Конспект урока по окружающему миру на тему "В царстве грибов" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе урока у учащихся формируется представление о грибах, как об отдельном царстве природы. Дети знакомятся со строением шляпочных грибов. Получают первичное представление о симбиозе грибов и растений. Учатся различать съедобные и несъедобные грибы, изучают правила сбора грибов. Знакомятся с грибами из красной книги родного края.
Иконка файла материала Окр. мир 3 кл _ В царстве грибов.docx
Предмет. Окружающий  мир Класс 3  Тема: В царстве грибов Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы,  ознакомить со строением шляпочных грибов, формировать умение  классифицировать их на съедобные и несъедобные, различать грибы­двойники,  изучить правила сбора грибов; Развивать внимание память, мышление; Воспитывать бережное отношение к природе. ОБОРУДОВАНИЕ:  учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, муляжи  грибов, пластилин, дощечки для лепки, стеки. ХОД УРОКА I Оргмомент. Всем, ребята, добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться,  Не мешай учиться! II Сообщение темы и задач  урока ­ Отгадайте загадку. Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат,  Коль гроза на горизонте,  Он бывает только рад. Если дождик и тепло, Он считает ­ повезло! (Гриб)­ Ребята, что вы знаете о грибах? (Ответы детей) ­ Сегодня на уроке мы более детально познакомимся с грибами и расширим  ваши представления о грибах. III Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. ­ Ребята, скажите грибы относят к живой или не живой природе? Докажите. ­ Как вы думаете к какой группе живых организмов относятся грибы? 2. Рассказ учителя. Грибы ­ это не растения и не животные, а представители особого царства,  так как включают признаки животных и растений. Давайте рассмотрим изображения.А знаете ли вы, как называются эти грибы? Что у них общего?  Правильно, это шляпочные грибы. Шляпочный гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы. На шляпке гриба с  нижней стороны расположены трубочки, в которых образуются маленькие  «семена». Они называются спорами. С помощью спор гриб размножается.  ­А чем отличаются эти грибы? (Формой, цветом и размером) 3. Работа с учебником. Как вы думаете, чем питаются грибы?  Найдите ответ на вопрос на стр. 112 учебника.Кто готов ответить? 4. Содружество растений и грибов. О чем говорит название подберёзовик и подосиновик. Многие грибы дружат с деревьями и селятся под ними. Так, белый гриб,  можно встретить по соседству с берёзой, с сосной, елью, дубом. Рыжик – с  сосной и елью. Подосиновик растёт обязательно по соседству с осиной, а  подберёзовик ­ с берёзой, дубовик – с дубом.  С чем это связано? Чтение 4 абзаца в учебнике стр. 112­113. 5. Распределение грибов и запись в таблицу.На земле огромное количество шляпочных грибов. Все грибы можно  разделить на две большие группы: съедобные и несъедобные (ядовитые). Давайте заполним таблицу Съедобные Несъедобные (ядовитые) Опята осенние, белый гриб, подберёзовик, мухомор, маслята, подосиновик,  ложные опята, сыроежка, желчный гриб, шампиньон, бледная поганка,  синеножка, сатанинский гриб. 6. Грибы­ двойники. Очень многие ядовитые и даже смертельно ядовитые грибы похожи на свои  ценные съедобные двойники. Такие грибы называют грибами­двойниками. Прочитайте описание грибов – двойников и выделите их отличительные  признаки. (Чем похожи и чем отличаются?)Белый гриб (боровик) – желчный гриб,Опята осенние – опята ложные,Шампиньон – бледная поганка. 7. Красная книга родного края. ио Шампинь н мухоморов дный оо :   известно единственное место произрастания — территория Донецкого ботанического сада. Съедобность или токсичность не изучены. Видовое название дано из­за структуры поверхности ножки, напоминающей мухомор красный.  Почвообразующий  гриб, растёт группами в широколиственных насаждениях ясеня ланцетного и клёнаостролистного, встречается очень редко. 