Урок по познанию мира на тему "Государственные праздники", 3 класс, на русском языке. Строится на основе групповой работы. В ходе группового взаимодействия, анализа полученной информации ребята приходят к выводу какие же праздники называются государственными и почему. Далее на календаре отмечают государственные праздники.конспект урока по познанию мира для 3 класса по теме "Государственные праздники"
            
        
        
        
                    
                
                    Урок в 3 классе. Тема «Государственные праздники».
Учитель: Ткаченко Марина Геннадиевна.
Цель: помочь детям осмыслить различие между государственными и 
профессиональными праздниками, раскрыть исторические факты происхождения 
Наурыза; способствовать развитию интереса к традициям и обычаям казахского народа;
создать условия для формирования умения работать в группе; развивать у детей 
наблюдательность, воображение, изобретательность; прививать учащимся интерес и 
уважение к нравственнодуховной культуре своей страны, своего народа; расширять 
знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение  праздников, 
традиций.
Тип: изучение новых знаний.
Оборудование: мяч, конфеты четырех видов в мешочке, флипчарт, маркеры, 
изображение корзины, стикеры, полоски бумаги, карандаши, фломастеры, толковые 
словари, календарь, дополнительная литература, сладости для проведения обряда 
«Шашу», бурсаки, канат, игрушечная лошадка.
Ход.
1. Орг. момент.
Учитель и дети приветствуют друг друга в кругу радости. Учитель бросает мяч
комулибо из детей и задает вопрос: «Какие праздники своей страны и народа вы
знаете?»  Получивший   мяч   отвечает   на   вопрос   и   передает   мяч   следующему
ученику по кругу, который отвечает на этот же вопрос. Каждый последующий из
детей повторяет все сказанное предыдущим и добавляет свое. Самый последний
в круге повторяет все сказанное и возвращает мяч учителю.
Распределение на группы «Конфеты». 
Предлагаю разделиться на 4 группы по сорту конфет. Рассаживайтесь на места. 
(Распределяются на группы).
2. Актуализация опорных ЗУН.
Задание:
На флипчарте запишите, нарисуйте ассоциации к слову Праздник . (Составляют 
ассоциативную карту, на основе обсуждения мнений в группе).
Попробуйте назвать тему нашего урока. (Самостоятельно формируют тему).
      Стратегия «Корзина»
Задание: Написать на листе цели урока. Прикрепить на изображение корзины.
(Определяют задачи урока)
           Беседа.
 Как люди готовятся к празднику?
 Как вы помогаете дома подготовиться к празднику?
 Какие праздники вы знаете?
       3. Усвоение нового материала.
Работа со словарями. (по группам). Найдите и выпишите значение слов «Праздник», 
«Государственный».Праздники государственные и профессиональные. 
Найти ответ на вопрос, чем они отличаются, в учебнике на стр. 132136.
Составьте диаграмму Венна. Сравните государственные праздники и 
профессиональные.
Групповая работа «Нам подарен праздник»
Учитель предлагает детям поразмышлять на заданную тему. 
–   Подумайте   и   назовите   праздники   и   традиции   казахского   народа,   идущие   из
глубины веков.
          Беседа:
 Назовите профессиональные праздники. 
 Люди каких профессий участвуют в празднике урожая?
 Зачем проводят праздники?
 Можно ли по названию праздника определить, люди каких профессий их отмечают? 
Приведи примеры.
Задание: каждый из вас получил название праздника, подумайте, в какую группу вы его 
отнесете? (Составляют календарь праздников, отмечая государственные праздники 
синим цветом, а профессиональные  красным).
– Что такое «Наурыз»?
– Что вы знаете о празднике Наурыз? 
– Какие интересные события происходят на этом празднике?
– Какими традициями сопровождается праздник Наурыз?
     – Что бы вы хотели узнать нового о празднике Наурыз?
Знакомлю учащихся с правилами стратегии Джигсо. 
Задание: используя текст учебника, дополнительную литературу, личный опыт и 
реквизит, расскажите в группе о традициях празднования Наурыз.
1 группа Обычаи и традиции.
2 группа Песни и танцы
3 группа Угощения
4 группа Игры и состязания
«Праздник Наурыз» (дополнительный материал).
Один из главных праздников для казахстанцев, который ждут с нетерпением все, от
мала   до   велика,   –   начало   года,   Наурыз.   Он   приходит,   когда   старый   сват   Мороз
лишается своей лютости и наступает весеннее равноденствие. Обогретая солнечными
лучами   Земля,   покрывается   зеленой   муравой,   и   радость   обновления,   ощущение
надежды и благоденствия охватывает и людей, и животных.
– Да будет благословен великий благодатный праздник – говорят при встрече люди
друг   другу,  обнимаясь   и  радуясь.  В  этот   день   всем   положено   нарядиться   в  самые
лучшие, чистые одежды, стряхнуть с себя уныние и горести, забыть обо всех прошлых
обидах   и   недоразумениях,   открыть   сердце   только   добру.   Быть   великодушными,   не
помнить зла – главное требование этого замечательного праздника.Под руководством почтенных бабушек, с активным участием девушек и молодых
женщин   готовится   ритуальная   (специальная)   праздничная   еда,   которая   называется
«наурызкоже».   При   приготовлении   этой   еды   должна   быть   обязательно   соблюдена
традиция: наурызкоже должно быть приготовлено из семи компонентов. Дело в том,
что число «семь» считается священным у казахского народа. 
Заслуживает   особого   внимания   традиция   приготовления   наурызкоже.   В   хорошо
очищенный,   тщательно   вымытый   котелказан   кладут   отборную   пшеницу,   заливают
цельным молоком, настаивают, потом добавляют мелко нарезанное мясо, сливочное
масло, сушеный сыр  курт и другие любимые казахские кушанья. Отведать наурыз
коже   собираются   все   аулчане,   и   стар   и   млад,   говорят   слова   благодарения   этому
весеннему дню. 
Почтенные   дедушки   принимают   самое   активное   участие   в   празднике:   они
задабривают   родник   растопленным   маслом,   поливают   траву   молоком.   Молодежь
сажает деревца, чистит арыки, подметает дворы, убирает мусор. 
Наурыз – это праздник духовного возрождения.
4. Итог. Рефлексия.
Рефлексия с использованием схемы «Пять пальцев»
На уроке:
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Я затруднялся
Мое настроение
5. Домашнее задание.
 Работа с текстом, выполнение заданий учебника 132136
 Подготовить рассказ «Праздники в моем доме» 
 Составить синквейн «Праздник»