Тема урока : Что такое антонимы?
Цели урока : формировать умение употреблять антонимы в речи; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письмен¬ной форме.
Урок 28. Что такое антонимы?
Цели: формировать умение употреблять антонимы в речи; развивать речь; пополнять словарный
запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в
речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письмен
ной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний орфографическая минутка
(На доске запись.)
Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.
— Переставьте предложения так, чтобы получился текст. (Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо
стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.)
— В первом предложении подчеркните основу предложения.
— Во втором предложении поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
III. Работа по теме урока Упр. 75 (с, 57).
— Прочитайте задание. Что непонятно в задании?
— Подберите антоним к паре слов мелкий пруд. (Мелкий пруд ~ глубокий пруд.)
— Будет ли антонимом слово глубокий во втором предложении? (Нет. Если дождь не мелкий, то он
крупный.)
— Запишите следующую пару: мелкий дождь крупный дождь.
— Что вы заметили? (У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы.)
— Найдите противоположное значение к паре легкая сумка. (Тяжелая сумка)
— Найдите противоположное значение к паре легкая задача. (Трудная задача.)
— Задание под цифрой 3 выполните самостоятельно. Прочитайте, что вы написали. (Сладкое яблоко —
кислое яблоко. Сладкое лекарство — горькое лекарство.)
Итак, у многозначных слов может быть несколько антонимов.
IV. Физкультминутка
Раз, два, три — веселей шагайте. Раз, два, три — ноги поднимайте. Раз, два, три — потянитесь дружно. Раз, два,
три сели и привстали. Раз, два, три — ручками похлопали. Раз, два, три — ножками потопали.
V. Работа с текстом
Упр. 76 (с. 57).
~ Прочитайте текст.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Озаглавьте его. (Лисички.)
— Почему лисички так названы? (Они похожи на зверя лисицу цветом.)
— На что еще похожи лисички по цвету? (Лисички яркого цвета, как морковь.)
— Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.
— Напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно. (/. Лисички яркого цвета, как морковь. 2. В
серединке дрожит росинка. 3. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.)
— Проверьте написанное.
VI. Рефлексия
(Выборочный диктант.)
Из каждого четверостишия выпишите пару словантонимов.
1. Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок. С тонким он теперь соседом О скворцах ведет беседу.
2. Нынче пасмурный день был. Глеб зонт взял, а Лев забыл. Дождь пролился неплохой. Лев весь мокрый, Глеб
сухой!
3. Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький.
4. Полный чемодан гордится, Что поедет за границу, Ну а старый и пустой В шкаф отправят на постой.
•' 5. Длинный сарафан для Маши, Чтоб была всех в мире краше, А короткий для Аленки, Маленькой ее
сестренки.
6. «Ох, вздыхает пес голодный, Съесть могу кого угодно!» Сытый же ему в ответ: «Ну, тогда меня здесь нет!»
(Проверка.)
VII. Подведение итогов урока
~ Чем сегодняшний урок вам запомнился? Чему сегодня научились на уроке?
Что осталось непонятым?
Домашнее задание Карточка
I (подбери к словам антонимы.
Грн.шый ... Грубый — ...
Трусливый — ... • Светлый — ...
Мягкий —...