8. Как собирать грибы? Прежде чем собирать грибы надо научиться очень хорошо в них  разбираться. Сбор грибов называют «тихой охотой» поэтому необходимо знать  некоторые её правила. У грибников есть пословица: «Не ходи за грибами с  ведром – не губи лесное добро, клади их в плетёное лукошко – пусть подышат  немножко». Детям собирать грибы можно только со взрослыми. Правила сбора грибов 1) Собирать грибы лучше в утренние часы с 6 до 7 часов. 2) В лесу следует вести себя тихо и стараться быть не заметным, чтобы  своим присутствием не нарушать покой диких животных. 3) Собирать грибы только те, которые хорошо знаешь. 4) За грибами лучше идти в лёгкой плотной одежде, которая защищает от  колючих веток, насекомых и дождя, не забудь взять головной убор. Обувь  должна быть удобной­ чтобы не тёрла ноги. 5) Гриб необходимо срезать ножиком, чтобы не повредить грибницу.6) Грибы следует класть в корзину таким образом: вниз твёрдые и крупные,  мелкие или хрупкие сверху, чтобы они не поломались или не раскрошились. 7) Лучше брать грибы молодые, без признаков гнили и червоточины. Не  берите старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. 8) Нельзя собирать грибы возле автомобильных дорог, железнодорожных  путей, промышленных предприятий и скверов. В этих грибах накапливаются  вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и  предприятия. ­ Дети, какие правила сбора грибов вы запомнили? ­Несъедобные грибы сбивать ногой и палкой никак нельзя. Почему? Этими грибами кормятся лоси, медведи, олени, белки, их склёвывают  глухари, тетёрки, куропатки и сойки. Они служат животным лекарством от  паразитов. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА С ДИДАКТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ. Если гриб съедобный, выполняем наклон туловища вперёд чтобы собрать  его и положить в корзину, если не съедобный­ проходим мимо, ходьба на месте. Грибы: сыроежки, мухомор, лисички, подосиновик, подберёзовик,  бледная поганка, белый гриб, сатанинский гриб, летние опята, ложные  опята. IV. Закрепление изученного материала. 1. Игра «Верно­ не верно»  Грибы­ это отдельное царство живых организмов. (Верно)  Подберёзовик всегда растёт под берёзой. (Верно)  Мухомор­ съедобный гриб. (Не верно)  Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве  мёртвых растений и животных. (Верно)  Все грибы съедобные. (Не верно)  Грибы­ это краса и богатство леса. (Верно)  Собирать грибы можно в лесу, в скверах, возле автодорог и  железнодорожных путей, промышленных предприятий. (Не верно)  Ядовитые грибы необходимо сбивать палкой или растаптывать ногами.  (Не верно) 2. Самостоятельная работа.  Укажи с помощью стрелочек части грибаНожка     Грибница      Шляпка                                     3.Работа в группах 1­я группа лепит съедобные грибы. 2­я группа лепит   несъедобные грибы. 4.Викторина о грибах от Старичка­Лесовичка  Какое время года называют грибной порой?  Почему грибы появляются после дождя?  Почему рекомендуют собирая грибы – не срывать их, а срезать ножиком?  Шляпки этих грибов будто смазаны маслом…(маслята)  Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой­ красивая бахромчатая юбочка. (Бледная поганка) 5.Логические занимательные задачи о грибах. 1) Из леса Миша принёс бабушке для грибного супа 2 белых гриба, 3  подосиновика, 4 мухомора и 5 сыроежек. Сколько грибов пригодится бабушке  на суп? (10 грибов, мухомор ­ не съедобный гриб). 2) Таня и Петя разбили клумбу на даче. Грунт принесли из леса. Через  некоторое время заметили, что вырос грибок. Откуда он появился? 3) Сколько грибов можно вырастить из 5 семечек? V. Оценивание. VI. Домашнее задание. Прочитать статью в учебнике «В царстве грибов» стр.112­116,  пересказывать, отвечать на вопросы. VII.Рефлексия Что вы сегодня узнали нового о грибах? Какое задание было самым интересным? Лёгким? Трудным?