Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
16.02.2019
Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)
Цель урока - познакомить детей с достопримечательностями Москвы, сформировать образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников; создать эмоционально-положительную основу для развития нравственной культуры при изучении событий прошлого и настоящего. Урок "открытия нового знания" сопровождается красочной презентацией , которая содержит интересный рассказ о Москве в фотографиях достопримечательностей.
конспект_Москва_Арсланова.docx
Конспект урока по окружающему миру « Москва­столица России» в 1 классе  (программа «Перспектива») Учитель начальных классов  Арсланова Е.В. Тема раздела: Родная страна  Тема урока: Москва – столица России. Тип урока: открытие нового знания. Цели:   представить   детям   образ   сердца   России   –   Москвы   как   великой   духовной ценности; познакомить с главными достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла; патриотическое воспитание учащихся. Задачи: образовательные: познакомить с историей развития и становления Москвы; с символикой Москвы; развивать умение работать с учебником;                            развивающие:  способствовать  развитию устной речи, мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;                воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому страны,   чувство   гордости   за   свою   страну,   заботливое   отношение   к   историческим ценностям Москвы. Планируемые результаты:  Предметные:    формировать   осознание   целостности окружающего   мира,   умение обнаруживать   и   устанавливать   элементарные   связи   и   зависимости   в   обществе; расширять знания о нашей стране – России; столице России – Москве;   формировать умение   использовать   полученные   знания   в   продуктивной   и   преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение образно воспринимать мир; овладевать методом наблюдения и исследования. Метапредметные:  1.Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному  правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и  самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов  деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).  2.Коммуникативные:   формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать   совместную   деятельность,   объяснять   и   доказывать   свой   выбор   и выполняемые   действия;   развивать   способность   к   связной   логически   целесообразной форме речи.  3.Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия. Личностные: формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю   и   самооценке;   умение   осуществлять   учебную   деятельность   и взаимодействие   с   её   участниками;   понимание   особой   роли   Москвы;   воспитывать чувство   гордости   за   национальные   достижения,   уважительное   отношение   к   своей стране и её истории. Оборудование и материалы:  Для учителя: компьютер,  интерактивная доска, карта РФ, учебник «Окружающий мир », часть 2, записи Гимна Москвы, боя курантов   и колокольного звона, репродукция герба России, иллюстрации Спасской башни и Колокольни Ивана Великого. Для ученика:  рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть,   учебник «Окружающий мир» , 2 часть, конверт с заданием, клей­карандаш. Организация класса (орг.момент) ХОД УРОКА: На предыдущих уроках мы с вами отправились в путешествие по нашей стране России.  Я сегодня слышала такую пословицу: «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал» и никак не пойму, что это значит, ведь вокруг так много красивого! Сегодня мы продолжим наше путешествие.  Работать будем в группе. Давайте повторим правила работы в группе. 1. Руководитель группы 2. Один говорит, другие слушают 3. Группа не должна мешать другим группам 4. Решения принимаются большинством Выберете синюю капельку, если вы считаете, что вы уже всё знаете о России. Если  вы считаете, что много знаете, но вам предстоит ещё много узнать, приклейте к  тучке серую капельку. Какой цвет преобладает? Т.е. нам ещё предстоит многое  узнать. Актуализация ранее усвоенных знаний (повторение) Вначале предлагаю вспомнить, что мы узнали на прошлых уроках. Для этого  предлагаю поиграть в игру «Правильный ответ». Ваша задача выслушать вопрос,  найти правильный ответ и положить перед собой слог с его номером. 