Учитель |
Соболева Ирина Дмитриевна |
Место работы |
МБОУ «Центр образования №29» |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
1 |
Тема и номер урока в теме |
«Растительноядные и хищные животные на Земле»;1урок по теме « Становление человека» |
Программа |
УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» |
Цель урока
|
Формировать у обучающихся представление о видах животных по типу питания, уметь приводить примеры хищных и растительноядных животных, научиться выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. Обсудить правил поведения с незнакомыми животными. Создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять как основы познавательной активности младших школьников. Формировать УУД: Личностные: - создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения. Регулятивные: - формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Познавательные: - понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы. Коммуникативные: - использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
|
Формы работы, используемые на уроке |
фронтальная, работа в парах, индивидуальная |
Основные понятия |
Растительноядные животные, хищники, всеядные |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Используемые технологии |
Технология деятельностного метода |
Используемые ЭОР |
презентация Microsoft Power Point |
Ресурсы: основные и дополнительные |
Учебник «Окружающий мир 1 класс» (2часть) Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; карточки для работы в парах, индивидуальные листы самооценки, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация урока. |
Структура урока |
1. Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Повторение) 3. Целеполагание (Планирование работы) 4.Открытие новых знаний. 5.Применение нового знания 6.Включение нового знания в систему знаний (Закрепление). 7.Рефлексия деятельности (Подведение итогов). |
Этапы урока |
1 Мотивация к учебной деятельности 2 Актуализация знаний 3 Введение в тему урока 4. Формулирование темы урока, постановка цели 5. Открытие нового знания 6. Применение нового знания 7.Включение в систему знаний и повторение 8 Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
Планируемые результаты |
Предметные: уметь распределять животных по способу питания, с опорой на признаки во внешнем строении Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Растительноядные и хищные животные на Земле».
Этапы урока |
Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
|
УУД |
|||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
|
Слайд 1 На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.
– Что мы сейчас повторили? – Для чего нам нужно соблюдать эти правила? (Правила поведения на уроке. Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.)
Слайд 2
– Девизом нашего урока будут слова «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». – Значит, мы …– … ( открываем что-то новое (новое знание).
– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги?
Слайд 3
( Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новое знание; применяем новое знание.)
-У вас на партах листы самооценки, где вы будете фиксировать свою работу на каждом этапе урока.
|
Объяснить, для чего нужно выполнять эти правила .
Определить тип урока.
Проговорить последовательность действий на уроке.
|
Проговаривают стихотворение.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
|
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
|
II. Актуализация знаний (7мин.). Цель: моделирование ситуаций по делению животных на группы
|
Слайд 4
-Итак, первое, что мы должны сделать, вспомнить то, что важно для урока: - Перед вами на слайдах даны различные животные (лось, волк, белка, рысь, заяц, лиса, бобер, акула, филин) - Как животных можно распределить по группам?
(Доска - памятка «Правила работы в паре») 1.Внимательно прочитай задание, выполни самостоятельно 2.Выслушать мнение работающего с тобой в паре 3. Найти общее решение. 4. Оцени свою работу
Могут быть предложены следующие варианты: 1)по группам животных (птицы – звери); 2)по среде обитания ( лес - водоем) (Могут быть предложены другие способы классификации) - Оцените свою работу в листах самооценки. |
Выявляет уровень знаний обучающихся
Организует работу в парах
. Все способы деления животных на группы фиксирует на доске.
Организует оценивание работы.
|
Выполняют задания. Работа в парах
Проговаривают правила работы в парах.
Объясняют, как выполнили задания
Оценивают свою работу в листах самооценки |
Ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).
|
|
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (5 мин.). Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога. |
- Давайте вспомним, без чего не могут жить животные? (Без воздуха, пищи, воды) -Чем животные питаются? - Почему львы не едят траву, а любят мясо? Как вы думаете, можно ли всех животных разбить на другие группы? - Что будет принципом деления? |
Подводит к названию темы и цели урока
.
Организует выявление места затруднения |
С помощью учителя определяют тип урока
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД).
|
|
IV. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин.). Цель: – организовать формулировку темы, цели урока.
|
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Слайд 6
Тема: Растительноядные и хищные животные
- Какова наша цель?
Цель: научиться сравнивать хищников и растительноядных животных
-- Над каким умением будем работать?
- Умением различать животных по способу питания
|
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Фиксирует умение на доске. |
Сформулировать тему урока, определить цель.
|
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
|
|
V. Открытие нового знания (5 мин.). Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы через подводящий от проблемы диалог.
-организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Физминутка (упражнения для укрепления мышц спины) |
_Какой наш следующий шаг? ( Открывать новые знания)
-Наметим наш план действий 1. Совместно с учителем найдём способ разделения животных на группы 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Упражнение в новом действии
- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель) Слайд 8
- Опираясь на житейские представления, распознайте растительноядных животных и хищников: коза, корова, лошадь, лиса, волк, тигр) -. Чем же питаются животные каждой группы? (Листьями, стеблями, ветками, зернами, семенами, орехами, плодами, мясом, т. е. растениями и мясом).
-Можно ли по внешнему виду и поведению узнать, чем питаются? (У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; Хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением. У растительноядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; растительноядные хорошо бегают, прячутся, у них хороший слух и зрение)
– Какое новое знание мы открыли?
(Мы узнали, как можно по внешним признакам определить принадлежность к группе: хищники или травоядные.)
