Планирование урока по Окружающему миру по УМК «Школа России» под ред. А.А.Плешакова, 3 класс по теме "Разнообразие животных". Цель: Познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками, расширять кругозор, учить дружной
групповой работе, развитие зрительной памяти, наблюдательности, связной речи, воспитанию бережного отношения к природе.
Планирование урока по Окружающему миру по УМК «Школа России» под ред. А.А.Плешакова
3 класс
Тема урока :Разнообразие животных
Тип урока : урок изучения новых знаний+ закрепление
Форма урока: комбинированный
Цель:Познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками, расширять кругозор, учить дружной
групповой работе, развитие зрительной памяти, наблюдательности, связной речи, воспитанию бережного отношения к природе.
Задачи:
Предметные: Формировать понятие «зоология», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных
(насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с
некоторыми конкретными представителями данных групп.
Личностные: сформировать ценностное отношение к животному миру; развивать интерес к её изучению, осуществлять самооценку на основе
критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для
выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).
Познавательные научить выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя)
логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;№ Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и
приемы
Оборудов
ание
Ход урока
Проверь,
ый момент
1. Организационн
Внимание!
дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в
порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
2 Открытие темы I. 1.Кто в лесу глухом
живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу?
(медведь)
2.Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(кузнечик)
3.Он в самом омуте
живёт,
Хозяин
глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)
матрос,
4.Пушистый
лопаточкой
нос.
На ножках коротеньких
Проверка готовности к уроку
Дети отвечают на загадки.
1.Словесные
прием загадка
Слайды
Дети отвечают на вопрос: животные.3 Актуализация
знаний
4
Формулировка
темы урока
красные ботики. (утка)
II. (6 слайд) Итак, мы
отгадали с вами загадки и
ответьте на вопрос: Какое
царство мы сегодня будем
изучать на нашем уроке?
(Круги Эйлера: большой
круг все животные, а
маленький это различные
группы.
Мы с вами отгадывали
загадки так, какие группы
животных вам уже
известны?
Как же вы думаете, какая
тема нашего сегодняшнего
урока?
А внутри круга эти
животные одинаковые или
разные?
Как мы сформулируем
тему нашего урока?
Давайте сверим нашу тему
с темой в учебнике
Откройте свои учебники
на стр. 87
2. Целеполагание
Какова же цель нашего
урока?
Чтобы изучить разных
животных, что же для
Царство животных
Дети отвечают: птицы, рыбы, насекомые,
звери.
Круги
Эйлера
Прием
моделировани
я
Дети отвечают: животные
Дети отвечают на вопрос: разные
Разные животные
Дети читают тему в учебнике:
разнообразие животных
Дети отвечают: изучить разных
животных
Учебник
Словесные
Прием:
продолжить
предложения
Слайд 75
Открытие
новых знаний
Дети читают со слайдов предложения и
продолжают их
Дети работают в парах, должны
дорисовать плавники, чешую, жабры
Эколого
систематичес
кий прием
Слайд 8
Слайд 9
этого нам нужно?
(выводятся на слайд7
неоконченные
предложения)
1)узнать какие …..(бывают
группы животных)
2)сравнить…(разные виды
животных)
3)выявить чем….
(отличаются между собой
животные)
1 задание
ребята, давайте вспомним
с
группы животных,
уже
вы
которыми
знакомились
во
2
классе( уже висят в кругах
Эйлера)
давайте вспомним, чем же
отличаются рыбы от
животных?(слайд с рыбой)
Для
чтобы
вспомнить признаки рыб,
дорисуйте на заготовках,
лежащих у вас на парте,
их главные признаки
проверка того,
нарисовали дети.
После того как дети
нарисовали,
выводится
слайд с признаками(еще
что
того,Отвечают признаки
Моделирован
ие
Работают в группах с карточками ,
отмечают главный признак
Карточки
Каждый ребенок получает атлас
определитель. Дети распознают данных
животных. Отвечают на вопросы
учителя.
Распознавани
е
Картинки
, атлас
определи
тель
что
перед
признак,
они
размножаются откладывая
икру или живородящие)
2 задание
дети
вами
звери( слайд 10) давайте
вспомним их общие
признаки (шерсть, ноги) и
признаки птиц(слайд 11)
сейчас вы будите работать
в парах( учитель раздает
карточки). На карточках
нарисованы признаки у
одной группы птиц, у
другой животных и вам
надо подписать в каждом
квадрате словами главные
признаки и обвести
красным карандашом тот
признак, который считаете
главным.( у птиц перо, у
зверей –вскармливание
молоком)
3 задание.
атласомопределителем
Ребята,
давайте
попробуем распознать
животных, которых я вам
раздам (не уточняем,
каких именно). (Каждый
получает по пауку и
Работа с.
насекомому). Находят их
в атласе определителе,
что
определяют
это(название
этих
животных)
Краткий
рассказ о каждом из
животных.
А теперь
скажите, дети, пауки – это
или не
насекомые
насекомые?
Это
представители
одной
группы или разных групп?
