Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
22.01.2019
Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс
познакомить детей с понятием степь, рассказать о ее видах, о ее предназначении. познакомить с отличиями степи от лугов. выяснить какую роль для человека выполняет степь. познакомить детей с видами растений произрастающих в степи , познакомить с обитателями животного ( птицы, животные, насекомые) мира
1.docx
21.01.19 Тема: « Степь. Растения и животные степей.» Цель:  формирование   у   учащихся   представлений   о   зоне   степей,   их   природных (климатических, рельефных) особенностях, растениях и животных степей Задачи: Дать понятие о видах степей;  Показать роль степей (пахотные угодья, сенокосные   травы,   хищники   и   грызуны)   в   хозяйственной   деятельности   человека; Показать разнообразие растительного и животного мира степей;  Закрепить полученные знания и активизировать познавательную деятельность в игровой форме. На примерах учить   младших   школьников   рассуждать,   сравнивать,   обобщать,   делать   выводы   по учебному   материалу;  Развивать   познавательную   активность,   интерес   к   изучению растительного и животного мира степей. Создать условия для содействия становлению экологической культуры младших школьников;  Воспитывать любовь к родной земле, содействовать   познанию   исчезающих   видов   растений   и   животных   степного   мира   и пропаганде сохранения редких видов.    Ход  урока:  1.Организационный момент  Психологический  настрой    ­Сегодня  мы будем говорить  о  замечательной, удивительной  стране контрастов.  Существует  удивительная  легенда  о создании  Казахстана. Она  гласит: « В дни  сотворения мира  бог  создал  небо  и  землю,  моря и океаны, все страны, материки,  а   про  Казахстан  забыл. Вспомнил  в  последнюю минуту, а  материала  то уже  нет. От   всех  разных  мест  отхватил  он  по  кусочку ­  краешек у  Америки, крошку Италии,   отрезок  Африканской  пустыни, полоску  Кавказа, сложил и  прилепил  туда, где   положено  быть  Казахстану». ­ Не  поверить в  эту  легенду  невозможно, потому  что  в нашей  удивительной земле  можно  найти  всё: и  вечно  голые,  будто  проклятые небом  пространства безводного  солончака, и живописные горы, и голубизну  неба, сливающегося с безбрежной  гладью   моря, и  великолепные животворящие  леса, бескрайние  степи  полыхающие  тюльпанами.  2. Знакомство с планом урока 3.Повторение  материала, необходимого  для  перехода к  изучению  нового  материала.  Климатические  условия  на  территории  нашей  страны  весьма  разнообразны.  Различные  природные  условия  способствуют  многообразию  растительного  и   животного  мира.  4. Определение  темы  урока,  постановка цели. Закройте  глаза и  представьте  такую  картину: куда  ни  посмотришь – кругом   безбрежные  просторы, тебя  обдувает горячим  ветром,  нещадно палит  солнце, и  нет   ни  одного  деревца,  только  травы  качаются вокруг.   ­ Как  вы  думаете,  какую  природную зону  мы  будем  изучать  на уроке?   ­ Да,  это  так. Тема, которую  мы  будем  изучать,  звучит  так – «Степи. Растения и  животные степей»  Слайд 1 ­ Были ли вы когда­нибудь в степи?  В одной из передач  актер театра и кино Э. Виторган говорил :“В молодости я побывал  в Казахстане. Осталось жуткое впечатление. Степь ­ это ужасное, голое место, знойный ветер, пыль, палящая жара. Воздух такой горячий, что трудно дышать. Степь ­  безжизненная пустыня”.  ­Прав ли актёр? ­А  как вы ее себе представляете? ­Вот сегодня на уроке мы узнаем, что такое степь и какой она бывает. Слайд 2 5. Основная часть урока. ­ Что же такое степь? (Слайд 3)  Степью называют безлесные пространства с чернозёмными и каштановыми  почвами. Степь занимает обширные площади Казахстана.  (определение рекомендуется записать в рабочую тетрадь) Степные зоны Казахстана  Зона степей  расположена к югу  от зоны  лесов  и  протянулась  на весь  Казахстан на 2200км. . (Слайд 5)  ­ Знаете ли вы, ребята, что степи бывают разные? Пролистав альбом, вы  узнаете много нового о том, какие бывают степи. Школьники читают:  Сухие степи. Высота растений – 10­20 см. Растут они пучками, сильно опушённые или с восковым налётом на листьях. Не пестрят ярким разнотравьем сухие степи, зато радует глаз седые ковыльные волны.  Пахотные   степи.   