Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
20.01.2018
Цель: познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни;
формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья и ответственно относится к своему здоровью и здоровью окружающих;
Задачи урока:
образовательные:
-учить выделять главное, применять полученные знания на практике;
-учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
развивающие:
-развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
-развивать критическое мышление;
-познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
воспитывающие:
-воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в группе, слушать
товарищей);
-воспитывать бережное отношение к здоровью.
1 ЗДОРОВЬЕ.docx
Окружающий мир 3 класс
Тема: Здоровый образ жизни
Цель: познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни;
формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья и ответственно
относится к своему здоровью и здоровью окружающих;
Задачи урока:
образовательные:
учить выделять главное, применять полученные знания на практике;
учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
развивающие:
развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
развивать критическое мышление;
познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными
источниками.
воспитывающие:
воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в группе, слушать
товарищей);
воспитывать бережное отношение к здоровью.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
уметь самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи, сравнивать, анализировать.
Коммуникативные УУД:
осваивать правила работы в группе, в парах; воспроизводить и применять правила работы
в группе, в парах, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
уметь доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Личностные УУД:
положительное отношение к изучаемой теме, установка на ЗОЖ;
мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
общения.
Тип урока: закрепление, обобщение знаний
Оборудование: карточки для работы в группах, в парах; отрывки м/ф «Мойдодыр», «Как
медведь трубку курил», опорные таблицы к играм, тестызадания, составные части Дома
здоровья)
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Психологический настрой. Звучит музыка. (Слайд 1)
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали…
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуйте! мы друг другу сказали…
А задумывались ли вы, какой смысл имеет это слово? (Здравствуй – это, значит, желать
здоровья).
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра,
радости, здоровья.
2.Проверка домашнего задания. (тесты на листах)
Прежде чем продолжать разговор о нашем здоровье, нужно узнать, как устроен организм
человека. Сейчас проверим, как вы запомнили изученный материал.
А). Тестирование: (выполняют индивидуально на листочках) (приложение 1)
1. Бежит она очень быстро: за 26 секунд успевает обежать все тело и побывать в каждом
его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества. А на
обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме.
а)кровь б)вода в)желчь
2.Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниточек лежат в
глазах, ушах, в носу, на языке, спрятаны в коже и во всех внутренних органах.
а)вены б)нервы в)сосуды
3. Это плотный мускулистый мешок размером немного больше кулака. Этот «мешок»все
время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту.
а)сердце б)желудок в)легкие
4.Этонаш единственный орган вкуса.
а)нос б)зубы в)язык
5.Они похожи на большую розовую губку. Какой мощный дыхательный аппарат создала
человеку природа?
а)бронхи б)трахеи в)легкие
6.Что является опорой тела, защищает многие внутренние органы от повреждений?
а)мышцы б)кожа в)скелет
7.Помогает организму освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены
сотни тысяч крохотных потовых желез, выделяющих капли пота.
а)кровь б)кишечник в)кожа
8.Это главное отделение твоей «внутренней кухни».
а) печень б)желудок в)кишечник
9.Главный командный пункт организма. Чтобы человек ни делал, всем управляет он.
а)сердце б)мозг в)желудок
Б).Взаимопроверка теста. (Ответы на экране интерактивной доски).
Кто выполнил работу без ошибок? Допустил 12 ошибки?
Кто допустил 3 и более ошибки? Что вам нужно сделать, чтобы результат был выше?
(Еще поработать над этой темой) Молодцы, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение? Говорят, что «хорошее настроение –
половина здоровья!».
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, передайте частичку своего хорошего
настроения .
II. Актуализация опорных знаний.
Самоопределение к деятельности. Технология проблемного обучения.
Ребята, что главное в вашей жизни? (Семья, друзья, учёба, здоровье…)
Какое же слово будет самым главным? (Здоровье)
Что же мы понимаем под словом «здоровье»? (…когда ничего не болит, когда человек бодрый и
весёлый, когда человек хорошо работает или учится…).
Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни
богатство или слава?» Мудрец подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава не делают
человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля».
Вы согласны с мнением мудреца? Почему?
Что такое здоровье? (отсутствие болезней )
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического,
душевного и социального благополучия. «Жизнь долга, если она полна». Один из главных
показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и
долголетия.
(Слайды 2,3)
Самая высокая продолжительность жизни сегодня в Японии и Исландии – 80 лет, а
самая низкая в Африке – 39 лет.
Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
Что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым? (Вести здоровый образ жизни)
Что входит в понятие «здоровый образ жизни»?
Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто
постоянно живёт по этим правилам, а не следует им от случая к случаю. О таком человеке
говорят: «Он ведёт здоровый образ жизни».
Что нужно делать, чтобы сказать: Я веду здоровый образ жизни? (Соблюдать режим дня,
заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать правила гигиены, не иметь вредных привычек…)
Когда же нужно начинать думать о сохранении здоровья: сейчас или когда вы станете
такими же, как ваши папы и мамы, или когда вы будете бабушками и дедушками?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Сегодня на уроке мы (группами) постараемся построить многоэтажный Дом Здоровья.
(Слайды 4,5) (Слайды 6,7)
III. Изучение нового материала.
Как же будет выглядеть этот дом, сколько этажей будет в этом доме? (на доске полоски
этажи с разбросанными буквами к словам «Гигиена», «Здоровое питание», «Режим дня»,
«Спорт и движение», «Вредные привычки», «Положительные эмоции») .
1. Строительство Дома Здоровья. 1 этаж: «Гигиена»
(Слайд 8) (Дети собирают слово)
Технология проблемного обучения.
Что такое гигиена? (Ряд мероприятий, обеспечивающие сохранение здоровья).
Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда.
Кто знает сказку «Мойдодыр»? Назовите автора.
(Показ кадров м/ф «Мойдодыр» с анализом)
Чему учит эта сказка?
Почему человек должен содержать свое тело в чистоте?
У Гигиены есть помощники, давайте дружно назовем их.
2. Игра «Доскажи словечко». Технология игрового обучения.
Гладкое и мохнатое, Лег в карман и караулю
Всегда под рукою. Рёву, плаксу и грязнулю. (Носовой платок)
Что это такое? (Полотенце) Костяная спинка,
Ей руки, ноги, спину трут. На брюшке щетинка. (Зубная щётка)
Скажите, как её зовут? (Мочалка) Гладко и душисто,
Дождик льется с потолка Моет чисто (Мыло)
Мне на спину и бока.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (Душ)
Почему нужно соблюдать гигиену тела?
Да, здоровый образ жизни начинается с чистоты. Содержи в порядке свои вещи, свое
жилье, свое тело. В старину, исконно русской традицией было париться в русской бане.
(Слайды 9,10,11)
3. Игра «Микрофон». Технология информационного обучения. (3 учся ведут рассказ о русской бане, о пользе русской бани, о правилах купания в русской бани).
В чем уникальность русской бани?
1.Уникальная особенность русской бани состоит в том, что она очищает не только
снаружи, но изнутри. Русская баня на дровах не только положительно влияет на здоровье
организма человека, но и закаляет дух, способствует приобретению выносливости и сил.
Русская баня очень полезна для организма и ее использовали с древнейших времен.
Зачем люди строят такие бани?
2.Баня оказывает огромное комплексное очищающее действие практически на все
системы и органы в организме. Баня на дровах благоприятно воздействует на сердечно
сосудистую,
дыхательную, нервную системы, способствует активизации обменных
процессов в организме.
3.Рекомендуется посещать русскую баню тем, кто хочет избавиться т лишнего веса.
Ведь пропарка с использованием дров эффективно влияет на потерю веса.
Чем полезны русские бани?
4.Прекрасно банные процедуры влияют на дыхательную систему. В бане дыхание
становится глубже и медленнее. В результате клетки организма получают огромное
количество нужного кислорода.
5.Также использование сосновых дров благоприятно влияет на всю нервную систему, на
излечение хронических болезней, на очищение дыхательных путей.
6.Немаловажную роль играет используемый для парки веник. Он может быть из разных
растений. Например, использование березового веника поможет при ломоте в мышцах и
суставах, после больших физических нагрузок. Береза обладает ранозаживляющими и
успокаивающими действиями. Контакт с таким веником способствует очищению кожи,
склонной к возникновению сыпей и гнойников.
7.Русская баня – это лучший косметолог. Кроме того, что она положительно влияет на
состояние кожи.)
Физминутка. Здоровьесберегающая технология.
(Слайд 12)
4. Строительство Дома здоровья. 2 этаж: «Здоровое питание».
Беседа с учащимися о здоровом питании.
Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни. Если
человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов
находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца, но без воды
34 суток.
Но как, же понять, полезный продукт или нет?
Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.
Давайте вспомним, какие же это вещества и какую роль они играют.
5. Игра «Микрофон». Технология информационного обучения. (4 учащихся
рассказывают).
Для чего организме человека нужны белки? Белки вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и
развития организма. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки
незаменимы в питании. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку
необходимо 100 грамм белков в сутки.
