Изучение буквы Щ. Целью является познакомить учащихся с буквами Щ, щ и звуком [щ] - всегда мягким и глухим, научить выделять звук [щ] и обозначать его буквами Щ, щ; обучать чтению слогов, слов, предложений с этими буквами. Для повторения изученных букв проводится игра: «Найди «незнакомку».конспект урока по обучению грамоте 1 класс. УМК "ГАРМОНИЯ"
Обучение грамоте букваЩ.docx
Урок обучения грамоте (чтение) «Буквы Щ, щ» (1 класс)
(УМК «Гармония»)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и
осмысления блока новой учебной информации средствами
информационных технологий.
Задачи.
Обучающая: познакомить с буквами Щ, щ и звуком [щ] - всегда
мягким и глухим, учить выделять звук [щ] и обозначать его
буквами Щ, щ; обучать чтению слогов, слов, предложений с
этими буквами; закреплять умение делать звуковой и
буквенный анализ слов с изученной буквой, находить «опасные
при письме места» в зрительно воспринимаемом тексте и на
слух; формировать навыки чтения.
Развивающая: развивать связную устную речь, память,
аналитическое и логическое мышление, произвольное
внимание, фонематический слух; обогащать словарный запас;
расширять кругозор учащихся;
Воспитывающая: воспитывать усидчивость, чувство
ответственности; повышать интерес к чтению; прививать
бережное отношение к животным (рыбам); способствовать
формированию коммуникативной компетенции через диалог,
индивидуальную и парную работу.
Формируемые УУД
Личностные
Учащиеся учатся соблюдать нормы поведения на уроке.
Формируется положительное отношение к учению, к учебной
деятельности.
Готовность поддерживать в норме состояние окружающей
среды. Желание приобретать новые знания.
Готовность поддерживать в норме состояние своего здоровья
Регулятивные
Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути
преодоления.
Осознание цели.
Планирование действий (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками).
Контролировать процесс деятельности, вносить необходимые
поправки, адекватно оценивать себя и товарища.
Умение контролировать и адекватно оценивать свою
деятельность по результатам. Умение адекватно понимать
оценку взрослого.
Познавательные УУД
Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Выполнять учебно-познавательные действия. Понимать
информацию, представленную в схематичной форме,
использовать знаково-символичные средства для решения
поставленных задач.
Самостоятельно находить нужную информацию в материалах
учебника.
Осуществлять сравнение, классификацию, устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении, соблюдая правила
речевого поведения.
Выражать свои мысли, учитывать мнения других людей,
слушать других людей. Вступать в учебный диалог с одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в парах.
1. Мотивация учебной деятельности.
1) Организация урока.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться!
2) Объясните смысл пословицы: «Хорошо того учить, кто
слушает».
Вспомните ещё пословицы об учёбе.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1) Речевая разминка: упражнения для речевого аппарата,
скороговорки.
2) Для повторения изученных букв проводится игра: «Найди
«незнакомку».
Заранее укрепить на доске обратной стороной (так, чтобы
буквы не были видны) карточки с изученными буквами
согласных, прописными или строчными (ф, Р, ц, х, л, Ч, ж, ш);
добавить к ним и карточки с новой буквой – щ, Щ (или
использовать слайд из презентации к уроку). Выходящий к
доске ученик снимает карточку, смотрит на букву, показывает
её всем и говорит о ней всё, что знает: название, звуки, которые она может обозначать, их характеристику. Класс
контролирует и, если надо, исправляем, повторяем вслух
хором.
Когда попадётся карточка с буквой, которую ещё не изучали,
возвратить букву на доску, добавить к ней маленькую или
большую. Эти буквы пока не называются, даже если их кто-то
знает.
3. Выявление причины затруднения.
Убрав карточки с изученными буквами, переключить внимание
на те, что остались на доске.
- Что же это за буквы? Какие звуки они обозначают? Пока мы их
ещё не изучали.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же будет цель нашей дальнейшей работы:
узнать, как правильно называется эта буква, какие звуки
она обозначает,
найти её место в ленте букв,
потренироваться читать слоги, слова с этой буквой.
- Где и как это можно сделать? (Составление плана работы:
варианты предлагают дети, корректирует учитель.)
