Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
31.03.2019
Урок по окружающему миру "Россия — Родина твоя"
Задачи:
• подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;
• способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;
• работать над развитием речи;
• воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
Оборудование:
• Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса. М.: Вентана – Граф, 2005г. (Начальная школа 21 века)
• Рисунки неба, земной поверхности, солнца, туч, березы, славянского поселения, нападение кочевников на славянский поселок.
• Символы государства: флаг, герб, гимн.
• Портреты президента России, первого русского князя Рюрика, князя Олега, князя Игоря, княгини Ольги.
• Репродукция картины И.И.Левитана “ Вечерний звон” и др.
Урок по окружающему миру Россия - Родина твоя.doc
Урок по окружающему миру "Россия — Родина твоя"
Задачи:
подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные
формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;
способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;
работать над развитием речи;
воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
Оборудование:
Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса. М.: Вентана – Граф, 2005г.
(Начальная школа 21 века)
Рисунки неба, земной поверхности, солнца, туч, березы, славянского поселения,
нападение кочевников на славянский поселок.
Символы государства: флаг, герб, гимн.
Портреты президента России, первого русского князя Рюрика, князя Олега, князя
Игоря, княгини Ольги.
Репродукция картины И.И.Левитана “ Вечерний звон” и др.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою
любовь к родной земле, и совершим путешествие в прошлое нашей страны.
3. Работа по теме.
У нас над головой общая крыша голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная
поверхность. У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий
водопровод
дождевые
тучи.
Ученик читает стихотворение Е.Серова “Мой дом”.
снежные
это
и
–
У меня есть родной
Удивительный дом.
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок
Голубой – голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин! Хорошо, что я в доме
Живу не один.
На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь
живут наши близкие и друзья. Как называется это место? (Родина)
Как называется наша страна?
Значит кто мы? (Россияне)
Во главе нашей страны стоит президент. Назовите его.
Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг. На прошлом уроке мы подробно о
них говорили. А теперь проверим ваши знания.
Что изображено на гербе Российской Федерации?
Какие цвета изображены на гербе нашей страны? Назовите их в порядке расположения
сверху вниз. Что обозначает каждый цвет?
Молодцы!
Что обозначает это загадочное слово Русь? Короткое в один слог всего! а какое
просторное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Что такое Русь? Послушайте, что об этом пишет Сергей Романовский.
(Ученик читает текст)
“Русь это страна, где много рек и озёр, а русский это человек, живущий у воды. Есть у
слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от
живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди
говорят постаринному. Почти так же, как тысяча лет назад. Тихо – смирно я жил в такой
деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна както внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у
самой голос подрагивает от радости:
Цветочекто погибал, я его вынесла на русь он и зацвел!
На русь? – ахнул я.
На русь, подтвердила хозяйка.
На русь?!
На русь.
Что такое русь? Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый
парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слезы из глаз от радости.
Русь светлое место?
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!
Учитель. Как автор объясняет слово Русь?
Молодцы! Посмотрите, ребята, у всех мальчиков нашего класса русые волосы и многих
девочек тоже. Русые, т.е. светлые.
4. Физкультминутка.
Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелёным степям, а
теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к
речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём в славянском поселении
вот под этой берёзкой.
5. Рассказ учителя.
Заглянем в прошлое и побываем в славянском поселении. Жили славяне небольшими
поселками. Строили деревянные дома на высоком берегу реки и огораживали их со всех
сторон высоким забором, чтобы враги не могли проникнуть туда. Все жители были заняты
делом: кто пахал землю, кто ловил рыбу, кто пас скотину; женщины пряли и ткали лен,
шили одежду.
