Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
19.09.2018
Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"
Данный конспект урока составлен в соответствии с ФГОС Есть проблема: 1. Какие слова называются родственными? 2. Что такое корень слова? 3. Какие слова называются однокоренными? Позволяет получить новые знания: 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень. 2. Корень – общая часть родственных слов. 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Однокорнные слова конспект урока.docx
Тема: «Однокоренные слова»  Проблема:  1. Какие слова называются родственными? 2. Что такое корень слова? 3. Какие слова называются однокоренными? Новые знания:  1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.  2. Корень – общая часть родственных слов. 3. Родственные слова иначе называются   однокоренными. Цель   подбирать однокоренные слова. Задачи:  : научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),  1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова,  подбирать    однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать,  группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников,  совершенствовать навыки каллиграфии. 2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией,  развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать  уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи. 3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии. Оборудование: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, толковый словарь,  компьютер, презентация, пословица, карточки со словами и заданиями,  оценочные листы. 1.Мотивация к учебной деятельности. 1.Организация класса. Эмоциональный настрой Ход  урока: Я рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. -Итак, у нас урок русского языка .Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату. Классная работа. ­ Я желаю, что бы вы ребята сегодня на уроке помогали друг другу, я желаю  вам все возникающие проблемы решать вместе, чтобы вы открыли что­то  новое интересное сегодня на уроке, а самое главное, что бы хорошее  настроение присутствовало у вас на уроке. ­ И так устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. ­ Ребята посмотрите на доску ( на доске карточки со словами) ­Соберите предложение.                                            Зри в корень Прочитайте что получилось? Кто понимает значение этого выражения? ­Может какое­то слово у вас вызвало сомнения? ­Какое слово? (ЗРИ) А где можно  посмотреть его значение? ( В толковом словаре) Ребятки, в словаре слово зри –это смотреть, видеть ­Может это вам помогло сказать, что означает эта фраза? Смотреть корень, что это значит? ( находить самое главное) ­А хотите сегодня узнать на уроке что­то новое и важное на уроке? ­А мы можете добывать эти знания сами? ­ А зачем нам добывать эти знания самим? Подумайте. (Что­бы нам в  будущем пригодились эти знания на практике) ­Хорошо, молодцы. А теперь давайте приготовим свои ручки Будем пальчики считать раз,два,три, четыре, пять вот какие дружные крепкие и нужные (потрите пальчики) ­ А скажите, к какому этапу мы сейчас приготовились?  ­Что мы сейчас будем делать? (писать) ­Значит какой этап ( чистописание) ­ А что мы делаем на этом этапе? ( повторяем написание букв и их  правописание) ­Ребятки какой чудесный сегодня день и он приготовил вот такой узор ­А что это за слово?(календарь) ­А посмотрите что необычного в его написании? (буквы обведены в кружочек) ­А кто мне скажет что такое календарь?( таблица или книжечка где дни  расписаны по месяцам в году) ­ И так ребятки, ещё раз посмотрите на это слово проговорите его по слогам и запишите его в свои тетрадочки, соблюдая вот такой красивый узор. Пишем красиво, стараемся. ­А теперь выделим орфограммы в этом слове. ­ какая орфограмма встретилась в этом слове? ( а в первом слоге, е во втором  слоге) ( непров. безударные гл. в корне слова) ­ А какую орфограмму ещё заметили? ( мягкий знак)  ­А для чего он нужен? ( указывает на мягкость согл.) ­ А теперь посмотрите какая вам больше всего понравилась буква ?  Нарисуйте над этой буковкой улыбку. ­ Оцените свою работу. ­ Ребята вы сказали, что в этом слове есть непровер. безудр. Гл. в корне слова, значит это какое слово ( словарное) ­ Значит какой этап следующий нашей работы? ( Словарная работа)  Для чего мы проводим словарную работу ( повторяем написание слов. Слов) ­ Перед вами лежит кроссворд. Узнаем словарное слово по его значению разгадав кроссворд И так первое слово  1.Он год кончает, а зиму начинает. (декабрь) Произнесите с ударением, какую гл. напишем? Скажи по слогам. ­Какую ещё орфограмм. Увидели? (мягкий знак) 2. Низкая температура воздуха нам очень….(холодно) ­ скажите с ударением ­Какую вторую гл.напишем? Можно проверить? Как?( холодный) ­Какая ещё есть орфограмма? (парная согл. ) как проверим? (холодок) 3.Холодная зимняя погода, трескучий…. (мороз)  Произнесите с ударением, какую гл. напишем? Скажи по слогам. ­Какую ещё орфограмм. Увидели? (парн. Сог.) 4.Промежуток времени обычно в 30 дней, но бывает чуть больше или чуть  меньше. ( месяц) Произнесите с ударением, какую гл. напишем? Скажи по слогам. 5.Самый первый календарный месяц (январь) Произнесите с ударением, какую гл. напишем? Скажи по слогам. ­Какую ещё орфограмм. Увидели? (мягкий знак) 6.