Широко   используются   человеком   для   выращивания сельскохозяйственных   культур:     пшеницы,   ржи,     кукурузы,   овса,   ячменя,   проса, риса, гречихи, хлопка, винограда, арбуза, дыни. Луговые степи. Богатое и густое разнотравье. Летний период засухи не выражен, из­за чего высота трав достигает 1 метра. Встречаются деревья и кустарники Давайте поговорим о климате степей  Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Температура  воздуха и летом, и зимой здесь выше, чем в зоне лесов.  Степь получает больше тепла, но меньше осадков. Из­за недостатка влаги  деревьям трудно расти, поэтому их здесь почти нет. Они встречаются по берегам  ручьёв и рек, в озёрных котловинах. ­  Посмотрим, какие растения растут в степи. Слайд 7 Слайд 8 Луковичные травы   В подземной части этих растений образуется луковица с запасом питательных веществ. С началом засухи стебли и листья высыхают, а луковицы сохраняются не только летом, но и зимой. Весной они прорастают, и растение снова  зацветает.  Слайд 9 Степные злаки  Злак – это однодольное травянистое растение со стеблем в  виде полой соломины и соцветием в виде колоса или метёлки.   Слайд 10 Другие степные травы Поповник – всем известная ромашка. Ковыль называют седым степным морем. Ковыль – наиболее  распространённое   растение  степей. Оно способно переносить  очень  сильную  засуху. У  ковыля  очень  развита  корневая  система. На ковыльных пастбищах  лошади быстро поправляются,  кумыс  получается  отличного  качества.  Пион тонколистный занесен в Красную книгу Казахстана. Самое красивое время года в степи – весна. Возврат на слайд 7 Слайд 11 Степные деревья и кустарники  По клику на кнопки с названиями деревьев и кустарников появляются иллюстрация и краткая информация о виде.  Терн – небольшое дерево или кустарник. Разрастаясь, тёрн образует колючие заросли, поэтому в народе его называют «колючей сливой».  Степная вишня ­ Степной  кустарник. Молодые веточки зелёные, а потом становятся фиолетово­бурыми и голыми. Плоды съедобные, с кисло­сладким вкусом. Карагана  ­ Ценный медоносный кустарник. Чаще всего карагану называют акацией. Кустарник хорошо переносит засуху летом и мороз – зимой. Слайд 12 Животные степи Слайд 13    Крупные копытные животные Слово   учителя   о   копытных   степи   –   кулане,   джейране,   сайгаке.   Все   эти   животные занесены в Красную книгу Казахстана.  Демонстрация иллюстраций .  ­ Почему эту группу называют грызунами?  ­ Чем они питаются?  ­ Каково их влияние на хозяйственную деятельность человека? Демонстрация иллюстраций зайца, хомяка, полевки, суслика Степной волк  Волк – крупный степной хищник. Основу его питания составляют сайгаки, куланы.  Нападают волки и на домашних животных, в том числе на собак. Одиночные волки  ведут охоту на зайцев,сусликов, мышевидных грызунов. Летом волки не упускают  случая съесть яйца птиц, птенцов, сидящих на гнёздах или кормящихся на земле птиц.  Добычей волков порой становятся лисицы, корсаки. Волк наносит вред  животноводству, но с другой стороны, играет важную роль в природе, контролируя  численность животных и уничтожая слабых и больных особей. Степная лисица  Лисица, хоть и считается хищником, питается очень разнообразными кормами. В её  рационе больше 400 видов животных и несколько десятков видов растений. Но основу  питания лисиц составляют мыши. Особенно это относится к зимнему периоду. Этот  способ охоты получил название мышкование. Лисица имеет большое хозяйственное  значение как ценный пушной зверь, а также регулятор численности грызунов и  насекомых. При этом ущерб, который наносится лисицами сельскому хозяйству,  намного меньше той пользы, которую они приносят, уничтожая грызунов –  потребителей зерна. Корсак  Корсак похож на лисицу, но гораздо мельче, у него большие уши и высокие ноги. В  качестве жилья использует норы сурков, сусликов, барсуков и лисиц. Охотится корсак  в одиночку, в сумерках. Питается корсак мелкими грызунами, птицами и их яйцами.  При недостатке пищи ест падаль. Растительные корма почти не трогает. Подолгу  может обходиться без воды. В зимнее время численность корсаков может падать в  десятки раз. Как вы думаете, почему? Во многих районах корсаки по осени  откочёвывают к югу, иногда вслед за стадами сайгаков, которые вытаптывают снег,  этим облегчая корсакам передвижение и охоту.  Слайд 18 Хорек Хорьки летом живут оседло, проводя в одном месте всё тёплое время, пока не выловят в ближайшей округе всех сусликов. Зимой зверьки перемещаются по своим охотничьим территориям.