Конспект урока по русскому языку "Буква Ё, ё" (1 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для достижения цели урока были использованы - мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза; наглядный материал; дифференцированные задания для учеников разного уровня подготовки; чтение текста, слогов, практические упражнения; стихи, загадки, беседа, поэтическая минутка, выборочное чтение, звуковое моделирование, самостоятельная работа по составлению звуковых моделей; дидактические игры «Живые звуки», «Друзья Тима и Тома», «Угадай звук»; работа с учебником, наглядным материалом.
Иконка файла материала Буква Ё,ё.doc
Тема: Знакомство с буквой «Ё,ё». Цели:  Содействовать   знакомству   с   буквой   «Ё,ё»,   формированию   умений выполнять   звуковой   анализ   слов   «клён»,   «пёс»,   «утёнок»,   развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания.  Прививать интерес к родному языку; Воспитывать чувств прекрасного, чувств любви к природе, к животным. Учащиеся должны знать:  характеристику звуков, обозначаемых буквой ё; особенности буквы ё; условия обозначения одного и двух звуков; условия и способы написания строчной и заглавной букв Ё,ё. Учащиеся   должны   уметь:  выполнять   звукобуквенный   анализ   с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; различать   печатные   и   прописные   буквы   Ё,   ё;   делать   выводы, экспериментировать; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его слушателям;  Оборудование:  карточки –  картинки  Веселых   Человечков;   образцы  буквы Ё,ё; предметные картинки деревьев: берёза, дуб, клён, сосна, липа,  ива, осина, черёмуха,   тополь,   ель;   таблицы   –схемы;   листочки   с   обратной   стороны которых буквы: умницы!; предметные картинки Тим, Том; 3 буквы ё; Ход урока: Ⅰ.Организация внимания. Мы прищли сюда учиться и пятёрки получать. Так давайте не лениться и урок наш начинать. (Поворачиваются к гостям) Всем, всем: добрый день! Ⅱ. Речевая разминка.   1.Скороговорки. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать Так здорово и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать Так здорово и внятно, Чтоб было всем понятно! *Ель на ёжика похожа. Ёж в иголках, ёлка тоже. *Не найду я ушки  У нащей лягушки.*Слишком много ножек  У сороконожек. *Не Ерёму напала дрёма, От дрёмы уснул Ерёма. Ⅲ. Актуализация опорных знаний. ­ А мы будем сегодня скучать и дремать как Ерёма? ­   На   какие     группы   распределяются   звуки   в   русском   языке?  (Гласные   и согласные.) ­ Сколько гласных букв в русском языке? (10). ­ Что вы знаете о согласных звуках? (Они бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные, всегда твёрдые или всегда мягкие). ­ Придумайте слова ­  друзья Тима и друзья Тома. (Тим – мягкий согласный звук   в   начале   слова,   Том   –   твёрдый   согласный   звук   в   начале   слова.) (Ученики называют слово и подходят к картинке Тома или Тима.) Откройте учебник на странице 38.  ­ Какие цели поставим перед собой? Чем мы будем заниматься на уроке?  (Мы   должны   составить   сообщение   о   букве   Ё,ё,   составить   звуковые модели слов) Ⅳ. Знакомство с буквами Ё,ё. У буквы ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки.  (Демонстрация карточки с написанными буквами) Ⅴ. Наблюдение над произношением буквы ё. Характеристика буквы. 1. Угадайте, кто из Весёлых Человечков произносит букву ё? (Карточки – картинки Веселых Человечков). ­   Что   узнали   о   букве   «ё»?     (Эта   буква   гласная,   потому   что   воздух     при произношении не встречает преграды.) Упражнение в чтении слогов с буквой ё. Договаривание слогов до целого слова. 2. Повторение стихотворения­подсказки о гласных звуках. Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт, Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонко Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать.  Ⅵ. Послушайте загадку.