Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
21.07.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь  " (3 класс)
УМК "Гармония". Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс). Смена видов деятельности учащихся благотворно сказывается на поддержании и развитии их познавательного интереса, способствует уменьшению их утомляемости. При отборе учебного материала используются разные источники знаний, информация представляется в разной форме – словесной, иллюстративной, схематической, чтобы учебная деятельность носила продуктивный и творческий характер.
3 класс Окружающий мир.docx
Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония».   Тема:  Времена года. Старинный календарь.  Задачи урока:   формировать представления о периодически повторяющихся в природе изменениях  (чередование дня и ночи,  смена    времён    года),  о  календарном,     астрономическом       и природном   начале   каждого   сезона,   о   том,   каким   был старинный календарь;   формировать умения целенаправленно  наблюдать   изменения,   происходящие   в    природе,   в   жизни  людей, развивать интерес к историческим   знаниям.  Оборудование:    теллурий,   мощный   фонарик;   отрывной   календарь;    Н.П. (3  кл.,  ч.  1),  карточки   с  изображением  природы в разные времена года,  таблички;   электронное приложение  (диск для учителя, 3 кл., ч. 1, «Времена   года»).  Ход урока. Организация класса. Работа на уроке. I. II. 1. Сообщение темы и цели урока. Вступительная беседа.     В   начале   урока   ученики   рассматривают    картинки. ­ Назовите   изменения,   которые   происходят   в   неживой   и живой природе.  Эта работа поможет подвести учащихся к представлению о закономерности  последовательных изменений, происходящих   в   природе   (например,   смене   сезонов).  - Могут ли повториться эти явления?   (Ученики должны догадаться, что они повторяются из года в год).  ­ Такие изменения называются периодическими, так как повторяются через определённый  промежуток времени (в   нашем примере – через   год).     ­  Что   повторяется   из   года   в   год   в   жизни   растения?   животного? человека?    ­ Какова   причина   этих   изменений?    Узнать   это   –   цель   вашей познавательной деятельности в 3 классе. В этом учебном  году  вы познакомитексь с явлениями природы, которые периодически повторяются   из­за  изменения   положения   Солнца   над   горизонтом. Это влияет на количество тепла и  света, получаемое земной поверхностью, что, в свою очередь, влияет на жизнь растений,  животных и людей. Наша с вами задача – наблюдать и изучать эти изменения. 2. Работа с учебником.     Прочитайте   первый   абзац   текст   на   с.   22– 23   и  смоделируйте (с  помощью  плоскостной      модели)   движение Солнца, которое мы наблюдаем в течение суток:  восход, полуденное(самое высокое) положение, заход.  С   помощью   табличек (Н.П., 3 кл., ч. 1, лист 6) акцентируйте внимание учеников на  причины и  следствия происходящих явлений.  3. Практическая работа.    а).   Продемонстрируйте         ученикам     с  помощью     теллурия,    как    происходит  одновременное       движение     Земли    вокруг   своей   оси  и  вокруг    Солнца.   Обратите   их   внимание   на   то,   что   наклон   оси   вращения   Земли   при  этом   не   меняется.    ­ Что   же   меняется   в   течение   года в   местностях,   где   мы   живём?   Меняется    высота   Солнца   в   полдень и   длительность     светового    дня,   что  приводит     к   изменению     количества    света   и  тепла,   получаемого     земной     поверхностью.       б). Опыт, предложенный         в  учебнике    (с.  24),  поможет    ученикам     убедиться в том, что лучи света, падающие наклонно, нагревают поверхность слабее.   Обратите внимание   учеников   на   то,   что   мы   изучаем   явления,   которые   происходят   в    умеренных   широтах,   где   расположена территория   нашей   страны.   Явления,    происходящие,   например,   на экваторе, будут другими. Они будут изучаться на  уроках географии в основной школе.      ­  Когда    наступают     весна,   лето,  осень,   зима?    4.  Выборочное чтение.     Чтение   отрывка   текста   (с.   25). Когда   астрономы   (которые   фиксируют   положение Солнца на небесной сфере)  определяют наступление весны, лета, осени, зимы?  День осеннего равноденствия (23 сентября) считают   астрономическим   началом    осени,   когда   длительность   светового   дня   равна   длительности   ночи   (12   часов).   