Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема « Дружба» Технологии: личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход. Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества. Задачи: - показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в общественной жизни; -развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями; -развивать навыки сотрудничества со сверстниками; -воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. Планируемые результаты: Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Предметные: Формирование понятий «друг», «дружба». Становление внутренней установки личности поступать согласно совести. Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; анализировать свои мнения, черты характера, собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; прогнозировать последствия поступков; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. Формы и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации.
Иконка файла материала moy_urok_orkse.doc
Разработка  урока  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») на тему «Дружба» Выполнила   учитель   начальных   классов     ООШ   с.Рассвет   филиала   МОБУ СОШ№2 с.Буздяк  Гизатуллина Гульназ Радиковна, 89649550517.Тема « Дружба» Технологии: личностно­ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая,  деятельностный подход. Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества. Задачи:  ­   показать   ценность   и   необходимость   дружбы,   важность   друзей   в общественной жизни; ­развивать   умение   анализировать   поступки   и   соотносить   их   со   своими,   с общими человеческими ценностями; ­развивать навыки сотрудничества со сверстниками; ­воспитывать   умения   сопереживать   людям,   проявлять   такие   качества характера, как тактичность, культура общения. Планируемые результаты:  Личностные: Развитие   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Предметные: Формирование понятий «друг», «дружба». Становление внутренней установки личности поступать согласно совести. Метапредметные: Овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности;   анализировать   свои   мнения,   черты   характера,   собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;  прогнозировать 2последствия   поступков;   умение   осуществлять   информационный   поиск   для выполнения   учебных   заданий;   овладение   логическими   действиями   анализа, синтеза,   сравнения,   обобщения,   построения   рассуждений,   отнесения   к известным   понятиям,   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. Формы и виды учебной деятельности   источниками информации.  :    беседа, самостоятельная работа с Ход урока 1.Организация класса ­ Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши  улыбки и, думаю , что сегодняшний день принесет нам всем радость общения  друг с другом. Успехов вам и удач!         2.      Проверка домашнего задания:             3. Введение в новую тему. ­Тему   урока,   о   которой   мы   будем   говорить   сегодня,   узнаете,   если внимательно прослушаете следующее стихотворение. Отрывок из стихотворения о дружбе Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, 3Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год... Если друг твой что­то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей — и белых, и цветных. Дружба ­ это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.        ­О чем это стихотворение? (ответы детей)        ­Как вы думаете, почему прозвучало именно это стихотворение? ( ответы  детей)        ­Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.          ­ А как вы понимаете, что такое дружба? (ответы детей) 44. Работа со словарём.   ­ А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре.         (Дружба ­ это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,             привязанности, общности интересов. По толковому словарю С.И.Ожегова.)   5. Работа с учебником  ­ Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. ­ Какие отношения существуют между людьми? Дружба ­ главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда ­ не беда, Если рядом друзья настоящие. ­ Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы  думаете, с чего начинается дружба? (Ответы детей) ­  Точно так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает ­ подпевайте. (Звучит песня «Улыбка». ) 6. Групповая работа На доске рисунок Цветика – семицветика.  ­   Цветок   пока   спит.   Давайте   поможем   ему   проснуться   и   раскрыть лепесточки.   Для   этого,   давайте   выберем   только   те   качества   человека, которые должны быть у настоящего друга. (Дети называют слово, лепесток открывается) (Доска: преданность, зависть, доверие, злость, умение уступать и слушать,  готовность помочь, честность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство,  уважение) ­ Какие качества вы бы ещё добавили? Почему? (Ответы детей)  ­ Почему не назвали другие слова? (Ответы детей)  ­ Почему распадается дружба? (Ответы детей) 5­ Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась? (Ответы детей) (Дети сами выводят правила, которые записываются на доске. ) Правила дружбы  Уступать.  Не бояться просить прощения, если обидел друга.  Не грубить. Не злиться.  Не жадничать.  Помогать другу.  