Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
естествознание
3 кл
24.09.2019
Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"
Урок носит ярко выраженную экологическую направленность с применением интерактивных методов обучения. Урок проводится в форме заочного путешествия по водоёмам Красноярского края. Сопровождает детей в путешествии мальчик-Краевед. Он задаёт вопросы, выступает в роли проводника, даёт советы, объясняет значения слов, даёт творческие задания. Ребята выполняют практическую работу по карте по изучению рек, озер родного края. На занятии звучат стихотворения красноярских поэтов, красивая легенда о реке Ангаре, Енисее и озере Байкал. Проведение урока в такой форме делает его личностно-ориентированными, стимулирует познавательную активность учащихся, поддерживает интерес на протяжении всего урока, позволяет расширить знания детей, применять уже изученное в новой обстановке. Урок предполагает использование парной, индивидуальной и коллективной работы.
Водоемы Красноярского края.doc
Урок окружающего мира 3 класс Тема. Водоёмы Красноярского края Цели.  Актуализировать знания о частях реки, видах водоёмов и их различии; в результате практической работы познакомиться с основными водоёмами края, главной рекой – Енисеем; развивать познавательную активность,   мышление,   внимание,   умение   планировать   действия   по   поиску   решения   проблемы,   делать выводы, умение договариваться в паре; содействовать воспитанию любви к родному краю, желания беречь и охранять его природу. Ресурсы.  Физическая карта России, Красноярского края;   динамические схемы реки, озера. Иллюстрации Енисей, Ангара, озёра. Компьютерная презентация в POWER POINT «Енисей». Проект урока. I. Мотивация к деятельности. ­ Продолжаем путешествие по родному краю. Нас ждут новые открытия и новые знания. А какие они будут у каждого, зависит только от вас самих. А сопровождать нас в нашем путешествии будет старый   знакомый…(вывешиваю   рисунок   Краеведа)   Краевед   предлагает   вам   угадать   тему   нашего сегодняшнего исследования. Попробуем? II. Самоопределение к деятельности, постановка задач урока. ­ Ну, тогда в путь! ­   Какое,   по­вашему,   слово   лишнее:  (на   доске   на   карточках)  река,   море, дождь, озеро, океан? Дети. Лишнее слово дождь. Река, море, озеро, океан – это на земле, а дождь – это вода из атмосферы. Я хочу сказать точнее:  река, море, озеро, океан – это водоёмы, а дождь – осадки. Осадки питают эти водоёмы. И наоборот – вода испаряется с поверхности водоёмов, и потом идут дожди, снег. ­ ­ ­ ­ Учитель. Начало замечательное, по­моему, и  Краевед доволен. Догадались теперь о теме урока? Дети. Водоёмы. Учитель. А точнее – водоёмы нашего края (записывается название темы на доске). Мы узнаем, какие водоёмы есть в нашем крае, подробнее познакомимся с главной рекой края…(Енисеем). III. Практическая работа по карте. ­  Рассмотрите карту. Какие водоёмы есть на территории Красноярского края ? Дети (после работы в парах по карте)Реки, озёра, море на самом севере края. Учитель.  Реки – одно из главных богатств Красноярского края. Какие реки протекают по его территории? Дети. Енисей, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Пясина, Нижняя Таймыра, Хатанга. Учитель.   Конечно,   рек   на   территории   края   гораздо   больше,   но   вы   назвали   самые   крупные   из   них.   В Красноярском крае насчитывается примерно 204 тыс. рек, в том числе 116257 ­ непосредственно в бассейне Енисея, 29747 ­ в бассейне р. Пясины, 36931 ­ на территории  полуострова Таймыр и в бассейне других рек, впадающих в Карское море ( данные написаны на карточках, вывешиваются на доску). ­ В каком направлении текут реки?   Дети.   Все реки текут на север.  Потому что, уклон поверхности к северу.  Учитель. Да, все реки текут на север и относятся к бассейну Северно­Ледовитого океана.   А какие озёра  есть в нашем крае?  Дети.  Таймыр, Пясино, Лабаз, Шира, Учум. ­ И еще много других, названия которых на карте не указаны. ­ Они просто достаточно маленькие.  Учитель. Озёр в нашем крае тоже очень много. Они разные по площади, по глубине, по происхождению.  