1. Кто изображен на гербе России? 2. Как называется одним словом флаг, гимн и герб государства? 3. Под каким номером изображен герб России? 4. Сколько корон изображено на гербе России? 5. Под каким номером изображен герб города Березники? 6. Как называется торжественная хвалебная песня? 7. Кто является автором слов гимна России? Введение в тему урока. Постановка учебной задачи В результате повторения у каждой группы получилось своё слово. Какие? Что значит  белокаменная? Краснозвонная. Как вы это понимаете? Златоглавая, Хлебосольная. Что объединяет эти слова?......       Точно мы сможем сказать, изучив сегодняшний  материал. Какую цель мы поставим на уроке?  Узнать как связаны эти слова. А поможет нам в этом путешествие. Предлагаю совершить путешествие в столицу  нашего государства. О каком городе я говорю?  Что такое столица? Где мы можем узнать точное значение этого слова? В каком  словаре? (Чтение в словаре Ожигова.) Кто из вас уже был в Москве? Вы мне  будете помогать. Сначала давайте сориентируемся. Покажите на карте где наш город. Работа с картой. Предлагаю отправиться в путешествие. (ролик «Песня о Москве», физкультминутка.) Какую Москвы вы сейчас увидели? Открытие нового знания (Формирование новых знаний) Можно ли понять современную Москву, если не будем знать её истории? Начнем  путешествие в древнюю Москву. Давным­давно на высоком берегу реки… Москвы  построили люди город и назвали его Москвой. (СЛ 9) Для защиты от врагов город  обнесли деревянными стенами, сначала сосновыми, а потом дубовыми. Основателем  Москвы является князь Юрий Долгорукий. (СЛ.10) Внутри крепости стояли большой терем для князя и церкви, соборы храмы. Вот он первый кремль сосновый за бревенчатой стеной  Так родился город новый и назвался он … Москвой. (СЛ.11) Шло время, недалеко от города были залежи белого камня, его добывали в основном  для строительства  церквей. Но Дмитрий Донской повелел москвичам заменить  деревянные стены, во избежание пожаров Каменными. И сделали стены из  белого  камня с высокими башнями. (СЛ.12) Дмитрий князь, Ивана внук переделал всё вокруг. Для кремля с каменоломни возят камни целый год. И былой стене на смену строят каменную стену. Прошло ещё более 100 лет и по велению московского князя Ивана Калиты построили  новую стену уже из  красного кирпича. (СЛ.13) С красивыми сторожевыми башнями. А  на главной башне (как она называется? Спасская, такое название она получила, потому  что вот здесь была икона Христа Спасителя)  (СЛ.14)А на Спасской башне установили  часы… куранты. Их вид часто менялся но мы с вами знаем современные куранты. Но  звон всегда оставался одинаковым. Их красный звон знаком всем. Когда мы можем  услышать звон курантов? В 6 утра и в полночь. На новый год. Их красный звон  завораживает всех вокруг. Я вам предлагаю сейчас его послушать. (звон курантов)  (СЛ.15)  Почему красный звон? (красивый) Внутри кремлёвских стен за долгие годы было построено много… церквей, соборов,  поэтому и площадь в центре кремля называется… Соборной. (СЛ.16) Среди  белокаменных церквей на Соборной площади выделяется древнейший храм России –  Успенский храм. (СЛ.17) В центре кремля возносится к небу самая высокая  колокольня … Ивана Великого. (СЛ.18) А ещё Москва по–особенному разговаривает со своими жителями и гостями города.  Послушайте как и попробуйте определить, что вам сейчас говорят. Закройте глазки и  вслушайтесь в этот разговор. (колокольный звон) – Кто­то догадался о чем вам  говорят? Это звучит пасхальный перезвон. – Что мы делаем? Радуемся, встречаем  пасху. Вот какой необычный разговор у города! И для звонницы рядом с колокольней  отлил мастер Иван Федорович Моторин самый большой колокол… Кто знает, как он  называется? Царь­колокол. А вы ничего не замечаете? … Он разбит. Во время пожара  от него откололся кусочек. Правда этот кусочек высотой с человеческий рост. Вот так  до сих пор и стоит этот колокол так не разу и не зазвонив. (СЛ.19) Но на соборной площади есть ещё один царь. Это … царь­пушка. Не случайно мастер  Андрей Чохов украсил пушку изображением льва. Почему? … Лев – царь зверей,  символ силы, мужества. Итак мы выходим с вами из кремля и оказываемся…  на  красной площади. (СЛ.20) А украшает площадь, кто знает как называют этот храм? Василия Блаженного, а ещё  его называют Покровский собор или