Урок по обществознанию
Раздел «Правовая сфера»
Занятие 1.
Тема: Введение в право. Человек, общество, государство. 1 час.
1. Необходимость регулирования поведения человека в обществе.
2. Социальные нормы.
3. Государство, право, общество, личность в исторической ретроспективе.
4. Механизм правового регулирования общественных отношений. Правовое государство.
МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА.
Федор Никифорович Плевако был, может быть самым знаменитым присяжным поверенным (адвокатом) дореволюционной России. Его называли московским Златоустом. Имя Плевако было окружено легендами, о нем рассказывали анекдоты, в которых ирония уживалась с восхищением.
Однажды, проводя вечер в московском «Литературно-художественном кружке», Плевако рассказал известному фабриканту Савве Тимофеевичу Морозову и режиссеру Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко о судебном заседании, которое должно было состояться на следующий день.
Под суд попал священнослужитель, слишком вольно обращавшийся с деньгами прихожан. Кроме того, батюшка вел разгульную жизнь. Словом, вина подсудимого была очевидна.
Савва Морозов, желая подшутить над Плевако, выпазил предположение, выразил предположение, что присяжный поверенный заговорит господ присяжных заседателей длинной речью. В задачу суда присяжных (то есть приведенных к присяге) входило выносить вердикт (приговор) о виновности подсудимых.
И тут случилось непредвиденное: Плевако, раззадоренный иронией купца, обещал, что его защитительная речь будет самой короткой за всю его жизнь – не более минуты. И результатом будет то, что подсудимого оправдают.
- Но ведь он же действительно проворовался! – удивился Савва Морозов.
- Более того, полностью признал свою вину. И тем не менее суд после моей короткой речи вынесет оправдательный вердикт.
Удивленный фабрикант предложил пари. Ударили по рукам.
Судебное заседание началось с процедуры выборов присяжных заседателей. Все оказались купцами. Люди коммерческие, прижимистые, они особенно остро реагировали на разгульное мотовство подсудимого.
Плевако во время судебного следствия, когда допрашивали свидетелей, вел себя крайне пассивно.
Начались прения сторон. Первым выступил прокурор. Обвинитель разыграл деланное возмущение тем, что в качестве подсудимого оказался служитель культа, который должен быть наставником человеческих душ, нравственным примером для верующих. Вместо этого… Прокурор немного перебрал, утомив своей многословной речью слушателей. И тут пришла очередь Федора Никифоровича Плевако. Он все точно рассчитал. После утомительных длинных слов прокурора его короткая речь прозвучала как выстрел. Он сказал:
- Господа присяжные заседатели! Более двадцати лет мой подзащитный отпускал вам грехи ваши. Один раз отпустите вы ему, люди русские!
И – сел. Эта «речь» заняла всего несколько секунд.
Пораженные слушатели замерли. Некоторое время стояла мертвая тишина.
Потом обрушилась лавина аплодисментов и восторженных криков.
Присяжные совещались минут десять. Потом их старшина огласил вердикт: «Не виновен !»
А.Ф.Никитин, Н.Г.Суворова Школьникам о праве. 1992, стр4-5. Вот так талантливый юрист выиграл дело. Желаю вам быть похожими в своей возможной юридической деятельности на таких специалистов.
1. Жизнь и деятельность людей определяются различными нормами – особыми правилами поведения, регулирующими их взаимоотношения между собой. Именно благодаря такому регулированию возможно взаимодействие людей в обществе, поэтому эти нормы называют общественными или социальными.
Социальная норма- правило поведения, регулирующее отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанное обществом в целом или его отдельной группой.
Социальные нормы различны не только по своему содержанию, но и по способам их установления и поддержания.
|
|
Обычаи – правила поведения, которые вырабатывались людьми в результате длительного исторического применения.
Религиозные нормы – устанавливались волей служителей культа и были обязательны к исполнению всеми под страхом Божьей кары.
Моральные нормы - совокупность представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, о нормах общения между людьми
Правовые нормы – написанные и принятые в установленном порядке общеобязательные правила поведения общего характера, регулирующие общественные отношения и предусматривающие в случае его нарушения ответственность.
2. Государство, право, общество, личность в исторической ретроспективе. Отправимся в путешествие по эпохам и выясним, как развивалось знание об этих понятиях.
Работа по карточкам, можно по группам. (При составлении заданий использовался материал из «Методического пособия по курсу «Основы правовых знаний». Авторы Н.Г.Суворова, С.И.Володина, А.М. Полиевктова и др. М.: ВитаПресс, 2000).
Задание 1. Вы в древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным считался бог Шамаш – он был «осветителем земли, небесным судьей, озаряющим тьму сверху и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В XVIII в. до н.э. во времена царя Хаммурапи на черном базальтовом столбе были записаны основные правовые нормы. Которым должны подчиняться люди. Люди верили, что эти законы дарованы богом, как и сама государственная власть.
Как понимали право в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому толкованию права.
Задание 2.
Вы в Древнем Риме. Вам повезло. Вам довелось услышать речь самого блестящего оратора Рима – Марка Тулия Цицерона:
« имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он неизменен и вечен… Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все нарды во все времена будут подчиняться этому вечному закону».
Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право? Ваше отношение к такому толкованию права.
Задание 3.
Вы находитесь в Древней Греции. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного собрания, вы узнаете, что его постановление носит характер закона, которому все должны подчиняться. Философы и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили, что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.
Что такое право, согласно представлениям греков? Ваше отношение к такому толкованию права.
Задание 4.
Вы оказались в Австрии начала XX столетия на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена (1881-1973). Объясняя студентам юридические конструкции, профессор говорит: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Но норм много, и они равны между собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна в сравнении с низшей. Государство – страж всех норм и принудительно заставляет их соблюдать».
Что есть право, согласно этому высказыванию? Ваше отношение к такому толкованию права.
Задание 5.
Вы в России 1917 г. Страна оказалась в сложном экономическом и политическом кризисе. Осень. К власти пришли большевики. Их лидер Ленин призывает к слому старых буржуазных порядков и установлению новых правил – закреплению в законах пролетарской воли. Рабочий – коммунист говорит на митинге: «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочие и крестьяне. Значит их воле должны все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам или священникам. Наша воля – закон».
Как понималось право большевиками? Ваше отношение к такому толкованию права.
В разные эпохи, у разных народов, государственных и общественных деятелей, ученых было различное понимание права. В современной юриспруденции определение права звучит так: «Право – это совокупность норм, правил поведения, которые вырабатываются в человеческом обществе и закрепляются силой государства, становясь общеобязательными для исполнения всеми».
3. Правовые нормы отличаются от других социальных норм рядом особенностей:
• Они устанавливают общие правила
• Общеобязательны для исполнения всеми членами общества
• Устанавливаются государством от имени государства
• Устанавливаются в письменной форме
• Их исполнение обеспечивается возможностью принуждения со стороны государства.
Создание и утверждение правовых норм – это сфера деятельности специальных законодательных государственных органов. В структуре современных государственных органов предусмотрены такие, деятельность которых направлена на создание правовых норм (парламент), и органы, призванные обеспечивать исполнение всеми гражданами государства требований правовых норм (правительство). Несоблюдение правил поведения пресекают правоохранительные органы (суды, милиция, прокуратура).
Право можно определить как совокупность, систему общеобязательных норм, регулирующее поведение людей, установленных и защищаемых силой государства.
В современной юридической науке также распространена точка зрения о сущности права как мере свободы и справедливости. Эта мера имеет конкретные формы выражения, которые, существуя в обществе, изменяются вместе с ним. При демократическом строе право призвано стать правом гражданского общества, т.е. возвыситься над властью, встать над нею, что способно предупредить произвол и беззаконие, творимые властью. Государство же должно стать правовым.
Признаки правового государства:
1. Верховенство права и закона.
2. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.
3. Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Взаимная ответственность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Соотнесите термины и определения.
1) обычаи а) совокупность представлений людей
о добре и зле, справедливом и несправедливом, о нормах общения между людьми
2) религиозные нормы б) написанные и принятые в установленном порядке
общеобязательные правила поведения общего характера, регулирующие общественные отношения и предусматривающее в случае его нарушения ответственность.
3) моральные нормы в) правила поведения, которые вырабатывались
людьми в результате длительного исторического применения.
4) правовые нормы г) устанавливались волей служителей культа и были
обязательны к исполнению всеми под страхом Божьей кары.
Механизм правового регулирования общественных отношений.
1. Выделите черты норм морали:
2) установлены государством
3) применяются меры государственного воздействия
5) являются обязательными 6) множественность выбора
2. Выделите черты норм права:
1) установлены обществом
2) установлены государством
3) множественность выбора
4) применяются меры государственного воздействия
5) применяются меры общественного воздействия
3. Правовая норма состоит из: 1) гипотеза 2) диспозиция 3)санкция
4. Норма-требование определяет:
1) что можно делать 2) что нельзя делать 3) что обязательно нужно делать
5. Норма-запрет определяет:
1) что можно делать 2) что нельзя делать 3) что обязательно нужно делать
6. Норма-разрешение определяет:
1) что можно делать 2) что нельзя делать 3) что обязательно нужно делать
7. Определите функции правовых норм в статье 20 Всеобщей декларации прав человека:
Статья 20.1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций (Регулятивная)
Статья 20.2. Никто не может быть принужден вступить в какую-либо ассоциацию (охранительная)
8. Соедините понятия с их содержанием
Понятие |
Определение |
1) источник права 5 |
1) правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле и ориентирующих их на добродетельные поступки |
2) право 4 |
2) нормы, носящие обязательный, общий характер и определяющий правила поведения людей, их ответственность за нарушения в конкретной обстановке |
3) нормы морали 1 |
3) исходные положения, на которые должно ориентироваться государство, принимая новые законы или нормы |
4) правовые принципы 3 |
4) система принципов и общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством |
5) нормы права 2 |
5) государственный документ, содержащий правовые нормы |
9. В норме «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» выделите:
1) гипотезу 2) диспозицию
10. Какое из этих утверждений является правильным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.