Конспект урока по познанию мира на тему "Птицы" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока "Птицы" по познанию мира предназначена для учителей начальных классов. В материале представлен опыт работы педагога по ознакомлению с особенностями птиц, через формирование умений совместно добывать новые знания, работая в группе. Применение элементов продуктивного обучения (креативного мышления), критического мышления, личностно-ориентированного обучения, игровая технология, информационно-коммуникационной технологии: презентация, диалогическое общение, активных методов обучения, оптимальных форм и способов деятельности. Включение учащихся в практическую деятельность при знакомстве с строением перьев птиц, с учетом возрастных особенностей обучающихся, делает процесс обучения интересным и доступным.Цель: знакомство с особенностями птиц, через формирование умений совместно добывать новые знания, работая в группе.
Иконка файла материала урок Птицы.doc
Аннотация  Тема: «Птицы» Цель: знакомство  с особенностями  птиц, через формирование  умений совместно добывать новые знания, работая в группе. Задачи: 1.   Расширить   знания   о   жизни   птиц,   показать   их   разнообразие   и   красоту,   учить   выделять существенные признаки, обучать практическому исследованию объектов. 2. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;  3. Воспитывать бережное отношение к птицам. Тип  урока: комбинированный Технологии:  элементы   продуктивного   обучения   (креативного   мышления),   критического мышления,  личностно­ориентированного обучения, игровая технология. Методы:  проблемно   ­   поисковый,   частично   ­   поисковый,  исследовательский,  практический, методы интерактивного воздействия (ассоциации, дебаты, кластер, ролевая игра), самостоятельная работа. ФОПД:  интерактивные формы взаимодействия (фронтальная, индивидуальная, работа в парах  и творческих группах) Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя. ТСО   и   наглядные   пособия:  интерактивное   оборудование,  презентация,    маски   птиц,   детская энциклопедия   «Почемучка»,  книги   о   птицах,  таблицы   и   картины   с   изображениями   птиц, фотографии, карточки с заданиями, перья, хозяйственный материал. Межпредметная   связь:  с   предметами   "Казахский   язык"  ,   сотрудничество   со   школьной библиотекой.  Мотивация: занимательная форма подачи материала. Применение знаний: социализация личности обучающихся. Методическая разработка урока "Птицы" по познанию мира предназначена для учителей начальных   классов.   В   материале   представлен   опыт   работы   педагога   по   ознакомлению   с особенностями   птиц, через формирование   умений совместно добывать новые знания, работая в группе. Применение  элементов продуктивного обучения (креативного мышления), критического мышления,    информационно­ коммуникационной технологии: презентация, диалогическое общение, активных методов обучения, оптимальных форм и способов деятельности. Включение учащихся в практическую деятельность при знакомстве с строением перьев птиц, с учетом возрастных особенностей обучающихся, делает процесс обучения интересным и доступным.   личностно­ориентированного   обучения,   игровая   технология, Тема: «Птицы» Цель: знакомство  с особенностями  птиц, через формирование  умений совместно добывать новые знания, работая в группе. Задачи: 1.   Расширить   знания   о   жизни   птиц,   показать   их   разнообразие   и   красоту,   учить   выделять существенные признаки, обучать практическому исследованию объектов. 2. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;  3. Воспитывать бережное отношение к птицам. Тип  урока: комбинированный Технологии:  элементы   продуктивного   обучения   (креативного   мышления),   критического мышления,  личностно­ориентированного обучения, игровая технология.Методы:  проблемно   ­   поисковый,   частично   ­   поисковый,  исследовательский,  практический, методы интерактивного воздействия (ассоциации, дебаты, кластер, ролевая игра), самостоятельная работа. ФОПД:  интерактивные формы взаимодействия (фронтальная, индивидуальная, работа в парах  и творческих группах) Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя. ТСО   и   наглядные   пособия:  интерактивное   оборудование,  презентация,    маски   птиц,   детская энциклопедия   «Почемучка»,  книги   о   птицах,  таблицы   и   картины   с   изображениями   птиц, фотографии, карточки с заданиями, перья, хозяйственный материал. Межпредметная   связь:  с   предметами   "Казахский   язык"  ,   сотрудничество   со   школьной библиотекой.  Мотивация: занимательная форма подачи материала. Применение знаний: социализация личности обучающихся.      1. Орг. момент    Прогноз погоды на сегодня. 