собор покрова Пресвятой Богородицы. (СЛ.21) На что похож Покровский собор? (СЛ.22)На пасхальное украшение на сказочный терем. А  вообще в Москве находятся около 450 церквей, соборов, часовен. И когда вы  пройдетесь по городу вы удивитесь, насколько они красивы и необычны, это и храм  Василия Блаженного, и Казанский собор, Благовещенский собор, Успенский,  архангельский, колокольня Ивана Великого. Но самым величественным является храм  …. Христа Спасителя – главный храм нашей страны. (СЛ.23) Золоченые купола московских храмов в солнечную погоду видны буквально отовсюду. Как жар крестами золотыми  Горят  старинные главы… Так писал ещё Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении Евгений Онегин.  Но, разумеется, в прежние времена не было такого количества церквей и соборов.  Но  золотые купола уже тогда являлись визитной карточкой нашей столицы. Россия огромна и каждый день в Москву приезжает более миллиона человек. Так было  и в стародавние времена. В старину московский люд почитал за лучшее угощение …  Что? … Хлеб и соль, причём хлеб ржаной. И вовсе не от бедности. На богатых столах  черный каравай занимал не менее почётное место, чем на бедняцких столах. А вот из  пшеничной муки выпекали совсем другие хлебы и называли их по­другому. Это были  просфоры, хлебы чистые___________. Заезжие чужеземцы диву давались сколь важное  место занимал в рационе москвичей хлеб. А в Москве говаривали: «Хлеб ­ … всему  голова». Вот ещё с тех времен пришла к нам пословица. Он был главным кушаньем на  любом столе. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям с солью. А как вы  думаете, почему именно с солью? … Дело в том, что раньше на Руси хлеб пекли без  соли и пшеничный, и ржаной. Поэтому когда ели хлеб, его обязательно сверху надо  было посыпать солью.  Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным,  освоенным  (Первичное закрепление.) ­ Мы совершили с вами небольшое путешествие по истории нашей страны и проверим, а узнаете ли вы сооружения Москвы.  Работа в тетради на стр.34 задание №1.  – Попробуй узнать, какие сооружения изображены на этих рисунках и подпишите их  названия. Можно воспользоваться учебником на стр.47. (1мин.) – Кто же из вас узнал данные сооружения? Что это за здания?..  + подсказка …. Колокольня Ивана Великого.  Второе здание – Спасская башня. Второе задание  ­ как эти сооружения разговаривают с народом. 1мин. Нарисуйте  простым карандашом.  Обобщение и систематизация знаний Закройте учебники и тетради. Теперь мы с вами знаем, чем Москва примечательна?  Сможем мы теперь ответить на вопрос как связаны слова белокаменная, краснозвонная, златоглавая, хлебосольная с нашим путешествием? Попробуем. Работа в группах. – Для того, чтобы объяснить значение вашего слова каждой группы,  вам нужно будет восстановить документ. Из этих старых грамот стерлись, пропали  слова. Восстановите текст, вставьте пропущенные слова. 1 группа: Есть вопросы к группе? Удалось им объяснить значение слова белокаменная  и как это связано с нашим путешествием? 2, 3, 4 группы. –Есть вопросы? Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Действительно на Руси не зря говаривали: «Матушка Москва белокаменная,  златоглавая да краснозвонная, хлебосольная да приветливая». ­ Почему Москву называют матушкой? Как для каждого из нас главный … мама, так  для страны самая главная – столица.  ­ Кто из вас знает как выглядит герб нашей столицы? Где мы можем его увидеть?  ­ Что это? Герб нашей страны. Можем здесь увидеть герб Москвы? Где он находится?  Почему в самом центре? – Это сердце нашей Родины. Какие цвета используются в этом  гербе? Белый, синий, красный, золотой. Что они обозначают? (белый – чистота, синий – свобода, красный – кровь, сила, золотой – цвет хлеба, золотых куполов). Рефлексия. (Приложение 1) Закончить наш урок мне хочется стихотворением Фёдора Глинки «Москва» Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах: Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных — Это матушка Москва! Кто, силач, возьмёт в охапку Холм Кремля­богатыря? Кто собьёт златую шапку У Ивана­звонаря? Кто Царь­колокол подымет? Кто Царь­пушку повернёт? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! Приложение 1

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва-столица России" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2019