Для достижения цели урока были использованы - мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза; наглядный материал; дифференцированные задания для учеников разного уровня подготовки; чтение текста, слогов, практические упражнения; стихи, загадки, беседа, поэтическая минутка, выборочное чтение, звуковое моделирование, самостоятельная работа по составлению звуковых моделей; дидактические игры «Живые звуки», «Друзья Тима и Тома», «Угадай звук»; работа с учебником, наглядным материалом.
Тема: Знакомство с буквой «Ё,ё».
Цели: Содействовать знакомству с буквой «Ё,ё», формированию умений
выполнять звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утёнок», развитию
фонематического слуха, речи, памяти, внимания.
Прививать интерес к родному языку;
Воспитывать чувств прекрасного, чувств любви к природе, к животным.
Учащиеся должны знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой ё;
особенности буквы ё; условия обозначения одного и двух звуков; условия и
способы написания строчной и заглавной букв Ё,ё.
Учащиеся должны уметь:
выполнять звукобуквенный анализ с
йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков;
различать печатные и прописные буквы Ё, ё; делать выводы,
экспериментировать; на основе полученных выводов составлять сообщение и
доносить его слушателям;
Оборудование: карточки – картинки Веселых Человечков; образцы буквы
Ё,ё; предметные картинки деревьев: берёза, дуб, клён, сосна, липа, ива, осина,
черёмуха, тополь, ель; таблицы –схемы; листочки с обратной стороны
которых буквы: умницы!; предметные картинки Тим, Том; 3 буквы ё;
Ход урока:
Ⅰ.Организация внимания.
Мы прищли сюда учиться и пятёрки получать.
Так давайте не лениться и урок наш начинать.
(Поворачиваются к гостям)
Всем, всем: добрый день!
Ⅱ. Речевая разминка.
1.Скороговорки.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Так здорово и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Так здорово и внятно,
Чтоб было всем понятно!
*Ель на ёжика похожа.
Ёж в иголках, ёлка тоже.
*Не найду я ушки
У нащей лягушки.*Слишком много ножек
У сороконожек.
*Не Ерёму напала дрёма,
От дрёмы уснул Ерёма.
Ⅲ. Актуализация опорных знаний.
А мы будем сегодня скучать и дремать как Ерёма?
На какие группы распределяются звуки в русском языке? (Гласные и
согласные.)
Сколько гласных букв в русском языке? (10).
Что вы знаете о согласных звуках? (Они бывают твердые и мягкие, звонкие и
глухие, парные и непарные, всегда твёрдые или всегда мягкие).
Придумайте слова друзья Тима и друзья Тома. (Тим – мягкий согласный
звук в начале слова, Том – твёрдый согласный звук в начале слова.)
(Ученики называют слово и подходят к картинке Тома или Тима.)
Откройте учебник на странице 38.
Какие цели поставим перед собой? Чем мы будем заниматься на уроке?
(Мы должны составить сообщение о букве Ё,ё, составить звуковые
модели слов)
Ⅳ. Знакомство с буквами Ё,ё.
У буквы ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
(Демонстрация карточки с написанными буквами)
Ⅴ. Наблюдение над произношением буквы ё. Характеристика буквы.
1. Угадайте, кто из Весёлых Человечков произносит букву ё?
(Карточки – картинки Веселых Человечков).
Что узнали о букве «ё»? (Эта буква гласная, потому что воздух при
произношении не встречает преграды.)
Упражнение в чтении слогов с буквой ё.
Договаривание слогов до целого слова.
2. Повторение стихотворенияподсказки о гласных звуках.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонко
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ⅵ. Послушайте загадку.Их весной и летом
Мы видели одетыми.
А осенью с бедняжек
Сорвали все рубашки.
О чём говорится в загадке? (О деревьях, листочках).
Ⅶ. Беседа.
Какие деревья растут в лесу?
На какие группы можно распределить эти деревья? (На доске предметные
картинки деревьев.)
(Лиственные, хвойные).
Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит человеку лес?
Чем больше времени человек проводит в лесу, тем реже он болеет.
