Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
14.03.2019
Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"
Данный конспект урока разработан по УМК "Перспектива" для учащихся второго класса. Урок проводится в форме путешествия с применением современных педегогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, игровая технология. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, диалоговое взаимодействие, практический. Формы работы на уроке: фронтальная, групплвая, индивидуальная. Данный материал урока подходит для любого УМК.
урок.docx
МБОУ «ЧЕРНЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»                                                                                            УМК «Начальная школа 21  века» Бадрутдинова Марина Анатольевна учитель начальных классов, 1 квалификационная категория Тема: «Золотое кольцо России» Класс: 2 Цели урока:  Образовательная:  ­ сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него. Развивающая:  ­ способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора; ­ развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения; ­   развивать   наблюдательность,   внимание,   воображение,   мышление,   память, связную речь; ­ формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя. Воспитательная: ­ способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов. Тип урока: первичное предъявление новых знаний Форма урока: урок­путешествие Оборудование:  мультимедийная  презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат   на   партах,   а   большие   фотографии   прикреплены   к   доске),   конверты разного   цвета   с   заданиями,   маршрутные   листы,   листки   для   заметок,   веер, чемоданчик, воздушный шарик.                               Планируемые результаты Личностные:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране. Предметные:   обучающиеся   узнают,   какие   города   входят   в   Золотое   кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо». Метапредметные: Регулятивные:  развитие   мотивов   учебной   деятельности;   развитие   умения удерживать   цель   деятельности   до   получения   её   результата;   осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности. Познавательные:  формирование   умения   выявлять   особенности   и   сходства разных объектов в процессе их рассматривания. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной  форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков  сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности Используемые на уроке современные педагогические технологии: ­   здоровьесберегающие   технологии   (эмоциональное   воздействие   на   детей, физкультминутка),  ­ ИКТ, ­   проблемное   обучение   (проблемная   ситуация   с   удивлением,   проблемные вопросы),  ­ игровая технология.  Методы обучения: ­   частично­поисковые,   проблемный   (направлены   на   мотивацию   учебной деятельности);   учащиеся   сравнивали,   анализировали,   соотносили   результат выполненного действия с поставленной проблемой; ­   объяснительно­иллюстративный   (организация   и   осуществление   учебно­ познавательной деятельности); ­   репродуктивный   (воспроизведение   чего­либо   по   образцу   или   по   памяти;  в активной   форме   ученики   самостоятельно   определяют,   выбирают   алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);  ­ беседа, диалоговое взаимодействие; ­ практические (самостоятельная работа с карточками­заданиями). Организационные формы урока: фронтальная, групповая  (класс разделён на  группы по 5­6 человек) I. Ориентировочно­мотивационный этап урока Ход урока 1. Положительный настрой на урок. ­Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. ­ я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением; ­ я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками; ­ хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга; ­ пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других; ­повернитесь лицом к нашим гостям и подарите улыбкой частичку своего  хорошего настроения. Вот и состоялось наше знакомство. А так как я пришла к вам в гости, а в гости с  пустыми руками не приходят, я принесла конфеты. Попрошу каждого подойти и взять по конфетке.  (дети подходят, выбирают конфетку и в зависимости от выбранной конфетки  объединяются в группы по 5 человек. Должно получиться 5 групп) Думаю теперь можно начать работу. 2. Актуализация знаний ­ Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?  (В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком) ­ А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?    (Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать) Путешествоват ь  –  карточку со  словом прикрепить на доску  ­ А зачем люди путешествуют? 3. Самоопределение к деятельности ­ Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике? ­ Что я держу в руках?  (Показать проволоку) ­ А что можно с ней сделать?  (Дать проволоку каждой группе обучающихся) ­ Ребята, а что я сделала из проволоки?  (Показать окружность) ­ На каком уроке мы встречаемся с окружностью?  (На уроках математики) ­ Окружность – это  что…  ( Геометрическая фигура) ­ Как ещё можно сказать, что это?   (Это кольцо)  Кольц о  –  карточку со  словом прикрепить на доску  ­   А   что   такое   кольцо?    (Это   окружность,   круглая   рамка. Украшение, символ единства, сближения) ­ Из какого материала могут быть сделаны кольца?  (Из золота, серебра…) ­   Золотое   кольцо?   В   прямом   или   переносном   значении   употреблено   слово золотое? (В прямом) ­ А когда употребляем это слово в переносном значении? Золото е  –  карточку со  словом прикрепить на доску  ­ Составьте с данными словами предложение. ­   Кто   догадался,   куда   отправляемся   в   путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу) ­ Предположите, где находится Золотое кольцо?  (В России) Росси я    –  карточку со  словом прикрепить на доску  ­ Назовите тему урока.  Золотое кольцо России   –  карточку с темой  урока прикрепить на  доску  ­ Какова цель нашего путешествия? (Познакомиться   с   интересными   древними   русскими   городами   России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства) Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»   ­   карточки прикреплены на доске  обратной стороной   ­ Что вы знаете по этой теме?  (Открыть первую карточку «Знаю») ­ Что хотите узнать?  (Открыть вторую карточку «Хочу узнать») ­ На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ?    (Почему Золотое  кольцо?) ­   А   что   ещё   может   лежать   в   чемоданчике,   если   мы   с   вами   отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)                         Достать из чемоданчика карту (Приложение 1) ­ Зачем нам нужна карта?  (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие) Карту прикрепить на доску (большая) II. Операционно­исполнительский этап урока 1. Начало путешествия ­ Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми   мы   будем   работать   на   протяжении   всего   нашего   виртуального путешествия.   Но,   прежде   чем   отправиться   в   путешествие,   нам   необходимо подготовить информацию. Посмотрите на карту. Сколько городов мы должны посетить?( 5) ­Выберите капитанов команды (капитаны подходят ко мне и выбирают номер от 1­5;  1­ Сергиев Посад              2­Ростов              3­Ярославль              4­Кострома              5­Владимир Распределите,   кто   будет   писать   в   листке   для   заметок,   а   потом   необходимо будет донести информацию другим группам.               План. 1. Как называется город, о котором вы читали текст? 2. Где он расположен? 3. Кем он был основан? 4. Какие достопримечательности в нём есть? (учащиеся   работают   с   учебником   и   карточками   добывая   и записывая необходимую информацию) ­ На каком транспорте можно отправиться  в путешествие, чтобы полюбоваться красотой   городов   с   высоты   птичьего   полёта?  (Обучающиеся   перечисляют виды транспорта) ­ Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик) ­ Так на чём мы отправимся в путешествие?  (На воздушном шаре) ­ Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия) Физминутка       (учащиеся   надувают   воздушные   шары   и   под музыку   Мистер   Кредо   «Воздушный   шар»   повторяют   движения   за учителем) включаем музыку 1 куплет и припев ­Начинаем наше путешествие. ­Каждый   из   вас   слушая   другую   группу   в   листах   для   заметок   записывает информацию,   которую   он   запомнил   об   этом   городе.   А   в   конце   урока   мы подведём итоги. Помимо этого, по очереди вы должны будете нарисовать флажок на карте рядом с тем городом, в котором мы побываем. ­ Путешествие начинаем из сердца нашей   Родины. Откуда?   (Из Москвы) Слайд 2   (Презентация «Золотое кольцо России») ­ Где мы находимся?   (Мы находимся на Красной площади) ­   Посмотрите,   слева   Спасская   башня   с   курантами,   справа   –   храм   Василия Блаженного ­   Отметьте   пункт   отправления   на   маршрутных   листах.  (Обучающиеся   на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)  На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали  ­ Что мы напишем в листок путешествия? Вспомните своё заочное путешествие по Москве на прошлых уроках. ­ Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.  2.  