(дети заглядывают в
учебник и говорят, что
групп)Почему
разных
паук всетаки
не
относится к
группе
насекомых? По каким
признакам мы
это
определяем?
(дети
смотрят на картинки и
определяют признаки)Так
к какой же группе мы
относим
пауков?
( паукообразные)
«Зайчата»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыгпрыг
прыг!
Кто к зарядке не привык?
6 Физкультминут
ка
Отвечают на вопросы учителя,
рассматривают картинки, определяют
признаки животных насекомых ( 3 части
тела, 6 ног) и у большинства насекомых
есть крылья, а у паукообразных ( 2
части тела, 8 ног)
Дети повторяют движения за учителем
слайд(Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет,
интересно? (Ходьба на
месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания – руки
вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на
месте)
Вот голодная лиса
(Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания – руки
вверх)
Тяжело вздыхает.
(Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети
садятся за столы).
работа с учебником
1.
Откройте
93,
представители каких групп
вы тут нашли?( слайд с
данной
картинкой
выводится на доску)
А уж к какой группе
стр.
Дети говорят белка(относится к зверям),
синичка и цапля ( относится к птицам)
словесные
Слайд 12,
учебник
прием: найди
лишнее;
демонстрация
А уж относится к пресмыкающимся,относится? Эта группа
животных есть в наших
кружочках?( показать на
круги Эйлера), посмотрите
в учебнике правильно ли вы
определили?
Давайте
прочтем вслух, что это за
животные.
Какая их отличительная
особенность?( в том что
они пресмыкаются). Кто
еще с картинки относится к
этой группе( черепаха и
ящерица), они выглядят по
другому
Еще кого мы видим( жабу),
почему группу так назвали
« Земноводные»?
Какие главные признаки
земноводных мы можем
выделить?(
учитель
добавляет, что у них кожа
очень нежная, так как они
дышат не только легкими,
но и кожей).
Их
отличительный признак от
рыбнет жабр.
(открывается след. Слайд )
А кого вы узнаете на этой
картинке?( дети называют
осьминога, кальмара)
к какой группе они
дети открывают учебники и убеждаются
в этом
Кто то читает про пресмыкающихся из
учебника
Еще жаба, дети отвечают, опираясь на
учебник, и размышляют почему
относится к земноводным. В учебнике
читают про них и потом называют их
главные признаки
Слайд 13
Словесные
Дети называют животных, которых
видят на картинке, определяют с
помощью учебника к какой группе они
относятся и определяют их признаки?,
относятся, посмотрите в
учебнике внимательно?( к
моллюскам),(дети должны
обратить внимание на то,
что некоторые моллюски
имеют раковины разные по
размерам, также бывают
двухстворчатые
и у
осьминога вообще нет
раковины), а рака к какой
группе мы отнесем?
Почему?
посмотрите на следующий
слайд(14) а представители
какой группы вы видите
здесь(
иглокожие).
Прочитайте их определение
с учебника, какие их общие
признаки?
У нас осталась еще с вами
одна группа, посмотрите в
учебнике, кого мы забыли
назвать? ( группа черви)
Прочитайте что же об этой
группе сказано в учебнике.
Как вы думаете, где чаще
всего живут черви?( Черви
– обитатели водоёмов,
влажной почвы)
2.
деятельность
дети, дома вы читали
экологоэтическая
Дети отвечают на вопросы учителя
Дети кратко пересказывают рассказ.
Эколого
этический
Отвечают на вопросырассказ про пиявку, о чем
шла речь в рассказе?
Вот мы с вами сегодня
изучили уже много новых
групп, а к какой же группе
относится пиявка?(
к
группе черви)
Эта группа животных очень
часто страдает от человека,
так как людям она почему
то неприятна. И часто,
люди поступают также как
Василий, хотят растоптать
их,
причинить боль..
скажите, пожалуйста, а как
вы
с
дождевыми
червями,
пиявками,
признайтесь
честно. Почему вы это
делаете?(потмоу что они
противные, мерзкие)
А сейчас как вы думаете,
после истории с Василием,
заслуживает ли наша
пиявка такое отношение?
Или всетаки можно ее
уважать? Если мы их всех
поубиваем, то ктото же из
других животных
,
наверняка, пострадает. А
человеку пиявки приносят
пользу?(
медицинская
поступаете
Дети формулируют правила. Говорят
( по тексту), что не надо трогать пиявку,
если будет такая ситуация как с
Василием.И
пиявка, для опытов их
используют)
Получается, они приносят
пользу человеку.
Так как же надо
относиться к таким
животным?
как
правильно надо с ними себя
вести?
Какой была главная задача
нашего урока? (Выделить
группы животных и
определить отличительные
особенности этих групп).
Какие вы теперь знаете
группы
животных?
(Насекомые, земноводные,
пресмыкающиеся,
рыбы,
птицы, звери.)
отличительные
особенности.
Ребята, а сейчас давайте
каждый из вас оценит
свою работу по
пятибалльной шкале.
А теперь посмотрите на
экран и проверьте, честно
ли вы оценили себя.
Назовите
их
7 Итог урока
7 Рефлексия
Ответы детей
словесный
Дети оценивают свою деятельность на
уроке.