Цели урока:
Познавательные: закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога.
Воспитательные: повышение интереса к учебному процессу,
формирования активного участия в процессе обучения; использование содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения.
Развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, усиление коммуникативной направленности урока , развитие системности мышления.сегодня на уроке мы с вами перенесемся в Зимнее Царство, в царство снежинок, льда и мороза. Мы будем подбирать красивые слова, которые помогут нам передать красоту зимней природы, первого снега, красоту зимы.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Правобережного района РСОАлания
Урок по риторике
«Путешествие в
Зимнее Царство»
ШРР «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
ПДО: Бигаева Светлана Петровнаг. Беслан 2014
Цели урока:
Познавательные: закреплять представление о временах года, признаках зимы,
народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить
использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь;
воспитывать культуру ведения диалога.
Воспитательные: повышение интереса к учебному процессу,
формирования активного участия в процессе обучения; использование
содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения.
Развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, усиление
коммуникативной направленности урока , развитие системности мышления.
ХОД УРОКА
Ребята, сегодня на уроке мы с вами перенесемся в Зимнее Царство, в
царство снежинок, льда и мороза. Мы будем подбирать красивые слова, которые
помогут нам передать красоту зимней природы, первого снега, красоту зимы.
Ну а для того, чтобы нашему язычку было легко работать, чтобы звуки были
четкими и правильными мы сделаем для него гимнастику:
Жилибыли звуки в Риторике науке.
Весело они живут, вместе песенки поют.
По утрам они жужжат: жжж…
А в обед они шипят: шшш…
Ну а вечером – рычат: ррр…
А на улице – свистят: ссс…
Колокольчиком звенят: ззз…
А еще умеют цокать: ццц…!
Молодцы! А кто же был их главным другом? Кто помогал им рычать,
свистеть, шипеть?
Язычок.
Где живет язычок?
Во рту.
1. Язычок знаком вам, детиМы его улыбкой встретим.
2. Язычок во рту живет
никогда не устает.
(широко улыбнуться).
(широко открываем рот, высовываем и
засовываем язычок).
3. Двери шире открывает
Воздух свежий он впускает.
(широко открываем и закрываем рот).
(кончиком язычка проводим по нёбу).
(кончиком язычка проводим по правой и
левой щеке).
(цокаем, прищелкиваем язычком).
4. А теперь наш язычок
Моет нёбо потолок.
5. Чистит стены – это щёки
Взял щетинистые щётки.
6. Вот теперь он всё убрал
На лошадке поскакал.
7. Говорит он до свиданья
И нам машет на прощанье
(дотрагиваемся кончиком язычка до верхней и
нижней губы).
Язычок сделал зарядку и готов к работе.
Ребята, посмотрите, у нас на доске зима намела целый сугроб из снежинок,
но они не простые – волшебные. Каждая снежинка нас просит выполнить какоето
задание. Я беру 1ю снежинку, а на ней загадка:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Отгадали? Это зима!
Давайте скажем ласково – зимушка.
Вам нравится это время года? Почему?
А как еще называют зиму?
(чародейка, кудесница, волшебница, матушка, седая).
Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.(декабрь, январь, февраль).
Расскажите стихотворение о декабре (проверка домашнего задания).
Вновь декабрь всё укрыл
Белыми перинами.
Речку быстро остудил
Зеркалами льдинами.
Щиплет уши, щиплет нос.
Снег пушистый стелется.
Злится, сердится мороз
И поёт Метелица!
В народе декабрь называют студень. Он на всю зиму землю студит.
А какие поговорки вы выучили про январь и февраль?
Проверка домашнего задания.
Месяц январь – зимы государь.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Ребята, а какие еще снежные, зимние слова вы можете назвать?
(снеговик, лыжи, коньки, санки, Дед Мороз, ёлка, Снегурочка…)
Снежинка приготовила нам загадки:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик).
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими
Нарядная, забавная.
На новый год я главная. (Ёлка).
Давайте опишем ёлочку.
Какой высоты.
Чем покрыты веточки ели?
Какого цвета иголочки? Чем пахнет ёлочка?
Чем её украсили?
Что на макушке?
Сейчас нам понадобятся и лыжи, и коньки, и снежки, потому что наша
физминутка называется «Зимние забавы».
Физминутка.
Мы зимой в снежки играем.
Мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем,
Мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим
Мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим,
Мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы,
Лепим мы, лепим мы.
Гостью – зиму любим мы,
Любим мы, любим мы!
Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в окошко.
Села мне на руку
Легкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
На что похожа снежинка?
(на пух, на звездочку, на алмаз, на пушинку, на пушистый комочек).
Какая она?
(маленькая, белоснежная, ажурная, узорчатая, пушистая, ледяная).
Поиграем в игру, что умеет делать снежинка.
(хлопаем в ладоши, если действие подходит).
Игра:Снежинка: блестит, сверкает, краснеет, воет, кружится, бежит,
переливается.
Ребята послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивают снежинки.
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам зима.