.
(Слайды 13,14)
Какую функцию в организме выполняют жиры?
Жиры вещества, которые обеспечивают организм энергией и теплом. Эти
питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм хорошо двигался. Но
избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир
затрудняет работу мыщц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем белков. Жиры
содержатся в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях,
кукурузе, подсолнечнике.
(Слайды 15,16)
А какую работу выполняют углеводы?
Углеводы главные поставщики энергии. Они снабжают энергией все процессы в
организме человека, но, особенно, улучшают работу головного мозга. Мы их получаем в
виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе,
крупах, картофеле, макаронах.
(Слайды 17,18)
Для чего нужны минеральные вещества в нашем организме?
Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе
всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20
минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и
другие.
(Слайды 19,20)
Что еще должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины) Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что
вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо
человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово
«витамин». Витамин – источник жизни.
Где содержатся витамины? (В овощах и фруктах)
(Слайды 21,22)
6. Работа с учебником. Чтение текста на с 155.
Какое питание можно назвать здоровым? Здоровое питание одна из основ здорового
образа жизни
7. Составление коллажа «Здоровая пища». Технология игрового обучения.
Работа в группах.
В конвертиках даны словапродукты. Учащиеся из группы 1,3, 5, 7 выбирают те
продукты, которые полезны для здоровья (морковь, лук, чипсы, попкорн, земляника,
фанта, гамбургер, кефир, геркулесовая каша, торт, шоколадные конфеты, подсолнечное
масло, пепсикола, капуста, яблоко и др.) и наклеивают на лист.
Учащиеся группы 2, 4, 6 составляют коллаж «Вредные для здоровья продукты питания»
(Проверка выполнения работы. Каждая группа рассказывает о своем коллаже полезные
продукты, крепят на магнитную доску картинки ).
Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила
правильного питания.
8. Игра «Юные диетологи». Технология проблемного обучения.
Составление правила правильного питания. Работа в группах.
Для группы в 4 человека даны по 1 конверту с правилами правильного и неправильного
питания на полосках бумаги. Дети выбирают правильное и вывешивают на магнитную
доска.
Правила рационального питания .
1.Никогда не переедать.
2.Тщательно пережёвывать пищу.
3.Не употреблять очень горячую пищу.
4.Не злоупотреблять сладостями.
5.Больше есть зелени, овощей, фруктов.
6.Ужинать за 2 часа до сна.
7.Руки мой перед едой и всегда дружи с водой!
Гимнастика для глаз. Здоровьесберегающая технология. 9. Строительство Дома здоровья. 3 этаж: «Режим дня».
(Слайд 23)
(Слайд 24)
Беседа о режиме дня.
Очень важно вовремя питаться, соблюдать правила личной гигиены. Сохранить свое
здоровье помогает режим дня.
Что же такое режим дня? (Режим это распорядок дел, действий, которые вы совершаете
в течение дня).
Скажите, кто из вас соблюдает режим дня?
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая позволит нам узнать, что вы знаете о
режиме дня. Вы согласны?
10. Игра «ДаНет». Технология игрового обучения
1.Нужно ли просыпаться каждый день в одно и то же время?
2.Нужно ли завтракать в одно и то же время?
3.Нужно ли ложиться спать в одно и то же время?
4.Нужно ли делать уроки в одно и то же время?
5.Нужно ли ежедневно гулять или играть на свежем воздухе?
6.Можно ли нарушать свой режим дня?
11 . Строительство Дома здоровья. 4 этаж: «Спорт и движение».
Беседа о занятии спортом, физической культуре.
Как понимаете слова: «Движенье – это здоровье,
Движенье – это жизнь!»
По мнению учёных, ежедневные физические упражнения прибавляют в среднем 68 лет
жизни. Однажды был поставлен эксперимент. Одной группе участников был предложен
комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней. И что
получилось? У тех, кто лежал, появилось головокружение, пропал аппетит. Они стали
плохо спать, снизилась работоспособность. А участники второй группы были бодры и
чувствовали себя прекрасно.
(Слайды
Итак, делаем вывод. (Физическая нагрузка необходима для организма, но упражнения приносят
пользу в том случае, если они включены в режим дня и выполняются систематически). Ведь еще один наш помощник в сохранении здоровья это движение. Нужно чтобы
каждый из вас делал по утрам зарядку, больше ходил пешком, играл в подвижные игры, не
пропускал без причины уроки физкультуры, катался на коньках и лыжах, посещал
спортивные секции. Ведь все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким,
сильным, быстрым, выносливым.