Всего насчитывается 2625 озёр. Особенно много озёр в какой части края? Дети. На севере, на полуострове Таймыр. ­ То есть, там, где мы живём. Учитель. Да, наш край озёрный. И самое крупное озеро Сибири после Байкала ­ Таймыр тоже расположено в нашей тундре. Его площадь   4,5   тысячи квадратных  километров, длина  250  километров.   Интересно, что, как и   в Байкал,   в   него втекает множество рек, а вытекает,   подобно Ангаре,   только одна ­ Нижняя Таймыра. Из других озер  можно назвать еще Пясино, Глубокое, Лама, Кета и Хантайское. ­ Итак, Краевед вас внимательно слушал, даже примолк что­то.  Какие же открытия вы сделали для себя? Дети. Красноярский край очень богат водоёмами. ­ На его территории много рек и озёр. ­ Все реки текут на север. ­ Самое большое озеро Сибири – Таймыр. Учитель. У  всезнающего Краеведа для вас новый вопрос. Внимание на экран. Смотрят два фрагмента с записью о реке и озере без звукового сопровождения 1­2 мин.    Учитель. В каком фрагменте увидели озеро, а в каком реку? После просмотра выполняют задания в паре. Один человек за закрытой доской. РЕКА      вода течёт             ОЗЕРО                 стоячая вода                 два берега                 со всех сторон суши                пресная вода ­ Каково же главное отличие озера от реки?   Дети. Вода в реке течёт, т. к. русло ­ не замкнутая площадь и имеет наклон. VI. Физминутка.    Звучит запись журчащей воды. ­ Сядьте удобно, закройте глазки, представьте, что вы маленький ручеек, который берёт начало высоко в горах и быстро несётся вниз. А по пути к нему присоединяются другие такие же ручейки. И вот вы вместе уже продолжаете путь. …Откройте глаза. Что почувствовали, когда были ручейком? V. Енисей Учитель. Вот так же от слияния двух рек, берущих начало из озера в Саянах Кара­Балык образуется могучая сибирская   река   Енисей.  (Учитель   открывает   запись   на   доске,   :   "Не   в   обиду   будь   сказано   ревнивым почитателям   Волги,   в   своей   жизни   я   не   видел   реки   великолепнее   Енисея.   Пускай   Волга   нарядная, скромная,   грустная   красавица,   зато   Енисей   могучий,   неистовый   богатырь,   который   не   знает,   куда девать свои силы и молодость.")     Так писал о великой сибирской реке Антон Павлович Чехов, увидевший Енисей возле Красноярска в 1890 году во время своей поездки на остров Сахалин.  ­ Найдите на карте место, где берёт начало Енисей. Как оно называется? Дети. Исток Учитель. Расположите на большой карте названия  остальных частей  реки. (На карточках: исток, русло, устье, левый берег, правый берег). ­  Итак, дайте определение каждому понятию.        (Дети дают определения) ­ Как определить левый и правый берег? Дети. Встать лицом по течению, справа – правый берег будет, слева – левый. Учитель. Вот наш гость уже встал по течению реки и хочет, чтобы вы назвали наиболее крупные  левые и правые притоки Енисея. Дети. Правые: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Курейка, Хантайка. Учитель.   Енисей ­ Иоанеси («большая вода») ­ так назвали Енисей первые обитатели эвенки, пришедшие на его берега. У пришедших из­за Урала русских казаков это название слегка видоизменилось и стало звучать, как Енисей. В таком виде оно и закрепилось в русском языке и на картах.             Самая многоводная река России. Был случай, когда в Енисей заплыл кит. Он поднимался вверх по реке, время от времени пуская фонтаны. Так проплыл морской гигант четыреста километров от Карского моря и наверняка поднялся бы еще выше, но бедняге не повезло: неудачно нырнув, он распорол себе брюхо об острые   камни.   Так   что   не   случайно   Енисей   зовут   братом   океана   —   такой   он   длинный   и   могучий, стремительный и бурный.           А теперь  наш неутомимый проводник Краевед приглашает нас в путешествие вниз по Енисею сначала на небольшой яхте, а потом в районе Красноярска пересядем на   комфортабельный теплоход.  Названия у него пока нет, но в конце путешествия вы должны придумать ему название.                 В верховьях река со всех сторон окружена горами, а в среднем и нижнем течении ее русло служит границей между низменной Западной Сибирью и Средне­Сибирским плоскогорьем. (Учитель показывает иллюстрации Енисея)          В Тувинской котловине, вырвавшись ненадолго из rop, Енисей временно успокаивается и разбивается на множество рукавов. Это место реки называют поэтому "Сорок Енисеев".          