5. Реализация построенного проекта. 1) Послушайте строки С. Маршака, попробуйте услышать звук,
который скрывается за незнакомой буквой.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
- Читаем вместе, голосом выделяем новые звуки.
- А вот ещё одно стихотворение:
Мы славно пообедали
У щедрой буквы «щ».
Всего мы здесь отведали:
И щуки, и борща.
(Беседа о гостеприимстве)
- Как же правильно называется эта новая буква? («ща»)
Знакомство с новой буквой строчной и прописной: начертание и
правильное название.
- На что похожа буква? …
- Произнесите звук, для которого она нужна в языке; дайте
характеристику звука.
2) Звуковой анализ слова щучка.
- Давайте попробуем сравнить звуки [ч] и [щ].
- Попробуйте подобрать к ним пары – буквы, обозначающие
звонкие звуки; твёрдые звуки… - Итак, мы выявили сходство звуков [ч] и [щ]: оба мягкие,
глухие, оба «одиночки», так как не имеют парного ни твёрдого,
ни звонкого согласного.
Буква «щ» ещё раз называется хором и занимает место в
«ленте букв».
3) Работа с учебником (с. 80 «Букваря»).
- Рассмотрите розовую рамку с новой буквой, по приведённому
звуковому значку скажите, правильно ли мы рассказали о
звуке, который она обозначает?
- Теперь по картинке определите слово, для которого
приготовлена схема, но их может быть два – щенки и щётка:
какое из них выбрать? Дополнительное условие: слово отвечает
на вопрос кто?
Составить предложение о щенках и под каждую схему
подставьте букву.
4) Чтение слогов с буквой «щ». (Использовать слайд из
презентации к уроку.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
1) Прочитайте слова, напечатанные на доске (или использовать
слайды из презентации к уроку).
Дети хором прочитывают первое слово каждой пары, после
чего добавляется во второе буква щ. Класс так же хором его
читает. Обсуждаются значения слов, смыслоразличительная
роль звуков и их букв.
кепка – …епка тучка – …учка венок – …енок река – …ека
кит – …ит мель – …ель
2) Преобразовать слова путём замены целого слога слогом щи.
розы – ро… ве´ки – ве..
часы – ча… плати´ – пла…
лети´ – ле… пили´ – пи…
3) Тренировка в чтении: чтение столбиков слов, приведённых
на с. 80 букваря. Отыскать слова, о которых предупреждает
«хитрый» вопрос. (Это слова с другими буквами согласных.)
4) Чтение приведённых в букваре текстов.
Читая стихотворные строки, обратить внимание
первоклассников на оформление строк, в частности, на
написание большой буквы: каждую строку стихотворения надо
начинать с большой буквы.
- Давайте понаблюдаем как произносятся и как пишутся
некоторые из слов:
жила, мела; притащили, в грозу;
крепким, щепки; вдруг.
Во всех случаях замечать: иногда на месте «опасности» буква
такая же, как звук, а иногда – другая. 7. Самостоятельная работа в парах.
Прочитайте друг другу по очереди два отрывка про щуку
(около первой картинки на с. 81), решите: какие строки
написаны художником слова, а какие – учёным? Где щука
нарисована словами, а где о ней сообщаются важные сведения?
Обсуждение.
Беседа о рыбах, о взаимосвязях в природе.
- Каких ещё рыб знаете?
- Чем питаются рыбы?
- Давайте подумаем, что может произойти, если рыбы начнут
исчезать?
- Что может сделать человек, чтобы этого не случилось?
8. Включение в систему знаний.
Работа со стихотворным текстом на с. 81: «Однажды вот что
случилось».
Чтение текста, беседа по прочитанному…
- Найдите слова с нашей новой буквой.
- Вспомните все слова с этой буквой, с которыми мы
встречались сегодня на уроке.
- Может кто-то вспомнит и другие слова с новой буквой в
начале слова, посередине, или в конце.
9. Рефлексия учебной деятельности. Соотнести цель урока и результат.
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили? Добились ли мы
её?
- Довольны ли вы собой?
Самооценка детьми своей работы.
- Нарисуйте на смайлике свое настроение в конце урока.
Оценка работы детей учителем.
Всем спасибо за работу.
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Конспект урока по письму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.