Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
4 кл
01.02.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"
Отечественная война 1812 года – важное событие в Российской истории. Защищали своё Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю – Михаил Кутузов, Милорадович, Дохтуров и др. а сколько ещё неизвестных героев Отечественной войны 1812 года, сколько забытых имён? Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня.
Отечественная война 1812 года.rtf
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН Конспект урока  окружающего мира по теме  «Отечественная война  1812 года»» Выполнил: учитель   начальных классов Пашкова Людмила  Леонидовна С.Месягутово Предмет: окружающий мир Учитель: Пашкова Л.Л. Класс: 3 «а» Тема учебного занятия: Отечественная война 1812 года. Продолжительность учебного занятия: 45 мин. Тип учебного занятия: урок­путешествие в прошлое. Цели: 1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года,  основными этапами,  героями, установить связь с историей своего края. 2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать  выводы, память. 3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям. Оборудование:­ карточки с датами; ­ слайды (презентация); ­ карта военных действий; ­ учебники; ­ репродукции картин Бородинского сражения. ­ тесты. Ход учебного занятия:  1. Организационный этап – 1 мин.       Цель этапа: Ввести обучающихся в урок, настроить на работу. Компетенции знания Организация  внимания и  внутренней  готовности умения Умение  организовываться методы словесный формы фронтальный ЦОР Деятельность учителя Деятельность ученика Приветствие, проверка готовности к уроку. Подготовка к работе. 2. Этап подготовки к работе на основном этапе – 4 мин. Цель этапа: Вспомнить события истории своей страны, связанные с защитой своей  родины от захватчиков, повторить даты. Компетенции знания Знание дат, событий,  имен исторических  героев умения Умение соотносить  имена, место,  термины с  определенной датой в  истории своей страны. методы Репродуктивный словесный формы Групповая ЦОР Деятельность учителя Деятельность ученика 1). Начнем урок с работы в паре. Откройте  конверты и сложите фразу. Что у вас  получилось? ­ Что общего у этих пословиц? ­ Как вы думаете, почему именно с них мы  начали урок? ­ И сегодня мы опять совершим  путешествие в прошлое. 2). Повторим, что мы уже знаем о нашей  Родине. Работать будете в группах. Запишите с  обратной стороны карточки с датой  событие, имена, названия, термины,  связанные с указанной датой (у каждой  группы своя дата): 1147, 1240, 1242, 1380, 1480, 1564, 1612. Дети, работая в паре составляют из слов  пословицы. У каждого ряда – своя пословица. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины свое ни сил, ни жизни не жалей. ­ Все они о Родине. ­ Мы изучаем историю своей Родины. Дети работают в группах (по 4 человека). Например: 1612 г., Москва, польские  захватчики, Кузьма Минин и Дмитрий  Пожарский, народное ополчение. Один ученик от каждой группы выходит  отвечать у доски,  Карточки с датами  прикрепляются на доску в хронологической  последовательности. ­ Какие из перечисленных событий можно  соотнести с пословицей  Родина – мать,  умей за неё постоять? 1240,  1242,  1380,  1480,  1612. ­ Почему? ­ Эти даты связаны с событиями, когда  русскому народу приходилось защищать свою  землю. 3. Этап усвоения новых знаний –   35  мин.       Цель этапа: Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, с  основными событиями, именами. Компетенции знания Знание основных  этапов войны  1812 года умения Умение, пользуясь  картой, учебником,   иллюстрациями   добывать знания,  делать  предположения и  выводы. методы Частично­  поисковый Исследовательский Беседа Работа с книгой Работа с картой Наглядный Практический формы Индивидуальная Фронтальная Групповая ЦОР Слайд 1­9 Деятельность учителя Деятельность ученика 1). – Сегодня мы продолжим этот ряд  ещё одной датой. И отправимся в 1812  год.                  1812 г. ­ Говорит ли вам эта дата о чем­либо? ­   Отечественная   война.   