КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру в 1 классе "Что общего у деревьев, кустарников и трав"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
17.02.2018
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно- следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Конспект урока по окружающему миру.doc
КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру в 1 классе
ТЕМА: Что общего у деревьев, кустарников и трав
Цель: выяснить общие признаки для всех растений, черты сходства и отличия травянистых растений,
кустарников и деревьев.
Задачи:
1. Познакомить с термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена),
выяснить значимость каждой части растения.
2. Развивать внимание, память, речевые умения.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для учителя:
Компьютер, проектор, экран, презентация
Для ученика: иллюстрации растений, раздаточный материал
Организационный момент.
ХОД УРОКА.
I.
II. Сообщение темы урока.
Рассмотрите рисунки. Какой рисунок «лишний»?
(Лишнее – дерево, т.к. все остальные предметы относятся к группе «Животные», а дерево это растение)
СЛАЙД 1
Можно ли растения отнести к живой природе? Докажите.
Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)
Что дает свет и тепло? (Солнце)
Солнце это живая или неживая природа?
Зачем растению свет и тепло?
Откуда растения берут воду? (Из почвы)
Значит, растения связаны с почвенной влагой.
А для чего растениям ветер?
Вода и ветер это живая или неживая природа?
ВЫВОД: ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.
Практическая работа в парах.
(учащиеся составляют из разрезанных частей целые растения, определяют название каждой группы.)
По какому принципу вы разделили иллюстрации? Давайте проверим, что у вас получилось. Докажите,
что это деревья, кустарники, травянистые растения.
Давайте, сравним свою работу с работой ваших товарищей. Одинаковы ли у вас с ними растения?
Какие группы растений вы знаете?
Мишу попросили распределить растения на группы. Вот, что у него получилось. Обсудите с соседом,
есть ли ошибки:
ДЕРЕВЬЯ
Дуб
Шиповник
Берёза
Прав ли Миша?
КУСТАРНИКИ
Малина
Крыжовник
Клён
ТРАВЫ
Ромашка
Подорожник
Банан
СЛАЙД 2 Банан часто по ошибке называют деревом. Но на самом деле – это большое травянистое растение с
мясистым, очень сочным стеблем, сложенным из черешков листьев, высотой от 6 до 7,5 метров,
отходящим от мясистого корневища.
Верно ли, что банан определён в 3 группу?
III. Изучение нового материала.
1. Из каких частей состоит человек?
А знаете ли вы, из каких частей состоит растение? (Да, нет дети дают разные ответы)
А хотите это узнать? (Да) это и будет ТЕМОЙ нашего урока.
Работа по учебнику (с.2021)
Рассмотри рисунок на стр.20. Какое дерево изображено? (Яблоня) Опишите внешний вид, что вы
знаете об этом растении.
Какие части яблони показаны в увеличенном виде?( яблоко, листья, цветы, корень, ствол)
Какой кустарник изображён? (чёрная смородина) Что вы про него знаете?
Назовите части этого растения (ягоды, листья, цветы, корни, стебли)
Какое травянистое растение изображено? (помидор)
Назовите части этого растения (помидор, листья, цветы, стебель, корень)
Посмотрите на травянистое растение и кустарник: что в их строении общего? Чем они отличаются?
(У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного твёрже, чем у
трав)
Сравним строение трав и кустарников со строением деревьев. В чём отличие в строении деревьев?
(Один ствол, толстый и твёрдый).
Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор? (это плоды)
Где образуются плоды? (плоды образуются на месте цветков)
Разрезать яблоко.
Что находится внутри каждого плода? (семена)
Правильный ли вывод сделала Маша, считая, что корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена –
всё это части растений? (Правильно)
Что общего у трав, кустарников и деревьев?
ВЫВОД: у всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена)
СЛАЙД 3
Физкультминутка
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно
Руку протяните
Яблоко сорвите
Стал ветер веточку качать
И трудно яблоко достать
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.
Ребята, а есть ли у растений такие части, которыми они отличаются друг от друга?
На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Я предлагаю вам игру «Узнай что это»
«У него есть листья». Вы можете сказать, о чём идёт речь?
