Конспект урока по риторике"Путешествие в Зимнее Царство"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Познавательные: закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога. Воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирования активного участия в процессе обучения; использование содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения. Развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, усиление коммуникативной направленности урока , развитие системности мышления.сегодня на уроке мы с вами перенесемся в Зимнее Царство, в царство снежинок, льда и мороза. Мы будем подбирать красивые слова, которые помогут нам передать красоту зимней природы, первого снега, красоту зимы.
Иконка файла материала урок Путешествие в Зимнее Царство.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение  дополнительного образования детей                                Дом детского творчества Правобережного района РСО­Алания Урок по риторике «Путешествие в Зимнее Царство» ШРР «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПДО: Бигаева  Светлана  Петровнаг. Беслан  2014 Цели урока:  Познавательные: закреплять представление о временах года, признаках зимы,  народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить  использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь;  воспитывать культуру ведения диалога. Воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирования активного участия в процессе обучения; использование  содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения. Развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, усиление  коммуникативной направленности урока , развитие системности мышления. ХОД УРОКА ­   Ребята,  сегодня   на   уроке  мы   с  вами   перенесемся   в   Зимнее   Царство,   в царство снежинок, льда и мороза. Мы будем подбирать красивые слова, которые помогут нам передать красоту зимней природы, первого снега, красоту зимы. Ну а для того, чтобы нашему язычку было легко работать, чтобы звуки были четкими и правильными мы сделаем для него гимнастику: Жили­были звуки в Риторике науке. Весело они живут,  вместе песенки поют. По утрам они жужжат: ж­ж­ж… А в обед они шипят: ш­ш­ш… Ну а вечером – рычат: р­р­р… А на улице – свистят: с­с­с… Колокольчиком звенят: з­з­з… А еще умеют цокать: ц­ц­ц…! ­ Молодцы! А  кто же  был  их главным  другом?  Кто  помогал  им  рычать, свистеть, шипеть? ­ Язычок. ­ Где живет язычок? ­ Во рту. 1. Язычок знаком вам, детиМы его улыбкой встретим. 2. Язычок во рту живет­ никогда не устает. (широко улыбнуться). (широко   открываем   рот,   высовываем   и засовываем язычок). 3. Двери шире открывает Воздух свежий он впускает. (широко открываем и закрываем рот). (кончиком язычка проводим по нёбу). (кончиком  язычка проводим по правой и левой щеке). (цокаем, прищелкиваем язычком). 4. А теперь наш язычок Моет нёбо потолок. 5. Чистит стены – это щёки Взял щетинистые щётки. 6. Вот теперь он всё убрал На лошадке поскакал. 7. Говорит он до свиданья И нам машет на прощанье (дотрагиваемся кончиком язычка до верхней и нижней губы). ­ Язычок сделал зарядку и готов к работе. ­ Ребята, посмотрите,  у нас на доске зима намела целый сугроб из снежинок, но они не простые – волшебные. Каждая снежинка нас просит выполнить какое­то задание. Я беру 1­ю снежинку, а на ней загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.  ­ Отгадали? Это зима! ­ Давайте скажем ласково – зимушка. ­ Вам нравится это время года? Почему? ­ А как еще называют зиму? (чародейка, кудесница, волшебница, матушка, седая). ­ Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.(декабрь, январь, февраль). ­ Расскажите стихотворение о декабре (проверка домашнего задания). Вновь декабрь всё укрыл Белыми перинами. Речку быстро остудил Зеркалами льдинами. Щиплет уши, щиплет нос. Снег пушистый стелется. Злится, сердится мороз И поёт Метелица! ­ В народе декабрь называют студень. Он на всю зиму землю студит. ­ А какие поговорки вы выучили про январь и февраль? Проверка домашнего задания. Месяц январь – зимы государь. В феврале два друга – мороз да вьюга. ­ Ребята, а какие еще снежные, зимние слова вы можете назвать? (снеговик, лыжи, коньки, санки, Дед Мороз, ёлка, Снегурочка…) ­ Снежинка приготовила нам загадки: Меня не растили, Из снега слепили, Вместо носа ловко Вставили морковку, Холодный, большой, Кто я такой?                                    (Снеговик). Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими Нарядная, забавная. На новый год я главная.                (Ёлка). ­Давайте опишем ёлочку. ­ Какой высоты. ­ Чем покрыты веточки ели? ­ Какого цвета иголочки?