Что   значит «отечественная»? Если дети знают, то они отвечают, если нет, то  рассказывает учитель. ­ Люди защищают своё Отечество, Родину.   Сегодня   мы   перелистываем ­ трагические   и   героические   страницы истории нашей Родины. Любая война – это   трагедия,   потери   близких.   И   в каждой   войне   есть   люди,   которые встают   на   защиту   своего   Отечества. Сегодня   мы   узнаем   о   таких   людях, которые защищали свою Родину в 1812 году. 2). – Итак, начало…какого века? ­   Россия   является   империей,   ей управляет   император   Александр  I (династия Романовых). А в это время во Франции    к   власти приходит Наполеон Бонапарт (портрет на слайде) (столица?...)   ­ 19 века. По ходу рассказа учитель может обращаться с  вопросами к детям. Опираться на известный им  исторический материал. Один обучающийся рассказывает заранее  подготовленную краткую биографию Наполеона Дети отвечают на вопросы, показывая, что они  запомнили из рассказа.   что   такое ­ Что запомнили из рассказа? ­ Как Наполеон пришел к власти? ­   Как   вы   поняли, «государственный переворот»? ­ Какая цель была у Наполеона, когда он напал на Россию? ­   численность наполеоновской   армии   у   границ России? ­ Наполеон был человеком достаточно   Какова   была из     один маленького роста, но остался в истории, как величайших военачальников.   До   нападения   на Россию   он   завоевал   уже   не   одно европейское   государство,   но   Москва была для него особенно желанной. На   доске   начинает   выстраиваться таблица: Франция Наполеон Бонапарт 628 тыс. чел. 3). ­ Во главе русской армии стоял М. И. Кутузов. Ему на ту пору было уже 67 лет.  (слайд 1) ­ Что запомнили? ­ Каким Кутузов был человеком? ­   Не   случайно, главнокомандующего Александра пал именно на него. ­   Итак,  12   июня   1812   года  армию Наполеона   встретила   у   границ   России армия   Кутузова,   которая   насчитывала 210 тыс. человек.   при   выборе выбор   Ученик рассказывает биографию М. И. Кутузова ­ Образованным,  опытным  военачальником,.  Добрым,  понимал, жалел солдат, в каждом солдате  видел,  в первую очередь, человека. Потерял в бою  глаз. Франция Россия Наполеон Бонапарт                      М. И. Кутузов 628 тыс. чел.                                   210 тыс. чел. ­   Что   можете   сказать,   глядя   на   эту таблицу? ­ К чему это может привести? ­ Численность французской армии в три раза  превосходит численность русской армии. ­ Французская армия легко победит русскую в бою.   ­ Конечно же, Кутузов, будучи опытным военачальником,   прекрасно   это понимал.   Он   сказал:  «Если   потеряем армию – потеряем Россию». Поэтому он не стал вступать в открытое сражение, а пошел на хитрость. 4). Работа с картой. ­   Сориентируйтесь   по   карте:   граница, моря, Москва… ­ Посмотрите на условные обозначения. Что обозначают синие стрелочки? Что – красные? ­ Русская армия отступает вглубь страны,  уклоняясь от большого сражения. ­ Преследуют русскую армию, углубляясь на  территорию России. ­ Во время отступления русская армия пополняется ­   Постарайтесь   определить   по   карте, что делают русские войска? ­ Что делают французские войска? ­ Что ещё можете сказать, опираясь на карту? прибывающими войсками.   Происходят небольшие сражения в различных  местах. Дети высказывают свои предположения, учитель  корректирует, направляет, задает наводящие  вопросы, помогает. ­   Как   вы   думаете,   какие  трудности будет   испытывать   армия   Наполеона, двигаясь по территории России? ­ подвоз продовольствия и боеприпасов; ­ несла потери в мелких столкновениях с русскими войсками; ­   уходя   с   территории,   захваченной Наполеоном,   люди   сжигали   дома, уводили или убивали скот, жгли посевы (был июль­август месяц); ­   создавались   партизанские   отряды, которые совершали вылазки, нападения в тылу врага. На гравюре того времени (иллюстрация в книге) изображен русский крестьянин, который отрубает себе руку, лишь бы эта   рука   не   сделала   ничего   на   пользу французам ­ К чему это привело? Как вели себя французские солдаты? ­   Таким   образом,   к   концу   августа Наполеоновская армия приблизилась к Москве.   «Велика   Россия,   а   отступать некуда» ­ сказал М. И. Кутузов. И в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решается дать большое сражение. ­ Не хватало пищи, воды, одежды, начались болезни, в армии возникло недовольство, раздражение  солдат, армия была измотана длительными  переходами по опустошенной местности. Самостоятельная работа по учебнику, поиск  ответов на вопросы. Сверяют ответы в паре и в группе. 5). Работа с учебником стр. 113 – 115. ­   Прочитайте,   подчеркните   опорные слова, дайте ответы на вопросы (слайд 3): 1.   Где   и   когда   произошло   решающее сражение? 2. Почему оно так называется? 3. Опишите самый тяжелый момент боя. 4. Чем закончилось сражение? Франция                                            Россия Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов 628 тыс. чел.                                   210 тыс. чел. Бородинское сражение 6).Работа с иллюстрациями учебника и слайдами: ­ Мы с вами находимся на Бородинском поле и наблюдаем сражение. ­   Какое   пространство   занимает   поле боя? ­   Какие   видите   рода   войск?   (   можно дать названия: драгуны, уланы и т. п.)  Что происходит на переднем плане?  И т. д.  Поле боя занимает огромное поле до самого  горизонта. Участвует в бою и пехота, и артиллерия,  и конные войска ит. д. Звучат   звуки   войны,   канонада,   либо тревожная   музыка..   Ученик   читает отрывок   из   стихотворения   М.   Ю. Лермонтова «Бородино» Ну ж был денёк… Сквозь дым летучий  Французы двинулись как тучи И все на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами Все промелькнули перед нами, все побывали тут. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась, как наши груди, Смешались в кучу кони, люди. И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой. ­   С   наступлением   темноты   битва завершилась.   Никого   нельзя   было назвать   победителем.   Русская   армия потеряла   1/3   часть   ,   французская   – почти половину. Десятки тысяч солдат полегли на Бородинском поле. Кутузов понимает,   что   если   продолжить сражение, то он потеряет армию. И он принимает нелегкое решение – оставить Москву. Физминутка. 7). Наполеон был счастлив. Нападая на Россию,   он   говорил:  «Киев   –   ноги, Санкт­Петербург   –   голова,   Москва   – сердце России». Но Москва встретила его выжженными домами,   Были взорваны склады с 20 000 пудов пороха   пустыми   улицами. и   Москву   застилал   едкий   дым.   В сожженном   городе   больше   месяца Наполеон ждал, что русские сдадутся и вынесут ему ключи от города. Голод и болезни   стали   одолевать   Французскую армию и Наполеон приказал отступать из Москвы. Франция                                            Россия Наполеон Бонапарт                      М. И. Кутузов 628 тыс. чел.                                   210 тыс. чел. Бородинское сражение Изгнание Наполеона из Москвы 8). Работа с картой: ­   Найдите   на   карте   пути   отступления французской   армии.   Что   можете сказать? ­ Первоначально Наполеон планировал свернуть на юг и отступать по южному направлению. Но русская армия не дала Наполеону   осуществить   этот   план   и погнала   французскую   армию     по выжженной опустошенной и Смоленской дороге. Мы   с   вами   стоим   на   обочине   этой дороги (иллюстрация) ­. В какое время года происходит дело? ­ Как выглядят солдаты? ­ Какие трудности они испытывают?     Ученик читает наизусть: Напрасно ждал Наполеон Надеждой властной упоенный  Москвы  коленопреклоненной  С ключами старого Кремля.  