Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.
Оценка 4.7

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—7 кл
28.05.2017
Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.
Это конспект театрализованного урока с использованием музейных технологий.Урок универсален, так как тема "Тип речи - описание" изучается в 5,6, 7 классах. Урок рекомендуется проводить в интерьере музея. Если такой возможности нет, то учитель может вывести учащихся в поселковый, городской музеи.
конспект музейного урока.doc
Будаева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы СОШ № 23, г. Рыбинск   «Самовар,   самовар,  самоварище…»:  театрализованный   музейный   урок  по развитию речи (описание предмета). Музейный урок – нетрадиционная форма урока в интерьере музея помогает «вжиться» в обстановку, актуализирует знания, полученные на уроке, побуждает к самостоятельному творчеству. Ключевые   слова:   предмет,   описание,   самовар,   история   происхождения предмета. Концепция музейного урока посвящена описанию предмета быта – самовару. Преподавание   литературы   с   использованием   фондов   школьного   музея позволяет   по­новому   взглянуть   на   культурное   наследие   родного   края   и   заново открыть для себя творчество мастеров и умельцев, создающих предметы быта. Музейный урок «Самовар, самовар, самоварище»  проведён в СОШ № 23 г. Рыбинска Ярославской области. Мероприятие организовано силами учителя и учащихся 7­х классов.  Цель проведения музейного урока: • • • воспитание любви и уважения к историко­культурному наследию  совершенствование форм музейной  деятельности; повышение   мотивации   обучающихся   к   изучению   культурного   и исторического наследия, речевому и художественному самовыражению. Задачи: • • Создать необычную атмосферу и ощущения праздника. Кратко познакомить учащихся с некоторыми сведениями об истории появления предмета. • Продемонстрировать способности учащихся к устному высказыванию, театрализации. Воссоздать ощущение неразрывной связи с историческим прошлым. • Содержание   занятия:   сценарий   музейного   урока   включает   в   себя театрализованное   представление,   содержащее   некоторые   факты   о   предмете, загадки и сопровождается рисунками учащихся. Оформление помещения: В центре стоит стол, покрытый скатертью, на нём на нем – самовар, чашки, сахар, варенье. Практическая значимость музейного урока заключается в возможности ярко и необычно получить информацию о предмете, вызвать эмоциональный отклик у учащихся для создания собственного высказывания. Сценарий музейного урока «Самовар, самовар, самоварище…» Ребят   встречает   хозяюшка   (девочка,   одетая   в   народный   костюм,   она кланяется, приглашает). 1 ­ Проходите, гости дорогие, в горенку, «генерал» ­ на столе. Посидим рядком да поговорим ладком. Ребята  радостно поглядывают на учителя. Ученик: Светлана Владимировна, разве мы чай пришли пить? Учитель:   Не   только   чай   пришли   пить,   но   еще   и   к   сочинению­описанию предмета подготовиться. Ученик:   Ничего   не   понимаю:   как   это   готовиться   к   сочинению,   если   стол накрыт и нас в гости приглашают? Что же мы чашки описыватъ будем? Учитель: Нет, не чашки. Предмет нашего разговора уже хозяйкой назван был, да ты, Алеша, наверное, опять все прослушал. Вот послушай загадку, отгадаешь её – узнаешь, о чем разговор пойдёт. В небо дыра, В землю дыра, В середке огонь и вода. Ученик: Отгадал, это самовар. Да как же его описывать? Что в нём такого ­ особенного? Обыкновенный предмет. Учитель:   Я   с   тобой   не   соглашусь.   Любой   предмет,   с   виду   кажущийся обыкновенным, может о многом поведать. Пойдем к столу да хозяюшку уважим, она нас заждалась. А ты лучше смотри и слушай. Хозяюшка: Заждалась я вас, гости дорогие. Да и «генерал» моё заскучал. Ученица: Вот уже второй раз Вы говорите «генерал». Да где же он? Кроме нас, учителя и гостей нет здесь никого. Разве среди гостей генерал спрятался? (указывает на гостей) Хозяюшка: Да что ты,  милая. Вот он «генерал» (показывает на самовар) на столе стоит. И шипит, И кипит, В дырочку льется, А станет пить ­ жжется. (разливает чай в чашки) Ученица: А почему же Вы самовар «генералом» называете? Хозяюшка: Да это не только я, люди давно так самовар величают. А что про что,  ты   вскоре  узнаешь.  