Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +2
4 кл—5 кл
12.04.2018
ЦЕЛЬ: Проанализировать моральные и этические нормы, записанные в заповедях и предъявляемые к человеку в православной культуре.
ЗАДАЧИ:
• Воспитывающая: воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.
• Обучающая: ознакомление обучающихся с понятием «заповеди», определение ими своего ценностного отношения к миру, к окружающим людям, самому себе.
• Развивающая: развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся.
• Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость на примере Заповедей; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении;
• Предметные:
- раскрыть сущность понятия «заповедь»;
- развивать умения и навыки работы с учебником;
- учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме;
- развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения
• Метапредметные:
- формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению посредством библейских заповедей;
- формировать любовь и уважение к культуре своего народа через заповеди.
Методы и технологии обучения:
Методы: метод эмоционального погружения, метод дискуссий, эвристическая беседа, диалог – сравнение, исследовательский метод, метод обратной связи, деятельностные методы (викторина, творческая мастерская);
Технологии: технология диалогового взаимодействия: технология рефлексивного чтения, технология обсуждения проблем, использование информационно – коммуникационных технологий.
Формы работы: работа в паре, индивидуальная работа.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: заповедь, различение добра и зла, этика, блаженство, царство небесное, миротворец.
Тип урока: Изучение нового материала.Формирование у школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, установление духовной, творческой атмосферы в классе, развитие высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Заповеди.doc
Пояснительная записка
Тема: Заповеди
Количество часов: 1
ЦЕЛЬ: Проанализировать моральные и этические нормы, записанные в
заповедях и предъявляемые к человеку в православной культуре.
ЗАДАЧИ:
Воспитывающая: воспитание толерантности, уважения и чуткого
•
отношения друг к другу.
•
Обучающая: ознакомление учащихся с понятием «заповеди»,
определение ими своего ценностного отношения к миру, к окружающим
людям, самому себе.
•
Развивающая: развитие умения работать в группах, коммуникативной
компетенции учащихся.
•
Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально —
нравственную отзывчивость на примере Заповедей; выслушивать и принимать
точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах,
группах, коллективном обсуждении;
•
Предметные:
раскрыть сущность понятия «заповедь»;
развивать умения и навыки работы с учебником;
учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме;
развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения
Метапредметные:
•
формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению
посредством библейских заповедей;
формировать любовь и уважение к культуре своего народа через заповеди.
Методы и технологии обучения: Методы: метод эмоционального погружения, метод дискуссий, эвристическая
беседа, диалог – сравнение, исследовательский метод, метод обратной связи,
деятельностные методы (викторина, творческая мастерская);
Технологии:
технология диалогового взаимодействия:
технология
рефлексивного чтения, технология обсуждения проблем, использование
информационно – коммуникационных технологий.
Формы работы: работа в паре, индивидуальная работа.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстрацией,
самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном
диалоге, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие
задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: заповедь, различение добра и зла, этика,
блаженство, царство небесное, миротворец.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран для просмотра слайдов,
компьютер для воспроизведения диска с материалами урока, диск с
материалами урока, иллюстративный материал.
Используемый учебный материал:
1. Список специальной литературы для учителя:
•
книга для учителя по курсу «Основы религиозных культур и светской
этики» (справочные материалы для общеобразовательных учреждений под
редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошникова), Москва «Просвещение», 2010;
программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,
•
Москва «Просвещение», 2010;
учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль
•
«Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010;
учебнометодические материалы по курсу «Основы религиозных
•
культур и светской этики» (для системы повышения квалификации
работников образования);
2 материалы курсов по теме «Актуальные вопросы преподавания курса
•
«Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации».
2. Учебные пособия для учеников:
учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль
•
«Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010;
•
•
Ожегов. Толковый словарь русского языка;
Н.Будур. Православная вера. Москва «Олмапресс», 2002.
3. Видеоматериалы:
•
электронное приложение к учебному пособию «Основы православной
культуры»;
•
отрывок из м/ф «Сказка о Золотой рыбке».
Ожидаемые образовательные результаты: формирование у младшего
школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, установление
духовной, творческой атмосферы в классе, развитие высоконравственной
гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к
добродетелям и желания одолеть свои пороки.
