Конспект урока по русскому языку (3 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
17.03.2018
Конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: Образование слов с помощью суффикса. Цель: создать условия для формирования умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи суффиксов. Планируемые результаты: Метапредметные Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять еѐ. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение прогнозировать постановку учебной проблемы; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД 1. Развиваем навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе Предметные: 1. Знать, что такое суффикс 2. Уметь образовывать новые слова с помощью суффикса.текст
конспект урока русский язык 3 класс 27.10.doc
Конспект урока по теме: Образование слов с помощью суффикса.  Учитель: Михалева Светлана Васильевна МАОУ «СОШ №3 г. Черепанова» Предмет: русский язык Дата: 27.10.16 Тема: Образование слов с помощью суффикса.  (с. 70­72, упр. 155­159) Тип: изучение нового материала Цель: создать условия для формирования умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи суффиксов. Планируемые результаты: Метапредметные  Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять еѐ.  Коммуникативные УУД  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.  Регулятивные УУД  1. Развиваем умение прогнозировать постановку учебной проблемы;  2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  Личностные УУД 1. Развиваем навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе Предметные:  1. Знать, что такое суффикс 2. Уметь образовывать новые слова с помощью суффикса. Ход урока I. Оргмомент. Вот звонок нам дал сигнал:  Поработать час настал.  Так что время не теряем  И работать начинаем. II. Разминка для пальчиков III Минутка чистописания. Бумага гиря ряд ­ Прочитайте написанные на доске слова. Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный  звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится? п./о Мы будем писать букву г. В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный  звук. Определите порядок следования букв в данной строчке. Продолжите данную цепочку в  определенной последовательности. ооогооггогггооог…… IV Актуализация «После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю … (суффиксом)» ­ Что такое суффикс? Какие слова называются однокоренными? V Самоопределение к деятельности. ­ Сформулируйте тему урока, цель:  ­Как вы думаете, какое следующее задание нам нужно выполнить, чтоб научиться образовывать  однокоренные слова  с помощью суффиксов? VI. Работа над новым материалом 1. ­На доске вы видите чудо­дерево. На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам  сегодня встретятся на уроке. Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая  часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова. Итак, послушаем грамматические рассказы детей о суффиксах. Работа в группах. 1 группа. Рассказывает сказку о суффиксах: ­ик, ­ишк, ­ищ, ­щик. Жили­были суффиксы ­ик, ­ишк, ­ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. ­Ик был  очень ласковый. ­Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В  тетради было написано – дом. Домик ­ писал – Ик. Домище ­ писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На  следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут  они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. ­ Тортик! – закричал –Ик. ­ Тортишко, ­ промолвил – Ишк. ­ Тортище – сказал ­ Ищ. ­ Тортильщик, ­ произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно. 2 группа. Рассказывает историю о суффиксе –Чик. Давным­давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи,  колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый,  что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо  огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в  изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только  уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал  слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по­прежнему  хорошо работает и верно служит людям. 3 группа. Рассказывает историю о суффиксе – Ёр. Жил­был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный  фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи,  гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером,  то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот  какой суффикс – Ёр. 4 ГРУППА. Ик,ок,очк,еньк .В стране Лингвистика жила­была дружная семья морфем. Она состояла  из отца – Корня, мамы – Основы, старшей дочки – Приставки, младшего сына – Окончания и  среднего сына – Суффикса. Жили они дружно. Поссорились они всего один раз. Однажды Корень нашел в домашней библиотеке старую книгу. Это оказалась книга сказок  А.С.Пушкина. Перед сном мама Основа села ячитать детям эту книгу. Дети, лежа в кроватках, стали ее слушать: ­Жил­был поп, Толоконный лоб… ­Лобик! – закричал с постели Суффикс. Мать продолжила, как ни в чем ни бывало: ­Пошел поп по базару посмотреть кой­какого товару.Навстречу ему Балда идет, сам не зная  куда.»Что, батя… ­Батька! – опять поправил маму Суффикс. ­Замолчи! – воскликнула сестра Приставка… Суффикс лег и забормотал: ­Ик,ок,очк,еньк …Дом– домик, лес­лесок, кость­косточка, дочь­доченька, ива­ ивушка.. Как у меня  ловко получается уменьшить и приласкать!!! ­Да прекрати же ты!­ возмутилась Приставка. ­Давайте не ссориться. Мы же одна семья.У Суффикса такая привычка, а у тебя привычка все время говорить слова с приставками. А ну­ка помиритесь! – прервала спор Основа. Ребята последовали совету матери и с тех пор никогда не ссорились. Можете спросить у них .Встретить их можно очень часто. 