Это конспект театрализованного урока с использованием музейных технологий.Урок универсален, так как тема "Тип речи - описание" изучается в 5,6, 7 классах. Урок рекомендуется проводить в интерьере музея. Если такой возможности нет, то учитель может вывести учащихся в поселковый, городской музеи.
Будаева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы
СОШ № 23, г. Рыбинск
«Самовар, самовар, самоварище…»: театрализованный музейный урок по
развитию речи (описание предмета).
Музейный урок – нетрадиционная форма урока в интерьере музея помогает
«вжиться» в обстановку, актуализирует знания, полученные на уроке, побуждает к
самостоятельному творчеству.
Ключевые слова: предмет, описание, самовар, история происхождения
предмета.
Концепция музейного урока посвящена описанию предмета быта – самовару.
Преподавание литературы с использованием фондов школьного музея
позволяет поновому взглянуть на культурное наследие родного края и заново
открыть для себя творчество мастеров и умельцев, создающих предметы быта.
Музейный урок «Самовар, самовар, самоварище» проведён в СОШ № 23 г.
Рыбинска Ярославской области.
Мероприятие организовано силами учителя и учащихся 7х классов.
Цель проведения музейного урока:
•
•
•
воспитание любви и уважения к историкокультурному наследию
совершенствование форм музейной деятельности;
повышение мотивации обучающихся к изучению культурного и
исторического наследия, речевому и художественному самовыражению.
Задачи:
•
•
Создать необычную атмосферу и ощущения праздника.
Кратко познакомить учащихся с некоторыми сведениями об истории
появления предмета.
•
Продемонстрировать способности учащихся к устному высказыванию,
театрализации.
Воссоздать ощущение неразрывной связи с историческим прошлым.
•
Содержание занятия: сценарий музейного урока включает в себя
театрализованное представление, содержащее некоторые факты о предмете,
загадки и сопровождается рисунками учащихся.
Оформление помещения:
В центре стоит стол, покрытый скатертью, на нём на нем – самовар, чашки,
сахар, варенье.
Практическая значимость музейного урока заключается в возможности ярко
и необычно получить информацию о предмете, вызвать эмоциональный отклик у
учащихся для создания собственного высказывания.
Сценарий музейного урока «Самовар, самовар, самоварище…»
Ребят встречает хозяюшка (девочка, одетая в народный костюм, она
кланяется, приглашает).
1 Проходите, гости дорогие, в горенку, «генерал» на столе. Посидим рядком
да поговорим ладком.
Ребята радостно поглядывают на учителя.
Ученик: Светлана Владимировна, разве мы чай пришли пить?
Учитель: Не только чай пришли пить, но еще и к сочинениюописанию
предмета подготовиться.
Ученик: Ничего не понимаю: как это готовиться к сочинению, если стол
накрыт и нас в гости приглашают? Что же мы чашки описыватъ будем?
Учитель: Нет, не чашки. Предмет нашего разговора уже хозяйкой назван был,
да ты, Алеша, наверное, опять все прослушал. Вот послушай загадку, отгадаешь её
– узнаешь, о чем разговор пойдёт.
В небо дыра,
В землю дыра,
В середке огонь и вода.
Ученик: Отгадал, это самовар. Да как же его описывать? Что в нём такого
особенного? Обыкновенный предмет.
Учитель: Я с тобой не соглашусь. Любой предмет, с виду кажущийся
обыкновенным, может о многом поведать. Пойдем к столу да хозяюшку уважим,
она нас заждалась. А ты лучше смотри и слушай.
Хозяюшка: Заждалась я вас, гости дорогие. Да и «генерал» моё заскучал.
Ученица: Вот уже второй раз Вы говорите «генерал». Да где же он? Кроме
нас, учителя и гостей нет здесь никого. Разве среди гостей генерал спрятался?
(указывает на гостей)
Хозяюшка: Да что ты, милая. Вот он «генерал» (показывает на самовар) на
столе стоит.
И шипит,
И кипит,
В дырочку льется,
А станет пить жжется. (разливает чай в чашки)
Ученица: А почему же Вы самовар «генералом» называете?
