Конспект урока по русскому языку (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Образование слов с помощью суффикса. Цель: создать условия для формирования умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи суффиксов. Планируемые результаты: Метапредметные Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять еѐ. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение прогнозировать постановку учебной проблемы; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД 1. Развиваем навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе Предметные: 1. Знать, что такое суффикс 2. Уметь образовывать новые слова с помощью суффикса.текст
Иконка файла материала конспект урока русский язык 3 класс 27.10.doc
Конспект урока по теме: Образование слов с помощью суффикса.  Учитель: Михалева Светлана Васильевна МАОУ «СОШ №3 г. Черепанова» Предмет: русский язык Дата: 27.10.16 Тема: Образование слов с помощью суффикса.  (с. 70­72, упр. 155­159) Тип: изучение нового материала Цель: создать условия для формирования умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи суффиксов. Планируемые результаты: Метапредметные  Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять еѐ.  Коммуникативные УУД  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.  Регулятивные УУД  1. Развиваем умение прогнозировать постановку учебной проблемы;  2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  Личностные УУД 1. Развиваем навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе Предметные:  1. Знать, что такое суффикс 2. Уметь образовывать новые слова с помощью суффикса. Ход урока I. Оргмомент. Вот звонок нам дал сигнал:  Поработать час настал.  Так что время не теряем  И работать начинаем. II. Разминка для пальчиков III Минутка чистописания. Бумага гиря ряд ­ Прочитайте написанные на доске слова. Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный  звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится? п./о Мы будем писать букву г. В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный  звук. Определите порядок следования букв в данной строчке. Продолжите данную цепочку в  определенной последовательности. ооогооггогггооог…… IV Актуализация «После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю … (суффиксом)»­ Что такое суффикс? Какие слова называются однокоренными? V Самоопределение к деятельности. ­ Сформулируйте тему урока, цель:  ­Как вы думаете, какое следующее задание нам нужно выполнить, чтоб научиться образовывать  однокоренные слова  с помощью суффиксов? VI. Работа над новым материалом 1. ­На доске вы видите чудо­дерево. На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам  сегодня встретятся на уроке. Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая  часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова. Итак, послушаем грамматические рассказы детей о суффиксах. Работа в группах. 1 группа. Рассказывает сказку о суффиксах: ­ик, ­ишк, ­ищ, ­щик. Жили­были суффиксы ­ик, ­ишк, ­ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. ­Ик был  очень ласковый. ­Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В  тетради было написано – дом. Домик ­ писал – Ик. Домище ­ писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На  следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут  они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. ­ Тортик! – закричал –Ик. ­ Тортишко, ­ промолвил – Ишк. ­ Тортище – сказал ­ Ищ. ­ Тортильщик, ­ произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно. 2 группа. Рассказывает историю о суффиксе –Чик. Давным­давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи,  колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый,  что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо  огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в  изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только  уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал  слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по­прежнему  хорошо работает и верно служит людям. 3 группа. Рассказывает историю о суффиксе – Ёр. Жил­был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный  фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи,  гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером,  то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот  какой суффикс – Ёр. 4 ГРУППА. Ик,ок,очк,еньк .В стране Лингвистика жила­была дружная семья морфем. Она состояла  из отца – Корня, мамы – Основы, старшей дочки – Приставки, младшего сына – Окончания и  среднего сына – Суффикса. Жили они дружно. Поссорились они всего один раз.Однажды Корень нашел в домашней библиотеке старую книгу. Это оказалась книга сказок  А.С.Пушкина. Перед сном мама Основа села ячитать детям эту книгу. Дети, лежа в кроватках, стали ее слушать: ­Жил­был поп, Толоконный лоб… ­Лобик! – закричал с постели Суффикс. Мать продолжила, как ни в чем ни бывало: ­Пошел поп по базару посмотреть кой­какого товару.Навстречу ему Балда идет, сам не зная  куда.»Что, батя… ­Батька! – опять поправил маму Суффикс. ­Замолчи! – воскликнула сестра Приставка… Суффикс лег и забормотал: ­Ик,ок,очк,еньк …Дом– домик, лес­лесок, кость­косточка, дочь­доченька, ива­ ивушка.. Как у меня  ловко получается уменьшить и приласкать!!! ­Да прекрати же ты!­ возмутилась Приставка. ­Давайте не ссориться. Мы же одна семья.У Суффикса такая привычка, а у тебя привычка все время говорить слова с приставками. А ну­ка помиритесь! – прервала спор Основа. Ребята последовали совету матери и с тех пор никогда не ссорились. Можете спросить у них .Встретить их можно очень часто. 