Самый короткий месяц в году? (Февраль) Произнесите с ударением, какую гл. напишем? Скажи по слогам. ­Какую ещё орфограмм. Увидели? (мягкий знак) ­ А теперь отложите ручки и скажите что общего в этих словах ( они относят  к зиме) ­ А может здесь есть лишнее слово? ( холод, все слова словар, а холод нет) ­ А попробуйте найти слово которое получилось у нас по вертикали. ( корень) А теперь скажите что станет главным на нашем уроке? ( корень) 1.Работа над лексическим значением слова  «корень». ­ Сформулируйте тему урока. ­ Откроем учебники на стр.. ­ Прочитайте на какой вопрос мы должны ответить?  ­ Что такое корень слова?                                  ­ Как выделить корень в слове ?                                                                                ­ Какие слова называют родственными? ­ Можете ли ответить на эти вопросы?  ­ Какую  цель перед собой ставим на урок?   3. Планирование действий по решению учебных задач. а) Чтобы дать ответы на эти вопросы, нам нужно выяснить, откуда же  происходят такие слова?                                                                                             Кого мы считаем родственниками?  Итак, мы называем родственниками тех людей, которые произошли от одного  и того же рода, из одной семьи, из поколения в поколение. Эти люди часто  бывают похожи как внешне, так и внутренне. ­Но оказывается родственники бывают не только у людей, но и у слов.  Как­то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, А был садик – словом. Это слово, Слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло –  Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада Вот ещё посадка рядом, И садовый вот цветок, Садовник посадил в горшок. Очень интересно Гулять в саду словесном.  Вот такой загадочный наш великий русский язык! б) Давай выясним, какое же значение  имеет слово «Корень»? ­ узнаем подробнее лексическое значение этого слова? ­ Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре) Словарь! (посмотреть в учебнике, стр.152­153) и (словарь ) Корень: подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; часть слова 1) 2) 3) ­Так же как и у кустов, корень слова есть у слов         ­ О каком значении слова «корень» мы будем говорить на уроке 1) Работа в группе В)­Выберите правильные утверждения, лишние уберите  ­Возьмите задание №1, выберите правильные утверждения, соедините их со  словом корень                                                  главная часть предложения                                                  общая часть однокоренных (родственных) слов КОРЕНЬ                                значимая часть слова                                                  главный член предложения                                                  обозначается так:  Проверка с эталоном на слайде. ­ Давайте подведём итог. Что называется корнем слова?  Оценивание ­ А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? ­ Что у них должно еще быть? (общее значение) ­ Как называются слова у которых одинаковый корень и общее значение? ­ Давайте прочитаем правило на с 61. Чтение правила хором. Г) Игра  Однокоренные»  Найдите в каждой строке однокоренные слова, обоснуйте свой ответ. 1)  Носильщик, нос, носатый; 2)  Друг, товарищ, приятель. 3)  Циркуль, циркач, цирковая. Физкультминутка.  Б) Учебно­познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по  системе здоровьесберегающего обучения  Ф. Базарного. Снятие напряжения с  опорно­двигательного аппарата) В классе развешаны карточки со словами:   гора  сокол  сок  горы горевать  соколиный горный ­ Сейчас мы проведём игру «Найди родственника» ­ Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая  туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами.  Обоснуйте свой ответ. Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу, не являются однокоренными. 4. Закрепление нового материала. Работа по группам. Вставьте однокоренные слова в текст. 1)  У меня встали ___________. Ещё __________ назад ходили. А сейчас  _______________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил  мастер ­ _____________. Слова для справок: часы, часть, час, часовая, минутная, часовой, часовщик. 2) ____________ наловили много ___________. Крупную рыбу сдали на  ______________ завод. Мелкую ______________ привезли домой. Бабушка  испекла пирог ­ _______________. Слова для справок: Рыбник, рыбёшка, барыня, рыба, рыбный, брызги, рыбаки. 3)  В тайге растёт ___________. ____________ ­ любимое место многих  животных и птиц. Осенью в нём созревают _______________ орешки.  Слова для справок: кедровник, кеды, кедр, кедровые, сосновые. 4) Осенью мы часто ходим в лес за ______________. Нас называют   ­_______________. Мы нашли целый пень с маленькими  _________________. Это были опята. Ох и вкусный был ____________ суп.  Слова для справок: грибной, грипп, грибами, грибочками, грибниками. Проверка устно. Взаимопроверка. Самооценивание.   5. Самостоятельная работа. Письмо по памяти. Лиска, лисонька, лиса! Ты в каких живёшь лесах? Лисий хвост замёл следы. Где лисичка? Видел ты? Взаимопроверка. Оценивание. 6. Подведение итогов. С какими словами мы сегодня работали? Какую цель ставили? Достигли мы  поставленной цели? Кто может ответить, какие слова называются  однокоренными?  7.  Домашнее задание на выбор: упр в р.т., придумать задание для  одноклассников. 8. Самооценивание. Выствление оценок в листах самооценки.  Критерии:  9. Рефлексия Пантомима: руки вверх – доволен, голова вниз – недоволен, закрыть лицо  руками – мне ничего не понятно, урок прошёл для меня зря.

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку " Однокоренные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2018