5 ГРУППА. Суффикс ист.Однажды один человек выбирал себе профессию.Он долго думал, как же  себя назвать. Думал­думал и придумал: а что, если ему себя назвать тем, что он любит. Больше же  всего он любил сладкое и гитару. И решил себя назвать Гитара, но все вокруг стали смеяться и  говорить, что так по­русски не говорят. Тогда человек сказал:»Все, я пойду в страну русского языка. Пусть мне помогут найти имя по профессии. Тогда части слова­ Приставка,Корень,Суффикс и  Окончание ­предложили ему подобрать суффикс к слову Гитара и повели его в класс суффиксов.  Там человек узнал, что есть разные классы суффиксов: суффиксы профессий, уменьшительно­ ласкательные, пренебрежительно­снисходительные, увеличительные и другие.Все ученики этих  классов помогли ему найти свой класс. Это оказался класс профессий. Он стал подбирать себе  суффиксы:Гитарчик –нет, не подходит.Гитарник – тоже нет. Гитарщик – нет! Гитарач – конечно,  нет! А вот Гитарист – подходит! Это то, что надо! Вот и сказке конец! 2.  Классификация суффиксов по их значениям: уменьшительно­ласкательные ­ ик, ок,очк,ечк,еньк, чик,ушк пренебрежительноый ­ ишк увеличительные – ищ суффиксы профессий, принадлежность к чему­либо­ ист, щик,чик  Суффикс ­ служит для образования слов с новым значением ­придаёт слову различные оттенки   Суффиксы имеют оттенки значения: ­ уменьшительно – ласкательный ­увеличительный ­пренебрежительный V.Закрепление нового материала. 1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов . Работа в парах. сила­  курение­ велосипед­ биатлон­ сердце­ огурец­ массаж­    2. Работа над умением придавать словам оттенки значений с помощью суффиксов Мы за столы сели, Фартуки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты. Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: "Съешь меня, Ваня". Яблоко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду. А малина так мала: Только в рот ее взяла, Тут же все растаяли Маленькие шары. Спелый, сочный апельсин ­ В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнце похож. В Африке растут бананы, Их едят там обезьяны. А мы когда едим бананы, То тоже похожи... на обезьян! Виноград, виноград, Много ягод подряд Выросло на ветке ­ Объеденье, дети! Прочитайте стихотворение. Если автор обращается к маленьким детям, хотелось бы вам что­ то  изменить в стихотворении? Измените текст так, чтоб его содержание было более эмоционально  выражено. Учитывая, что произведение адресовано малышам. Мы за столики сели, Фартучки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты. Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: "Съешь меня, Ванюша". Яблочко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду. А малинка так мала: Только в рот ее взяла, Тут же все растаяли Маленькие шарики. Спелый, сочный апельсин ­ В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнышко похож. В Африке растут бананы, Их едят там обезьяны. А мы когда едим бананы, То тоже похожи... на обезьянок! Виноград, виноград, Много ягодок подряд Выросло на ветке ­ Объеденье, детки! Суффиксы ­ учат видеть характер слов ­ помогают ярче выразить эмоции ­точнее передают смысл высказывания VI Итог урока ­Над какой темой мы сегодня работали? ­Какая морфема служит для образования новых слов? О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили? Рефлексия. ­ я вспомнил ­ я узнал ­ я научился Домашнее задание: с. 72 №159 1. http://festival.1september.ru/articles/528857/ 2. сказки http://shkola9.jimdo.com/%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD %D0%B5%D1%82­%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/ %D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA­%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE %D0%B3%D0%BE­%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0­3­%D0%BA%D0%BB %D0%B0%D1%81%D1%81­%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD %D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F­%D0%BE %D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5­ %D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD %D1%8B%D1%85­%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2­%D1%81­%D0%BF%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D1%89%D1%8C%D1%8E­%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA %D1%81%D0%BE%D0%B2/  Дифференцированное задание по трем уровням (работа по карточкам). 1 уровень. Базовый. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и  суффикс. Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик,  шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек. Определите значение выделенных в словах суффиксов. 2 уровень. Повышенной сложности. От каждого слова образуйте новое с помощью одного, из данных суффиксов. Суффиксы: ­ник,­ышк,­ик, ­очк, ­н, ­ечк.­ок, ­ек,­ек, ­еньк.­к, ­ушк, ­ист, ­ов, ­ин, ­чик, ­ищ. Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза,  груз, баян. Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили? Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые  слова. 3 уровень. Творческий. № Приставк Корень Суффик Окончани а с 1 полет краски дочка 2 подсыпат ь ходить дом е лапа рот 3 4 5 6 пошел слово лисица береза послал дарит холодок мост дуб сиреневы трава пенал й ключ школа лесник дождь Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте предложение, в которое вошло бы  возможно большее количество образованных слов.  Рефлексия. Детям предлагается провести самооценку по критериям. “5” – отвечал на вопросы, был активным, в тетради писал аккуратно, без ошибок. “4” – отвечал на вопросы, но в тетради писал не очень аккуратно.  “(.)” – не очень понравилась моя работа на уроке.

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018