3 Конспект урока:
I. Организационный момент.
Приветствие педагога. Слайд 1, 2
Мы пришли прожить на этом свете,
Что б законы Божьи выполнять,
Мы за все, что сделаем в ответе,
И за все придется отвечать.
Заповедей десять не нарушить,
Жизни испытания принять,
Голос совести стараться слушать,
И людей вокруг себя понять.
II. Введение в тему урока.
1. Учитель: Посмотрите отрывок из м/ф «Сказка о Золотой рыбке» (э/п).
Примерные вопросы:
•
•
•
•
Почему Золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Как вела себя старуха по отношению к старику, рыбке?
Каким в сказке представлен старик?
Какой в сказке представлена старуха?
В процессе беседы выйти на понятия «добро» и «зло».
2. Выдвижение гипотез (записываются на доске).
Учитель: Продолжите мою фразу:
Человек поступает плохо, если… Человек поступает хорошо, если…
обманывает не врет
ворует
не берет чужое
не уважает старших
убивает
уважает старших
уверен, что убивать нельзя
завидует
не завидует другим и т.д.
4 III. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.
Учитель: Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать
добро и зло, существуют заповеди. Тему нашего урока можно
сформулировать так: «Какие заповеди даны людям?».
Слайд 3, 4, 5 (Тема, цель, задачи урока)
Учитель: Как вы понимаете слово «заповеди»? (ответы детей + толковый
словарь).
IV. Изучение нового материала.
Педагог знакомит учащихся:
а) с понятием Библия в древнем греческом языке – это обычное слово, и
означает оно «книги» (от него произошло слово «библиотека»). Но если в
современных языках это слово пишется с большой буквы, то оно означает
одну, священную Книгу христиан. Слайд 6 9
б) С жизнью пророка Моисея. Слайд 10
Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии
(Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял
от Бога десять заповедей. В христианстве Моисей считается одним из
важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет,
так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет.Икона Моисея
входит в пророческий чин русского иконостаса.амять пророка Моисея
отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того,
чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел
на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был
знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах
(скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были
5 поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что
лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.
Работа со слайдами и иллюстрациями (из приложения: «Гора Синай», из
учебника «Моисей с заповедями на горе Синай»). Слайд 11
в) С историей возникновения Заповедей.
В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить, людям
приходилось переступать законы жизни. Через Заповеди Бог дал людям
правила, нормы поведения. Эти заповеди были даны пророку Моисею на горе
Синай. Слайд 12
Учитель: Давайте разберём понятие – заповедь. Вот как трактуется значение
слова Заповедь в словаре Ожегова:
Заповедь Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого
чегонибудь. Слайд 13 (Дети записывают понятие заповеди в тетради).
Ребята, существует 10 библейских заповедей, но мы познакомимся с вами
лишь с пятью заповедями. Они касаются отношений людей между собой.
Слайд 14
Заповедь № 1 (слово учителя). Слайд 15
Люби и слушайся ты маму с папой,
Тогда, сказал Господь,
Ты будешь долго жить.
Когда ты вырастешь
И взрослым станешь,
То будут дети и тебя любить.
Как вы думаете, ребята, о какой заповеди говорят эти строчки?
Почитай отца твоего и мать твою (записать в тетрадь). Слайд 16
Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое
почитание?
Ребята, давайте посмотри клип «Притча о маме». Слайд 17
6 Притча о маме
"За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: «Говорят, завтра меня
посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?»
Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о
тебе».
Ребенок задумался, затем сказал снова: «Здесь, на Небесах, я лишь пою и
смеюсь, этого достаточно мне для счастья».
Бог ответил: «Твой ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь
его любовь и будешь счастлив».
«Но как же я буду понимать людей, ведь я не знаю их языка? – спросил
ребенок, пристально глядя на Бога.
Бог улыбнулся и ответил: "Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные
и сладкие слова, которые ты когда либо услышишь, и спокойно и терпеливо
он научит тебя разговаривать"
– А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?»
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал: «Твой ангел сложит твои
руки вместе и научит тебя молиться».
Затем ребенок спросил: «Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит
меня?»
Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
Мне будет очень грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
Твой ангел расскажет тебе обо мне всё и покажет путь, как вернуться ко
мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент на Небесах царила тишина, но с Земли уже стали доноситься
голоса... и ребенок в спешке спросил:
Господь, прежде чем я покину тебя, скажи же мне, как зовут моего ангела?
Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама".
Краткое обсуждение клипа.
Заповедь № 2
7 Прослушивание песни «Раненная птица». Слайд 18
Какова основная мысль музыкального произведения?
Как вы думаете, как будет звучать следующая заповедь?
Не убивай. Слайд 19
Как вы думаете, почему Христос называет убийцей человека, который
смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого?
(Злобой, жестокими, несправедливыми словами.)
Заповедь № 3 (слово учителя). Слайд 20
Пусть у приятеля игрушки лучше,
Но ничего без спроса не бери.
Бог сам подарит то, что нужно,
Ты только помолись и попроси.
Ребята, о чем это стихотворение?
Вывод: Эта заповедь Не кради. Слайд 21
Заповедь № 4 (слово учителя). Слайд 22
Бог создал мужа и жену
И повелел Он им любить друг друга,
Не разрушать свою семью
И не искать другого друга.
Когда вы вырастете, дети,
То вспомните заветы эти.
Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких). Слайд 23
Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он
должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.
Прослушивание песни «Лебединая верность». Слайд 24
Привести пример про Петра и Февронию. Слайд 25
Заповедь № 5 (слово учителя). Слайд 26
Учитель зачитывает притчу Л. Толстого «Лгун».
8 Какую заповедь нарушил мальчик в данной притче?
Не лги (запись в тетрадях). Слайд 27
Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?
Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.
Заповедь № 6 (слово учителя). Слайд 28
У друга твоего есть все — пускай,
Ему ты не завидуй и чужого не желай.
С другими сравнивать Мы не должны себя —
Бог любит одинаково и друга, и тебя!
Не завидуй. Слайд 29 (запись в тетрадях)
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1) Учитель: Вернемся к видеоролику из м/ф. Какую заповедь нарушила
старуха из «Сказки о Золотой рыбке»? (ответы детей)
Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина стала и боярыней, и
царицей, но ей и этого было мало…
Что было дальше – вы знаете?
Помните об этом и никогда не завидуйте.
2) Учитель: Народная мудрость копилась веками. Каждый народ хранит свой
кладезь мудрости, в котором есть пословицы, поговорки, крылатые фразы и
изречения. В них вы можете найти отражение заповедей, данных Богом
человеку.
Учитель: Назовите несколько пословиц, которые отражают в себе заповеди
(ответы детей).
3) Разгадывание кроссворда. Слайд 30
Учитель предлагает прочитать текст на стр. 40 и заполнить кроссворд.
Сначала обучающиеся выполняют задание самостоятельно, а затем вместе с
учителем проверяют, исправляют ошибки.
9 По вертикали:
1) Сколько всего заповедей дал Бог человеку? (Десять)
2) Имя пророка, получившего заповеди? ( Моисей)
3) Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло?(Заповеди)
4) Гора, на которой Моисею были даны заповеди? (Синай)
По горизонтали:
5) Каменные доски, на которых были записаны заповеди? (Скрижали)
6) Книга, в которой записаны заповеди? (Библия)
VI. Итог урока.
1) Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема урока? Что вы узнали нового?
2) Какие заповеди вы сегодня узнали?
Вывод: каждый христианин должен выполнять заповеди, так как:
заповеди даны Богом;
они учат отличать добро от зла;
выполнение заповедей даёт человеку душевный покой.
VII. Рефлексия. Слайд 31
На доске прикреплен ватман. На ватмане изображён ромашковый куст без
листьев и без цветов.
В конце урока, ребята должны выразить своё отношение к уроку:
ЕСЛИ УРОК ПОНРАВИЛСЯ, ТО ПРИКРЕПИТЬ НА КУСТ ЦВЕТОК;
ЕСЛИ ЧТОТО БЫЛО НЕ ПОНЯТНО, ТО ПРИКРЕПИТЬ ЗЕЛЁНЫЙ
ЛИСТОЧЕК;
ЕСЛИ УРОК НЕ ПОНРАВИЛСЯ, ТО ПРИКРЕПИТЬ ЛИСТОЧЕК
ЖЁЛТОГО ЦВЕТА.
VIII. Домашнее задание (дифференцированно). Слайд 32
1. Написать мини сочинение на тему: «Какая заповедь мне больше
понравилась и почему?»;
10 2. Составить рассказ на тему «Что я расскажу своим родителям о
сегодняшнем уроке?».
11
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Заповеди"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.