Только дунет и снежинок
Разлетятся семена.
С семенами одуванчика.
Такие приемы в нашей речи называются сравнения.
Давайте вернемся к нашим снежинкам. Они нам опять дают задание.
Задание: Составить предложение по 2м опорным словам.
Дед Мороз – Подарки
Елка – звезда
Санки – горка
Снеговик – морковка.
Много красивых слов сказали мы о зиме. Но не всем зима нравится! Тихо и
пустынно в лесу. Не слышно птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные
обитатели. Голодно и холодно им зимой. А как же животные готовились к зиме?
Белка и Заяц.
Сценки.
Заяц: Все работаешь, хозяйка?
Автор: Белку спрашивает Зайка.
Белка: Да, без дела не скучаю!
На сучках грибы сушу,
Свежий мох в дупло ношу.
Ну а ты?
Зайка: А я как ветер!
Жить под крышей не люблю,
И продукты не коплю.
Я коры поесть могу,
А согреюсь на бегу!
Заяц и Медведь
Заяц: Белка на зиму грибы запасает, бурундук – орехи. А ты, Медведь, всё без
дела шатаешься! Вот засыплет снег землю, что кушать станешь?Медведь: Ты, косой за меня не волнуйся. Я зимой сам себя ем! Нака пощупай сам,
сколько сала под шкурой – на всю зиму хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я
сало коплю. Чего и тебе, косой, советую!
Заяц: Эээ, Медведь! Какое там сало! Нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы
живу!
А вот уже и следующая снежинка приготовила вам загадки:
Он приходит в зимний вечер.
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник…. (Новый год).
У него румяный нос,
Сам он бородатый.
Кто же это?.... (Дед Мороз)
Правильно, ребята!
Посмотрите какой замечательный Дед Мороз пришел к нам в гости. Он
пришел не с пустыми руками. У него письмо и мешок с подарками. Давайте
прочитаем письмо.
Ребята, мне кажется Дед Мороз старенький, писал без очков, поэтому
сделал много ошибок.
А как вам кажется? Послушайте.
(Учитель читает задания из письма Деда Мороза)
Задание:
1. Дети нарядили игрушки ёлками.
2. Ёлка висит на шариках.
3. Санки любят кататься на Вове.
4. Ёлка пляшет возле Снегурочки.
Ребята, кто знает, откуда приходит к нам Дед Мороз?
(Из леса, с Севера, с Северного плюса)
Ребята Дед Мороз волшебный человек, значит, его дорога к нам обязательно
бывает с приключениями. Давайте вместе придумаем сказку о том, как Дед Мороз
пришел к нам на Новогоднюю ёлку.
Как начинаются все сказки? С каких слов?
( Жилбыл. В некотором царстве. Это было давнымдавно).
Итак, начнем. Жил был Дед Мороз. Где он жил? (В лесу, в тереме, во дворце из сосулек, в снежном замке).
Пригласили его ребята к себе на праздник на новогоднюю ёлку. Прочитал
Дед Мороз приглашение и стал в дорогу собираться.
Что же он взял с собой? (Мешок с игрушками, конфеты, орехи…)
Сел он в сани, запряженные тройкой лошадей и отправился в дальний путь.
Подъехал Дед Мороз к речке, а мост сломан.
Что делать?
(проехать по льду, перепрыгнуть, перелететь).
Мог бы Дед Мороз перелететь, да посох волшебный забыл в тереме. Мог бы
по льду перейти, да мешок у него тяжелый, вдруг провалится. Сел Дед Мороз
на берегу, да призадумался. Вдруг слышит ктото его зовёт. Присмотрелся, а
из проруби его зовёт…
Кто? (щука, рыбка золотая).
Говорит ему рыбка золотая: «Не печалься, Дед Мороз я тебе помогу».
Как рыбка помогла Деду Морозу?
(посох волшебный вернула, мост хрустальный построила, подарила деду ковер
самолет или сапогискороходы)
Обрадовался Дед Мороз, поблагодарил рыбку. А рыбка ему говорит: «Не
надо мне твоей благодарности. Лучше возьми меня к ребятам на праздник.
Согласился Дед Мороз, да вот беда: как рыбку к ребятам донести в чём?
(в варежку воды налить, в валенке аквариум сделать, сделать из снега
аквариум).
Вот и добрался Дед Мороз с рыбкой к ребятам. Дед Мороз всем подарки
подарил, а рыбка каждому ребенку его желание исполнила. Ведь она была не
простая, а золотая.
А какое желание вы бы загадали золотой рыбке в новогоднюю ночь?
(дети рассказывают о своей мечте).
А я от всей души желаю, чтобы все, что вы загадали, исполнилось.
Желаю счастья и удачи.
Здоровья крепкого впридачу.
Каникул радостных, веселых,
Но, чур, не забывать про школу.
Желаю, чтобы каждый дом
Богат был миром и теплом!
Ну а что же в мешке у Деда Мороза? Там новогодние открытки и сладости.
Звучит песня: «Кабы не было зимы».