Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
31.03.2019
Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Урок по окружающему миру "Россия — Родина твоя" Задачи: • подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми; • способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства; • работать над развитием речи; • воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины. Оборудование: • Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса. М.: Вентана – Граф, 2005г. (Начальная школа 21 века) • Рисунки неба, земной поверхности, солнца, туч, березы, славянского поселения, нападение кочевников на славянский поселок. • Символы государства: флаг, герб, гимн. • Портреты президента России, первого русского князя Рюрика, князя Олега, князя Игоря, княгини Ольги. • Репродукция картины И.И.Левитана “ Вечерний звон” и др.
Урок по окружающему миру Россия - Родина твоя.doc
Урок по окружающему миру "Россия — Родина твоя"  Задачи:      подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные  формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми; способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства; работать над развитием речи; воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины. Оборудование:   Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса. М.: Вентана – Граф, 2005г.   (Начальная школа 21 века) Рисунки неба, земной поверхности, солнца, туч, березы, славянского поселения,  нападение кочевников на славянский поселок.  Символы государства: флаг, герб, гимн.  Портреты президента России, первого русского князя Рюрика, князя Олега, князя  Игоря, княгини Ольги.  Репродукция картины И.И.Левитана “ Вечерний звон” и др.  Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. ­ Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, и совершим путешествие в прошлое нашей страны. 3. Работа по теме. У нас над головой общая крыша ­ голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность.   У   нас   на   всех   одна   лампа   и   печка   –   ласковое   солнышко.   У   нас   общий водопровод дождевые тучи. Ученик читает стихотворение Е.Серова “Мой дом”. снежные это и   –           У меня есть родной  Удивительный дом. Нет стены ни одной В этом доме моем. Только есть потолок ­  Голубой – голубой, Только много дорог –  Знай, шагай по любой! Очень дом мой огромен – От песков и до льдин! Хорошо, что я в доме  Живу не один. ­ На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья. Как называется это место? (Родина) ­ Как называется наша страна?  ­ Значит кто мы? (Россияне) ­ Во главе нашей страны стоит президент. Назовите его. ­ Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг. На прошлом уроке мы подробно о них говорили. А теперь проверим ваши знания. ­ Что изображено на гербе Российской Федерации? ­ Какие цвета изображены на гербе нашей страны? Назовите их в порядке расположения сверху вниз. Что обозначает каждый цвет? ­ Молодцы! ­ Что обозначает это загадочное слово Русь? Короткое ­ в один слог всего! ­ а какое просторное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Русь. Русские. Россия. Россияне. Что такое Русь? Послушайте, что об этом пишет Сергей Романовский. (Ученик читает текст) “Русь ­ это страна, где много рек и озёр, а русский ­ это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по­старинному. Почти так же, как тысяча лет назад. Тихо – смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как­то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: ­ Цветочек­то погибал, я его вынесла на русь ­ он и зацвел! ­ На русь? – ахнул я. ­ На русь, ­ подтвердила хозяйка. ­ На русь?! ­ На русь. ­ Что такое русь? ­ Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли никогда? Я слова вымолвить не могу.  У меня слезы из глаз от радости. Русь ­ светлое место?  Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Учитель. ­ Как автор объясняет слово Русь? ­ Молодцы! Посмотрите, ребята, у всех мальчиков нашего класса русые волосы и многих девочек тоже. Русые, т.е. светлые. 4. Физкультминутка. ­ Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём в славянском поселении вот под этой берёзкой. 5. Рассказ учителя. ­ Заглянем в прошлое и побываем в славянском поселении. Жили славяне небольшими поселками. Строили деревянные дома на высоком берегу реки и огораживали их со всех сторон высоким забором, чтобы враги не могли проникнуть туда. Все жители были заняты делом: кто пахал землю, кто ловил рыбу, кто пас скотину; женщины пряли и ткали лен, шили одежду. Во главе всех стоял вождь – самый мудрый человек, которого все уважали и слушали. И все было бы хорошо, если бы не люди, живущие в степях, которые не работали, а жили тем, что грабили у славян все, что у них было. Нападали ночью, с криками. Врывались в дома, выгоняли скот, брали с собой молодых парней и девушек, продавали их в рабство в другие страны. Жили славяне в постоянном страхе, и страх заставлял их объединяться. Во главе такого объединения стоял старейшина ­ князь. Но князья не могли жить дружно, в мире, не хотели делить богатство и власть. Тогда славянский народ решил: “Поищем себе князя, который наведет порядок на нашей земле”. И пошли они в другую страну Скандинавию, где жили люди, которые славились своим умом, терпением и умением хорошо воевать. Так первым русским князем стал Рюрик. Он привел своё войско и стал княжить. После него князем стал Олег. (Рассказывает ученик)  ­ По преданию князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много разных земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников. Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают,  будто нагадал  ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. Больше он не садился на этого коня, но конюху приказал хорошо заботиться о нем. Как­то, раз через много лет вспомнил князь о своем любимце, но узнал, что он мертв.  Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: “Не от этой ли кости умереть мне?”  Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер. Олег был храбрый князь, и народ очень любил его и жалел, когда он умер. Учитель. ­ После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика.  (Рассказывает ученик) ­ Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. А после смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем. Отличался этот князь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян (живших в лесах, по­старинному – деревах). Игоревы дружинники отбирали у них мед, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но все князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря,  чтобы   освободиться   от  непосильной   дани   и   наказать   князя   за   жадность.   Так   и сделали. Учитель. ­ После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. Как она это делала, прочитайте самостоятельно на странице 111 . 6. Самостоятельная работа. Учитель. ­ Как княгиня отомстила славянам за смерть мужа?  ­ О том, как развивалось русское государство дальше, вы узнаете в третьем классе. Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле. А   как   человек   может   передавать   свои   чувства   к   Родине?     (свои   трудом,   заботой   о благополучии Родины.) ­ Как вы думаете, как передают свою любовь к Родине поэты? ­ Кто из вас знает такие стихи? Прочтите. (Дети   читают   стихи:   И.Никитин   “Русь”,   С.Прокофьев   “Родина”,   Ф.Савинов “Родина” и др.) ­ А как художник может показать свою любовь к родной земле? ­ Правильно. Посмотрите на эти картины, которые написал И. Левитан почти 150 лет назад. Его называли грустным художником. А грустен он был потому, что уж очень не ­ веселая жизнь была у него. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это так, до тебя никто не умел. Понятно, что на всё надо много времени. У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто   был   голоден,   ходил   в   старой   и   рваной   одежде   и   в   башмаках   с   оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды вообще не имел. Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни… В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался   ночевать   в   своем   училище.   Устраивался   под   лавкой   и   старался   забиться подальше,  чтобы его  не заметил  и  не выгнал  сторож. Да, трудно пришлось  Грустному художнику, но нищета, голод, унижения не убили в Левитане любовь к Родине. Он создал около тысячи картин за свою короткую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины днем и ночью, хотел передать нам красоту окружающего нас мира и, конечно, свою любовь к русской земле.  (Учитель показывает картину И.Левитана “ Вечерний звон”) ­ Давайте представим, что мы сидим на берегу этой речки, слышим звон колоколов церкви. Вечереет.   Вокруг   тишина   и   покой.   Это   наша   Родина.   И.Левитан   назвал   свою   картину “Вечерний звон”. А можно ли говорить о том, что космонавт, шахтер, хлебороб тоже любят свою отчизну? 7. Обобщение. ­ Вставь нужные слова. Родина. Каждый   человек   _________   свою   Родину.   Он   старается,   чтобы   его   страна   была _____________,  поэтому   хорошо   ________________.  Гражданин   _____________   свою Родину от врагов. (Слова для справок: защищать, любить, трудиться, богатая). ­ Итак, ребята, каждый уважающий себя человек не может быть равнодушен к Родине. Прочитайте стихи. Кроме матери родной, Нету матери на свете,  Кроме Родины – иной  Нет родной земли на свете. ­ Согласны ли вы с этим утверждением? ­ Россия – наша богатая Родина. Наш родной край – часть Родины. От труда людей в разных краях России, от отношения к Родине зависят ее богатство и счастье. 8. Итог урока. ­ Чему вас научил этот урок? Что стало понятным? В чем вы еще не разобрались до конца? 9. Домашнее задание. Подобрать пословицы о Родине.

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Россия -Родина твоя" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019