С 23   сентября   по 22 декабря продолжительность светлого времени суток (дня) будет  уменьшаться по сравнению с длительностью ночи. 22 декабря (день зимнего  солнцестояния) будет самый короткий день в году и самая длинная   ночь.    Объясните,   как   после   22   декабря   будет   меняться   продолжительность   дня    и   ночи,   когда   опять день будет равен ночи.  5. Физкультминутка. 6. Знакомство с отрывным календарём,  в котором имеется информация о восходе и  заходе Солнца.  По этим данным можно вычислять продолжительность светлого времени суток в  любой день. ­ Отвечать на вопросы задания № 7 в рабочей тетради и заполнять таблицу (даты в ней  определены иллюстрацией на с. 26) учащиеся будут   с помощью отрывного   календаря.       Материал о старинном календаре месяцеслове является дополнительным.  Комментированное чтение текста о старинном   календаре   поможет   ученикам    получить   представление   о   том, что название месяцев наши предки давали по  особенностям погоды и   по   тем   работам,   которые   проводились   в   этом    месяце.   Ученики могут догадаться, что такой календарь был у земледельцев, а  название   его   говорит   о   том,   что   каждый   день   в   нём   определял заботы,  обычаи, праздники наших предков. Предложить ученикам сравнить современный  календарь и старинный. На иллюстрации (с. 28) изображены занятия детей в разные  времена года. Подведите учащихся к  пониманию того, что дети в старину   всегда    помогали   взрослым.  III. Задание на дом. Дома   ученики   выполнят   задания   №   5,   6,   8   и   9   (дополнительные)   в    рабочей   тетради   и   подготовят   ответы   на   вопросы   в   рамке (с. 29).  IV. Подведение итогов.     Сведения   для учителя      Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи.  Обращение Земли вокруг Солнца и постоянный наклон земной оси к   траектории   её    движения   –   причина   смены   сезонов   в   умеренных широтах. Почему постоянство  наклона земной оси определяет смену   сезонов?   Представим   себе,   что   ось   не    наклонена   к   траектории  движения   Земли   вокруг   Солнца,   к   её   орбите.   Количество   света   и тепла,   которое получают   полюсы   Земли,   экватор,   умеренные   широты,   в   течение   года   не    менялось   бы.   На   полюсах   было   бы   всегда холодно,   на   экваторе   –   всегда    жарко,   в   умеренных   широтах   было бы   одинаково   тепло   (или   прохладно)   в    течение   всего   года.   Но   ось  Земли наклонена и не меняет угол наклона по отношению к орбите, поэтому в течение  одного полугодия больше света и тепла получает Северное полушарие,   в течение    другого  –  Южное  полушарие.            Годичные изменения  полуденной высоты   Солнца.       Каждому хорошо известно, что высота Солнца над горизонтом в   полдень,    то  есть   его  высота    в  верхней    кульминации,       меняется в   течение    года.  Летом    Солнце      поднимается      очень   высоко;    самое высокое      положение      оно   занимает     22    июня.    Этот    день   (самый длинный) называют днём летнего солнцестояния. В этот день Солнце      восходит     на  северо­востоке,     а  заходит    на  северо­западе. Каждый    следующий   день   Солнце   кульминирует   все   ниже   и   ниже. Всего   ниже   его    верхняя   кульминация   происходит   22   декабря;   это день     зимнего     солнцестояния.    22  декабря    день   бывает    самым коротким,      потому    что   в  этот  день   путь    Солнца     над   горизонтом всего    короче;   оно   поздно    восходит     на  юго­востоке     и  рано    заходит   на   юго­западе.   Около   21   марта   и   23   сентября   высота   Солнца в  верхней кульминации бывает средней между высотами его в летнем   и   зимнем    солнцестоянии,   а   день   по   продолжительности   становится равен ночи. Поэтому 21  марта называют днём весеннего равноденствия, а  23   сентября    – днём  осеннего      равноденствия. В эти дни Солнце восходит на востоке и заходит на западе.

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь  " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь  " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь  " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь  " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь  " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь " (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Времена года. Старинный календарь  " (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2017