Их весной и летом Мы видели одетыми. А осенью с бедняжек Сорвали все рубашки. ­ О чём говорится в загадке? (О деревьях, листочках). Ⅶ. Беседа. ­ Какие деревья растут в лесу? ­ На какие группы можно распределить эти деревья? (На доске предметные картинки деревьев.) (Лиственные, хвойные). ­ Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит человеку лес? Чем   больше   времени   человек   проводит   в  лесу,   тем   реже   он   болеет. Самые здоровые – это лесники. Кто из вас знает, кто такие лесники и чем они занимаются?   В народе все знают, что отдых под  берёзой, дубом, клёном, сосной, липой и ивой  укрепляет  здоровье   и снимает   усталость.  Можно  под  ними посидеть, полежать или обхватить руками их ствол. Но во время грозы нельзя находиться рядом с деревом: может попасть молния. Уходя, погладь дерево и поблагодари его за то, что оно помогло тебе. А   вот  осина,   черёмуха,   тополь   и   ель  снимают   боль   и   различные воспаления. Но находиться именно с этими деревьями долго рядом нельзя, они отнимают у человека энергию. Развесила   Царица   ­     Осень   яркие   бусы   на   всех   деревьях,   топнула багряным   сапожком,   тряхнула   своими   золотыми   кудрями,   и   посыпалось золото   с   деревьев.   Укрыла   осень   разноцветным   ковром   землю,   нашу кормилицу. Ⅷ. Поэтическая минутка. Ученик читает стихотворение. Как красива Осень. В пёстром сарафане! В чистом небе – просинь. Клён горит, как пламя. Над водой – берёзка Золотою свечкой, И плывут листочки Вниз по тихой речке. ­   Угадайте,   с   какого   дерева   прилетели   листочки   на   страницы   нашего учебника. ( с.39­40). ­ Как называется это дерево? (Клён).Ⅸ. Распознавание   буквы   ё.   Чтение   стихотворения   (запись   на   доске) хорошо   подготовленными   учениками.   Нахождение   и   подчёркивание   в словах буквы «ё». Плакали ночью Жёлтые клёны. Вспомнили клёны  Как были зелёны… С жёлтой берёзы тоже капало Значит, берёза тоже плакала. Ⅹ. Звуковой анализ слова «клён». Ⅺ. Правило: Если после мягкого согласного звука слышу звук «о», пишу букву «ё». (Табличка – схема)  ☐ 〚о〛, ё Если после твёрдого согласного звука слышу звук «о», пишу букву «о». ☐〚о〛, о На доске даны слова с «окошком». Вставить недостающую букву.  ⅩⅡ. Работа по учебнику.   Моделирование слова «клён». Самостоятельная работа. кл☐ н, бер☐ за, чер☐ муха ⅩⅢ.Физкультминутка. Мы листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели, Мы летим, мы летим. И на землю тихо сели. Ветер снова побежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. Опавшей листвы разговор еле слышен: Дети: Мы с яблонь, мы с клёнов, с берёзы. Везде листопад… Скоро грянут морозы. ⅩⅣ. Звуковой анализ слова «ёжик». Игра «Живые звуки». Заходим в лес и видим: Под соснами, под ёлками  Лежит мешок с иголками.  Кто это? (Ёжик). ⅩⅤ. Звуковой анализ слова «пёс». Загадка.  Живёт под крылечком.Хвост колечком.  (Собака) ­ Как можно сказать по ­ другому? (Собака, пёс, щенок). ­ Какое из этих слов подходит к схеме?  Моделирование слова «пёс». Правило: Если после мягкого согласного звука слышу звук «о», пишу букву «ё». ⅩⅥ. Звуковой анализ слова «утёнок». Игра «Доскажи словечко». У тигра ­ … (тигрёнок). У слона ­ … (слонёнок). У лося  ­ … (лосёнок). У утки ­ … (утёнок). Моделирование слова «утёнок». Правило: Если после мягкого согласного звука слышу звук «о», пишу букву «ё». ⅩⅦ. Выбор буквы «о» или «ё» в слове «котёнок». Кот, котик, котище. Звуковой анализ слова «котёнок». ⅩⅧ. Рефлексия. ­ С какой буквой мы сегодня познакомились? ­ Что у нас получилось?  ­ Характеризовать новые звуки удалось? ­ Для чего надо знать буквы  и писать их? ­Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение? ­ Оцените свою работу на уроке. ­ А закончить наш урок мне хочется такими словами: Золотая осень, Прекрасная пора! Серебром и золотом Укрыла лес, поля. Разукрасила листочки, Как цветные мотылёчки, Но подули ветры, Оголили ветви. Листья с дерева упали, Всё кругом ковром устлали, Ну, а лес, а лес – он весь С чудной золотинкой, И листочков в нём не счесть, Собирай в корзинку! (На доске листочки на которых с обратной стороны написаны буквы   из которых ученики составляют слово: УМНИЦЫ!)

Посмотрите также