2. Актуализация знаний учащихся.     Рассмотрите фотографии.  Слайд 1  ­ Каких животных вы узнали?(бабочка, летучая мышь, белка­летяга, птица) ­ На какие группы их можно разделить (насекомые, птицы, млекопитающие) ­ Что у них общего? (животные, умеют летать) ­ Как называется наука, изучающая жизнь птиц?  ­   Вы   узнаете   если   расшифруете   слово.  Цифра   соответствует   порядковому   номеру   буквы   в алфавите. О  р    н   и     т    о    л   о     г   и     я  16 18 15  10   20  16  13  16  4  10   33 Мы с вами будем учеными ­ орнитологами, изучающие жизнь птиц.        3. Сообщение темы и цели.     Слайд 2          Тема: Птицы. Цель: ­ Вы узнаете, названия птиц, признаки, среду обитания.  В конце занятия мы с вами должны найти решение  проблемного вопроса:  – Какое значение имеют птицы в жизни человека? Слайд 3  Составление кластера. Назовите признаки птиц?  Птицы ­ құстар 1) летают, поют, строят гнезда, 2 ноги, клюв, яйца 2) перья  ­ Какой же главный отличительный признак птиц? ­ Разделим признаки на 2 группы.                                                                                   ­ Умение летать не главная особенность птиц. Крылья есть и у насекомых. ­ Мы слышим звучание птичьих голосов, его называют – пение. Но поют также дельфины, касатки, значит и это не главный признак. ­ Согласны ли вы с тем, что только птицы вьют гнезда? Вьют гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. ­ Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи. Вывод: Главный отличительный признак птиц? (Животные тело, которых покрыто перьями)   5. Объяснение новой темы. Проведем   исследовательскую   работу,   познакомимся   со   строением   перьев   и   их значением. Работа в группах. 1 группа.  1. Рассмотрите предложенные перья. Ответьте на вопросы:                        ­ Чем они различаются? (разные по размеру, форме и цвету.) ­ Что есть у каждого пера? (стержень, бородки­ волоски).  ­ Как прикрепляются бородки. (Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка ­ молния ) Слайд 4,5 2 группа. Положите перо на ладонь и подуйте на него. Что вы можете сказать?  Вывод: Перо летит – оно лёгкое. Вывод:  ­ Отрежьте кончик пера ножницами. Какое оно внутри? (Внутри перо пустое, полое. Внутри есть воздух. Вот почему перо легкое) ­ С чем можно сравнить перо? (С листом дерева) Слайд 6 3 группа. Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли, намокло ли перо? (Капелька скатилась – перо не намокает) ­   Почему?   (Свое   оперение   птицы   чистят,   укладывают   и   смазывают.   Для   смазывания   они используются жидкостью из железы над хвостом, и перья не намокают.) ­ Какую роль перьев вы выяснили? Вывод: защищает птиц от воды. Слайд 7 4 группа Сравните два пера – большое и маленькое. Какие они на ощупь?  Маленькое……               Большое….. (Маленькое – мягкое, пушистое; большое – упругое, жесткое)  ­Где находятся большие перья? (на хвосте, на крыльях) ­ Подумайте, зачем птице разные перья? Вывод:  Большие   перья   упругие,   жесткие   на   крыльях   помогают   птице   летать.   Перья   хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки)     Слайд 8 ­ А маленькие перышки? ( Более мягкие перья покрывают тело птицы, придают форму и защищают его. Самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу.   Слайд 9 5 группа Как человек  использует перья  птиц?  (подушки, пуховики,   вв старину  не было  авторучек  и люди писали   гусиными   перьями.   Их затачивали   (очиняли)   маленьким   ножиком,   который   так и назывался — перочинный.  Казахский национальный головной убор украшали перьями)    Слайд 10        6 группа Определите кому принадлежат эти перья? (индюшачье, попугайчика, гусиное, совиное) 7 группа.  Для чего птице перья?  (служат специально для украшения, защитная окраска, защищает от воды, холода, помогают летать) Вывод: Птицы это животные, тело которых покрыто перьями     Индивидуальная работа                У каких птиц самое красивое оперенье? 1) Красивый длинный хвост, словно усыпанный драгоценными камнями (павлин) Слайд 11 2) За яркое и блестящее оперенье их называют «райскими» ­ (попугаи)   Слайд 12 3) Самая маленькая в мире птичка (колибри)  Слайд 13 6. Решение проблемной ситуации «Почемучка».Послушайте   сказку     Виталия   Бианки   «Чей   нос   лучше?»   и   ответьте   на  проблемный   вопрос: Почему у птиц разные клювы, от чего это зависит?  Автор  Мухолов  – тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Только покажется муха или бабочка, он поймает её и проглотит. Увидел по близости снегиря и стал ему плакаться. Мухолов ­Мне очень уж утомительно себе пропитание добывать. Снегирь  ­ Да, твой нос никуда не годиться, слабенький  у тебя нос. То ли дело мой! Я им и вишневую косточку, как скорлупку, раскалываю. Автор  ­ Услыхал его клест ­ крестонос и говорит:  Клест     ­   У   тебя,   снегирь,   совсем   простой   нос,   как   у   воробья.   