Постоянные убежища хорёк устраивает в жилищах своих жертв – сурков,  сусликов, хомяков. Хорёк – подвижный, ловкий и любопытный зверь. Он прекрасно плавает и хорошо лазает.Хорёк – истинно плотоядный зверь: растительные корма его  организмом не усваиваются и в рационе отсутствуют. Но в некоторых местах степной  хорёк охотится на сурков, ондатру, изредка нападает на домашнюю птицу. Степные птицы  Предлагается   рассмотреть   изображения   птиц   стрепета,   орла,   балобана,   дрофы, жаворонка, журавля­красавки. Прослушать пение птицы и определить, какая из них поет.  Воспроизведение аудио по клику на картинку птички в центре круга.  Слайд 20 Пресмыкающиеся Предлагается вспомнить особенности строения тела пресмыкающихся, тип их питания и образ жизни. На слайде применен технологический прием «интерактивная лента». По   клику   на   вытянутый   пятиугольник   поочередно   появляются   картинки   с изображением среднеазиатской черепахи, линейчатой ящурки, степной гадюки.  Слайд 21 Насекомые  Слово учителя  Самые многочисленные представители животного мира степей ­ это насекомые. В степи живут жуки, тли, мухи, пчёлы, осы, бабочки, сверчки, кобылки, кузнечики и саранча. Некоторые насекомые становятся очень опасными вредителями (особенно на пахотных степях).   Но   в   природных   условиях   они   не   только   опыляют   многие   растения,   но   и служат пищей для птиц, рептилий и мелких грызунов. Школьникам   предлагается   отыскать   на   слайде   насекомых   (появление   настроено анимацией) Мошка Мошка ­ мелкое  двукрылое насекомое Муха  Среди   мух   много   вредителей   сельскохозяйственных   культур   и   животных, переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных Пчела  Пчёл можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Они приспособились питаться нектаром и пыльцой Муравей  Муравьи распространены по всем континентам, кроме Антарктиды. Питаются соком растений, сладкой жидкостью тлей и других сосущих насекомых Саранча  Саранча – вредитель сельскохозяйственных культур Жужелица       Жужелицы являются хищниками. Рацион жужелиц состоит из червей, насекомых и личинок 6. Закрепление 7.Итоги урока.  В чем мы еще раз сегодня убедились? (Природа Казахстана разнообразна).  Что означает: “Степная земля бесконечна, как время”?  Как сохранить все богатство растительного и животного мира степи? Приложение Кулан — редкий, исчезающий вид дикого азиатского осла, имеющий некоторые  сходства с лошадью. Разводится кулан в заповеднике в Туркмении, в диком виде ещё  иногда встречается на Ближнем Востоке и в Средней Азии, полвека назад кулан ещё  встречался в дикой природе Казахстана. Считается, что кулана нельзя приручить. Куланы молчаливы и кричат довольно редко. Чаще крик кулана служит призывным  сигналом. Крик кулана напоминает крик домашнего осла, но звуки более глухие,  сиплые, состоят как бы из хриплого вдоха и более громкого выдоха в виде отрывистых  звуков «иш­у… иш­у…» без заключительного ослиного рева. При недовольстве куланы  взвизгивают.  К большинству животных другого вида куланы относятся миролюбиво. Часто пасутся  вместе с джейранами рядом с табунами лошадей. Между куланами и другими  животными существует взаимная сигнализация: стоит пробежать джейранам, как  куланы настораживаются и бегут в ту же сторону.  Однако некоторых животных куланы не любят, например овец, и часто нападают на  них. Бросаются куланы и на собак, пытаясь кусать и бить их ногами. Разозленный кулан очень свиреп. Глаза у него наливаются кровью, и в этот момент он перестает бояться  даже человека. При защите и нападении кулан пускает в ход задние и передние ноги и  зубы. Сбив жертву с ног, он топчет и рвет ее зубами.  По внешнему облику кулан легок, строен, высоконог. Голова у него относительно  тяжелая и уши длинные (но короче ослиных). Хвост короткий, с черно­бурой кистью на конце, как у ослов и зебр. Окраска кулана песчано­желтого цвета различных оттенков и насыщенности (у животных разных подвидов). Грива невысокая, стоячая, черно­бурая,  протягивается от ушей до холки. Длина тела 200­220 см, высота в холке 110­137 см,  масса — 120­127 кг. У куланов очень хорошо развиты зрение, слух и обоняние. Подойти к кулану  незамеченным ближе чем на 1­1,5 км почти невозможно. Однако мимо неподвижно  лежащего человека он может спокойно пройти на расстоянии 10­15 м, т. е. зрение у  кулана, как говорят охотники, верхнее.  