Физминутка. Здоровьесберегающая технология
12. Игра «Ассоциативный куст». Технология игрового обучения.
Назови ассоциации «Здоровый человек – это……»
На доске словапризнаки состояния обычного человека. Нужно выбрать признаки,
характеризующие здорового человека и выложить лучами на доске вокруг картинки .
(Слайд 26)
(Слова – признаки: неуклюжий, сильный, весёлый, красивый, слабый, подтянутый,
бледный, сутулый, румяный, стройный, ловкий, грустный, болезненный, спортивный,
здоровый, ленивый и т.д.)
Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе
лучше, чем ты сам.
К чему приводит малоподвижный образ жизни?
Чем надо заниматься? (Делать зарядку, играть в подвижные игры на воздухе, заниматься
физическим трудом, физкультурой и спортом).
13. Строительство Дома здоровья. 5 этаж: «Вредные привычки».
Решение ситуации. Технология обучения в сотрудничестве.
(Слайд 27)
Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме. (Читает Алексенцева
Анастасия)
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее
время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него
внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет
организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый,
весёлый и сильный. Он занимается спортом. А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?
О каких вредных привычках вы знаете? (грызть ногти, жевать жвачку, курение,
алкоголь и наркотики)
Какие вредные привычки разрушают здоровье?
14. Просмотр отрывка из м/ф «Как медведь трубку курил» (по произведению С.Михалкова).
Как же нужно себя не любить, чтобы так себя травить. И даже сильный и крепкий
медведь, который начал курить трубку тоже сильно заболел.
IV. Закрепление изученного материала
1.Чтение текста по учебнику на с.157.
2. Ответы на опросы «Проверь себя» на с. 159.
Как вредные привычки вы знаете?
Как научиться сказать «Нет!». Сделайте вывод.
Расскажите о вреде курения. (Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым.
Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это никотин, угарный газ и
табачные смолы. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 –
лошадь. Дышать табачным дымом вредно для вашего здоровья).
Нарушает работу всего организма и употребление спиртных напитков. Даже несколько
глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление. Но самыми пагубными для
человека являются наркотики.
3. Релаксация. Отработка практических навыков по снятию нервного напряжения.
1). Беседа.
Кто из вас посещает кружки, секции связанные с движением? Замечательно!
А вы знаете, что физические упражнения помогают справиться с плохим настроением.
А можно ли улучшить настроение? Вот несколько простых способов.
2) Игра «Моя мимика». Здоровьесберегающая технология. Технология обучения в
сотрудничестве.
а). Игра «Любимая игрушка». Возьми свою любимую игрушку (учитель достаёт
спрятанную игрушку, прижимает к себе), посади её рядом или перед собой и расскажи ей
всёвсё о своём плохом настроении: кто тебя обидел, кто тебя не понял. Увидите, на
душе станет легче, спокойней
б). Игра «Зеркало». Встань перед зеркалом (к зеркалу выходит один из желающих
учеников), посмотри на себя унылого, грустного, тоскливого и потому несчастного и
некрасивого. А теперь улыбнись и весело подмигни себе. Скажи себе добрые, ласковые
слова (Ах, якакой…)
3). Технология игрового обучения «Зеркало». Работа в парах.
А теперь каждый из вас будет «зеркалом» для другого. (Дети поворачиваются лицом друг
к другу. Определяют, кто будет первым, кто вторым. Улыбаются и подмигивают друг
другу).
XV. Подведение итогов урока
Вот мы и построили Дом Здорового образа жизни. Самые вредные, самые страшные, и я бы назвала их болезнью, это курение,
употребление спиртного и наркотиков. Все они оказывают разрушительное воздействие на
организм человека, и избавиться от них можно только с помощью врачей. Учёные
подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.
Стареет человек, стареет сердце.
(Слайд 28)
VI. Оценивание учащихся.
Самооценка.
Взаимооценка.
VII. Домашнее задание.
1. Чтение и анализ текста по учебнику стр.150153 – 2 группа.
2.Нарисовать запрещающие знаки к правилам ЗОЖ. – 1 группа
VIII. Рефлексия.
Что мы выяснили во время строительства Дома здоровья?
Я понял, что ……
Я хочу, чтобы ….
Я не буду …..
Я узнал ……
Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о
физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям,
к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
Запомните волшебные слова:
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
Улыбнитесь друг другу,
И скажите добрые слова.
Какой сделаем вывод? ( Если все будут вести здоровый образ жизни, то в нашем
государстве будет здоровое общество людей и все будут жить долго!)
(Слайды 29,30,31)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Здоровый образ жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.