Сергиев Посад      Слайд 3 ­   Из   Москвы   мы   отправляемся   на   северо­восток,   в   какой   город?    (Сергиев Посад) Выступает   группа   учащихся   с   сообщением   Сергиев   Посад  (   остальные группы слушают и записывают в листок для заметок достопримечательности)      Текст для 1 группы На северо –востоке от Москвы расположен город Сергиев Посад. Город  Сергиев Посад назван так в честь святого Сергия Радонежского. В 14 веке два  брата решили стать отшельниками. В глухом лесу, неподалеку от города  Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не  выдержал уединения и вернулся домой. А второй ­ Сергий, прозванный  Радонежским, остался. Вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с  таким святым человеком. Прошло много лет и у Сергия появились соседи­ монахи. Он основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где  живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою  жизнь служению Богу. Этот монастырь называется Троице­Сергиева Лавра.  Лавра означает главный, самый важный монастырь. Лавра окружена мощной  каменной стеной с 11 башнями.  ­   Найдите   на   карте   этот   город,   отметьте   флажком. маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали   (Обучающиеся   в ­ Вам захотелось погулять по территории Троице­Сергиевой лавры? ­   Мне,   ребята,   тоже.   Особенно   зайти   в   Успенский   собор.     Это   пятиглавая церковь находится в центре лавры.  Посмотрите, какая красота! ­ Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся) 3. Ростов    Слайд 4 ­ Отправляемся дальше в город …    (Ростов) Вторая группа учащихся выступает с сообщением       Карточка с информацией для 2 группы Город Ростов один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние  времена его называли Великим. Он известен уже с 862 года. Этот город  основан указом императрицы Елизаветы Петровны. Самая замечательная  часть города – Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным  звоном и известны по всему миру. – В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Это очень  красивые эмалевые украшения – броши, серьги, браслеты. Их делают уже  несколько столетий.  ­   Посмотрите,   ребята,   а   мы   здесь   не   одни.   Кто­то   ещё   любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их.  (Все машут рукой) ­ Ростов – один из самых древних   городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами? ­   Правильно,   видны   многочисленные   купола   церквей,   колокола   которых славятся   мелодичным   звоном   и   известны   по   всему   миру.   Каждый   из   13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.           ­ Вы хотите послушать знаменитый  звон Ростовских колоколов? ­ Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол. (Звучит Ростовский колокольный звон)  После звона Слайд 5 –   В   Ростове   мы   обязательно   полюбуемся   ростовской   финифтью.   Это   очень красивые   эмалевые   украшения   –   броши,   серьги,   браслеты.   Их   делают   уже несколько столетий ­ Отметьте город в маршрутном листе.  (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали  Запишите в листок для заметок ­ Пора отправляться нам дальше. 4. Ярославль   Слайд 6 Третья группа выступает с сообщением.             Карточка с информацией для 3 группы.   Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге с 1010 года. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города   мы   увидим   памятник   Фёдору   Григорьевичу   Волкову.   Этот замечательный  человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот   простой   по   формам,   строгий   и   торжественный   храм   с   пятью   широко поставленными главами.                          Слайд 7 ­   Кто   уже   догадался,   что   будет   являться   одним   из   украшений   города Ярославля?  (Обучающиеся называют  Церковь Ильи Пророка) ­   Трудно   не   заметить   в   центре   города   Церковь   Ильи   Пророка.   Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Отметьте   флажком   этот   город. отмечают флажком город, в котором они побывали)  (Обучающиеся   в   маршрутном   листе На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали  ­ Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле.  5. Кострома  Слайд 8 Выступление учащихся четвёртой группы. Карточка с информацией для 4 группы учащихся. В состав Золотого кольца входит город на Волге ­ Кострома.  Это город  основан в 12 веке, основателем считают князя Юрия Долгорукого. Этот город называют текстильным городом. С давних времён здесь делали льняные ткани  и ткали весёлые, нарядные ситцы. Город знаменит  Ипатьевским монастырём. Если   посмотреть   на   город   сверху,   можно   заметить,   что   улицы расположены   в   виде  –веера.   