5 ГРУППА. Суффикс ист.Однажды один человек выбирал себе профессию.Он долго думал, как же  себя назвать. Думал­думал и придумал: а что, если ему себя назвать тем, что он любит. Больше же  всего он любил сладкое и гитару. И решил себя назвать Гитара, но все вокруг стали смеяться и  говорить, что так по­русски не говорят. Тогда человек сказал:»Все, я пойду в страну русского языка. Пусть мне помогут найти имя по профессии. Тогда части слова­ Приставка,Корень,Суффикс и  Окончание ­предложили ему подобрать суффикс к слову Гитара и повели его в класс суффиксов.  Там человек узнал, что есть разные классы суффиксов: суффиксы профессий, уменьшительно­ ласкательные, пренебрежительно­снисходительные, увеличительные и другие.Все ученики этих  классов помогли ему найти свой класс. Это оказался класс профессий. Он стал подбирать себе  суффиксы:Гитарчик –нет, не подходит.Гитарник – тоже нет. Гитарщик – нет! Гитарач – конечно,  нет! А вот Гитарист – подходит! Это то, что надо! Вот и сказке конец! 2.  Классификация суффиксов по их значениям: уменьшительно­ласкательные ­ ик, ок,очк,ечк,еньк, чик,ушк пренебрежительноый ­ ишк увеличительные – ищ суффиксы профессий, принадлежность к чему­либо­ ист, щик,чик  Суффикс ­ служит для образования слов с новым значением ­придаёт слову различные оттенки   Суффиксы имеют оттенки значения: ­ уменьшительно – ласкательный ­увеличительный ­пренебрежительный V.Закрепление нового материала. 1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов . Работа в парах. сила­  курение­ велосипед­ биатлон­ сердце­ огурец­массаж­    2. Работа над умением придавать словам оттенки значений с помощью суффиксов Мы за столы сели, Фартуки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты. Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: "Съешь меня, Ваня". Яблоко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду. А малина так мала: Только в рот ее взяла, Тут же все растаяли Маленькие шары. Спелый, сочный апельсин ­ В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнце похож. В Африке растут бананы, Их едят там обезьяны. А мы когда едим бананы, То тоже похожи... на обезьян! Виноград, виноград, Много ягод подряд Выросло на ветке ­ Объеденье, дети! Прочитайте стихотворение. Если автор обращается к маленьким детям, хотелось бы вам что­ то  изменить в стихотворении? Измените текст так, чтоб его содержание было более эмоционально  выражено. Учитывая, что произведение адресовано малышам. Мы за столики сели, Фартучки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты. Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: "Съешь меня, Ванюша". Яблочко родное,Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду. А малинка так мала: Только в рот ее взяла, Тут же все растаяли Маленькие шарики. Спелый, сочный апельсин ­ В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнышко похож. В Африке растут бананы, Их едят там обезьяны. А мы когда едим бананы, То тоже похожи... на обезьянок! Виноград, виноград, Много ягодок подряд Выросло на ветке ­ Объеденье, детки! Суффиксы ­ учат видеть характер слов ­ помогают ярче выразить эмоции ­точнее передают смысл высказывания VI Итог урока ­Над какой темой мы сегодня работали? ­Какая морфема служит для образования новых слов? О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили? Рефлексия. ­ я вспомнил ­ я узнал ­ я научился Домашнее задание: с. 72 №159 1. http://festival.1september.ru/articles/528857/ 2. сказки http://shkola9.jimdo.com/%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD %D0%B5%D1%82­%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/ %D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA­%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE %D0%B3%D0%BE­%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0­3­%D0%BA%D0%BB %D0%B0%D1%81%D1%81­%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD %D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F­%D0%BE %D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5­ %D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85­%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2­%D1%81­%D0%BF%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D1%89%D1%8C%D1%8E­%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA %D1%81%D0%BE%D0%B2/  Дифференцированное задание по трем уровням (работа по карточкам). 1 уровень. Базовый. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и  суффикс. Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик,  шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек. Определите значение выделенных в словах суффиксов. 2 уровень. Повышенной сложности. От каждого слова образуйте новое с помощью одного, из данных суффиксов. Суффиксы: ­ник,­ышк,­ик, ­очк, ­н, ­ечк.­ок, ­ек,­ек, ­еньк.­к, ­ушк, ­ист, ­ов, ­ин, ­чик, ­ищ. Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза,  груз, баян. Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили? Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые  слова. 3 уровень. Творческий. № Приставк Корень Суффик Окончаниа с 1 полет краски дочка 2 подсыпат ь ходить дом е лапа рот 3 4 5 6 пошел слово лисица береза послал дарит холодок мост дуб сиреневы трава пенал й ключ школа лесник дождь Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте предложение, в которое вошло бы  возможно большее количество образованных слов.  Рефлексия. Детям предлагается провести самооценку по критериям. “5” – отвечал на вопросы, был активным, в тетради писал аккуратно, без ошибок. “4” – отвечал на вопросы, но в тетради писал не очень аккуратно.  “(.)” – не очень понравилась моя работа на уроке.

Посмотрите также