Хозяюшка: Да это не только я, люди давно так самовар величают. А что про
что, ты вскоре узнаешь. Лучше чайку попей, душу согрей, а потом и разговор
поведем.
(Дети пьют чай)
Вот ты давеча сказал, что предмет этот обыкновенный и вроде как писать о
нем надобности нет. Я с тобой, милок, не согласна. Вот у меня есть внучки, они
многое про самовар тебе рассказать могут.
(появляются две девочки)
А расскажите, мои милые, гостям дорогим о самоваре, что знаете, как он
«генералом» стал.
2Девочки рассказывают, сопровождая свой рассказ рисунками или обращаясь
к экспонатам, хранящимся в музее.
Ученица: Семья у самоваров большая. Прадед его, Автедеп, в древности
грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед
самовара народился – кухнясамовар. В нём русские богатыри себе пищу готовили.
С виду, правда, неказист он был, на горшок похож, но много людям пользы принес.
Ученица: А отец самовара сбитенник. В нём в старину на Руси сладкий и
целебный напиток варили, сбитень назывался. По сравнению с ним самовар наш
молодой ещё, ему чуть больше ста лет. Родился он на фабрике самоварной в городе
Туле. Создал его мастерумелец. Много на этой фабрике и братьев самовара
сделали.
Ученица: И что же эти братья, все были похожи друг на друга?
Ученица: Да как сказать, вроде они похожи на него (показывает на самовар),
а вроде бы и нет. Судите сами. Тогда на Руси много мастеров самоварников
работало. Все они свои фабрики имели.
Ученица: Каждый хотел, чтобы его самовар самым лучшим был и красивым.
Вот и делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали
им краники, ручки и шапочки резные. Есть у самовара братья, похожие на вазы, на
бокалы, на колонны, на шары круглые. Есть и совсем чудные; на сундучок похожие,
на паровоз, на яйцо или на петуха, (показывают рисунки или фотографии).
Ученица: Иные делались совсем маленькими и назывались они самоварцы, а
другие «великанами» самоварищи. По виду все разные, но воду все грели
одинаково. Угольки внутри горят и тепло свое воде отдают. Эта особенность и в
загадках нашла отражение:
В небо дыра,
В землю дыра,
В середке огонь,
Кругом вода.
Ученик: Все вы, девочки, интересно рассказываете, а только до сих пор не
сказали, почему хозяюшка, да и люди многие «генералом» самовар величают.
Хозяюшка: Вот ведь какой нетерпеливый! Может, из вас кто знает, гости
дорогие?
Ученик: Я знаю. Прочитал в книге Юрия Добрынина, вот что узнал: «Повез
однажды мастер знаменитый самовар на Всемирную выставку во Францию, в город
Париж. Там разные товары показывали. И так самовар людям понравился, что
наградили его двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда в Россию
мастер с самоваром вернулся, попал он на ярмарку. Приглядел там его один
генерал заезжий. Когда стал покупать, да увидел все награды самовара, сказал: «Ай
да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор и величают
самовар генералом.
3Ученик: Теперь у самовара еще больше родни появилось: дети и внуки – это
современные электрические самовары, чайники.
Хозяюшка: Ну вот, гости дорогие, теперь вы многое узнали о самоваре
генерале. Можете сочинение написать?
Ученица: А я пока слушала, записи делала. Вот послушайте, что я написала.
«Стоит на столе, прямо на белой узорчатой скатерти, «генерал». Большой, пузатый,
в медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются,
кружевная шапочка на голове. Стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско
свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные. Никак не успокоится генерал:
все шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячий стал. Дотронешься обожжёшься».
Ученик: Да ты же ничего про историю возникновения самовара и не
написала!
Учитель: Наш разговор продолжится: всё, что здесь услышали, запишите,
попробуйте либо самовар описать, либо свой рассказ создать. А потом мы лучшие
рассказы здесь в музее хранить будем.
Спасибо, хозяюшка, за хлеб и соль, спасибо, внучки за рассказ интересный.
4