Конспект урока по окружающему миру по теме: «Древний мир – рождение первых цивилизаций»
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Древний мир – рождение первых цивилизаций»

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
4 кл
24.03.2017
Конспект урока по окружающему миру  по теме: «Древний мир – рождение первых цивилизаций»
Конспект урока по окружающему миру.docx

Конспект урока по окружающему миру

по теме:

«Древний мир – рождение первых цивилизаций»

(УМК «Школа 2100»)

 

Разработчик Мусинова О.В. – учитель, учитель, начальных классов МАОУ «СОШ № 35,

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Метод обучения: проблемно-диалогический

 

Цели:

 

образовательные:

·         научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории – на примере Древнего мира;

·         научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

 

воспитательные :

·         воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе.

 

формирующие УУД:

регулятивные УУД:

·         определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

·         работать по коллективно составленному плану

·         высказывать своё предположение;

коммуникативные:

·         оформлять свои мысли в устной форме;

·         слушать и понимать речь других;

познавательные:

·         ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

·         находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию полученную на уроке;

личностные:

·         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с терминами,.

У каждого набор кругов трёх цветов(зелёный, жёлтый, красный) для самооценки. Зелёный – доволен своими результатами; жёлтый – есть затруднения; красный – не доволен своими результатами.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

момент

-Прозвенел звонок и позвал нас на урок.

- Улыбнитесь своему соседу, пожмите друг другу руки, скажите друг другу хорошие слова.

 

II. Актуализация знаний, сообщение темы

-Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

-Скажите, а где вы побывали на прошлом уроке?

(слайд 2)

-Что интересного вы узнали об этой эпохе?

 

Откройте учебник на стр. 46, посмотрите на «Реку времени».

- Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

- Какая это по счёту эпоха?

- Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

 

- Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества.

(Слайд 3)

- Тема урока: «Древний мир – рождение первых цивилизаций».

(Слайд 4)

 

 

 

 

-Мы побывали в первобытном мире.

 

 

 

- Высказывания детей.

 

 

 

- В эпоху Древнего мира?

 

 

- Это вторая историческая эпоха.

 

- 3век до нашей эры – 4 век нашей эры (запись на доске).

 

III. Постановка проблемы.

- Ребята посмотрите на предметы, которые пришли к нам на урок.

(Слайд 5)

- Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

 

- Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

 

- У нас получилось несколько версий. Какой возникает вопрос?

 

- Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

 

- А вам бы хотелось узнать, что это были за изобретения и остались ли они в современном мире?

 

- Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

(Слайд 6)

 

 

 

 

- Да, постоянно.

 

 

-Ребята высказывают свои предположения.

 

 

- Кто из нас прав.

 

 

 

- Да, могли. 

 

- Конечно, хотелось.

 

 

 

- Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор.

IV. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультпауза.

- Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

 

- Давайте вспомним, что такое Древний мир?

 

- Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в  первобытном мире? 

 

 

- Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? 

 

- А каких знаний нам для этого не хватает?

 

Таким образом, нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?

 

- Давайте занесём наши ответы в таблицу «Знаем. Не знаем».

(Слайд 7 по щелчку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Высказывание детей.

 

 

- Вторая эпоха всемирной истории.

 

 

- Нет, например, алфавит нужен для письма, первобытные люди не знали письменности.

Ребята высказывают свои мнения. 

 

- Какие из этих предметов появились в эпоху Древнего мира?

 

 

- Мы не знаем пока об эпохе Древнего мира пока ничего.

 

 

 

 

 

 

Знаем

Не знаем.

Для чего служат цифры

 календарь, ча

сы, буквы.

 

Древний мир-

вторая эпоха

всемирной истории.

 

Чем отличается

эпоха Дренего ми-

ра от эпохи перво -

бытного мира?

 

Какие  предметы могли появиться в

эпоху Древнего мира.