Быть честным. 7. Физминутка(под песню «Дружба» группы «Барбарики») 8. Работа в парах. ­ О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои   мысли   и   поэты,   и   писатели,   и   ученые,   и   философы,   и   крестьяне,   и дворяне. Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.  ­Кто из вас знает пословицы или поговорки о дружбе. (Ответы детей) ­А сейчас мы разделимся на две группы и посмотрим, кто из Вас больше знает пословиц. Игра « Сложи пословицу» I группа 1)Крепкую дружбу и водой….     (… не разольешь). 2) Лучше хорошо поступить, чем…(…хорошо говорить). 3) Друзья познаются…(… в беде). 4) Не имей сто рублей, а…(… имей сто друзей.) 5) Нет друга – ищи, … (…а нашел – береги). 6) Один за всех … (… и все за одного). 7) Человек без друзей … (… что дерево, без корней). 6II группа 1) Вместе  тесно,… (… а  врозь  скучно). 2) Хороший  друг –… (…  отрада  для  души). 3) Дружбу  помни,… (…  а  злобу  забывай). 4) Будь  с  другом  и  в  горе,… (… и  в  радости). 5) Недруг  поддакивает, …( …  а  друг  спросит).  6) Старый  друг  … (… лучше  новых  двух). 7) Скажи  мне, кто  твой  друг,   … (… и  я  скажу, кто  ты). Проверка задания . ­Каждая группа выберите  одну  пословицу  и  объясните  её. ­Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба? ­  Ребята,   а  вы   знаете,  что   самое   главное   в  дружбе?  (Хранить   секреты   и помогать   друг   другу). Настоящая   дружба   ­   это   когда   можешь   рассказать человеку любые даже самые сокровенные тайны, и уверен, что кроме этого человека ни одна душа этого не узнает... и этот человек никогда не будет насмехаться над твоими ошибками... ­ Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга. ­ Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.   (Стихотворение читает подготовленный ученик). Друг поймет, и друг простит. Он поддержит, защитит. Будет рядом он всегда, Если вдруг придет беда, Будет рядом он сидеть, И в глаза твои глядеть. 7Скажет слова простые, Но зато родные. ­   Как   вы   считаете,   интереснее   жить   —   с   друзьями   или   без   друзей?   (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно). ­  А есть ли у вас друг? ( Ответы детей)  ­ А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья? Расскажите о них. (Добрые, веселые, умные и т. д.)  ­ Друг ­ это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга,  т. е. несет ответственность за другого. ­ Только ли с людьми можно дружить? (Ответы детей) ­ А может дружба распасться? А по каким причинам? (Ответы детей) ­ Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять, что нужно другому человеку. Дружба ­ это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»  Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.  8Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: ­ Дружи со мной. . . Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: ­ Но ты учти: Ты во всем должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: ­ Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной ­ Стану знаменита! Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: ­ Ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать ­ Дашь контрольную списать. 9А девчонки на дыбы! Говорят: ­ Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг. . . Напишу я объявленье: Срочно требуется друг! ­ Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?(Ответы детей) ­ Почему у девочки возникли проблемы с друзьями? (Ответы детей) 8. Обсуждение проблемных ситуаций с классом. – А сейчас, ребята, обсудим  ситуации: “Как бы я поступил?”. 1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его  списать. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним  дружить. 4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и  ты. 5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 6.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду 9. Итог урока. Ребята, обратите своё внимание на   доску. На доске изображено сердце, а ниже   список   слов. Это   слова,   обозначающие   качества,   необходимые   для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.     Предлагаю   Вам   заполнить   сердце   теми   словами,   которые   обозначают качества  необходимые  для дружбы. (Слова:  доброжелательность, грубость, доверчивость,   отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, внимательность, леность, щедрость, скупость,   уступчивость,   лживость,   терпимость, честность,   щедрость,   драчливость,   жадность,   бескорыстность,   зависть, 10ответственность,   подлость,   доброта,   эгоизм,   хвастовство,   вежливость, трусость, преданность). ­ Был ли наш классный час полезным для каждого из вас? ( Ответы детей)  ­О чём заставил задуматься? ( Ответы детей) (Раздаю   детям   вырезанные   из     бумаги   голубей.     Дети   дарят     голубей своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться).  10. Домашнее задание. Написать небольшой рассказ про своего друга 1112Список литературы 1. Учебник для общеобразовательных учреждений. Основы светской  этики. 4­5 классы. Москва «Просвещение», 2012 2. Агния Барто. Большая книга стихов. Издательство: Machaon, Азбука­ Аттикус. 2011г.  3. Н. Н. Дробинина    Классные часы. –М.: ВАКО, 2013 4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.  Издательство "Азъ", 1992. 13