Лучше   чайку  попей,   душу  согрей,  а  потом   и  разговор поведем. (Дети пьют чай) Вот ты давеча сказал, что предмет этот обыкновенный и вроде как писать о нем  надобности нет. Я с тобой, милок, не согласна. Вот у меня есть внучки, они многое про самовар тебе рассказать могут. (появляются две девочки) А расскажите, мои милые, гостям дорогим о самоваре, что знаете, как он «генералом» стал. 2 Девочки рассказывают, сопровождая свой рассказ рисунками или обращаясь к экспонатам, хранящимся в музее. Ученица:   Семья   у   самоваров   большая.  Прадед   его,   Автедеп,   в   древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед самовара народился – кухня­самовар. В нём русские богатыри себе пищу готовили. С виду, правда, неказист он был, на горшок похож, но много людям пользы принес. Ученица: А отец самовара ­ сбитенник. В нём в старину на Руси сладкий и целебный напиток варили, сбитень назывался. По сравнению с ним самовар наш молодой ещё, ему чуть больше ста лет. Родился он на фабрике самоварной в городе Туле.   Создал   его   мастер­умелец.   Много   на   этой   фабрике   и   братьев   самовара сделали. Ученица: И что же эти братья, все были похожи друг на друга? Ученица: Да как сказать, вроде они похожи на него (показывает на самовар), а   вроде   бы   и   нет.  Судите   сами.  Тогда   на   Руси   много   мастеров­   самоварников работало. Все они свои фабрики имели. Ученица: Каждый хотел, чтобы его самовар самым лучшим был и красивым. Вот и делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки и шапочки резные. Есть у самовара братья, похожие на вазы, на бокалы, на колонны, на шары круглые. Есть и совсем чудные; на сундучок похожие, на паровоз, на яйцо или на петуха, (показывают рисунки или фотографии). Ученица: Иные делались совсем маленькими и назывались они самоварцы, а другие   «великанами»   ­   самоварищи.   По   виду   все   разные,   но   воду   все   грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло свое воде отдают. Эта особенность и в загадках нашла отражение: В небо дыра, В землю дыра, В середке огонь, Кругом вода. Ученик: Все вы, девочки, интересно рассказываете, а только до сих пор не сказали, почему хозяюшка, да и люди многие «генералом» самовар величают. Хозяюшка: Вот ведь какой нетерпеливый! Может, из вас кто знает, гости дорогие? Ученик: Я знаю. Прочитал в книге Юрия Добрынина, вот что узнал: «Повез однажды мастер знаменитый самовар на Всемирную выставку во Францию, в город Париж.  Там   разные   товары   показывали.   И   так   самовар   людям   понравился,  что наградили его двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда в Россию мастер   с   самоваром   вернулся,   попал   он   на   ярмарку.   Приглядел   там   его   один генерал заезжий. Когда стал покупать, да увидел все награды самовара, сказал: «Ай да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор и величают самовар генералом. 3 Ученик: Теперь у самовара еще больше родни появилось: дети и внуки – это современные электрические самовары, чайники. Хозяюшка:   Ну   вот,   гости   дорогие,   теперь   вы   многое   узнали   о   самоваре­ генерале. Можете сочинение написать? Ученица: А я пока слушала, записи делала. Вот послушайте, что я написала. «Стоит на столе, прямо на белой узорчатой скатерти, «генерал». Большой, пузатый, в медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные. Никак не успокоится генерал: все шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячий стал. Дотронешься ­ обожжёшься». Ученик:   Да   ты   же   ничего   про   историю   возникновения   самовара   и   не написала! Учитель:   Наш   разговор   продолжится:   всё,  что   здесь   услышали,  запишите, попробуйте  либо самовар описать, либо свой рассказ создать. А потом мы лучшие рассказы здесь в музее хранить будем. Спасибо, хозяюшка, за хлеб и соль, спасибо, внучки за рассказ интересный. 4

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.

Конспект урока по развитию речи. Описание предмета.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017