На выходе из котловины мощная река полукилометровой ширины вынуждена вновь пробиваться через Саяны.   Недаром   тувинцы   называли   эту   впадину   Хан­хо­Хан   ("Большой   мешок   с   маленькой   дыркой"). Высокий скалистый хребет Западного Саяна оставляет Енисею лишь одну узкую щель.                   Раньше вся она представляла собой цепь порогов, на которых река сужалась порой до семидесяти метров. Особенно грозным был Большой порог, расположенный в самом конце ущелья. Сейчас на выходе из гор   построена   двухсотметровая   плотина   Саянской   ГЭС,   и   весь   бурный   участок   верхнего   Енисея   стал водохранилищем.   Ниже плотины река выходит в Минусинскую котловину, где ее по обоим берегам окружают привольные абаканские степи. Русло Енисея опять ветвится, появляются острова, а впадающие слева и справа притоки все добавляют воды в широкий и глубокий поток. Ниже   города   Абакана   снова   начинается   широкая   гладь   водохранилища,   на   этот   раз Красноярской   ГЭС,   после   которого   на   правом   берегу   появляются   огромные   скалы причудливого   облика,   то   выглядывающие   из   зеленого   моря   тайги,   то   подступающие   к самому берегу. Это знаменитые  Красноярские  Столбы  один из интереснейших  уголков Сибири.  В низовьях этой великой сибирской реки берега видны с борта теплохода только в бинокль, и то с трудом.   Столбы — это последний западный форпост Восточного Саяна. Миновав   устье   Кана,   Енисей   устремляется   на   север,   собирая   по   дороге   воды   многочисленных   новых притоков и становясь поистине богатырской водной артерией. Причем основную долю в ее "снабжение" вносят правые притоки.   Самый   мощный   из   этих   притоков   —   вытекающая   из   Байкала   Ангара,   впадая   в Енисей,   сразу   удваивает   количество   воды   в   и   без   того   могучем   потоке, разливающемся в ширину порою на четыре километра. Ангара ­ на бурятском языке от корня "анга" слова: ангай, ангара, ангагар, ангархай ­ одинаково   означают   "разинутый",   "открытый",   "раскрытый",   "зияющий",   а   также   расселина,   ущелье, промоина. Долины реки у ее истока, напоминающем расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала. Впервые название "Ангара" упоминается в ХIII веке.    Общая длина Ангары 1826 км.  Галя.   А   мы   в   этом   году   были   на   Байкале   и   нам   на   экскурсии   рассказали   такую   легенду   об   Ангаре. (Рассказывает. Можно коллективно прочитать) Легенда Ангары  Давным­давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного  ему по силе и богатству, суровый был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и  затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.  Была у старика Байкала единственная дочь ­ Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. Очень любил ее отец ­ старик. Но строг был к ней и держал взаперти, в недоступных глубинах. Не давал ей старик даже наверх показаться. Часто­часто тосковала красавица Ангара, думая о воле...  Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея, села на один из утесов и стала рассказывать о житье­ бытье в привольных енисейских степях. Рассказывала она и о самом красавце Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушала этот разговор Ангара и загрустила...   Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца. Взмолилась Ангара:  Ой, вы тэнгеринские боги, Сжальтесь над пленной душой, Не будьте суровы и строги Ко мне окруженной скалой. Поймите, что юность в могилу Толкает запретом Байкал... О, дайте мне смелость и силу Раскрыть эти стены из скал. Узнал о ее мыслях Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько­горько заплакала. Умоляла старика не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже запрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами.  Пуще прежнего взывала Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы. Близилась свадебная ночь. Крепко спал старик Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. А ручейки все рыли и рыли. И вот проход готов. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся Байкал: что­то недоброе увидел   он   во   сне.   Соскочил   ­   и   испугался.   