Конспект урока по окружающему миру
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
19.02.2019
Конспект урока по окружающему миру
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО УЧЁНОГО М.В. ЛОМАНОСОВА. КОТОРЫЙ СОВЕРШИЛ ОТКРЫТИЯ В ОБЛАСТИ ХИМИИ,ФИЗИКИ,АСТРАНОМИИ., ЛИТЕРАТУРЫ. УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКРЕПИТЬ ПРОЙДЕННУЮ ТЕМУ О ПЕТРЕ 1. В КОНСПЕКТЕ УРОКА СОДЕРЖАТЬСЯ ДОСТОВЕРНЫЕ СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ УЧЕНОГО,ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ УЧАЩИМСЯ ПРЕДСТАВИТЬ ЛОМОНОСОВА НЕ ТОЛЬКО, КАК УЧЁНОГО ,НО И КАК ПРОСТОГО ГРАЖДАНИНА
Ломоносов М. В..docx
Урок по окружающему миру в 4­м классе по теме "Ломоносов Михаил Васильевич" Цели: 1. Жизни и деятельность М. В. Ломоносова. Показать вклад  М. В.  Ломоносова в развитие России. Перечислить основные открытия.   2.   Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.    3. Учиться работать с  источниками  информации.   4.   Показать, какие реальные обстоятельства способствуют успешности в  учебе на примере Ломоносова – ученика.  Задачи урока: учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и  деятельности М.В. Ломоносова; развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод,  коммуникативные способности; воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости,  восхищения, уважения к своей Родине;   Тип урока:  изучение нового материала.                                                 Используемое оборудование:  компьютер, рисунки и слайды с изображением М.В. Ломоносова ,книги о  Ломоносове, учебник «Окружающий мир» ­ 4 класс, авторы: Н.В.  Виноградова, Г.С. Калинина (Начальная школа XХI века. М. Вентана­  Граф, 2013г.) Краткое описание: На данном уроке учащиеся знакомятся М. Ломоносовым   его деятельностью. Учащимся представлен  материал, обогащенный  современными информационными технологиями. Ход урока. 1. Организационный момент.  Сообщение темы урока. ­  На предыдущем  уроке вы познакомились с личностью великого человека,  Петра­1. Сегодня  мы  познакомимся еще с одном известным человеком,  который внес огромный вклад в развитие российской и мировой науки.  2. Повторение . а)  Вопросы: 1. В какое море Россия получила выход после победы над шведами: А) Черное; Б) Балтийское; В)Баренцево. 2. В какой стране Петр 1 учился плотницкому делу: А) Голландии; Б) Швеции; В) Франции. 3. В каком городе был открыт первый русский музей: А) Москве Б) Петрозаводске В) Санкт­Петербурге. 4.Первая русская газета называлась: А) «Новости» Б) «Ведомости» В) «Россия» 5. В какое море Россия получила выход после победы над шведами: А) Черное; Б) Балтийское; В)Баренцево. б) Рассказы детей о Петре 1. 3. Работа над новой темой урока. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (8 ноября 1711 ­­­ 4 апреля 1765) 1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.  ­  Сегодня на уроке вы узнаете о жизни и деятельности великого русского  ученого М.В.Ломоносова . А сейчас мы отправимся в путешествие в далекий  18 век. Около 300 лет назад,  в 1711 году,  в рыбацкой деревушке Мишанинской  Архангельской губернии на севере России, близ города Холмогоры,  родился  мальчик. Назвали его Михайлой (Михаилом). Рос он пытливым и  любознательным . С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий  раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове  крутилась мысль: отчего это так?    Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел  на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из  того края построил и оснастил по­европейски на реке Двине ­ГАЛИОТ ­ парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы,  перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Именно она научила мальчика  читать и привила любовь к книгам. По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них  была неплохая библиотека. В России это было время, когда «грамотных  людей можно было перечесть по пальцам, когда книга была редкостью и  неоценимым сокровищем.  Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в  качестве юнги, как тогда называли “зуйка”. Поездки с отцом закалили  Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Работа в  суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным,  выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Плавали они по студеному  Белому морю и по Северному Ледовитому океану. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михайлы была другая  мечта: учиться. В 11­12 лет начал он постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и  “Грамматике” Смотрицкого. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами. Грамоте Михаила обучали сосед Иван Шубной и  местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла,  но в деревне негде было учиться.  Мачехе  не нравилось, что он сидит постоянно за книгами И поэтому  Михайло читал в уединенных местах, терпел стужу и холод. 2.Годы учебы. Михайло, которому уже исполнилось  19 лет, имел максимально возможное  для тех мест образование.  В декабре 1730 года , тайком от отца, он  пристал к одному из рыбных обозов, который как раз следовал до Москвы. Через   полтора месяца, то на мешках с рыбой, то на санях, то бегом с ними рядом,  чтобы не закоченеть, Ломоносов добрался до древнего города, о котором  столько читал и слышал.   В Москве в 1731 г. юноша поступил в Славяно­греко­латинскую академию. Но взяли его лишь в первый класс, где учились дети 8 лет, так как он не знал  латинского языка . Трудно ему было. И дразнили его, и смеялись над ним  одноклассники. Представьте, что рядом с вами за партой сидит молодой  мужчина двадцати лет. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех  классов, и в декабре1731 года был переведен в 4 класс. Всего классов было 8,  и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной  бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка ­ на хлеб; 1 копейка ­ на квас; 1копейка – на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды. 3.В Петербурге. В ноябре 1735 года в числе 12­ти лучших учеников Михаила Ломоносова  отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736  году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в  город Марбург для изучения химии и горного дела.  4.Россия. В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал  работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом  физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и  физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии. Открытия Ломоносова: 1.Открытия в области литературы, поэзии: а) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила  Ломоносова”. б) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу  “Российская грамматика в) выпустил “Риторику”; Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут. В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде… (Рассказ ученика о Ломоносове ­ как о поэте и художнике). 2.Открытия в области физики: а) открыл закон сохранения материи б) сконструировал термометр; в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов  для ночных наблюдений 3. Открытия в области химии: а) открыл первую в России химическую лабораторию; б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; в) разработал принципы новой науки “Физической химии”. 4. Открытия в области астрономии: а) открыл атмосферу на Венере; б) построил телескоп. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых  разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный  океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». 5. Открытия в области географии: а) составил “Полярную карту”; б) разработал приборы для морского кораблевождения; в) доказал возможность Северного морского пути в Индию. 6. Открытия в области геологии: а) теория о возникновении металлов и минералов; б) “ О причине землетрясений”. 7. Открытия в области истории: а) закончен 1­ый том Российской истории. б) составил “Краткий летописец с родословием”. 8. Ломоносов – просветитель: а) написал статью о должности журналистов; б) составил проект учреждения Московского университета; в) получил в заведование академическую гимназию и академический  университет. (Рассказ ученика об утверждении университета в Москве). 9. Ломоносов – художник: а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин; б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”; в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Ломоносов за свою жизнь сделал много открытий, наблюдений и изобретений.  В последние месяцы жизни М.В.Ломоносов сильно болел. Его похоронили на  Лазаревском кладбище в Петербурге. За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена  золотая медаль им .М. В. Ломоносова, которая вручается российским  или иностранным ученым за выдающиеся научные работы. 4.Первичная проверка. ­ Что вам особенно запомнилось из жизни Ломоносова? ­  В каких областях знаний Ломоносовым были сделаны открытия? ­ Как вы думаете, что позволило Михаилу Васильевичу Ломоносову сделать  так много величайших открытий? 5.Закрепление материала. Прочитать статью стр. 84­85 Работа в группах. Восстановить деформированный план рассказа о М. В.  Ломоносове.  Возвращение в Россию. Учеба за границей. Детские и юношеские годы. Учеба в Славяно–греко – латинской академии. В Петербургской академии наук. Учеба в Петербургской академии. А напоследок  занимательные факты о великом ученом (рассказ  ученика). ­  В 1748 году Ломоносов написал оду в честь  годовщины со дня восшествия  императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что и  был награждён двумя  тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги,  награда была выдана именно ими. Для того чтобы доставить награду  Ломоносову, потребовалось два воза. ­  Встреча с грабителями. Однажды в прекрасный осенний вечер пошёл он  один  гулять к морю по Большому проспекту Васильевского острова. На  обратном  пути, когда стало уже смеркаться, и он проходил лесом по  прорубленному проспекту, из кустов выскочили три матроса и напали на него. Никого не было рядом. Он  оборонялся храбро  от этих трёх разбойников: так ударил одного из них, что он не мог  встать,  другого так ударил в лицо, что  тот весь в крови изо всех сил побежал в кусты; а третьего ему уже не трудно  было одолеть; он повалил его (между тем, как первый очнувшись, убежал в  лес), и держа под ногами, грозил, что тотчас же убьёт, если не откроет он ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать. Этот  сознался, что они хотели только его ограбить, а потом отпустить. «А, каналья, вскричал Ломоносов, так я же тебя ограблю!» И вор должен был тотчас снять  свою куртку, холстинный камзол и штаны, и связать всё это в узел своим  собственным поясом. Тут Ломоносов ударил ещё  матроса по ногам, так что  тот упал и едва мог сдвинуться с места, а сам, положив наплеча узел, пошёл  домой со своими трофеями. 6.Подведение итогов. Что для вас было самым интересным на уроке? О чем захотелось еще узнать? Что было трудным? 7.Домашнее задание.  Узнать, чему учат студентов в Московском Государственном Университете  им.М.В.Ломоносова или подготовить рассказ об одном из современников  Ломоносова.

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019