Вот   посмотри,   у   меня   какой замысловатый нос: крестом. Я им семечки из шишек вылущиваю. Козодой ­ Обратите внимание на мой носик,  Автор    сказал козодой ­ сетконос.  Козодой      У   меня   он   крохотный,   однако   замечательный:   мошкара,   комары,   бабочки   целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землей летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы.  Пеликан  ­Да вы видно настоящих носов не видели  Автор   крикнул им пеликан – мешконос.  Пеликан    Поймали мошку и рады! А того нет, чтоб про запас себе что­нибудь отложить. Я вот рыбу поймаю ­ и в мешок себе отложу. Мухолов. –Чудеса! Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше? ­ Почему у птиц разные клювы, от чего это зависит?  Вывод: форма, величина и строение клюва полностью зависит от образа жизни птицы, способом ее питания, среды обитания?  Слайды 15­37 7. Познавательная информация. Видео "Дятел" (задание для эрудированных)   Ваша задача внимательно просмотреть фильм про дятла и ответить на следующие вопросы: Слайд 38 1)   Сколько   видов   дятлов.   (1большой   2пестрый,   3малый,   4черный,   5зеленый,   6белокурый, 7трехпалый, 8белоспинный, 9седой) 2) Как распознать дятла? (красная шапочка на голове) 3) Сколько см длина его языка? (10­15см) 4) Какую пользу приносят дятлы?  Сообщения о птицах учениками. И петь не поют, И летать не летают. За что же тогда  Их  птицами считают? (Страус, пингвины)       Слайд 39,40             Пингвин – не может летать. Крылья он использует, как ласты, чтобы плавать в воде или под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке. Страус – самая крупная птица в мире и бегун 72км/ч. Высотой 2м74см. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус  – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить тому череп. На большом пальце у страуса есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти. Физ мин  Пингвины Слайд 41 9. Работа с учебником с 93Прочитайте  и  найдите ответы на следующие вопросы.  1) Сколько видов птиц занесено в Красную книгу Казахстана? (56) 2) Причины? (неконтролируемый отстрел, отлов для продажи) 10. Закрепление темы. Работа в группах. 1группа.  Определите хозяинов этих красивых замысловатых гнёзд.  (ласточка, дятел, аист, камышовый дрозд)  Где селятся птицы?  Вывод: в дуплах деревьев, в горах, на земле, на ветвях деревьев, на островках водоёмов, в камышах Слайд 42­47 2 группа. «Словесный птицелов»  В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось 7 птиц. Отыщите их названия. Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она  вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать  к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать. Ответ: перелетные­  ворона, сойка, сокол; зимующие ­ сорока, щегол, клест, чечетка. 3 группа. Разгадай ребусы. ласточка    синичка       снегирь     ворона      дятел        лебедь 4 группа. Соедините стрелкой признаки и названия птиц. Птица – рыболов                 соловей Птица – плотник                  ласточка Лесная кошка                        поползень Птица – строитель                баклан Птица  ­акробат                     иволга Пернатый солист                   кукушка Ночной хищник                      дятел Легкомысленная мамаша       сова 11. Графический диктант.    Да                                                                                                                                     Нет   1. Орнитология – наука, изучающая птиц.  2. Все птицы умеют летать. (пингвин, страус) 3. В красную книгу занесены 56 видов птиц? 4. Птица – животное, тело которого покрыто перьями. 12. Рефлексия.  Ответ на проблемный вопрос (дискуссия)     ­ В начале занятия мы поставили проблемный вопрос  ­ Какое значение имеют птицы в жизни человека?»  ­ Как на него можно ответить?   (мнения детей)­ Узнали ли вы ответы на вопросы, которые вас интересовали, о жизни птиц? ­ Какой вывод для себя сделали?      (Ответ  –  Украшают,   вдохновляют   художников,   поэтов,   писателей,   звонкая   песня   оживляет природу, поедают вредных насекомых, грызунов, разносят семена, опыляют) ­ Вот и закончилась наша встреча с миром птиц, с миром прекрасного. Очень хочется, чтобы эта встреча вызвала добрые чувства и желание ухаживать и оберегать птиц. Обзор выставки научно­познавательной литературы  «Узнай больше о птицах» Рекомендации библиотекаря: ­  Если     вы   хотите  больше   узнать  о   разнообразии   птиц   Казахстана,     то  прочитайте   эти  книги, представленные на нашей выставке.