Сайгака ещё называют сайга, или степная антилопа. Раньше сайгаки водились на юге  Европы и на огромных территориях от Дона до Иртыша и Оби. Сайгаки ­ коренастые,  сильные животные, покрытые длинной мягкой шерстью серовато­жёлтого цвета. У них  очень смешной нос, похожий на обрубленный у основания хобот слона. Рога есть  только у самцов. Они не ветвистые и почти прямые. В результате варварского отстрела сайгаков осталось очень мало и сейчас они живут  главным образом в Средней Азии. Несмотря на строгий запрет, очень много  браконьеров охотились на сайгаков. Остановить их трудно, потому что, как правило,  нарушители закона вооружены автоматами, ездят на мощных автомобилях и даже  используют вертолёты. Это ставит под угрозу существование степных антилоп. Длина взрослого сайгака достигает 1,3 метра, а в высоту он около 80­90 сантиметров.  Живут сайгаки небольшими семьями, но ближе к осени соединяются в огромные стада.  В это время года они совершают длительные переходы в поисках новых пастбищ, а  весной возвращаются обратно. У сайгаков хорошо развито обоняние и слух, зрение же очень слабое. Может быть, из­за этого сайгаков считают глупыми и безрассудными животными.  Нередко случалось, что сайгак со всего маха врезался в движущийся автомобиль, даже  тогда, когда водитель делал всё возможное, чтобы предотвратить столкновение.  Возможно, в этом виновато зрение, а не глупость. Хотя, конечно, нельзя сказать, что  сайгаки хорошо отличают мнимую опасность от настоящей. Обмануть их очень легко. В неволе сайгаки быстро становятся ручными, но достаточно неинтересны для  наблюдения. Пищу сайгаков составляют солончаковые растения, отчего их мясо имеет  солоноватый привкус. Беркут. Царь­птица. Владыка неба. Беркутчи. С древнейших времен известны сказочные, мифические и реальные птицы­символы,  ставшие божественными существами или олицетворением божества, чей  величественный облик, красота, сила и благородство были для людей явлением  сверхъестественным и таинственным. Беркут, золотой орел­такая птица. Охота с ловчими птицами известна, по крайней мере, с 10 века нашей эры. Особую  популярность и национальный характер она носила в Казахстане. Всадник с орлом на руке ­ одна из характерных картин казахстанской степи XVIII­XIX  веков. Страстные охотники высоко ценили ловчих беркутов. О самых искусных слагались  легенды, песни. О них знали за сотни верст в степи. Беркутчи. Так называют охотника, который воспитывает беркутов. Приручить, а  главное, обучить такую птицу трудно. Охотник долгое время должен быть рядом с ней. Птица должна воспринимать учителя не как человека, а как сородича. Отца или мать. Задача беркутчи не только справиться с огромной физической силой хищной птицы,  главное ­ укротить, подчинить своей воле характер беркута, его нрав. Беркут ­ самый мощный, крупный хищник из орлов. Размах его крыльев достигает 2­3  метров, масса тела ­ 6­ти килограммов. Огромные, с раскрытую человеческую ладонь,  пальцы увенчаны, как у медведя, острыми когтями. Встречаются беркуты­гиганты, у которых длина заднего когтя достигает 7  сантиметров. Хватка беркута необыкновенно сильна и для зверя бывает смертельной.  Хорошо подготовленные птицы могут охотиться не только на зайцев и лис, но и на  волков и джейранов. Сегодня наступило время возрождения традиционной казахской охоты с беркутом. Все больше людей стремятся проникнуть в тайны деревней профессии беркутчи. С такой охотой связана целая система философских взглядов на жизнь, на природу.  Беркут во многом сможет изменить вашу жизнь.   Дрофа птица отряда журавлеобразных. Длина Дроф 65—80 см. Оперение у них серо­ песочное с тёмным крапом, на голове хохол, на шее воротник, из белых и чёрных  перьев.  Дрофы осторожны, хорошо бегают и летают, но обычно невысоко над землёй.  Большинство Дроф— перелётные птицы. Гнездятся отдельными парами. ка. Пища  Дроф — луковицы и побеги растений, насекомые и пресмыкающиеся. Не пьёт,  довольствуется влагой, содержащейся в пище. Дрофы были объектом охоты, к  настоящему времени численность Дроф резко сократилась и охота запрещена.

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.» 4 класс

Конспект урока по познанию мира на тему; « Степь. Растения и животные степей.»   4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019