­ Чем пахнет ёлочка? ­ Чем её украсили? ­ Что на макушке? ­ Сейчас нам понадобятся и лыжи, и коньки, и снежки, потому что наша физминутка называется «Зимние забавы». Физминутка. Мы зимой в снежки играем. Мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, Мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим Мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, Мы летим, мы летим. И Снегурку лепим мы, Лепим мы, лепим мы. Гостью – зиму любим мы, Любим мы, любим мы! ­ Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в окошко. Села мне на руку Легкая снежинка И нахохлила, как птица, Ледяную спинку. ­ На что похожа снежинка? (на пух, на звездочку, на алмаз, на пушинку, на пушистый комочек). ­ Какая она? (маленькая, белоснежная, ажурная, узорчатая, пушистая, ледяная). ­ Поиграем в игру, что умеет делать снежинка. (хлопаем в ладоши, если действие подходит). Игра:Снежинка:   блестит,   сверкает,   краснеет,   воет,   кружится,   бежит, переливается. ­ Ребята послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивают снежинки. Одуванчик из снежинок Поднесет к губам зима. Только дунет и снежинок Разлетятся семена. ­ С семенами одуванчика.  Такие приемы в нашей речи называются сравнения. ­ Давайте вернемся к нашим снежинкам. Они нам опять дают задание. Задание: Составить предложение по 2­м опорным словам. Дед Мороз – Подарки Елка – звезда Санки – горка Снеговик – морковка. ­ Много красивых слов сказали мы о зиме. Но не всем зима нравится! Тихо и пустынно в лесу. Не слышно птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Голодно и холодно им зимой. А как же животные готовились к зиме? Белка и Заяц. Сценки. Заяц:       Все работаешь, хозяйка? Автор:    Белку спрашивает Зайка. Белка:     Да, без дела не скучаю!  На сучках грибы сушу,  Свежий мох в дупло ношу.  Ну а ты? Зайка:     А я как ветер! Жить под крышей не люблю, И продукты не коплю. Я коры поесть могу, А согреюсь на бегу! Заяц и Медведь Заяц:  Белка на зиму грибы запасает, бурундук – орехи. А ты, Медведь, всё без дела шатаешься! Вот засыплет снег землю, что кушать станешь?Медведь: Ты, косой за меня не волнуйся. Я зимой сам себя ем! На­ка пощупай сам, сколько сала под шкурой – на всю зиму хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой, советую! Заяц: Э­э­э, Медведь! Какое там сало! Нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы живу! ­А вот уже и следующая снежинка приготовила вам загадки: Он приходит в зимний вечер. Зажигать на ёлке свечи. Он заводит хоровод. Это праздник….                               (Новый год). У него румяный нос, Сам он бородатый. Кто же это?....                                   (Дед Мороз) Правильно, ребята! ­ Посмотрите какой замечательный Дед Мороз пришел к нам в гости. Он пришел   не   с   пустыми   руками.   У   него   письмо   и   мешок   с   подарками.   Давайте прочитаем письмо. ­   Ребята,   мне   кажется   Дед   Мороз   старенький,  писал   без   очков,   поэтому сделал много ошибок. ­ А как вам кажется? Послушайте. (Учитель читает задания из письма Деда Мороза) Задание: 1. Дети нарядили игрушки ёлками. 2. Ёлка висит на шариках. 3. Санки любят кататься на Вове. 4. Ёлка пляшет возле Снегурочки. ­ Ребята, кто знает, откуда приходит к нам Дед Мороз? (Из леса, с Севера, с Северного плюса) ­ Ребята Дед Мороз волшебный человек, значит, его дорога к нам обязательно бывает с приключениями. Давайте вместе придумаем сказку о том, как Дед Мороз пришел к нам на Новогоднюю ёлку. ­ Как начинаются все сказки? С каких слов? ( Жил­был. В некотором царстве. Это было давным­давно). ­ Итак, начнем. Жил был Дед Мороз.­ Где он жил? (В лесу, в тереме, во дворце из сосулек, в снежном замке). ­ Пригласили его  ребята к себе на праздник на новогоднюю ёлку. Прочитал Дед Мороз приглашение и стал в дорогу собираться. ­ Что же он взял с собой? (Мешок с игрушками, конфеты, орехи…) Сел он в сани, запряженные тройкой лошадей и отправился в дальний путь. Подъехал Дед Мороз к речке, а мост сломан. ­ Что делать? (проехать по льду, перепрыгнуть, перелететь). Мог бы Дед Мороз перелететь, да посох волшебный забыл в тереме. Мог бы по льду перейти, да мешок у него тяжелый, вдруг провалится. Сел Дед Мороз на берегу, да призадумался. Вдруг слышит кто­то его зовёт. Присмотрелся, а из проруби его зовёт… ­ Кто? (щука, рыбка золотая). Говорит ему рыбка золотая: «Не печалься, Дед Мороз я тебе помогу». ­ Как рыбка помогла Деду Морозу? (посох волшебный вернула, мост хрустальный построила, подарила деду ковер­ самолет или сапоги­скороходы) Обрадовался Дед Мороз, поблагодарил  рыбку. А рыбка ему говорит: «Не надо мне твоей благодарности. Лучше возьми меня к ребятам на праздник. Согласился Дед Мороз, да вот беда: как рыбку к ребятам донести в чём? (в   варежку   воды   налить,   в   валенке   аквариум   сделать,   сделать   из   снега аквариум). Вот и добрался Дед Мороз с рыбкой к ребятам. Дед Мороз всем подарки подарил, а рыбка каждому ребенку его желание исполнила. Ведь она была не простая, а золотая. ­ А какое желание вы бы загадали золотой рыбке в новогоднюю ночь? (дети рассказывают о своей мечте). ­ А я от всей души желаю, чтобы все, что вы загадали, исполнилось. Желаю счастья и удачи. Здоровья крепкого впридачу. Каникул радостных, веселых, Но, чур, не забывать про школу. Желаю, чтобы каждый дом Богат был миром и теплом! ­ Ну а что же в мешке у Деда Мороза?­ Там новогодние открытки и сладости.    Звучит песня: «Кабы не было зимы».