-Оцените себя на данном этапе работы |
Организует составление совместного плана действий
Подводит детей к выводу о внешнем различии животных в зависимости от питания |
Проговорить последовательность действий на уроке.
.
Работа с учебником стр.12-13, работа с рисунками
Оценивают себя в листах самооценки.
|
Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД). |
|
VI. Применение нового знания (16 мин.). Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать самопроверку; – организовать самооценку
Физминутка (упражнения для глаз)
VII. Включение в систему знаний и повторение Цели: - организовать повторение умений. -проверка усвоенного материала, осознание того, что необходимо усвоить |
– Какой наш следующий шаг?
( Применяем новое знание.)
-Угадайте, о каких животных эти загадки? 1.Стройный, быстрый, (растительноядное).
2.Дружбу водит он с лисой, Слайд 10 (хищник)
3.Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь Этот зверь – лесной …..(медведь) Слайд 11
(Медведь - растительноядное. - Медведь - хищник. - Медведь и хищник, и растительноядное животное.)
-Так в какую же группу отнесём медведя, мнения разделились. Предлагаю прочитать рассказ, на полях делая пометы, маркировки: ! – уже знал; + - новое; ? – не понял, возник вопрос Медведи. Есть бурые и белые медведи. Белые полярные медведи живут на Севере, они большие, у них железные мышцы. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, теплой шерстью. Они отлично плавают в ледяной воде, ныряют. У них отличный слух и зрение. Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками. Белый медведь занесен в Красную книгу, так как из-за охоты их осталось мало на Земле. Бурых медведей много разновидностей, и живут они в различных местах на Земле: в Европе, Азии и Северной Америке. Любят жить в лесу, недалеко от рек. Медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками. Они готовы терпеть укусы различных пчёл, лишь бы добраться до мёда., мелких грызунов и ящериц. - О чём вы прочитали? Расскажите соседу по парте. -Что из прочитанного вы уже знали? -Что вас заинтересовало, вызвало вопрос? Какая информация для вас явилась новой? -В какую группу можно отнести медведя по способу питания? Почему? (И в одну, и в другую) -Животные, употребляющие как растительную, так и мясную пищу, называются всеядными. -Каких животных к ним ещё можно отнести? (К ним можно отнести е белок, ежей, кабанов…) - Какие же группы по способу питания вы можете назвать?
– Проверьте по образцу свои знания Слайд №12 ( По способу питания животные делятся: на растительноядных, хищников и всеядных)
-Оцените себя
Игра- «Третий лишний» 1.Растительноядные животные питаются: - Растениями; - Другими животными; - Растениями и другими животными. 2. Какая группа животных относится к растительноядным? - Волки, кабаны, лисы; - Лоси, тюлени, киты; - Коровы, бегемоты, жирафы. 3. Какие птицы относятся к хищным? - Воробей, синичка, голубь; - Фазан, сова, курица; - Орёл, ласточка, филин. 4. К хищным животным относятся представители: - Только из класса млекопитающих - Из класса млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и др. - Только из класса млекопитающих и рыб.
- Оцените себя
|
Проговорить последовательность действий на уроке
Организует фронтальную работу.
Устанавливает осознанность восприятия. Руководит первичным обобщением.
Следит за правильным соотнесением животных к группе по способу питания.
Создает проблемную ситуацию.
Выработка критериев.
Контролирует выполнение заданий.
Организует самостоятельную работу
Организует работу в паре
Контролирует выполнение заданий
Проводит игру, проверяет ответы |
Находят общих признаков и различий.
Выполняют самопроверку
Решение проблемы
Выполняют задание под руководством учителя на карточках
Чтение рассказа о медведе, выполняя маркировки
Анализируют прочтенный материал
Повторяют выводы по новому материалу урока
Оценивают себя в листах самооценки
Определяют верный ответ при помощи сигнальных карточек – светофора.
Оценивают себя в листах самооценки
|
Проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (Регулятивные УУД).
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом карточки (Коммуникативные УУД)
Учиться постановке и решению проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. ( Познавательные: УУД)
Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; (Регулятивные: УУД)
Уметь высказывать своё предположение на основе изученного материала (Коммуникативные УУД)
|
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
– Какая тема урока была? .(Растительноядные и хищные животные на Земле)
– Какое новое знание открыли? (Знание внешних отличительных признаков разных групп животных) - Какую цель ставили на урок? (Научиться определять группу животных по способу питания.) - Что вас удивило или о чём бы ты хотел ещё узнать? -Подведите итог работы по листам самооценки: у кого высокий и выше среднего результат, достиг цели урока, а остальные ставят цель индивидуально, на следующем уроке научиться ......тому, что не получилось сегодня на уроке.
|
Зафиксировать новое содержания урока.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует самооценку учебной деятельности
|
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в листах
|
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД). |
|
XI. Творческое задание к следующему уроку( для желающих) (2 мин.). Цель: – поощрять выполнение творческих заданий учащимися |
-Предлагаю по результатам листов самооценки выбрать дифференцированное задание на дом: 1)- определить группу домашних животных по способу питания: 2)- найти у домашних животных признаки их принадлежности в определенной группе питания; зарисовать или описать их. |
Организует подбор заданий по теме
|
Выбирают задание. |
Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД) |
Приложение 1
Лист самооценки. |
|
Умения |
оценка |
Умение группировать животных |
|
Умение определять группу животных по внешним признакам |
|
Умение создавать группы животных по способу питания |
|
Умение применять полученные знания в заданиях на повторение |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.