Самые здоровые – это лесники. Кто из вас знает, кто такие лесники и чем они
занимаются?
В народе все знают, что отдых под берёзой, дубом, клёном, сосной,
липой и ивой укрепляет здоровье и снимает усталость. Можно под ними
посидеть, полежать или обхватить руками их ствол. Но во время грозы нельзя
находиться рядом с деревом: может попасть молния. Уходя, погладь дерево и
поблагодари его за то, что оно помогло тебе.
А вот осина, черёмуха, тополь и ель снимают боль и различные
воспаления. Но находиться именно с этими деревьями долго рядом нельзя,
они отнимают у человека энергию.
Развесила Царица Осень яркие бусы на всех деревьях, топнула
багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось
золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу
кормилицу.
Ⅷ. Поэтическая минутка. Ученик читает стихотворение.
Как красива Осень.
В пёстром сарафане!
В чистом небе – просинь.
Клён горит, как пламя.
Над водой – берёзка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
Угадайте, с какого дерева прилетели листочки на страницы нашего
учебника. ( с.3940).
Как называется это дерево? (Клён).Ⅸ. Распознавание буквы ё. Чтение стихотворения (запись на доске)
хорошо подготовленными учениками. Нахождение и подчёркивание в
словах буквы «ё».
Плакали ночью
Жёлтые клёны.
Вспомнили клёны
Как были зелёны…
С жёлтой берёзы тоже капало
Значит, берёза тоже плакала.
Ⅹ. Звуковой анализ слова «клён».
Ⅺ. Правило: Если после мягкого согласного звука слышу звук «о», пишу
букву «ё». (Табличка – схема)
☐ 〚о〛, ё
Если после твёрдого согласного звука слышу звук «о», пишу букву «о». ☐〚о〛,
о
На доске даны слова с «окошком». Вставить недостающую букву.
ⅩⅡ. Работа по учебнику.
Моделирование слова «клён». Самостоятельная работа.
кл☐ н, бер☐ за, чер☐ муха
ⅩⅢ.Физкультминутка.
Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летим, мы летим.
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Опавшей листвы разговор еле слышен:
Дети: Мы с яблонь, мы с клёнов, с берёзы.
Везде листопад… Скоро грянут морозы.
ⅩⅣ. Звуковой анализ слова «ёжик». Игра «Живые звуки».
Заходим в лес и видим:
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
Кто это? (Ёжик).
ⅩⅤ. Звуковой анализ слова «пёс».
Загадка.
Живёт под крылечком.Хвост колечком. (Собака)
Как можно сказать по другому? (Собака, пёс, щенок).
Какое из этих слов подходит к схеме?
Моделирование слова «пёс».
Правило: Если после мягкого согласного звука слышу звук «о», пишу
букву «ё».
ⅩⅥ. Звуковой анализ слова «утёнок».
Игра «Доскажи словечко».
У тигра … (тигрёнок).
У слона … (слонёнок).
У лося … (лосёнок).
У утки … (утёнок).
Моделирование слова «утёнок».
Правило: Если после мягкого согласного звука слышу звук «о», пишу
букву «ё».
ⅩⅦ. Выбор буквы «о» или «ё» в слове «котёнок».
Кот, котик, котище.
Звуковой анализ слова «котёнок».
ⅩⅧ. Рефлексия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Что у нас получилось?
Характеризовать новые звуки удалось?
Для чего надо знать буквы и писать их?
Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?
Оцените свою работу на уроке.
А закончить наш урок мне хочется такими словами:
Золотая осень,
Прекрасная пора!
Серебром и золотом
Укрыла лес, поля.
Разукрасила листочки,
Как цветные мотылёчки,
Но подули ветры,
Оголили ветви.
Листья с дерева упали,
Всё кругом ковром устлали,
Ну, а лес, а лес – он весь
С чудной золотинкой,
И листочков в нём не счесть,
Собирай в корзинку!
(На доске листочки на которых с обратной стороны написаны буквы из
которых ученики составляют слово: УМНИЦЫ!)