 

 

V. Поиск решения. Открытие нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ответим на первый вопрос.

- Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

 

- Прочитайте ещё раз тему урока.

(Слайд 8)

- Все ли слова вам понятны?

-  Где будем искать помощь?

- Откройте учебник на стр. 53. Внизу есть рисунок «Переход от первобытного общества к цивилизации».

- Сейчас вы поработаете в группах.

- Вспомним правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ, опираясь на план.

(Слайд 9) 

 

 

- Попробуйте, глядя на рисунок, вспомнив о том, что говорили ребята, назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. 

 

- Продолжите мою мысль: «В государстве есть…

- Проверим.

(Слайд 10)

- В форме чего изображена сиреневая линия на рисунке-схеме?

 

- Обсудите в паре и попробуйте дать определение «цивилизации», закончив фразу.

(Слайд 11)

 

- Давайте проверим наши предположения по учебнику с.53

( 2 абзац)

- Так что же такое цивилизация?

(Слайд 12)

- Итак, в эпоху Древнего мира появляются – города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Физкультпауза.

 - Рассмотрим карту с.55-54

(Слайд 13)

 Её название. Легенду.

-Что обозначено на карте широкой розовой линией?

 

- Что находится за пределами этой границы?

 

- Какой мир обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

 

- Какой вывод можно сделать?

 

- Вернёмся к нашей таблице «Знаем. Не знаем».

Что не знали, а теперь вы знаете?

 

 

- Но у слова «цивилизация» есть ещё одно определение.

- Обратимся ещё раз к карте на стр. 53-54.

(Слайд 15)

- Что отмечено разными цветами на карте?

 

- Какие цивилизации расположены в Европе?

 

- Назовите цивилизации Древнего Востока?

 

- Где именно располагалась каждая древняя цивилизация?

 

 

 

 

 

- Сейчас вы поработаете в паре.

 Вам надо будет внимательно рассмотреть иллюстрации, которые размещены вокруг карты  и стрелкой соединить  цивилизацию  с памятником архитектуры, которым она прославилась.

 

- Похожи ли архитектурные сооружения между собой?

 

- Почему?

 

 

- Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций.

(Слайды 16,17)

Что можете сказать об одежде?

 

- Сравните письменность

(Слайд 18,19)

- Какой можно сделать вывод?

 

 

- Мы сравнили с вами архитектурные памятники, одежду, письменность. И к какому выводу пришли?

(Слайд 20,21)

 

- Давайте попробуем дать второе определение слову «цивилизация».

Закончите фразу.

(Слайд 22)

- Где проверим наши предположения?

- Читают про себя стр. 53 (3 абзац)

 

- Вернемся к нашей таблице «Знаем. Не знаем»

- Что же вы узнали?

 

 

 

- На какой вопрос колонки не знаем мы не ответили?

 

 

- Хватает ли нам знаний, чтобы ответить  на этот вопрос? Куда обращаемся?

- Рассмотрите таблицу на стр.56.

-Как она называется?

 

- Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

(учитель дополняет:

- Древний Египет – Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звёздное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили сутки на 24 часа, час – на 60 мин.,а минуту на – 60 сек. Так была создана система счёта времени, которой мы сейчас пользуемся.

Древняя Индия. Учёные впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2…9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир лёгкими изящными тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция – Эллада. В её приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян – латынь знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др.В наших календарях название месяцев происходят от имён римских богов или императоров(март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)

 - А эпоху Древнего мира идёт ли развитие технике?

 

- Что же появилось в Древнем мире?

 

Вернёмся к нашей таблице.

(Слайд 26)

- Ответили на второй вопрос?

(Слайд 27)

 

- Какой был  главный вопрос нашего урока?

(Слайд 28)

 

- Мы получили ответ на него? Докажите.

 

 

- Высказывания детей.

 

 

 

- Непонятно слово «цивилизации».

- В учебнике.

 

 

 

 

 

-В группе должен быть организатор обсуждения.

