Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это конспект театрализованного урока с использованием музейных технологий.Урок универсален, так как тема "Тип речи - описание" изучается в 5,6, 7 классах. Урок рекомендуется проводить в интерьере музея. Если такой возможности нет, то учитель может вывести учащихся в поселковый, городской музеи.
Иконка файла материала конспект музейного урока.doc
Будаева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы СОШ № 23, г. Рыбинск   «Самовар,   самовар,  самоварище…»:  театрализованный   музейный   урок  по развитию речи (описание предмета). Музейный урок – нетрадиционная форма урока в интерьере музея помогает «вжиться» в обстановку, актуализирует знания, полученные на уроке, побуждает к самостоятельному творчеству. Ключевые   слова:   предмет,   описание,   самовар,   история   происхождения предмета. Концепция музейного урока посвящена описанию предмета быта – самовару. Преподавание   литературы   с   использованием   фондов   школьного   музея позволяет   по­новому   взглянуть   на   культурное   наследие   родного   края   и   заново открыть для себя творчество мастеров и умельцев, создающих предметы быта. Музейный урок «Самовар, самовар, самоварище»  проведён в СОШ № 23 г. Рыбинска Ярославской области. Мероприятие организовано силами учителя и учащихся 7­х классов.  Цель проведения музейного урока: • • • воспитание любви и уважения к историко­культурному наследию  совершенствование форм музейной  деятельности; повышение   мотивации   обучающихся   к   изучению   культурного   и исторического наследия, речевому и художественному самовыражению. Задачи: • • Создать необычную атмосферу и ощущения праздника. Кратко познакомить учащихся с некоторыми сведениями об истории появления предмета. • Продемонстрировать способности учащихся к устному высказыванию, театрализации. Воссоздать ощущение неразрывной связи с историческим прошлым. • Содержание   занятия:   сценарий   музейного   урока   включает   в   себя театрализованное   представление,   содержащее   некоторые   факты   о   предмете, загадки и сопровождается рисунками учащихся. Оформление помещения: В центре стоит стол, покрытый скатертью, на нём на нем – самовар, чашки, сахар, варенье. Практическая значимость музейного урока заключается в возможности ярко и необычно получить информацию о предмете, вызвать эмоциональный отклик у учащихся для создания собственного высказывания. Сценарий музейного урока «Самовар, самовар, самоварище…» Ребят   встречает   хозяюшка   (девочка,   одетая   в   народный   костюм,   она кланяется, приглашает). 1­ Проходите, гости дорогие, в горенку, «генерал» ­ на столе. Посидим рядком да поговорим ладком. Ребята  радостно поглядывают на учителя. Ученик: Светлана Владимировна, разве мы чай пришли пить? Учитель:   Не   только   чай   пришли   пить,   но   еще   и   к   сочинению­описанию предмета подготовиться. Ученик:   Ничего   не   понимаю:   как   это   готовиться   к   сочинению,   если   стол накрыт и нас в гости приглашают? Что же мы чашки описыватъ будем? Учитель: Нет, не чашки. Предмет нашего разговора уже хозяйкой назван был, да ты, Алеша, наверное, опять все прослушал. Вот послушай загадку, отгадаешь её – узнаешь, о чем разговор пойдёт. В небо дыра, В землю дыра, В середке огонь и вода. Ученик: Отгадал, это самовар. Да как же его описывать? Что в нём такого ­ особенного? Обыкновенный предмет. Учитель:   Я   с   тобой   не   соглашусь.   Любой   предмет,   с   виду   кажущийся обыкновенным, может о многом поведать. Пойдем к столу да хозяюшку уважим, она нас заждалась. А ты лучше смотри и слушай. Хозяюшка: Заждалась я вас, гости дорогие. Да и «генерал» моё заскучал. Ученица: Вот уже второй раз Вы говорите «генерал». Да где же он? Кроме нас, учителя и гостей нет здесь никого. Разве среди гостей генерал спрятался? (указывает на гостей) Хозяюшка: Да что ты,  милая. Вот он «генерал» (показывает на самовар) на столе стоит. И шипит, И кипит, В дырочку льется, А станет пить ­ жжется. (разливает чай в чашки) Ученица: А почему же Вы самовар «генералом» называете? Хозяюшка: Да это не только я, люди давно так самовар величают. А что про что,  ты   вскоре  узнаешь.  