Существует   легенда,   что   когда   императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. ­ Вам захотелось побродить по улицам города? ­ Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято­Троицкий Ипатьевский монастырь. ­ Вам нравится он? ­ Что привлекло ваше внимание? ­ Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.  Слайд 9     ­ Какая существует легенда о городе Костроме? Раскрыть веер ­   Отметьте   этот   город.  (Обучающиеся   в   маршрутном   листе   отмечают флажком город, в котором они побывали) На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали  ­ Делаем заметки. 6. Владимир  Слайд 10 (Город Владимир) Выступление учащихся пятой группы. Информация для учащихся пятой группы Многие учёные считают, что городу Владимиру уже более тысячи лет.Его  основал князь Владимир Мономах. Красивый город Владимир стоит на  высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – Золотые ворота. Величественный Успенский собор долгое время был главным собором Руси. Пять позолоченных куполов Успенского собора видны издалека. Слайд 11 ­   Это   ещё   одна   жемчужина   Золотого   кольца.   Его   основал   князь   Владимир Мономах.  . Замечательный памятник старины – Золотые ворота. Слайд 12 ­ Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.  ­ Отметьте его в маршрутном листе флажком.  (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали. Физминутка для глаз – Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Ваши руки тёплые.  Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете  усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте  себе. Что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза  свежим кислородом. Он сделает их более свежими и сильными. 4. Закрепление изученного материала Слайд 12 ­ Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где? ­ Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?   Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали ­ Так как расположены города?  ­ Назовите города нашего маршрута. Слайд13 ­   Все   города,   соединяясь   дорогами,     вы   правильно   заметили,   расположены своеобразным кольцом к северо­востоку от Москвы.  ­  Мы  побывали  в    некоторых  древних городах  Золотого кольца.  В  маршрут входят и другие города Переславль­Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.  ­ Вы продолжите знакомство  с ними на следующих уроках. 5. Рефлексивно­оценочный этап урока ­ Так  почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?  ­ В каком значении употреблено слово золотое  в прямом или переносном? ­ Города украшают нашу Родину. Маршрут   назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.  2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»   ­   на доске ­   Поработаем   теперь   с   карточкой   «Узнал»      (Открыть   третью   карточку «Узнал») ­ Что нового для себя вы узнали на уроке?   (Ответы обучающихся) 6.. Тест «Золотое кольцо России» 1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского… А)Сергиев Посад Б)Углич В)Ростов  2. В какой город приезжают послушать колокольный перезвон?  А) Ростов Б )Углич В)Переславль­Залесский 3. В каком городе находится главный монастырь России ­ Сергиева Лавра? А) Переславль­Залесский Б)Сергиев Посад В)Ростов 5. Какой город славится своей финифтью?  А )Углич Б)Ростов В)Сергиев Посад  Выставление оценок 3. Рефлексия ­ Вам понравилось наше путешествие? – Раскрой ладонь левой руки и мысленно положи на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Потом возьми свою правую ладонь и положи в неё всё то, что ты сегодня узнал и получил от своих друзей, учителя. Соедини  ладони. Это клад знаний, твоих знаний. Береги его. ­ Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом? ­ Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе? 6. Подведение итогов ­  Каким было наше путешествие? ­ Где мы с вами виртуально побывали? ­ Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый   город   Золотого   кольца   блистает   своей   богатой   историей   и достопримечательностями,   а   вместе   составляют   сокровищницу   русской культуры. Золотое кольцо – гордость России. ­ Вот и подошёл к концу наш урок­путешествие по Золотому кольцу России.  Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо! 7. Домашнее задание  ­ Ребята, а что вам захотелось сделать дома?  ­ Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?  ­ Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе? ­   А   кто   захотел   рассказать   родителям   о   своих   впечатлениях   от   нашего путешествия? Дифференцированное домашнее задание

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019