Изучение буквы Щ. Целью является познакомить учащихся с буквами Щ, щ и звуком [щ] - всегда мягким и глухим, научить выделять звук [щ] и обозначать его буквами Щ, щ; обучать чтению слогов, слов, предложений с этими буквами. Для повторения изученных букв проводится игра: «Найди «незнакомку».конспект урока по обучению грамоте 1 класс. УМК "ГАРМОНИЯ"
Урок обучения грамоте (чтение) «Буквы Щ, щ» (1 класс)
(УМК «Гармония»)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и
осмысления блока новой учебной информации средствами
информационных технологий.
Задачи.
Обучающая: познакомить с буквами Щ, щ и звуком [щ] - всегда
мягким и глухим, учить выделять звук [щ] и обозначать его
буквами Щ, щ; обучать чтению слогов, слов, предложений с
этими буквами; закреплять умение делать звуковой и
буквенный анализ слов с изученной буквой, находить «опасные
при письме места» в зрительно воспринимаемом тексте и на
слух; формировать навыки чтения.
Развивающая: развивать связную устную речь, память,
аналитическое и логическое мышление, произвольное
внимание, фонематический слух; обогащать словарный запас;
расширять кругозор учащихся;
Воспитывающая: воспитывать усидчивость, чувство
ответственности; повышать интерес к чтению; прививать
бережное отношение к животным (рыбам); способствовать
формированию коммуникативной компетенции через диалог,
индивидуальную и парную работу.
Формируемые УУД
Личностные
Учащиеся учатся соблюдать нормы поведения на уроке.
Формируется положительное отношение к учению, к учебной
деятельности.
Готовность поддерживать в норме состояние окружающей
среды.Желание приобретать новые знания.
Готовность поддерживать в норме состояние своего здоровья
Регулятивные
Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути
преодоления.
Осознание цели.
Планирование действий (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками).
Контролировать процесс деятельности, вносить необходимые
поправки, адекватно оценивать себя и товарища.
Умение контролировать и адекватно оценивать свою
деятельность по результатам. Умение адекватно понимать
оценку взрослого.
Познавательные УУД
Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Выполнять учебно-познавательные действия. Понимать
информацию, представленную в схематичной форме,
использовать знаково-символичные средства для решения
поставленных задач.
Самостоятельно находить нужную информацию в материалах
учебника.
Осуществлять сравнение, классификацию, устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении, соблюдая правила
речевого поведения.
Выражать свои мысли, учитывать мнения других людей,
слушать других людей.Вступать в учебный диалог с одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в парах.
1. Мотивация учебной деятельности.
1) Организация урока.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться!
2) Объясните смысл пословицы: «Хорошо того учить, кто
слушает».
Вспомните ещё пословицы об учёбе.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1) Речевая разминка: упражнения для речевого аппарата,
скороговорки.
2) Для повторения изученных букв проводится игра: «Найди
«незнакомку».
Заранее укрепить на доске обратной стороной (так, чтобы
буквы не были видны) карточки с изученными буквами
согласных, прописными или строчными (ф, Р, ц, х, л, Ч, ж, ш);
добавить к ним и карточки с новой буквой – щ, Щ (или
использовать слайд из презентации к уроку). Выходящий к
доске ученик снимает карточку, смотрит на букву, показывает
её всем и говорит о ней всё, что знает: название, звуки,которые она может обозначать, их характеристику. Класс
контролирует и, если надо, исправляем, повторяем вслух
хором.
Когда попадётся карточка с буквой, которую ещё не изучали,
возвратить букву на доску, добавить к ней маленькую или
большую. Эти буквы пока не называются, даже если их кто-то
знает.
3. Выявление причины затруднения.
Убрав карточки с изученными буквами, переключить внимание
на те, что остались на доске.
- Что же это за буквы? Какие звуки они обозначают? Пока мы их
ещё не изучали.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же будет цель нашей дальнейшей работы:
узнать, как правильно называется эта буква, какие звуки
она обозначает,
найти её место в ленте букв,
потренироваться читать слоги, слова с этой буквой.
- Где и как это можно сделать? (Составление плана работы:
варианты предлагают дети, корректирует учитель.)