Лучше   чайку  попей,   душу  согрей,  а  потом   и  разговор поведем. (Дети пьют чай) Вот ты давеча сказал, что предмет этот обыкновенный и вроде как писать о нем  надобности нет. Я с тобой, милок, не согласна. Вот у меня есть внучки, они многое про самовар тебе рассказать могут. (появляются две девочки) А расскажите, мои милые, гостям дорогим о самоваре, что знаете, как он «генералом» стал. 2Девочки рассказывают, сопровождая свой рассказ рисунками или обращаясь к экспонатам, хранящимся в музее. Ученица:   Семья   у   самоваров   большая.  Прадед   его,   Автедеп,   в   древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед самовара народился – кухня­самовар. В нём русские богатыри себе пищу готовили. С виду, правда, неказист он был, на горшок похож, но много людям пользы принес. Ученица: А отец самовара ­ сбитенник. В нём в старину на Руси сладкий и целебный напиток варили, сбитень назывался. По сравнению с ним самовар наш молодой ещё, ему чуть больше ста лет. Родился он на фабрике самоварной в городе Туле.   Создал   его   мастер­умелец.   Много   на   этой   фабрике   и   братьев   самовара сделали. Ученица: И что же эти братья, все были похожи друг на друга? Ученица: Да как сказать, вроде они похожи на него (показывает на самовар), а   вроде   бы   и   нет.  Судите   сами.  Тогда   на   Руси   много   мастеров­   самоварников работало. Все они свои фабрики имели. Ученица: Каждый хотел, чтобы его самовар самым лучшим был и красивым. Вот и делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки и шапочки резные. Есть у самовара братья, похожие на вазы, на бокалы, на колонны, на шары круглые. Есть и совсем чудные; на сундучок похожие, на паровоз, на яйцо или на петуха, (показывают рисунки или фотографии). Ученица: Иные делались совсем маленькими и назывались они самоварцы, а другие   «великанами»   ­   самоварищи.   По   виду   все   разные,   но   воду   все   грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло свое воде отдают. Эта особенность и в загадках нашла отражение: В небо дыра, В землю дыра, В середке огонь, Кругом вода. Ученик: Все вы, девочки, интересно рассказываете, а только до сих пор не сказали, почему хозяюшка, да и люди многие «генералом» самовар величают. Хозяюшка: Вот ведь какой нетерпеливый! Может, из вас кто знает, гости дорогие? Ученик: Я знаю. Прочитал в книге Юрия Добрынина, вот что узнал: «Повез однажды мастер знаменитый самовар на Всемирную выставку во Францию, в город Париж.  Там   разные   товары   показывали.   И   так   самовар   людям   понравился,  что наградили его двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда в Россию мастер   с   самоваром   вернулся,   попал   он   на   ярмарку.   Приглядел   там   его   один генерал заезжий. Когда стал покупать, да увидел все награды самовара, сказал: «Ай да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор и величают самовар генералом. 3Ученик: Теперь у самовара еще больше родни появилось: дети и внуки – это современные электрические самовары, чайники. Хозяюшка:   Ну   вот,   гости   дорогие,   теперь   вы   многое   узнали   о   самоваре­ генерале. Можете сочинение написать? Ученица: А я пока слушала, записи делала. Вот послушайте, что я написала. «Стоит на столе, прямо на белой узорчатой скатерти, «генерал». Большой, пузатый, в медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные. Никак не успокоится генерал: все шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячий стал. Дотронешься ­ обожжёшься». Ученик:   Да   ты   же   ничего   про   историю   возникновения   самовара   и   не написала! Учитель:   Наш   разговор   продолжится:   всё,  что   здесь   услышали,  запишите, попробуйте  либо самовар описать, либо свой рассказ создать. А потом мы лучшие рассказы здесь в музее хранить будем. Спасибо, хозяюшка, за хлеб и соль, спасибо, внучки за рассказ интересный. 4