«У этого растения есть зелёные листья и корень». Что это?
«У этого растения есть большой ствол, покрытый корой». Что это?
(дерево)
Какой из признаков вам помог узнать растение? Какие деревья вы знаете?
«У этого растения есть зелёные листья и корень». Догадались, о чём я вам сказала. «Есть плоды (ягоды)»
«От корня этого растения отходит несколько стволов, покрытых корой» (кустарник)
Какой из признаков нам помог узнать кустарник? Какие кустарники растут около нашего лицея?
А теперь посмотрите на иллюстрацию, попробуйте описать её. Какое это растение? (трава) Какой
из признаков помог нам узнать это растение?
СЛАЙДЫ 47
Каждая часть растения выполняет свою функцию. КОРНИ всасывают растворённые в почве
минеральные вещества, необходимые листьям, и воду; корни служат якорем для растения. СТЕБЕЛЬ не
только поддерживает цветок и листья, но и представляет из себя транспортную артерию, по которой с
одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой запасы пищи, образующиеся в
листьях в виде крахмала, движутся вниз и могут откладываться на будущее в основании стебля и в
корнях. ЛИСТ является фабрикой растения. Здесь углекислый газ, почвенная влага и солнечный свет
превращаются в крахмал, который идёт в другие части растения. ЦВЕТОК ,это часть растения,
обеспечивает появление нового поколения, благодаря чему виды растений, как и животных, существуют
тысячи лет.
Физминутка.
Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и
концентрации внимания младших школьников. Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки
вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в
стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры
ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не
должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от
медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное
положение – стоя у парты.
3. Работа в печатной тетради.
Какие растения здесь изображены?
Нарисуйте недостающие части растений.
Какие части вы дорисовали?
Назовите нарисованные части томата. Сколько их?
Укажите с помощью стрелок, как заполнить свободные клеточки рисунка томата.
Расскажите, что вы знаете об этих растениях.
Отметьте изображения тех растений, листья которых человек использует в пищу.
IV. Закрепление изученного.
ИГРА « Что это за дерево?»
Найдите изображение клёна.
Какой лист имеет сложную листовую пластину?
Что лишнее?
V. Итог урока.
Что нового узнали?
Что общего у трав, кустарников и деревьев?
Где образуются плоды?
Как вы думаете, сможет ли растение жить без какойлибо части?
ВЫВОД: все части растения важны. Это единый организм.
Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (не рвать, не ломать, ухаживать)
СЛАЙД 8 Какую роль играют растения в жизни человека? (очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь,
поднимают настроение). Теперь сами решайте, могли бы мы жить на Земле без растений? Конечно нет.
Нам нечего было бы есть и нечем было бы дышать. Скажем «спасибо» растениям, живущим на Земле!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отгадывание загадок(на доске появляются картинки отгадки)
а) Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых ней
Май сережки дарит ей. (Берёза)
б) Я из крошкибочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
в) В лугах сестрички
Золотой глазок, белые реснички (ромашка)
г) Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива)
д) Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти,
Дети, птицы и медведи (малина)
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ...
Растения нужно беречь
Игра "Как бы вы поступили?"
1. Мальчик сделал острый меч
И давай кустарник сечь
Да кричать:
"Я здесь храбрец!"
Вопросы классу:
Что, он вправду молодец?
Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?
Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?
Чем отличается куст от дерева?
2. Посмотрите на Захарку,
Он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только:
Ну, зачем цветов рвать столько?
Вопросы классу:
Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?
3. Деревья садят дети,
А две подружки эти
Глядят со стороны.
Стоят, не помогают
И деток убеждают:
" Деревья не нужны".
Нужны ли деревья людям?
Какие виды деревьев вы знаете? В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру в 1 классе "Что общего у деревьев, кустарников и трав"
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру в 1 классе "Что общего у деревьев, кустарников и трав"
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру в 1 классе "Что общего у деревьев, кустарников и трав"
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру в 1 классе "Что общего у деревьев, кустарников и трав"
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру в 1 классе "Что общего у деревьев, кустарников и трав"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.