Кругом   шум,   треск.   Понял   он,   что   сбежала   невеста. Рассвирепел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятием бросил его в беглянку­ дочь.  Но поздно... Ангара была уже далеко.   А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаман­камень. Старик Байкал мечтает до сих пор догнать беглянку, и если Шаман­камень сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив на пути все своими водами.   Учитель.      Какая красивая легенда! Полюбовались красавицей Ангарой, пора дальше в путь.   От устья Ангары до впадения Подкаменной Тунгуски по правому берегу тянутся высокие лесистые утесы Енисейского кряжа. В нескольких местах его скалы стесняют реку, образуя новые пороги. Прорвавшись   через   самый   опасный   из   них   Осиновский   порог,   Енисей   окончательно   успокаивается   и неторопливо бежит к океану.  ­ Теперь рассказ о Енисее, о его обитателях продолжит Серёжа Шалимов. Они вместе с мамой сделали компьютерную презентацию. (Просмотр видеопрезентации. Пояснительный текст читает Серёжа) Серёжа. Если у вас возникли вопросы, я могу на них ответить. (Дети задают вопросы). Учитель (продолжает).   А в  низовьях, после Дудинки, берега порой исчезают вовсе. И не мудрено: ведь ширина Енисея здесь превышает двадцать километров!  А от Дудинки всего 80 км на автомобиле и мы дома, в Норильске. Вот   он   какой   Енисей:   …   (дети   добавляют:   великий,   могучий,   непокорный,   огромный,   многоликий, красивый). А путешествие наше закончилось. ­ Какие ещё открытия для себя сделали? Дети. Енисей – самая многоводная река России. ­ Берёт начало от слияния двух рек в горах Саянах. ­ В верховьях Енисей течёт между гор, он бурный, стремительный, а в среднем и нижнем течении спокойный. ­ Самый большой приток Енисея – Н. Тунгуска. ­ В устье Енисея стоит крупный город­порт Дудинка. ­  В водах Енисея водятся разные рыбы. ­ Это сиг, чир, муксун, царь­рыба – осётр, омуль, щука и другие. VI. Озёра Таймыра. 1. Работа с картой. Учитель. Назовите озёра Таймырского полуострова. 2.Рассказ учителя об особенностях озер Таймыра. (Происхождение: ледниковые, тектонические; влияние вечной мерзлоты; питание) 3.Сообщения учащихся ­ топономика – названия рек и озер Таймыра. Таймыр – щедрый, обильный; Лама – красивый; Ергалах (Дерraлах) ­ озеро, где водится рыба дерга(с долганского); Алыкель(Алы­кель)­ красивое озеро (с долганского);  н Пясина – река черного камня (река без дров). о VII. Итог.        Кроссворд  «Воды Таймыра» По вертикали: р 2.Река, исток реки Пясина. и е 3. Река, впадающая в море Лаптевых. л е 4. Озеро на Таймыре тектонического происхождения. ь 5. Один из истоков реки Хатанга. 6. Нагорье, с которого берут начало многие реки Таймыра. По горизонтали: 1.Крупнейшее озеро тундры. 2.Что сформировало многие озерные и речные котловины на Таймыре 10 тысяч лет назад. 3.Самая полноводная река России. 4.Река и озеро одноименного названия. 5.Основное питание рек Таймыра.                    4 г й м ы р х а т а н г а х е т а л а а с д н и н о е к а я и с е о в т к л й я п т о р а н ы 5                                                                              6                                                                                                                 ку                   ­  Что же интересного о своём крае узнали на уроке?   Учитель. В древние времена   человек был ближе к природе, поклонялся ей. Старый эвенк, прежде чем срубить старую берёзу для костра просил у неё прощение за то, что губит её по необходимости. И если бы сегодня люди так же уважительно относились к природе, не было бы загрязнённых рек, озёр, вырубленных лесов, вырванных с корнем растений. Нам довелось жить недалеко от Енисея, так давайте же всё сделаем для того, чтобы никогда не обмелели его воды и не померкла красота, которой восхищались великие русские поэты и художники. Ученик.  Без тебя не найти мне покоя,  Ты любви моей первой сильней. Снова думою, сердцем, строкою Возвращаюсь к тебе, Енисей. Снова вижу и пену в порогах, II медлительных чаек полет. И зовет меня снова в дорогу Вечный голос твой, ветер широт. ( К. Лисовский)

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру "Водоёмы Красноярского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2019