Во главе всех стоял вождь – самый мудрый человек, которого все уважали и слушали. И
все было бы хорошо, если бы не люди, живущие в степях, которые не работали, а жили тем,
что грабили у славян все, что у них было. Нападали ночью, с криками. Врывались в дома,
выгоняли скот, брали с собой молодых парней и девушек, продавали их в рабство в другие
страны. Жили славяне в постоянном страхе, и страх заставлял их объединяться. Во главе
такого объединения стоял старейшина князь. Но князья не могли жить дружно, в мире, не
хотели делить богатство и власть. Тогда славянский народ решил: “Поищем себе князя,
который наведет порядок на нашей земле”. И пошли они в другую страну Скандинавию, где
жили люди, которые славились своим умом, терпением и умением хорошо воевать. Так
первым русским князем стал Рюрик. Он привел своё войско и стал княжить. После него
князем стал Олег.
(Рассказывает ученик)
По преданию князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много разных
земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их
правителями оставлял своих дружинников. Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник
(предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. Больше он не садился на
этого коня, но конюху приказал хорошо заботиться о нем. Както, раз через много лет
вспомнил князь о своем любимце, но узнал, что он мертв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь
наступил на череп коня и засмеялся: “Не от этой ли кости умереть мне?”
Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.
Олег был храбрый князь, и народ очень любил его и жалел, когда он умер.
Учитель. После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика.
(Рассказывает ученик)
Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него
княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. А после смерти
Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.
Отличался этот князь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян
(живших в лесах, постаринному – деревах). Игоревы дружинники отбирали у них мед,
кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но все князю было мало. Тогда решили древляне убить
Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и
сделали.
Учитель. После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. Как она это
делала, прочитайте самостоятельно на странице 111 .
6. Самостоятельная работа.
Учитель. Как княгиня отомстила славянам за смерть мужа?
О том, как развивалось русское государство дальше, вы узнаете в третьем классе.
Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле.
А как человек может передавать свои чувства к Родине? (свои трудом, заботой о
благополучии Родины.)
Как вы думаете, как передают свою любовь к Родине поэты?
Кто из вас знает такие стихи? Прочтите.
(Дети читают стихи: И.Никитин “Русь”, С.Прокофьев “Родина”, Ф.Савинов
“Родина” и др.)
А как художник может показать свою любовь к родной земле?
Правильно. Посмотрите на эти картины, которые написал И. Левитан почти 150 лет назад.
Его называли грустным художником. А грустен он был потому, что уж очень не веселая жизнь была у него. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго!
Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это
так, до тебя никто не умел. Понятно, что на всё надо много времени.
У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он
часто был голоден, ходил в старой и рваной одежде и в башмаках с оторвавшейся
подошвой, а тёплой одежды вообще не имел. Представьте, как он замерзал в холодные
зимние дни…
В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто
оставался ночевать в своем училище. Устраивался под лавкой и старался забиться
подальше, чтобы его не заметил и не выгнал сторож. Да, трудно пришлось Грустному
художнику, но нищета, голод, унижения не убили в Левитане любовь к Родине.
Он создал около тысячи картин за свою короткую жизнь. Он спешил жить и работать, писал
картины днем и ночью, хотел передать нам красоту окружающего нас мира и, конечно,
свою любовь к русской земле.
(Учитель показывает картину И.Левитана “ Вечерний звон”)
Давайте представим, что мы сидим на берегу этой речки, слышим звон колоколов церкви.
Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина. И.Левитан назвал свою картину
“Вечерний звон”.
А можно ли говорить о том, что космонавт, шахтер, хлебороб тоже любят свою отчизну?
7. Обобщение.
Вставь нужные слова.
Родина.
Каждый человек _________ свою Родину. Он старается, чтобы его страна была
_____________, поэтому хорошо ________________. Гражданин _____________ свою
Родину от врагов.
(Слова для справок: защищать, любить, трудиться, богатая).
Итак, ребята, каждый уважающий себя человек не может быть равнодушен к Родине.
Прочитайте стихи.
Кроме матери родной,
Нету матери на свете,
Кроме Родины – иной
Нет родной земли на свете.
Согласны ли вы с этим утверждением? Россия – наша богатая Родина. Наш родной край – часть Родины. От труда людей в
разных краях России, от отношения к Родине зависят ее богатство и счастье.
8. Итог урока.
Чему вас научил этот урок? Что стало понятным? В чем вы еще не разобрались до конца?
9. Домашнее задание. Подобрать пословицы о Родине.
Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.