- Каждый может высказать свою версию решения.

- Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.

-Каждая версия обсуждается в группе.

-В группе принимается общее решение.

- Представитель группы защищает принятое общее решение перед классом.

 

 

 

- Представители групп рассказываю свои рассказы.

 

 

- Появляются города, государство, письменность.

 

 

 

 

 

- Правитель, армия, налоги.

 

 

- В форме ступеньке.

 

 

- Высказывают свои версии.

 

 

 

 

 

 

 

-Новая, более высокая ступень развития человечества.

 

 

 

 

 

 

 

- Это границ цивилизованного мира.

 

- Мир первобытных людей.

 

 

- Мир первобытных племён обширнее.

 

 

- На планете существует два мира одновременно.

 

 

- Цивилизация – новая ступень развития человечества.

(Слайд 14)

 

 

 

 

 

- На карте разными цветами обозначены Древние цивилизации.

 

- Древний Рим, Древняя Греция.

 

 

- Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

 

- Цивилизация Древней Европы разместилась по берегам Средиземного моря.

- Цивилизации Древнего Востока – по берегам рек: Нил, Ефрат, Тигр, Инда, Хуанхе, Янцзы.

 

- Ребята проверяют правильность выполненного задания.

 

 

 

 

 

 

- Нет, не похожи.

 

 

- Страны ведь различны, значит и культура различна.

 

 

 

 

- Одежда тоже разная.

 

 

 

- В каждой стране своя письменность.

 

- Видимо у каждой цивилизации была своя особая культура.

 

 

 

- Ребята высказывают свои мнения.

 

 

 

- В учебнике.

 

- Мы были правы.

(Слайд 23)

 

 

- Мы знаем, что цивилизации  - это разные страны со своей особой культурой.

(Слайд 24)

 

- Какие из представленных предметов: календарь, цифры, буквы, часы появились в эпоху Древнего мира.

 

 

 

 

- «Изобретения цивилизаций Древнего мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да идёт, доказательство тому таблица на стр. 57

 

- Ребята перечисляют изобретения Древнего мира.

 

 

- Да, календарь, часы, буквы, цифры – предметы Древнего мира.

 

-  Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор.

 

- Высказывания ребят.

VI.Применение знаний.

- Пришло время, ребята, применить все добытые вами знания и выполнить самостоятельно В тетради стр.38 № 2.

 

- Проверим.

(Слайд 29)

(Большая часть ребят выполнило задание без ошибок)

 

VII.Рефлексия.

- Нашли вы ответ на главный вопрос урока?

- Что интересного узнали на уроке?

- Ребята, мне очень хочется, чтобы

вы прочитали слова  писателя Рудольса Итса, задумались и высказали свою точку зрения.

(Слайд 30).

- Пришло время оценить вашу работу.

- У каждого набор кругов трёх цветов(зелёный, жёлтый, красный) для самооценки. Зелёный – доволен своими результатами; жёлтый – есть затруднения; красный – не доволен своими результатами.

 

- Высказывания ребят.

 

- Высказывания ребят.

Домашнее задание

-Выполнить задание в тетради по выбору.

- Найти ответ на вопрос : «А помнят ли современные люди события времён Древнего мира».

 

 


 

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Древний мир – рождение первых цивилизаций» (УМК «Школа 2100»)

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Древний мир – рождение первых цивилизаций» (УМК «Школа 2100»)

Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Физкультпауза. - Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? -

Физкультпауза. - Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? -

V . Поиск решения. Открытие нового

V . Поиск решения. Открытие нового

Ответим на первый вопрос. -

Ответим на первый вопрос. -

Слайды 16,17) Что можете сказать об одежде? -

Слайды 16,17) Что можете сказать об одежде? -

Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления

Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления

У каждого набор кругов трёх цветов(зелёный, жёлтый, красный) для самооценки

У каждого набор кругов трёх цветов(зелёный, жёлтый, красный) для самооценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017