто заметил ошибку во фрагменте мультфильма? Если ошибку не заметили, смотрим повторно. (Маша читала [м и ш а] Миша, а надо [м’и ш а ].

-Каким действие не овладела Маша? (Она не знает, что согласные перед буквой «и» читаются мягко).

 

 

 


 

Тип урока: урок изучения нового материала

Тип урока: урок изучения нового материала

Познавательные УУД : - понимать значение речи в жизни каждого человека и общества; -учиться строить высказывания в устной форме

Познавательные УУД : - понимать значение речи в жизни каждого человека и общества; -учиться строить высказывания в устной форме

Начинаем урок обучения грамоте

Начинаем урок обучения грамоте

А во второй группе? Почему? (Буква ы, она не бывает заглавной, так как с неё не начинается ни одно слово)

А во второй группе? Почему? (Буква ы, она не бывает заглавной, так как с неё не начинается ни одно слово)

Выделите 1-й звук в слове «Миша»

Выделите 1-й звук в слове «Миша»

Потренируемся в написании букв эм

Потренируемся в написании букв эм

Вот сколько интересных слов. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв

Вот сколько интересных слов. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв

Следующее задание по букварю.

Следующее задание по букварю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.