5. Реализация построенного проекта.1) Послушайте строки С. Маршака, попробуйте услышать звук,
который скрывается за незнакомой буквой.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
- Читаем вместе, голосом выделяем новые звуки.
- А вот ещё одно стихотворение:
Мы славно пообедали
У щедрой буквы «щ».
Всего мы здесь отведали:
И щуки, и борща.
(Беседа о гостеприимстве)
- Как же правильно называется эта новая буква? («ща»)
Знакомство с новой буквой строчной и прописной: начертание и
правильное название.
- На что похожа буква? …
- Произнесите звук, для которого она нужна в языке; дайте
характеристику звука.
2) Звуковой анализ слова щучка.
- Давайте попробуем сравнить звуки [ч] и [щ].
- Попробуйте подобрать к ним пары – буквы, обозначающие
звонкие звуки; твёрдые звуки…- Итак, мы выявили сходство звуков [ч] и [щ]: оба мягкие,
глухие, оба «одиночки», так как не имеют парного ни твёрдого,
ни звонкого согласного.
Буква «щ» ещё раз называется хором и занимает место в
«ленте букв».
3) Работа с учебником (с. 80 «Букваря»).
- Рассмотрите розовую рамку с новой буквой, по приведённому
звуковому значку скажите, правильно ли мы рассказали о
звуке, который она обозначает?
- Теперь по картинке определите слово, для которого
приготовлена схема, но их может быть два – щенки и щётка:
какое из них выбрать? Дополнительное условие: слово отвечает
на вопрос кто?
Составить предложение о щенках и под каждую схему
подставьте букву.
4) Чтение слогов с буквой «щ». (Использовать слайд из
презентации к уроку.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
1) Прочитайте слова, напечатанные на доске (или использовать
слайды из презентации к уроку).
Дети хором прочитывают первое слово каждой пары, после
чего добавляется во второе буква щ. Класс так же хором его
читает. Обсуждаются значения слов, смыслоразличительная
роль звуков и их букв.
кепка – …епка тучка – …учкавенок – …енок река – …ека
кит – …ит мель – …ель
2) Преобразовать слова путём замены целого слога слогом щи.
розы – ро… ве´ки – ве..
часы – ча… плати´ – пла…
лети´ – ле… пили´ – пи…
3) Тренировка в чтении: чтение столбиков слов, приведённых
на с. 80 букваря. Отыскать слова, о которых предупреждает
«хитрый» вопрос. (Это слова с другими буквами согласных.)
4) Чтение приведённых в букваре текстов.
Читая стихотворные строки, обратить внимание
первоклассников на оформление строк, в частности, на
написание большой буквы: каждую строку стихотворения надо
начинать с большой буквы.
- Давайте понаблюдаем как произносятся и как пишутся
некоторые из слов:
жила, мела; притащили, в грозу;
крепким, щепки; вдруг.
Во всех случаях замечать: иногда на месте «опасности» буква
такая же, как звук, а иногда – другая.7. Самостоятельная работа в парах.
Прочитайте друг другу по очереди два отрывка про щуку
(около первой картинки на с. 81), решите: какие строки
написаны художником слова, а какие – учёным? Где щука
нарисована словами, а где о ней сообщаются важные сведения?
Обсуждение.
Беседа о рыбах, о взаимосвязях в природе.
- Каких ещё рыб знаете?
- Чем питаются рыбы?
- Давайте подумаем, что может произойти, если рыбы начнут
исчезать?
- Что может сделать человек, чтобы этого не случилось?
8. Включение в систему знаний.
Работа со стихотворным текстом на с. 81: «Однажды вот что
случилось».
Чтение текста, беседа по прочитанному…
- Найдите слова с нашей новой буквой.
- Вспомните все слова с этой буквой, с которыми мы
встречались сегодня на уроке.
- Может кто-то вспомнит и другие слова с новой буквой в
начале слова, посередине, или в конце.
9. Рефлексия учебной деятельности.Соотнести цель урока и результат.
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили? Добились ли мы
её?
- Довольны ли вы собой?
Самооценка детьми своей работы.
- Нарисуйте на смайлике свое настроение в конце урока.
Оценка работы детей учителем.
Всем спасибо за работу.