Нет. Не пошла Москва моя  К нему с повинной головою. Не праздник, не огромный дар Она готовила пожар  Нетерпеливому герою. Отсюда в думу погружен Смотрел на грозный пламень он. ­ Отступление проходило по тому же самому пути,  где наступление. ­ Начало зимы, морозы. ­ Солдаты потрепанные, оборванные, голодные,  обмотаны обрывками одежды,  мертвые люди и  кони лежат по обочинам. ­ Видно, что русская армия наступала до самого  Парижа, освобождала по пути города Европы. ­ Где закончилось отступление, как вы можете рассказать об этом по карте? Франция Россия Наполеон Бонапарт                      М. И. Кутузов 628 тыс. чел.                                 210 тыс. чел. Бородинское сражение Изгнание Наполеона из Москвы Русская армия в Париже 9). «Народная война». Предварительно работая с дополнительной  литературой,  дети находили материал о народных  героях Отечественной войны. Денис Давыдов Герасим Курин и др. армия     ­ Отечественная война 1812 года была не   только   войной   армий.   В   ней принимал участие весь русский народ, который   поднялся   на   защиту   своей родины.    города ­   Проходя   по   территории   Европы, русская   освобождала европейские и, образовывающиеся на Урале в то время казачьи   станицы   называли   созвучно европейским городам. И до сих пор в нашем   крае   есть   селения,   носящие имена городов Европы. Какие? ­ Париж, Лейпциг, Варшавка, Брест , Берлин,  Фершампенуаз. 10). Свято чтит и помнит русский народ подвиг,   совершенный   во   время Отечественной   войны   1812   года.   В честь   победы   над   Наполеоновской армией установлено много  памятников на территории России: (слайды) ­ Бородинская панорама ­ Храм Христа­ Спасителя в Москве ­   Александровская   колонна   в   Санкт­ Петербурге ­ Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади ­ памятники на Бородинском поле. Физминутка 11).Итог этапа: ­ По таблице на доске расскажите  кратко об основных этапах  Отечественной войны 1812 года. Опираясь на составленную в течении урока таблицу, дети рассказывают об основных этапах войны,  дополняя рассказ подробностями, которые они  запомнили в течении урока. 4. Этап самоконтроля знаний – 3 мин.     Цель этапа: Первичный контроль и самоконтроль усвоенных на уроке знаний. Компетенции методы формы ЦОР Словесный индивидуальная Слайд 10 ­11 знания Знание основных  героев, событий  войны умения Умение устанавливать хронологию событий,  при необходимости  уметь воспользоваться учебником или  картой. Деятельность учителя Деятельность ученика ­ Вот и закончилось путешествие. Давайте  проверим, что мы запомнили, какие знания  вынесли из него. ­ Заполните пропуски в тестах.  ­ Проверьте ответы на экране. ­ Оцените  правильность выполнения  работы. У детей  на партах тесты, в которых нужно  заполнить пропуски. После выполнения, дети проверяют ответы на  экране. Оценивают свою работу.  5. Этап  информации о домашнем задании– 1 мин.       Цель этапа: Проинформировать о домашнем задании. Дать возможность детям самим  определить его круг. Компетенции знания знание содержания  домашнего задания умения умение определить  круг литературы,  материала, который  необходим методы словесный формы фронтальная ЦОР Деятельность учителя Деятельность ученика Осмысливают задание учителя. Определяют  способы действия для его выполнения  (сходить в библиотеку, поискать на дисках   посмотреть в интернете). ­ У нас сегодня очень большая выставка книг на данную тему.  О чем бы вам хотелось  узнать более подробно, о каких героях? Их  очень много, мы сегодня говорили не обо  всех. Это и будет вашим домашним  заданием. Побудьте учеными­историками.  Найдите такой материал, который не вошел в наш сегодняшний урок и расскажите об этом  в следующий раз. 6. Подведение итогов занятия – 1 мин.       Цель этапа: Подвести итог урока. Компетенции методы формы ЦОР знания Знание критериев   самоанализа. умения Умение  проанализировать свою  работу. словесный фронтальная Деятельность учителя Деятельность ученика ­ О чем говорили? Что запомнилось? ­ Что произвело самое большое впечатление? ­ О чем захотелось узнать поподробнее? ­ Оцените свою работу на уроке: ­ Все ли получилось, было понятно? ­ Всегда ли вы были активны, внимательны? Обобщают материал, оценивают свою работу,  отвечая по цепочке. Каждый должен иметь  возможность высказаться.

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017